Шведский основной боевой танк

Шведский основной боевой танк

По окончании Второй мировой в танкостроении установилась довольно строгая классификация. Танками нарекли бронированные военные машины на гусеничном ходу с пушечным оружием, размещённым во вращающейся башне. Самоходными артиллерийскими установками (САУ) назывались артиллерийские орудия на самодвижущемся шасси.

Штурмовые орудия -хорошо бронированные САУ на танковой базе для борьбы поддержки и непосредственной пехоты с танками соперника.

Противотанковые САУ — специальные установки для противодействия бронетехнике соперника, время от времени с неполным противопульным бронированием. , если противотанковая САУ имела полное бронирование, её именовали истребителем танков.

В 1966 г. в Швеции в серийное производство поступил главной боевой танк Strv-103, совмещающий в себе возможности танка и, в один момент, истребителя танков.

Шведская армия имеет богатую боевую историю. И не смотря на то, что страна не вести войну уже практически два века, боеготовность шведских армии оценивается достаточно высоко.

Первые бронированные автомобили в королевстве показались в 1920 г., в то время, когда шведская компания Tidaholm изготовила пара умелых бронеавтомобилей. В будущем шведы всегда поддерживали боевую мощь собственных бронетанковых сил. Так, к началу осени 1939 г. в их армии числились 104 танка отечественного производства. Помимо этого, было закуплено 64 чешских танка; 48 — m/37 и 16 — m/38.

К началу лета 1941 г. число танков m/41 в вооружённых силах Швеции, выстроенных по чешской лицензии, достигло 116.

К началу лета 1942 г. её промышленность выпустила ещё 122, а к марту 1944 г. — 106 таких танков. Не считая них, выпускались и самоходные орудия на лицензионных чешских шасси.

В первые годы по окончании Второй мировой Швеция не разрабатывала новых танков. В 1953 г. в Англии закупили 80 танков «Центурион» Мк.З, вооружённых 83,8-мм пушкой. Они взяли обозначение Strv-81.

Позднее купили ещё около 270 «центурионов» Мк.10 (Strv-102) со 105-мм орудием.

«Центурион» хорошо зарекомендовал себя во многих локальных конфликтах, но были у него и большие недочёты. Так, автомобили последних модификаций владели излишней массой, но по вооружению и уровню бронирования соответствовали среднему танку более ранней разработки.

Помимо этого, они развивали недостаточную скорость и имели маленькой запас хода, потому, что на них был установлен дефорсированный летный двигатель «Метеор» с высоким удельным расходом горючего. В годы войны таковой двигатель использовался на истребителях «Спитфайр», но к этому времени он уже устарел. На последних модификациях танка Мк.9и Мк.10 применяли силовые установки, ранее находившиеся на танках «Кромвель» и «Комет», но они так и не повысили их боевые качества.

Основной боевой танк Strv-103А

Трезво оценивая возможности «центурионов», шведы в 1956 -1961 гг. израсходовали много средств и сил на создание нового типа, на уровне пребывавших в то время на вооружении советских и американских автомобилей. Главным моментом этого проекта было то, что он становился бы «главным», а «центурионы» оставались на работе в шведской армии и имели возможность сопровождать пехоту, вести боив населенных пунктах и решать другие характерные танкам задачи.

Но «центурионы» никак не могут были вести действенную противотанковую борьбу. Это именно и перекладывалось на плечи нового танка Bofors Strv-103. Модернизированные же «центурионы» взяли обозначение Strv-104.

При проектировании Strv-103 предлагались, по большей части, проекты «танка с вынесенным оружием»: экипаж автомобили размешался в корпусе танка, а вместо башни размещалось автоматическое поворотное орудие с минимальным бронированием казённой части (самый известный проект для того чтобы типа — экспериментальный образецELKE с 75-мм гладкоствольной пушкой Ares, установленной на шасси М551). Но долгие опробования аналогичных автомобилей распознали низкую надёжность незащищённого танкового орудия, его уязвимость для вражеского огня и нехороший обзор для начальника автомобили.

В будущем шведы пошли иным путём. В то время, когда в печати показались схемы и первые фотоснимки их нового главного танка, последовательность экспертов Англии и США его и танком-то именовать не стали, упрямо подписывая фотографии «шведская САУ». Они полагали, что шведский опыт закончится несколькими опытными образцами.

Но упрямые скандинавы с 1966 по 1971 г. выпустили 335 единиц этого типа. Для довольно малый их армии число невиданное. Тогда в английской литературе для автомобили придумали собственную классификацию — «S-tank» (S — шведский). Иными словами, «мы за танк машину не вычисляем, но в Швеции — это танк».

Базой оружия шведского Bofors Strv-103 стала нарезная 105-мм пушка L74, жёстко закреплённая в основании сварного корпуса автомобили, с механизмом автоматического заряжания. L74 выпускалась в Швеции по лицензии и отличалась от собственного британского прототипа L7 в основном длиной ствола — 62 калибра вместо 52. Она имела гидравлический пружинный накатник и тормоз отката. Живучесть ствола достигала 700 выстрелов. Стрельба имела возможность вестись всеми снарядами, созданными для L7.

Боекомплект складывался из 50 выстрелов, по большей части, с подкалиберными, осколочно-фугасными и дымовыми боеприпасами. На стволе пушки имелось эжекционное устройство.

Вариант с неподвижной пушкой конструкторы выбрали для повышения и упрощения надёжности автомата заряжания, складывающегося из подающего и досылающего механизмов и трёх магазинов с выстрелами. Один из магазинов с 25-ю выстрелами размещался справа от пушки, а два вторых ёмкостью 20 и 5 — слева от неё.

При перезаряжании орудия стреляная гильза выбрасывалась через люк в кормовой части танка.

Основной боевой танк Швеции Bofos Strv-103А. Демонстрация автомобили на танкодроме музея в Бовингтоне

Strv-103 А с отвалом

Выход танка Strv-103А на берег по окончании преодоления водной преграды

Главной боевой танк Швеции Strv-103С:

1 — 105-мм орудие L74; 2 — хомут крепления ствола орудия; 3 — носовые буксирные петли; 4 -противокумулятивной решётки; 5 — предохранительная скоба фары; 6 — правый надкрыльный ящик; 7 — решётка впускного отверстия совокупности вентиляции моторного отделения; 8 — воздушный фильтр дизеля; 9 — выпускное отверстие совокупности вентиляции силового отделения; 10 — перископы ОР-2;11 — глушитель; 12 — правая заливная горловина; 13 — решётка радиатора совокупности охлаждения; 14 — выхлопная труба; 15 — буксирный трос; 16 — внешний топливный бак на 416 л; 17 — люк длявыброса стреляных гильз; 18 — двуствольный дымовой гранатомёт; 19-левая заливная горловина; 20 — шанцевый инструмент (3 лопаты на всю команду); 21 — перископ ОР-2; 22 — откидные панели моторного отделения; 23 — выхлопное отверстие газовой турбины; 24 — левый надкрыльный спонсон с двумя курсовыми пулемётами; 25 — лом; 26 — основание крепления влагонепроницаемой юбки для преодоления водных препятствий; 27 — пулемёт Ksp 58; 28 — укладка шестов для натягивания влагонепроницаемого полога-юбки; 29 — бортовой экран из навесных топливных канистр; 30 — бульдозерный ковш-отвал; 31 — опорный каток; 32 — траки гусеницы

Автомат снабжал техническую скорострельность до 15 выстр./мин.

Загрузка магазинов осуществлялась вручную через два кормовых люка и занимала 5-10 мин..

Сначала, «S-танк» сравнивали с самоходкой «Хетцер» (Hetzer). Но пушка L7 не идёт ни в какое сравнение с её нарезной 75-мм РаК 39/2.

Германская САУ имела практическую скорострельность один выстрел в 45 — 55 с, её боеприпас не пробивал лобовую броню новых советских и американских танков. Strv-ЮЗ же стал более суровым соперником.

На прототипе стояло лишь два курсовых пулемёта, но скоро шведы уяснили, что машина беспомощна с кормовых и бортовых секторов, и установили третий пулемёт на командирской башенке.

Все пулемёты Ksp 58 калибра 7,62 мм — лицензионный вариант бельгийского FN MAG 58, в базу которого был положен германский MG42.

Корпус Strv-ЮЗ сварипи из металлической катаной гомогенной брони. В те годы во всём мире обсуждалась возможность разработки автомобилей с алюминиевой а также пластмассовой бронёй, но в Strv-ЮЗ, напопненном нетрадиционными решениями и новыми, шведы были разумными консерваторами.

Лобовая броня в верхней части корпуса имеет толщину 60 мм и наклон страницы 78° к вертикали, в нижней части — 50 мм при наклоне 72°. В то время такое сочетание рационального угла и толщины наклона брони считалось лучшим в мире. Остальные параметры: борт корпуса 38 — 50 мм, корма корпуса 20 — 30 мм, крыша корпуса 25 мм, днище 15 мм.

Кроме рациональных углов наклона броневых страниц в пользу шведского танка был и его низкий силуэт. «103-й» на местности воображал собой малозаметную цель высотой по крыше корпуса всего 1900 мм. Для сравнения, его башенные ровесники смотрелись куда заметней: М60 (США) — высота 3213 мм. Т-62 (СССР) — 2395 мм, «Чифтен» Мк.1 (Англия) -2640 мм, АМХ-30 (Франция) -2290 мм.

Разумеется, что шведский танк «карликом» не был, но он был ниже собственных аналогов.

ГЛАВНЫЕ Эти ТАНКА Strv-103А

Противокумулятивная решётка из бронестали крепится спереди на лобовом странице. Выдерживает попадания четырёх ПТУР (1992 г.).

Сравнение боковой проекции немецкого Леопарда и шведского «танка»

Наиболее значимым агрегатом боевой гусеничной автомобили есть её двигатель. По окончании фантастических удач советского танкостроения во время второй мировой продолжительное время у разработчиков господствовала мода на дизели, каковые в будущем сменились многотопливными двигателями.

Но и в этом вопросе шведы приняли для собственного «Б-танка» нетрадиционное ответ: на нём установили комбинированную силовую установку, складывающуюся из главного дизельного двигателя «Роллс-Ройс» К.60 мощностью 240 л.с. и вспомогательного газотурбинного двигателя ГТД «Boeing» 502-1 ОМА мощностью 490 л.с. ГТД был связан с дизелем механическим редуктором и подключался к нему при перемещении автомобили в непростых условиях. Он имел возможность употребляться и для запуска дизеля зимний период.

Большая скорость Strv-103 с таковой установкой составляла 50 км/ч. Если сравнивать с 35 км/ч «Центуриона» это был качественный скачок. Запас хода по шоссе составлял 390 км (у «Центуриона» — 190 км).

Гидромеханическая трансмиссия DRH-1М компании «Вольво» включала в себя гидротрансформатор, коробку передач и механизм поворота с гидравлической передачей в дополнительном приводе. В коробке скоростей были две передачи переднего хода и две — заднего, наряду с этим перемещение имело возможность осуществляться с равной скоростью как вперёд, так и назад — танк в этом случае вёл радист, имеющий все нужные для этого приборы наблюдения и органы управления.

Подвеска Strv-103 — личная регулируемая гидропневматическая, разрешающая изменять положение опорных катков (унифицированных с катками «центурионов») относительно корпуса и устанавливать корпус для наведения оружия на цель в вертикальной плоскости. Потому, что наведение пушки по горизонту потребовало стремительного вращения танка на месте, то для уменьшения сопротивления его повороту длину опорной поверхности уменьшили до 2,85 м, причём её возможно было ещё более сократить при подъёме крайних катков.

МОДИФИКАЦИИ ТАНКА

Strv-103А (1966 г.) — первый серийный вариант. Боевая масса 39 т. Все автомобили модификации «А» потом модернизировали до стандарта Strv-103В.

Strv-103В (1969 г.) — силовая установка повышенной мощности (ГТД «Boeing» 553), лазерный дальномер, интегрированный в прицел начальника, влагонепроницаемые наращиваемые борта для преодоления водных рубежей, оборудование самоокапывания (бульдозер). Спаренный с пушкой пристрелочный пулемёт демонтирован.

Strv-103C (1986 — 1989 гг.) — модернизированный Strv-103В, прошедший предстоящую модернизацию.

Установлены совокупность управления огнём с цифровым новым и баллистическим вычислителем прицелом наводчика с лазерным дальномером Simrad, многотопливный дизель «Детройт» 6\/-53Т мощностью 232 л.с., усовершенствованная автоматическая трансмиссия с тремя передачами вперёд и двумя назад, двухствольный 71-мм гранатомёт Bofors Lyran для осветительных ракет, новые радиаторы совокупности охлаждения, глушитель, генератор, 18 дополнительных топливных баков по бортам корпуса (по 9 на борт), новые задние навесные баки увеличенного количества. С 1992 г. — приспособления для крепления дополнительной брони в лобовой части корпуса, включая динамическую и модульную, и совокупность зашиты от оружия массового поражения.

Боевая масса42,5 т.

Гидропневматическая регулируемая подвеска Strv-103А разрешает наводить пушку на цель наклоном корпуса

Танк с 1966 г. состоял на вооружении шведской армии. С момента собственного появления танк Strv-103 завлекал к себе внимание танкостроителей всей земли.

Он был первым главным боевым танком с автоматическим 105-мм орудием, экипажем из трёх человек, и талантливым преодолевать водные рубежи вплавь. В середине 1970-х гг. Strv-103В проходил опробования в Соединенных Штатах, Англии и ФРГ.

Strv-103A в г.Бовингтон

К тому же, опыт учений шведской армии и опробований за границей продемонстрировал, что невозможность ведения прицельного огня с ходу есть

значительным недочётом танка в условиях современного боя. С середины 1990-х гг., по мере Поступления в армии германских танков «Леопард» 2А5, Strv-103В и -103C сняли с оружия.

Бывают в танкостроении Передовые конструкции, опережающие время.

Бывают параллельные ветви развития, а бывают перпендикулярные, показывающие тупиковость заложенных концепций. Возможно, как раз таким был главной и очень занимательный танк Strv-103.

Л.

КАЩЕЕВ

S-tank

Статьи, которые будут Вам интересны: