Шлюп «мирный»

Шлюп «мирный»

В текущем году исполняется 197 лет со дня отправления первой русской антарктической экспедиции в составе двух боевых судов: шлюпа «Восток» под руководством капитана 2-го ранга Ф.Ф. шлюпа и Беллинсгаузена «Мирный» под руководством лейтенанта М. П. Лазарева.

Неоднократно мореплаватели пробовали пробраться в неизведанные почвы в водах Антарктики.

История отметила рейсы мужественных британских мореплавателей Кука и Фюрно. В 1772 — 1775 годах на двух судах — «Резолюшен» и «Адвенчур» они совершили плавание около предполагаемого материка, открыли остров Южная Георгия, трижды пересекли Южный полярный круг и… Кук категорически отверг существование Южной Почвы, вернее, думал, что если она и имеется, то недостижима.

Авторитет выдающегося британского мореплавателя был так велик, что практически полвека никто не делал новых попыток отправиться на поиски Антарктиды.

Ответить на вопрос — существует ли, в итоге, Громадная Южная Почва — взялись отважные русские моряки.

16 июля (4-го по старому стилю) 1819 года антарктическая экспедиция в составе двух судов вышла из Кронштадта.

Началось одно из превосходных плаваний в истории Великих географических открытий.

Плавание проходило в поразительно тяжелых условиях, в особенности в водах Антарктики, в то время, когда штормы, снегопады, обледенения и туман при ожесточённых морозах сопровождали суда более ста дней.

Не обращая внимания на всевозможные опасности и невероятные лишения, угрожавшие их экипажам и кораблям, экспедиция увенчалась необыкновенным успехом.

Исследования разрешили с полной очевидностью установить существование огромного материка и, сверх того, открыть двадцать девять ранее малоизвестных островов, назвав их русскими именами.

Рис. 1. Корпус:

1 — киль; 2 — форштевень; 3 — галс-боканцы; 4 — гальюн; 5 — крамбол; 6 — подъякорная подушка; 7 — кофель-кнехты и нагельные планки: 8 — утки; 9 — роульсы; 10 — люки; 11 — боканцы-шлюпбалки; 12 — бархоут; 13 — руслени: 14 — 8-весельный баркас на киль-блоках; 15 — шлюпка правого борта; 16 — шлюпка левого борта; 17 — кормовая шлюпка; 18 — бортовой трап; 19 — офицерский туалет

Более двух лет шлюпы пребывали в плавании, было пройдено под парусами расстояние, в два с лишним раза превышающее длину экватора.

5 августа 1821 года суда поднялись на Кронштадтском рейде.

Начальник шлюпа «Мирный», известный потом адмирал М.П. Лазарев, в одном из собственных писем приятелю A.A.

Шестакову, обрисовывая плавание в антарктических водах, с гордостью резюмировал: «Каково сейчас русачки отечественные ходят!»

Первая русская экспедиция вошла в анналы великих географических открытий, и ее значение особенно ощутимо в наши дни, в то время, когда Антарктида превратилась в интернациональную научную лабораторию, в которой исследуются возможности шестого континента.

Ведущая роль в этом деле в собственности станциям СССР — и среди них двум: «Мирный» и «Восток», названным в честь славных шлюпов.

КАКИМ ОН БЫЛ?

На Олонецкой верфи в Лодейном поле недалеко от Санкт-Петербурга в 1818 году строилось для флота вспомогательное судно «Ладога».

Стремясь ускорить отправление высокоширотной экспедиции в Антарктиду, решили не строить новое судно, а применять «Ладогу». При включении судна в состав ВМФ ему дали новое наименование — «Мирный» и сразу же приступили к перестройке. Работами руководил начальник «Мирного» М.П. Лазарев.

Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус дюймовыми досками, прочно закрепив их бронзовыми гвоздями. Корпус шепетильно проконопатили, а подводную часть, дабы она не обрастала водорослями, покрыли бронзовыми страницами. В корпуса поставили дополнительные крепления — на случай действия льдин, сосновый руль был заменен дубовым.

Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, другие снасти и штаги, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, используемыми на судах ВМФ.

Шлюп «Мирный» был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным двадцатью пушками: шестью — 12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76 мм). Экипаж насчитывал 72 человека.

Размеры шлюпа «Мирный» в соответствии с чертежу № 21, хранящемуся в Центральном национальном архиве ВМФ в Ленинграде, следующие: протяженность — 120 футов (36,6 м), ширина — 30 футов (9,15 м), осадка — 15 футов (4,6 м). Эти размеры по окончании перестройки судна пара увеличились, то же относится и к водоизмещению «Мирного».

Рис. 2. Рангоут, стоячий и бегучий такелаж:

20 — бом-утлсгарь; 21 утлегарь; 22 — блинда-рей; 23 бушприт; 24 — вагер-вулинги; 25 — фока-реи; 26 фор-марса-рей; 27 — фор-брам-рей; 28 — фор-трисель-гафель; 29 — грота-рей; 30 — грот-марса-рей; 31 — грот-брам-рей; 32 грот-трисель-гафель; 33 — бегин-рей; 34 — крюйс-марса-рей; 35 — крюйс-брам-рей; 36 — бизань-гафель; 37 — бизань-гик: 38 — ватер-штаги; 39 — ватер-бакштаги; 40 — штаги; 41 — нижние ванты; 42 — стень-ванты; 43 — фортуны; 44 — путенс-ванты; 45 — топенанты; 46 — брасы; 47 гитовы; 48 — булини; 49 — риф-сезии: 50 шкоты; 51 — галсы; 52 — лирик-фалы

На рисунке 1 изображен самый главный из всех -теоретический, складывающийся из корпуса, на котором продемонстрированы очертания шпангоутов (носовые пронумерованы буквами), бока, изображающего боковой вид шлюпа, и полушироты трех ватерлиний.

Не считая теоретического чертежа, тут продемонстрирован замысел верхней палубы, разрез и фальшборт по диаметральной плоскости с показом бака -передней части палубы шлюпа до фок-мачты, шкафута -между грот- и фок-мачтами и, наконец, шканцев — между бизань- и грот-мачтами. В том месте же продемонстрированы кое-какие подробности, установленные на верхней палубе. На рисунке 2 продемонстрировано парусное оружие всех трех мачт: фок, грот, бизань. На картинках в верхней части страницы продемонстрированы подробности рангоута.

И наконец, на рисунке 3 помещены боковой вид модели со всеми парусами, нос и корма с украшением, артиллерия, пушечные порты, схема сборки штульцев, грот штагов- и накладка-вант. На всех трех картинках помещена масштабная линейка, которая разрешит выполнить рабочие чертежи в том масштабе, в котором вы задумаете строить модель.

УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПОСТРОЙКИ, СБОРКИ и ОКРАСКИ МОДЕЛИ

самый подходящим материалом для того чтобы и всех его подробностей будет сухая, мелкослойная, без сучков и других пороков древесина. Корпус возможно делать наборным либо из склеенного из досок бруса.

Следующим этапом работы есть изготовление рангоутов, надстроек палубного корабельного оборудования, устройств, дельных вещей, артиллерии, размещенных на верхней палубе.

Все это кроме этого рекомендуется делать из древесины.

Паруса шьются из узкой белой материи, выкраивают их по чертежам (рис. 3). Для стоячего и бегучего такелажа употребляются нитки.

При постройке модели в масштабе 1:100 достаточно тяжело выдержать масштаб такелажа — соответствие толщин снастей.

Нужно руководствоваться правилом: чем выше, тем уже должны быть нитки, имитирующие тросы. Грот-штаги — 1,0 мм, грот-брамтопенанты — 0,1 -0,2 мм. Усугубляется эта задача еще и тем, что далеко не просто сделать юферсы и блоки.

В масштабе они получаются весьма мелкими. Для их изготовления нужен ювелирный токарный станок.

По данной причине приходится упрощать проводку снастей и имитировать юферсы и блоки.

Рис. 3. Паруса (буквы в кружках):

А — бом-кливер; Б кливер; В — форстеньги-стаксель; Г — фор-стаксель, штормовой парус продемонстрирован пунктиром; Д — фок; Е — фор-марсель; Ж — фор-брамссль; 3 — фор-трисель; И — грог; К — грот-марсель; Л — грот-брамсель; М — грот-трисель; 11 — крюйс-марсель либо крюй-сель; О — крюйс-брамсель; П — бизань либо контр-бизань; С, У — марса-лисель, Т; Ф — брам-лисель

Перед тем как приступить к сборке модели шлюпа «Мирный», нужно покрасить корпус и все подробности.

Окрашивать направляться посредством пульверизатора, кисти для данной цели не подходят, в особенности для подробностей. Краски смогут использоваться каждые, нужно быстросохнущие. По окончании первой окраски и в то время, когда краска прекрасно просохнет, рекомендуется отшлифовать поверхность наждачной бумагой, не оставляющей рисок — царапин, затем — окрасить еще раз, что повысит уровень качества покрытия.

Тёмной краской окрашивают борта, включая и фальшборт, планширь, гакаборт, штульцы княвдигед, решетку гальюна, боканцы, руслени, шпоры стеньг, брам и бом-брам-стеньг, все реи с коками, марсы, салинги, все эзельгофты, шлюпки, коечные сетки, фонари, юферсы, боковые стены пушечных полупортиков на верхней палубе, вант-путенсы, путенс-ванты, крышу колокола, обделку трубы камбуза, якорь, бугеля бушприта, ватер-булинг, кат-балку, бугеля лиселей, перты, крам-кнехты и бол, бугеля на топах мачт, бугеля якоря, петли пушечных портов и целый стоячий такелаж. В белый цвет окрашиваются мачты до марса, шкалы и чиксы, бугеля на мачтах, топы мачт, стеньг, брам-стеньг, бом-брам-стеньг (флагшток), бушприт до эзельгофта, бисы бушприта, полоса на борту, крышки пушечных портов, оконные переплеты.

Темно-зеленым цветом покрывают внутреннюю часть фальшборта. В красный окрашиваются: щит на эмблеме — орле, боковые стены пушечных портов и их крышки изнутри. Бронзируется под золото эмблема «Орел», кантики княвдигеда, кантики на штульца и кормовой раковине. Пушки покрываются темно-зеленой латунью либо тёмной краской. Подводная часть корпуса окрашивается желтой краской с добавлением медного порошка, дабы имитировать бронзовые страницы, которыми был обшит шлюп «Мирный».

Протравливаются бейцем кофель-нагельные планки, утки, кнехты, люки, решетки, штурвал, траны, станки пушек.

Не окрашиваются палуба, лисель-спирты, стеньги, брам-стеньги, бом-мачта, шлюпки внутри, штоки якорей, утлегарь, бом-утлегарь.

Изготовление рубок и корпуса, румпеля шлюпок, дельных вещей, якорей, рангоута и его бессчётных подробностей потребует большое количество старания и времени.

Так как подробностей модели довольно много, обязательно удостоверьтесь в надежности, все ли вы сделали, все ли узлы, такие, к примеру, как бушприт, грот-мачта, фок-мачта и т.п., имеют полный набор подробностей. Полезно для этих целей составить спецификацию — список подробностей; сразу же выяснится, чего не достаточно.

Примерный порядок сборки модели шлюпа «Мирный» рекомендуется таковой: 1) собрать корпус, приклеить киль, форштевень, ахтерштевень, дейдвуд, зеркало кормы, руслени, поставить нижние юферсы, штульцы, княвдигед, установить бушприт и навесить руль; 2) совершить ватерлинию, вбить все обуха для бакштагов, после этого собрать гальюн с решеткой, установить эмблему, вклеить галсбоканцы; 3) вклеить все палубные подробности лодки, решетки, установить штурвал, киль-блоки барказа и мачтовые кнехты; 4) установить палубу; 5) собрать утлегарь и бом-утлегарь, собрать мачты, приклеить чиксы, марсы, бугеля, на которых уже навешаны отмеренные по шаблону ванты с вант-юферсами на финишах, установить стеньги, стень-ванты обтянуть еще до установки мачт; 6) после этого установить собранные мачты, обтянуть стоячий такелаж бушприта и мачт; 7) вооружить реи, сель-спиртов, бейфуты; 8) поднять до места нижние реи фока, бизани и грота-бегинрея, навесить на гардели и борги топенанты, закрепить бейфуты; 9) совершить брасы (бегучий такелаж рангоута), то же выполнить с марса-реями, гафелем и гиком; 10) пришнуровать паруса, швы имитировать карандашными линиями, прямые паруса кроить лишь параллельно верхней кромке, поставить лисель-якоря и спирты; 11) установить шлюпки на боканцы, протянуть бегучий такелаж парусов; 12) поднять вымпел и флаг.

Модель возможно покинуть без парусов, что разрешит лучше видеть рангоут, его подробности и такелаж.

С. ЛУЧИНИНОВ

Шлюп Восток

Статьи, которые будут Вам интересны: