Штурмовое орудие «фердинанд»

Штурмовое орудие «фердинанд»

Своим возникновением на свет самая известная германская самоходка периода Второй мировой «Фердинанд» обязана, с одной стороны, интригам около тяжелого танка \/К 4501 (Р), а с другой — появлению 88-мм противотанковой пушки Рак 43. Танк \/К 4501 (Р) — попросту говоря «Тигр» конструкции врача Порше — был продемонстрирован Гитлеру 20 апреля 1942 года, в один момент с его соперником VK 4501 (Н) — «Тигром» компании Henschel. Согласно точки зрения Гитлера, в серийное производство должны были быть запущены обе автомобили, чему всячески противилось Управление оружий, работники которого терпеть не могли строптивого любимца фюрера — врача Порше.

Опробования не распознали очевидных преимуществ одной автомобили перед второй, но готовность к производству «Тигра» у Порше была выше — к 6 июня 1942 года к сдаче в армии готовься первые 16 танков VK 4501 (Р), для которых на компании Krupp заканчивалась сборка башен. Компания Henschel имела возможность сдать к этому сроку лишь одну машину, и ту без башни. Первый батальон, оснащенный «тиграми» Порше, предполагалось организовать к августу 1942 года и послать под Сталинград, но неожиданно Управление оружий остановило все работы по танку на месяц.

Управленцы воспользовались указанием Гитлера о создании штурмового орудия на базе танков Pz.IV и VK 4501, вооруженного новейшей 88-мм противотанковой пушкой Рак 43/2 с длиной ствола в 71 калибр. С подачи Управления оружий и было решено переделать все 92 готовых и находящихся в сборке в цехах завода Nibelungenwerke шасси VK 4501 (Р) в штурмовые орудия.

В сентябре 1942 года работа началась. Проектирование велось компанией Porsche совместно с конструкторами берлинского завода Alkett.

Потому, что броневая рубка должна была размешаться в кормовой части, компоновку шасси было нужно поменять, разместив генераторы и двигатели в середине корпуса. Первоначально планировалось собирать новые САУ в Берлине, но от этого было нужно отказаться по обстоятельству сложностей, которые связаны с перевозкой по железной дороге, и из-за нежелания приостанавливать выпуск штурмовых орудий StuG III — главной продукции завода Alkett.

В следствии сборка САУ, взявшей официальное обозначение 8,8 cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjager Tiger(P) Sd.Kfz. 184 и наименование Ferdinand (присвоено лично Гитлером в феврале 1943 года в знак уважения к врачу Фердинанду Порше), производилась на заводе Nibelungenwerke.

Лобовые 100-мм страницы корпуса танка Tiger(P) были усилены также 100-мм броневыми страницами, закрепленными на корпусе болтами с пулестойкой головкой.

Так лобовую броню корпуса довели до 200 мм. Подобную толщину имел и лобовой лист рубки. Толщина бортовых и кормового страниц достигала 80 мм (по другим сведеньям 85 мм). Броневые страницы рубки соединялись «в шип» и усиливались шпонками, а после этого обваривались.

Рубка крепилась к корпусу болтами и скобами с пулестойкой головкой.

В передней части корпуса размешались радиста механика-и места водителя. За ними, в центре автомобили, параллельно друг другу устанавливались два 12-цилиндровых карбюраторных V-образных двигателя жидкостного охлаждения Maybach HL 120TRM мощностью 265 л.с. (при 2600 об/мин) любой.

Двигатели приводили во вращение роторы двух генераторов Siemens Typ aGV, каковые, со своей стороны, снабжали электроэнергией два тяговых электродвигателя Siemens D1495aAC мощностью 230 кВт любой, установленных в кормовой части автомобили под боевым отделением. Крутящий момент от электродвигателей посредством электромеханических бортовых передач передавался на ведущие колеса кормового размещения.

В аварийном режиме либо при боевых повреждений одной из ветвей электропитания предусматривалось ее дублирование.

8,8 cm Рак 43/2 Ferdinand

8,8 cm Рак 43/2 Elefant

Ходовая часть «Фердинанда» применительно к одному борту складывалась из шести опорных катков с внутренней амортизацией, сблокированных попарно в три тележки с уникальной, сверхсложной, но высокоэффективной поршевской схемой подвески с продольными торсионами, опробованной еще на умелом шасси VK 3001 (Р).

Ведущее колесо имело съемные зубчатые венцы с 19 зубьями любой. Направляющее колесо кроме этого имело зубчатые венцы, что исключало холостую перемотку гусениц.

Любая гусеница складывалась из 109 траков шириной 640 мм.

В рубке, в цапфах особого станка, была установлена 88-мм пушка Рак 43/2 (в самоходном варианте — StuK 43) с длиной ствола 71 калибр, созданная на базе зенитной пушки Flak 41. Горизонтальный угол наведения не превышал сектора 28°. Угол возвышения +14°, склонения -8°.

Масса орудия 2200 кг. Амбразура в лобовом странице рубки прикрывалась массивной литой маской грушевидной формы, соединенной со станком. Но конструкция маски была не через чур успешной и не снабжала полной защиты от пулевых мелких осколков и свинцовых брызг, проникавших вовнутрь корпуса через щели между лобовым листом и маской. Исходя из этого на масках большей части «фердинандов» укрепили броневые щитки. В боекомплект пушки входили 50 унитарных выстрелов, размещенных на стенках рубки.

В кормовой части рубки был круглый люк, предназначенный для демонтажа пушки.

По германским данным, бронебойный боеприпас PzGr 39/43 массой 10,16 кг и начальной скоростью 1000 м/с пробивал на дистанции 1000 м 165-мм броню (при угле встречи 90°), а подкалиберный боеприпас PzGr 40/43 массой 7,5 кг и начальной скоростью 1130 м/с — 193-мм, что снабжало «Фердинанду» абсолютное поражение любого из существовавших тогда танков.

Сборка первой автомобили началась 16 февраля, а последний — девяностый «Фердинанд» покинул заводские цехи 8 мая 1943 года. В апреле первая серийная машина проходила опробования на Куммерсдорфском полигоне.

Боевое крещение «фердинанды» приняли на протяжении операции «Цитадель» в составе 656-го полка истребителей танков, в который входили 653-й и 654-й дивизионы (schwere Panzerjager Abteilung — sPz.Jager Abt.). К началу сражения в первом имелось 45, а во втором — 44 «Фердинанда».

Оба дивизиона пребывали в своевременном подчинении 41-го механизированного корпуса, принимали участие в тяжелых битвах на северном фасе Курской дуги недалеко от станции Поныри (654-й дивизион) и поселка Теплое (653-й дивизион).

Особенно большие потери понес 654-й дивизион по большей части на минных полях. На поле боя остался 21 «Фердинанд». Подбитая и стёртая с лица земли недалеко от станции Поныри германская техника обследовалась 15 июля 1943 года представителями ГАУ и НИБТПолигона Красной Армии.

Большинство «фердинандов» пребывала на минном поле, начиненном фугасами из трофейных крупнокалиберных снарядов и авиабомб. Более половины автомобилей имели повреждения ходовой части; порванные гусеницы, уничтоженные опорные катки и т.д. У пяти «фердинандов» повреждения ходовой части были позваны попаданиями снарядов калибра 76-мм и более.

У двух германских САУ стволы орудий были прострелены пулями и снарядами противотанковых ружей. Одна машина была уничтожена прямым попаданием авиабомбы, и вдобавок одна — попаданием 203-мм гаубичного боеприпаса в крышу рубки.

Только одна САУ этого типа, которая обстреливалась с различных направлений семью танками Т-34 и батареей 76-мм орудий, имела пробоину в борту, в районе ведущего колеса.

Еще один «Фердинанд», не имевший повреждений корпуса и ходовой части, был подожжен бутылкой с зажигательной смесью, кинутой отечественными пехотинцами.

Единственным хорошим соперником тяжелых германских самоходок была советская СУ-152. Полк СУ-152 обстрелял 8 июля 1943 года атакующие «фердинанды» 653-го дивизиона, подбив наряду с этим четыре вражеские автомобили. Всего же в июле — августе 1943 года немцы утратили 39 «Фердинандов».

Последние трофеи достались Красной Армии на подступах к Орлу — на ЖД станции было захвачено пара подготовленных к эвакуации поврежденных штурмовых орудий.

Первые битвы «фердинандов» на Курской дуге стали, по существу, и последними, где эти САУ употреблялись в массовом количестве. С тактической точки зрения их использование было не на высоте.

Созданные для истребления советских средних и тяжелых танков на громадных расстояниях, они использовались в качестве передового «броневого щита», вслепую тараня инженерные заграждения и противотанковую оборону, неся наряду с этим тяжелые потери. К тому же, моральный эффект появления на советско-германском фронте во многом неуязвимых германских самоходок был большим. Показались «фердинандомания» и «фердинандобоязнь».

Если судить по мемуарной литературе, не было в Красной Армии бойца, что не подбил либо, в крайнем случае, не принимал участие в сражении с «Фердинандами». Они ползли на отечественные позиции на всех фронтах, начиная с 1943 года (а время от времени кроме того и раньше) и вплоть до конца войны. Количество же «подбитых» «фердинандов» приближается к нескольким тысячам.

Растолковать подобный феномен возможно тем, что большая часть красноармейцев не хорошо разбиралось во всяких в том месте «мардерах», «бизонах» и «насхорнах» и именовало любую германскую самоходку «Фердинандом», что говорит о том, как велика была его «популярность» у отечественных бойцов. Ну а, помимо этого, за подбитый «Фердинанд» без бесед давали орден.

Компоновка САУ «Элефант» (гусеничная цепь условно не продемонстрирована):

1 — 88-мм пушка; 2 — броневой щит на маске; 3 — перископический прицел; 4 — командирская башенка; 5 — вентилятор; 6 — лючок перископического прибора наблюдения; 7 — укладки 88-мм выстреловна стенке боевого отделения; 8 — электромотор; 9 — ведущее колесо; 10 — тележка подвески; 11 —двигатель; 12 — генератор; 13 — сиденье наводчика; 14 — сиденье механика-водителя; 15 — направляюшее колесо; 16 — курсовой пулемет

По окончании бесславного завершения операции «Цитадель» оставшиеся в строю «фердинанды» были переброшены в Днепропетровск и Житомир, где начался их текущий замена и ремонт орудий, позванная сильным разгаром стволов.

В последних числах Августа персональный состав 654-го дивизиона послали во Францию для перевооружения и переформирования. Наряду с этим собственные САУ он передал в 653-й дивизион, что в октябре — ноябре учавствовал в оборонительных битвах недалеко от Никополя и Днепропетровска. В декабре дивизион покинул передний край и был послан в Австрию.

За период с 5 июля (начало операции «Цитадель») по 5 ноября 1943 года «фердинанды» 656-го полка подбили 582 советских танка, 344 противотанковые пушки, 133 орудия, 103 противотанковые винтовки, три самолета, три бронеавтомобиля и три САУ*.

Во время с января по март 1944 года на заводе Nibelungenwerke проводилась модернизация 47 оставшихся к тому времени «фердинандов». В лобовой броне корпуса справа была смонтирована шаровая установка пулемета MG 34.

На крыше рубки показалась командирская башенка, заимствованная у штурмового орудия StuG 40. Щиток на стволе орудия развернули «задом наперед» для лучшего его крепления, и оснастили щитками те САУ, каковые его не имели. Боекомплект довели до 55 выстрелов.

Наименование автомобили поменяли на Elefant (слон). Но, вплоть до конца войны самоходку чаще именовали привычным именем «Фердинанд».

В последних числах Февраля 1944 года 1-ю роту 653-го дивизиона послали в Италию, где она принимала участие в битвах под Анцио, а в мае — июне 1944 года — под Римом.

В последних числах Июня роту, в которой оставалось два исправных «Элефанта», перебросили в Австрию.

В апреле 1944 года 653-й дивизион в составе двух рот был послан на Восточный фронт, в район Тернополя. В том месте на протяжении боев дивизион утратил 14 автомобилей, но 11 из них удалось отремонтировать и снова ввести в строй.

В июле в дивизионе, отступавшем уже по территории Польши, имелось 33 исправных самоходных орудия. Но, 18 июля 653-й дивизион без подготовки и разведки был брошен в бой на выручку 9-й танковой дивизии СС Hohenstaufen и уже через дни количество боевых автомобилей в его строю уменьшилось более чем в два раза. Войска СССР очень удачно использовали против «элефантов» собственные тяжелые САУ и 57-мм противотанковые пушки.

Часть германских автомобилей была только повреждена и в полной мере подлежала восстановлению, но ввиду неосуществимости эвакуации их подорвали либо подожгли личные экипажи. Остатки дивизиона—12 боеспособных автомобилей — 3 августа отвели к Кракову. В октябре 1944 года в дивизион начали поступать САУ Jagdtiger, а оставшиеся в строю «элефанты» были сведены в 614-ю тяжелую противотанковую роту.

До начала 1945 года рота пребывала в резерве 4-й танковой армии, а 25 февраля ее перебросили в район Вюнсдорфа для усиления противотанковой обороны. В последних числах Апреля «элефанты» совершили последние битвы в Вюнсдорфе и Цоссене в составе так называемой группы Риттера (капитан Риттер был начальником 614-й батареи).

В окруженном Берлине последние два самоходных орудия «Элефант» были подбиты в районе церкви Карла-и площади Августа Св.Троицы.

До наших дней сохранилось две САУ этого типа. В Музее бронетанкового оружия и техники в Кубинке экспонируется «Фердинанд», захваченный Красной Армией на протяжении Курской битвы, а в музее Абердинского полигона в Соединенных Штатах — «Элефант», что достался американцам в Италии, под Анцио.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ «ФЕРДИНАНД»

Боевая масса, т……………………….65

Экипаж, чел………………………………6

Габаритные размеры, мм:

протяженность……………………………….8140

ширина…………………………….3380

высота……………………………..2970

клиренс……………………………..480

Толщина брони, мм:

рубки и лоб корпуса…………….200

корма и борт ………………………..80

крыша………………………………….30

днище………………………………….20

Большая скорость, км/ч:

по шоссе……………………………..20

по местности………………………..11

Запас хода, км:

по шоссе……………………………150

по местности………………………..90

Преодолеваемые препятствия:

угол подъема, град………………..22

ширина рва, м……………………2,64

высота стены, м………………..0,78

глубина брода, м…………………….1

Протяженность опорной

поверхности, мм………………..4175

Удельное давление, кг/см2……..1,23

Удельная мощность, л.с./т….около 8

М.

БАРЯТИНСКИЙ

Фердинанд

Статьи, которые будут Вам интересны: