Штурмовые танки вермахта

Штурмовые танки вермахта

Классификация самоходно-артиллерийских установок Вермахта была сверхсложной и запутанной. Тут находились пара главных классов САУ: Sturmgeschutze — штурмовые орудия, Selbstfahrlafetten — самоходные лафеты, Panzerjager und Jagdpanzer — самоходные противотанковые орудия, истребители танков, Flakpanzer — зенитные самоходные орудия. Неразбериха в классификации усугублялась тем, что автомобили, относившиеся к одному типу, при модернизации практически получали характерные изюминки другого.

Так, к примеру, штурмовое орудие StuG III по окончании перевооружения 75-мм длинноствольной пушкой превратилось в хорошую противотанковую САУ — Jagdpanzer, в этом качестве и употреблялось, не смотря на то, что до самого финиша войны так же, как и прежде именовалось штурмовым орудием.

Среди этого многообразия имелся и класс так называемых «штурмовых танков» (Sturmpanzer). К танкам, действительно, входившие в него военные машины никакого отношения не имели. Большая часть самоходок, причисляемых к штурмовым танкам, вооружались 150-мм тяжелым пехотным орудием sIG 33.

Наряду с этим, но, кое-какие из автомобилей, созданные по техзаданию на штурмовые танки, так ни при каких обстоятельствах и не были к ним причислены, и, напротив, указанным орудием вооружались не только штурмовые танки.

Так, к примеру, первой САУ, на которой было установлено 150-мм пехотное орудие, стала самоходка на шасси танка Pz.l. Эту машину по большому счету возможно разглядывать как первую германскую серийную самоходную установку.

Демонстрация прототипа САУ и перевозчика снарядов (на самой самоходке боекомплект не перевозился) руководству Вермахта состоялась 29 января 1940 года, по окончании чего последовал заказ на 38 автомобилей.

Тяжелое 150-мм пехотное орудие sIG 33 (sIG — schwere Infanterie Geschutz) с длиной ствола 11,4 калибра, созданное компанией Krupp во второй половине 20-ых годов XX века, устанавливалось на крыше корпуса Pz.l вместе с колёсами и лафетом. Для защиты орудия с трех сторон была сооружена громоздкая рубка, сваренная из 10-мм бронелистов.

Наряду с этим высота автомобили превысила 3 м, а масса достигла 8,5 т, потому, что само орудие вбоеготовом состоянии весило 1750 кг. И то и другое самым негативным образом сказалось на проходимости. Помимо этого, высокая и узкая САУ имела склонность к опрокидыванию. Однако, эту машину хорошо встретили в армиях.

Дело в том, что slG 33 состояло на вооружении рот пехотных орудий в пехотных полках Вермахта с 1933 года и было прекрасно знакомо германским артиллеристам. Но в буксируемом варианте орудие было тяжеловато, и исходя из этого воины не могли не приветствовать появление его самоходной версии.

В составе 701-й — 706-й рот тяжелых пехотных орудий эти автомобили учавствовали в военных действиях во Франции и на балканском полуострове, а после этого и на Восточном фронте.

В осеннюю пору 1943 года одна САУ этого типа еще пребывала на вооружении 704-й роты тяжелых пехотных орудий.

Первой же самоходной установкой, созданной как штурмовой танк, не смотря на то, что и не в полной мере отвечавшей тактико-техническим требованиям к последнему (в соответствии с ними военная машина должна была быть всецело бронированной), стала САУ на базе легкого танка Pz.ll.

В феврале 1941 года завод FAMO изготовил на базе танка Pz.ll Ausf.B прототип самоходно-артиллерийской установки, вооруженной тяжелым пехотным орудием sIG 33. Наряду с этим шасси танка было заимствовано без каких-либо трансформаций, исходя из этого боевое отделение САУ выяснилось через чур тесным.

Штурмовой танк Brummbar 1-й серии:

1 — 150-мм гаубица; 2 — заглушка амбразуры для стрельбы из личного оружия; 3 — кронштейн крепления бортового экрана; 4 — люк заряжающего; 5 — лючок для установки перископического прицела; 6 — люк наводчика; 7 — люк начальника; 8 — ящик для снаряжения; 9 — броневой кожух вентилятора; 10 — запасной опорный каток. На видах сбоку, сверху и спереди противокумулятивные бортовые экраны условно не продемонстрированы

У серийных автомобилей корпус был расширен на 330 и удлинен на 600 мм.

В ходовую часть добавили один опорный каток на борт. В таком виде машину приняли на вооружение Вермахта под обозначением 15 cm sIG 33 auf Pz.Kpfw.ll либо Sturmpanzer II.

Тяжелая 150-мм пехотная гаубица (качающаяся часть с верхним станком) устанавливалась в передней части открытой низкопрофильной рубки.

Боевая масса автомобили составляла 12 т. Большая скорость достигала 40 км/ч, запас хода по шоссе — 140 км. Боевая рубка сваривалась из броневых страниц толщиной 15 мм. В качестве дополнительного оружия в машине размещался пулемет MG 34.

Серийное производство САУ началось в конце 1941 года на компании Alkett.

Но, произведено было лишь 12 единиц (7 — в 1941-м и 5 — в 1942-м), из которых организовали 707-ю и 708-ю роты тяжелых пехотных орудий. Обе роты послали в Северную Африку, где они принимали участие в военных действиях, включая сражение у Эль-Аламейна. Последние Sturmpanzer II были захвачены западными союзниками на протяжении капитуляции германских армий весной 1943 года в Тунисе.

Инициатором создания следующего штурмового танка стал узнаваемый германский конструктор врач Фердинанд Порше, занимавший до 1944 года пост главы танковой рабочей группе Министерства оружий. Он внес предложение применять в качестве базы для САУ со 150-мм пехотным орудием шасси среднего танка Pz.III, намного больше доходившего для данной цели, чем Pz.ll и, тем более, Pz.l.

Зимний период 1941/42 года берлинская компания Alkett изготовила прототип таковой САУ.

При боевой массе 21 т машина имела всецело бронированную рубку несложной формы с лобовой броней 50 мм, усиленной потом до 80 мм накладными бронелистами. В амбразуре лобового страницы рубки устанавливалась качающаяся часть 150-мм орудия sIG 33. Справа от него в штатной танковой шаровой установке Kugelblende 50 размещался курсовой пулемет MG 34. В крыше рубки имелись люк для посадки экипажа и амбразура для выхода перископического прицела.

Договором, осуждённым с компанией Alkett, предусматривалось изготовление в первой половине 40-ых годов XX века 12 таких самоходных орудий, взявших наименование Sturminfanteriegeschutz 33 (StuIG 33) либо Sturmpanzer 33). StuIG 33 использовались в Сталинграде в составе 177-го штурмового дивизиона. Их 150-мм боеприпасы больше вторых доходили для стрельбы по стенкам строений, неуязвимых для орудий меньших калибров.

Всецело бронированный корпус САУ надежно защищал экипаж от осколков и пуль.

В сентябре 1942 года в спешном порядке началось изготовление еще 12 боевых автомобилей этого типа. Но, в Сталинград они не попали и весной 1943 года все были включены в штурмовую батарею тяжелых пехотных орудий 17-го учебного батальона.

Военные машины, участвовавшие в битвах в Сталинграде, частью были стёрты с лица земли Красной Армией, частью захвачены. Что касается штурмовой батареи, то по окончании утраты пяти САУ ее расформировали. Оставшиеся семь StuIG 33 летом 1943 г. передали в 23-ю танковую дивизию. До наших дней сохранилась лишь одна военная машина этого типа. Она находится в Военно-историческом музее бронетанкового оружия и техники в подмосковной Кубинке.

В ноябре 1942 года министр оружий Фашисткой германии А. Шпеер представил Гитлеру эскизы новой автомобили, к разработке которой приступила компания Alkett. В этом случае в базу конструкции было положено шасси среднего танка Pz.IV. Гитлер "настойчиво попросил" в малейшие сроки изготовить 40—60 таких САУ, причем вооруженных усовершенствованным орудием с более замечательным фугасным боеприпасом — битвы в Сталинграде были в самом разгаре.

Потому, что мощности танковых фабрик были загружены до поступления и предела снова изготовленных шасси много ожидать не приходилось, для изготовления САУ решили применять шасси боевых автомобилей, прибывавших для капитального ремонта. Что касается нового орудия, то заказ на его изготовление и разработку взяла компания Skoda.

Баллистику нового орудия позаимствовали у sIG 33.

Заново были созданы противооткатные устройства и маск-установка, что разрешило уменьшить его габариты, откат и массу при сохранении всех других ТТХ.

Орудие взяло обозначение 15 cm Sturmhaubitze 43. Протяженность ствола составляла 1810 мм, масса орудия — 1850 кг.

В боекомплект входили выстрелы раздельного заряжания с осколочно-фугасными боеприпасами JGr 33 и JGr 38 массой 38 кг и начальной скоростью 240 м/с, и с кумулятивными боеприпасами Gr 39 Н1/А массой 25 кг и начальной скоростью 280 м/с, пробивавшие 160 мм броню. Большая дальность стрельбы из штурмовой гаубицы достигала 4300 м. За счет монтажа орудия в шаровой установке углы горизонтального наведения составляли 18° на сторону, вертикального — от -8° до +30°.

Первые шесть орудий Skoda изготовила в марте, следующие 40 — в апреле и последние 14—в мае. Соответственно, было выпущено и 60 САУ: 20 в апреле и 40 — в мае 1943 года. Для 52 из них употреблялись снова изготовленные на заводе Nibelungenwerk шасси танка Pz.IV Ausf.G, для остальных — шасси поступивших в ремонт танков Pz.IV Ausf.E и Ausf.F. Сборка самоходных установок, взявших официальное наименование Sturmpanzer IV, осуществлялась на ремонтном заводе сухопутных армий в Вене при участии компаний Saurer и Simmering-Graz-Pauker.

В первый раз новая военная машина была показана Гитлеру 15 мая 1943 года на полигоне Arys.

Все Sturmpanzer IV имели всецело бронированную боевую рубку с расположенным под громадным углом наклона 100-мм лобовым страницей. Боевая масса автомобили достигла 28,2 т (против 23,5 т у базисного танка).

Не обращая внимания на некую перегрузку ходовой части и силовой установки, большая скорость автомобили составляла 40 км/ч, а запас хода — 180 км.

Все 60 «штурмпанцеров» первой серии направили во снова организованный 216-й батальон штурмовых танков (Sturmpanzer-Abteilung 216).

Боевое крещение батальон взял на Восточном фронте на протяжении операции «Цитадель» летом 1943 года. «Штурмпанцеры» достаточно действенно использовались для уничтожения фортификационных сооружений при прорыве линии обороны войск СССР. Исходя из этого было издано постановление о возобновлении их производства с темпом сборки 20 автомобилей в месяц.

Выпуск САУ снова начался в декабре 1943 года.

В качестве базы употреблялось шасси среднего танка Pz.IV модификации Н. В форму и конструкцию рубки были внесены незначительные трансформации. В частности, в увеличенной рубочке механика-водителя был ликвидирован заимствованный у танка «Тигр» прибор наблюдения Fahrersehklappe 80, а вместо него смонтирован перископ. Помимо этого, с февраля 1944 года на военных машинах начали устанавливать орудие 15 cm Sturmhaubitze 43/1 с удлиненным броневым кожухом ствола.

Увеличились расположение и число вентиляторов и люков на крыше рубки. Всего было выпущено 73 Sturmpanzer IV так называемой второй либо средней серии. Кстати, в первой половине 40-ых годов XX века военная машина взяла неофициально наименование Brummbar («Бруммбер» — «Гризли»), под которым известна намного больше, чем под своим официальным обозначением.

С июля 1944 года начался выпуск третьей, либо поздней серии самоходок, длившийся до марта 1945 года. Сейчас в качестве базы употреблялось шасси Pz.IV Ausf.J.

Помимо этого, заметно была переделана боевая рубка. Использовавшуюся ранее шестиугольную форму с лобовыми скошенными «скулами» заменили на более несложную четырехугольную. В лобовом странице над рубкой механика-водителя в шаровой установке Kugelblende 80 был смонтирован пулемет MG 34. На оснащении «Бруммбера» оборонительным пулеметом в далеком прошлом настаивали в армиях. На крыше рубки снова изменились форма и количество вентиляторов и люков.

Показалась командирская башенка, заимствованная у штурмового орудия StuG III Ausf.G. Кормовая двухстворчатая дверь рубки сейчас размешалась в перемещённом к левому борту броневом выступе.

Заметно изменилась и ходовая часть. Автомобили двух первых серий имели обрезиненные опорные катки.

В следствии перегрузки резиновые бандажи скоро разрушались, что приводило к выходу САУ из строя. Исходя из этого на «бруммберы» третьей серии стали устанавливать опорные катки со металлическими бандажами. Сперва ими заменили обрезиненные лишь в первой тележке подвески, после этого в двух передних. На большинстве же «бруммберов» позднего выпуска все опорные катки ходовой части имели металлические бандажи.

Действительно, использование таких катков ускоряло износ гусениц, но все же он не был таким стремительным, как разрушение резины.

По различным данным, до марта 1945 года было произведено 298—306 штурмовых танков Brummbar.

В конце 1943 года в дополнение к 216-му организовали 217-й, 218-й и 219-й батальоны штурмовых танков, в каждом из которых имелось 45 боевых автомобилей.

«Бруммберы» вести войну на Восточном фронте, в Италии — под Анцио и Неттуно, и на Западном фронте.

Последними большими операциями, в которых этим автомобилям довелось выступать в роли штурмовых танков, стали наступление в Арденнах в декабре 1944-го и контрудар недалеко от озера Балатон в январе — марте 1945 года. По состоянию на начало марта 1945 года в Вермахте еще имелось 188 штурмовых танков Brummbar.

М.

КНЯЗЕВ

Штурмовые танки вермахта

Статьи, которые будут Вам интересны: