«Скромные», но опасные

«Скромные», но опасные

Создав собственные броненосные крейсера, германское Морское министерство во главе с адмиралом Тирпицем столкнулось с проблемой, на первый взгляд кажущейся нелепой: а что с ними делать? По здравому размышлению, дорогие и большие, но не хватает быстроходные суда вправду были мало востребованными. Для рейдерских действий и разведки в океанах их сила представлялась избыточной, а вот скорости им очевидно не хватало.

Бронированных «рыцарей» разумно было бы подкрепить «лёгкой пехотой»: маленькими по размерам, недорогими и достаточно бессчётными судами с дальностью и приличной скоростью хода.

К созданию таких лёгких крейсерских сил Германия, ведомая вперёд кайзером Вильгельмом, приступила очень и очень решительно. Во второй половине 90-ых годов XIX века была заложена головная единица — «Газелле», за которой в течение четырёх лет последовали ещё девять. Такие большие серии в то время разрешала себе только та самая «владычица морей» — викторианская Британия.

Решительность сопровождалась прекрасно продуманной политикой.

Новые суда робко именовались крейсерами IV класса, но на деле являлись куда более универсальными, нежели английские «третьеклассники». При умеренном водоизмещении (с 2915 до 3130 т у трёхпоследних единиц) они имели весьма сильное оружие, складывавшееся из десяти 105-миллиметровок.

Не смотря на то, что формально английские «пелорусы» имели всего на несколько меньше таких же орудий (уступавших в калибре только жалкие три миллиметра), практически они проигрывали своим германским соперникам по массе залпа почтивдвое: масса британского 102-мм боеприпаса была 11,4 кг, а германского — 17,4 кг. Помимо этого, ставший стандартным для скорострельной артиллерии кайзеровского флота клиновой затвор реально снабжал более большой темп стрельбы.

Так что тирпицевские «малыши» в полной мере имели возможность иметь дело с бессчётными английскими стационерами, и с маломощными «пелору-сами», а также превосходящими размерами «астреями». Весьма хорошо смотрелись германские суда и при ответе основной «домашней» задачи: отражения торпедных миноносцев неприятеля и атак эсминцев в водах Северного моря и Балтики.

Не нужно забывать, что в других государствах для ответа данной нелёгкой задачи в то время предназначалась в основном малокалиберная артиллерия, обычно складывавшаяся из пёстрого комплекта 37-, 47- и 57-мм скорострелок Гочкиса либо Норденфельда. В лучшем случае торпедную атаку имели возможность встретить трёхдюймовки, неспешно вытеснявшие с палуб такие нелепые «коллекции». Немцы же сходу сделали очень важный ход, выбрав калибр «с запасом».

Вправду, их грозные 105-мм орудия оставались действенными вплоть до Первой мировой, не обращая внимания на постоянное повышение размеров эсминцев, «подросших» за это время в три раза.

Отмечая успешные стороны первых универсальных крейсеров «по Тирпицу»,нельзя не остановиться и на их недочётах. Главным из них и, увы, фактически неизбежным являлась не через чур впечатляющая скорость.

На разных единицах серии было нужно установить механизмы, отличавшиеся конструкцией и мощностью: само кораблестроение Германии до тех пор пока ещё не собрало должные «обороты», в следствии чего кроме того самый скоростной «Ниобе» смог развить лишь 22 узла, в то время как самые тихоходные недобирали и 21. Ясно, что такие скороходы, как русские «шеститысячники», имели возможность бы догнать «малых немцев» и без особенных неприятностей расправиться с ними, имея большое преимущество в мощи огня.

Очень сильно архаичным смотрелся на 3000-тонных судах громадный таран, на головном «Газелле» его украшал ещё и торпедный аппарат (в будущем от ненужного аппарата однако отказались.). По в полной мере понятным обстоятельствам — небольшой размер — защита была очень скромной и складывалась из броневой палубы толщиной в главных частях 20-25 мм и на скосах — 50 мм.

Но несомненные преимущества успешного «универсального ответа» перевешивали его недочёты, каковые к тому же возможно было частично преодолеть, мало повысив размер. Как раз по этому пути и пошли германские кораблестроители. Следующая серия, кроме этого большая — из семи единиц, имела водоизмещение уже 3750 — 3760 т, причём рост по большей части отправился на повышение мощности силовой установки, которая снабжала скорость до 23 узлов.

Случилась и смена идеологии наименования: вместо засилья мифологических «девушек» в смеси с «газелями» и «Фрауэнлобом» малые крейсера начали получать имена городов объединённой Германии, и эта совокупность названий закрепилась на много лет вперёд.

Немцы к тому времени уже замечательно осознавали, что их «универсалы» в полной мере могут быть на морских дорогах соперника, где их будут пробовать преследовать вражеские крейсера, противопоставить которым возможно было или силу, или скорость.

Исходя из этого крейсер «Любек» из стартовой серии «городов», взял первую в германском флоте турбинную установку мощностью 14 400 л.с. Ясно, что ни о каком редукторе в ту пору ещё не имело возможности идти и речи, и в попытках как-то приладиться к высокой скорости вращения валов, конкретно соединённых с осями турбин, конструкторы постарались применить сложную совокупность винтов, число которых на каждом из двух валов достигало четырёх.

Примечательно, что в противоположность неспециализированным тенденциям, в соответствии с которыми во всех других государствах от серии к серии пробовали устанавливать всё более замечательную артиллерию, немцы решили покинуть собственные 105-миллиметровки. Фактически неизменной остались и защита. Так сложилась ещё одна ответственная традиция развития кайзеровского флота: в течении последовательности лет строить однородные в отношении защиты и вооружения суда, вкладывая «лишние» тонны в механику и улучшение живучести.

О живучести уместно сообщить пара слов раздельно. На первый взгляд чертежи германских лёгких крейсеров начала XX века мало чем отличалась от проектов их современников в других государствах. Это неудивительно: технические решения и прогресс в то время являлись ещё достаточно открытыми.

Секрет высокой устойчивости «городов» пребывал в продуманности на уровне небольших тщательности и деталей выполнения. Так, немцы кроме того на этих малых судах отказались от дверей в основных влагонепроницаемых переборках, заменив их шахтами, ведущими на верхнюю палубу. Сами переборки являлись вправду влагонепроницаемыми на громадную высоту, нежели у соперников.

Классические коффердамы на уровне ватерлинии, складывавшиеся из небольших отделений, разделялись на вероятно меньшие по размерам отсеки под броневой палубой, жертвуя наряду с этим кроме того удобством эксплуатации машин и котлов. От проекта к проекту неспешно исключались пресловутые продольные переборки и улучшалась водонепроницаемость броневой палубы, в следствии чего уменьшалась угроза опрокидывания и сильного крена.

В совокупности с продуманным размещением водоотливного оборудования (независимо действующими насосами снабжался любой громадный отсек) все эти меры дали результаты: для потопления маленького германского крейсера обычно требовалось большое количество больше снарядов, чем для более большого соперника.

В первую очередь XX века ежегодные кораблестроительные программы включали постройку двух, трёх, в противном случае и четырёх новых малых крейсеров.

Так, по программе 1903 — 1904 годов на свет показались ещё четыре «города»: «Кёнигсберг», «Нюрнберг», «Штеттин» и «Штутгарт». Они имели фактически те же характеристики, что и предшественники; но за счёт прогресса в механизмах и котлах, а также в технологии постройки корпуса удалось сэкономить около 300 т если сравнивать с предшественниками.

Более того, оружие кроме того пара выросло, но, только за счёт 52-мм длинноствольных (55 калибров) скорострелок, настоящее назначение которых в момент вступления крейсеров в строй (1908 год) оставалось тайной, покрытой мраком. Для борьбы с эсминцами они являлись через чур небольшими, да и в рейдерстве пользы от них было мало. Как и в прошлой серии, один из судов, «Штеттин», взял турбины.

На этот раз немцы постарались решить проблему максимальной экономичности не за счёт «нанизывания» винтов на один вал, а путём повышения количества валов. Две турбины приводили в воздействие четыре вала, в следствии чего дальность 12-узлового хода у «Штеттина» и «земляков» с поршневыми автомобилями была приблизительно однообразной.

По большому счету немцы весьма долго «приценивались» к турбинам.

Следующая пара крейсеров, строившихся по программе 1905-1906 годов, снова имела разнотипные механические установки. Известный «Эмден» взял паровую машину тройного расширения, в то время как его практически столь же узнаваемый «систершип» «Дрезден» — турбины Парсонса.

На этот раз применили обратную схему: четыре турбины вращали лишь два вала. «Дрезден» вправду продемонстрировал высокую скорость на опробованиях и мог поддерживать собственные 24 узла на работе, что разрешило ему продолжить собственное существование по окончании фатального для Германии боя у Фолклендских островов. Что касается остальных черт, то они полностью повторяли таковые у предшественников, не смотря на то, что за счёт повышения мощности механизмов водоизмещение опять возросло до 3670 т.

Но следующая четвёрка, созданная по последней «новелле» 1906 — 1907 годов, заметно подросла. Уверовав, наконец, в турбины, Морское министерство снабдило ими на этот раз все суда. Сравнительные опробования силовых установок продолжились, сейчас они шли уже между «паровыми вертушками» разных производителей и систем.

Не смотря на то, что на всех судах устанавливались по два турбинных агрегата, лишь один из четвёрки, «Майнц», имел столько же валов, сколько и турбин; на остальных любая турбина вращала по два вала.

Чуть ли далеко не весь солидный прирост водоизмещения (практически на четверть) ушел на более замечательные механизмы, каковые снабжали сейчас скорость более чем 25 узлов. Серьёзным новшеством, стала замена 105-миллиметровок на новую модель с более большей дальностью и длинным стволом.

Заодно и число их увеличили на два оружия, а вот непрактичным 52-миллиметровкам места более не нашлось.

«Майнц», «Кольберг», «Аугсбург» и «Кёльн» завершили «линейку» германских бронепалубных крейсеров. За 10 лет, прошедших В первую очередь нового века, императорский флот пополнился практически тремя десятками единиц, очень однородных в смысле размеров и вооружения (что было очень комфортно с позиций взаимозаменяемости в боевых порядках эскадр), но заметно отличающихся по скорости хода.

Тут от серии к серии наблюдался постепенный и неуклонный рост для того, чтобы не отставать от вероятных соперников. В принципе, любой из этих маленьких универсальных судов годился и для разведки в интересах Флота Открытого моря, и для личных действий в качестве рейдеров.

Сейчас оставалось лишь предугадать с их распределением к началу войны, дабы, по возможности, противопоставить не сильный и менее скоростным единицам соперника собственные более ветхие, а новым, прекрасно вооружённым — самые скоростные и талантливые своевременно уйти от превосходящих сил. В соответствии с подобными мыслями первая серия «газелей» являлась самая ущербной, и её оставили в береговой обороне. Но, по иронии судьбы, как раз этим «ветеранам» было нужно принять на себя первый удар.

28 августа 1914 года Английский морской штаб решил «пощупать» германские суда, нёсшие дозорную работу в Гельголандской бухте, и по возможности стереть с лица земли их. Британцы не поскупились и выделили для данной цели пять линейных крейсеров со свитой из полутора десятка броненосных и лёгких, не считая двух флотилий новейших эскадренных миноносцев.

Германский дозор из древних миноносцев, не считая «ровесников» — «Хелы» и «Фрауенлоба», поддерживал современный «Штеттин».

Поблизости нёс работу «Ариадне» и самый новый из германских бронепалубников — «Майнц».

124. Лёгкий крейсер «Эмден» (Германия, 1909 г.)

Строился на верфи ВМФ в Данциге. Водоизмещение 3665 т; большая протяженность 118,3 м; ширина 13,4 м; осадка 5,45 м. Мощность двухвальной паровой установки тройного расширения 13 500 л.с., скорость 23,5 узла. Оружие: десять 105/40-мм скорострельных орудий, восемь 52/55-мм малокалиберных, два 450-мм торпедных аппарата.

Бронирование: палуба 20 — 30 мм (на скосах 50 мм), щиты орудий 50 мм, боевая рубка 100 мм. В 1906— 1907 гг. выстроено две единицы: «Дрезден» и «Эмден». Оба погибли в Первую мировую.

125. Лёгкий крейсер «Мюнхен» (Германия, 1905 г.)

Строился компанией «Везер». Водоизмещение 3750 т; большая протяженность 111,1 м; ширина 13,3 м; осадка 5,60 м. Мощность двухвальной паровой установки тройного расширения 11 750 л.с., скорость 23 узла. Оружие: десять 105/40-мм скорострельных орудий; два 450-мм торпедных аппарата.

Бронирование: палуба 20 — 35 мм (на скосах 50 мм), щитыпостроено семь единиц: «Гамбург», «Бремен», «Любек», «Берлин», «Мюнхен», «Лейпциг» и «Данциг». «Бремен» погиб на мине в феврале 1915 г., «Лейпциг» — в бою у Фолклендских островов в декабре 1914 г., «Гамбург» и «Берлин» пребывали в составе флота Веймарской Германии до 1933 г., остальные сданы на слом в 1919 — 1921 гг.

126. Лёгкий крейсер «Аугсбург» (Германия, 1910 г.)

Строился на верфи ВМФ в Киле. Водоизмещение 4370 т; большая протяженность 130,5 м; ширина 14,0 м; осадка 5,40 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 20 000 л.с., скорость 26 узлов. Оружие: двенадцать 105/45-мм скорострельных орудий, два 450-мм торпедных аппарата, до 100 мин.

Бронирование: палуба 20 — 40 мм (на скосах 50 мм), щиты орудий 50 мм, боевая рубка 100 мм. В 1909 — 1910 гг. выстроено четыре единицы: «Майнц», «Кольберг», «Аугсбург» и «Кёльн». «Майнц» и «Кёльн» погибли в августе 1914 г. в сражении в Гельголандской бухте, «Аугсбург» по окончании капитуляции Германии передан Японии и сдан на слом в 1922 г., «Кольберг» сдан на слом в 1929 г.

Первым отличился «Фрауенлоб», ухитрившийся «угостить» новейший английский крейсер «Аретьюса» 25 боеприпасами, фактически выведшими его из строя.

После этого одинокий «Майнц» вступил в бой с шестью лёгкими крейсерами и двумя десятками эсминцев. Ему удалось выстоять под градом огня, кроме того попадание торпеды не сходу послало маленькой корабль на дно. «Майнц» продержался на воде полтора часа, пока его начальник не отдал приказ о затоплении. И вовремя: приближались английские линейные крейсера. Их жертвой пал «Ариадне», попавший на маленькой расстоянии под совсем убийственные залпы 13,5-дюймовых орудий.

Попадания «чемоданов» весом за полтонны, конечно же, были фатальными, но и в этих ужасных условиях ветхий германский бронепалубник продержался на воде полтора часа. Не обращая внимания на полную победу британцев, на 100 % обусловленную огромным преимуществом в силах, им необходимо задуматься, замечая за устойчивостью собственных соперников.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, с далека: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");
До тех пор пока в Европе германские «города» являлись мишенью для английских тяжелых орудий, их ближайшие родственники наделали много шума на океанских просторах.

В соответствии с замыслами ежегодных дальних плаваний, комплект их был достаточно разнообразным: наровне с 23-узловыми «Лейпцигом», «Нюрнбергом» и «Кёнигсбергом» в Тихом океане в распоряжении адмирала Шпее были 24-узловой «Эмден» и скороход «Дрезден», превысивший на опробованиях 25 узлов. 2-узловая отличие в скорости была решающей на протяжении боя у Фолклендских островов. «Нюрнберг» и «Лейпциг» не смогли уйти от английских броненосных «графств», «Корнуолла» и «Кента», каковые по окончании продолжительного боя покончили с отчаянно сопротивлявшимся соперником.

Сейчас немцы снова показали стойкости и чудеса мужества, а «Дрезден» сумел оторваться от преследования. В следствии британцам было нужно искать его ещё в течение трёх месяцев на протяжении всего побережья Чили. В итоге «Дрезден» нашли на стоянке в водах нейтрального страны и расстреляли надоевшего соперника прямо на якоре, несмотря на нарушение всех интернациональных законов.

Но упорство судов Шпее затмили удачи одиночных рейдеров. Начальник «Эмдена» Мюллер убедил адмирала отпустить его крейсер в независимый поход. И это решение выяснилось весьма успешным. «Эмден» «прочесал» Индийский океан, а заодно обстрелял нефтехранилища в Мадрасе.

В малайском порту Пенанг он застал врасплох русский крейсер «Жемчуг», имевший более сильное оружие (восемь 120-мм орудий), и потопил его торпедой и артиллерией фактически без сопротивления. В том месте же он присовокупил к перечню собственных жертв не своевременно подвернувшийся под руку маленькой французский миноносец «Муске». Всего же в данный перечень вошло более чем двух десятков торговых судов грузоподъёмностью 110 тыс.т., перевозивших грузы на сумму, в десятки раз превышавшую цена самого «Эмдена».

И это в случае если учитывать лишь яркие утраты; косвенные же, обусловленные ростом страховых премий на все перевозки, кроме того сложно исчислить. Лишь 9 ноября 1914 года при попытке «навести порядок» в британской колонии на Кокосовых островах «Лебедь Востока», как поэтически именовали скоро ставший легендарным германский рейдер, отыскал собственный финиш в сражении с новейшим английским крейсером «Сидней». Тут снова собственную роль сыграли 6-бортовая броня и дюймовые орудия, которой «Эмден» не имел.

Менее удачливым был «Кёнигсберг», что, однако, кроме этого наделал много шума. Действуя у восточной части прибрежной полосы Африки, он потопил лишь одно судно, но в Занзибаре послал на дно английский крейсер «Пегасус», формально принадлежавший к тому же классу.

Само собой разумеется, ключевую роль сыграла внезапность нападения, но британцам было нужно испить пилюлю позора до конца: их 4-дюймовые орудия просто не добывали соперника, что одновременно с этим нормально поливал собственную помой-му небеззащитную жертву убийственным огнём.

Уязвленной «владычице морей» было нужно устроить на «наглеца» настоящую облаву, в которой приняло участие около десятка крейсеров а также один броненосец.

Загнанный, в итоге, в устье реки Руфиджи, «Кёнигсберг» сопротивлялся ещё полгода, искусно маневрируя среди речных рукавов и отвлекая для блокады столь драгоценные крейсера. Англичанам было нужно пригнать через два океана мелкосидящие мониторы, каковые смогли поставить точку на карьере рейдера.

Остальные жертвы Первой Мировой среди германских бронепалубных крейсеров пострадали по большей части от угрозы из глубины. «Ундину» в ноябре 1915 года потопила английская подлодка Е-19, прорвавшаяся на Балтику, а полугодом ранее в Ютландском бою от торпеды погиб «Фрауэнлоб». Через месяц по окончании «Ундины» на дно отправился «Бремен», кроме этого от мины и всё на той же Балтике, ставшей настоящим «минным кладбищем» для германских крейсеров.

До этого он успел пройти модернизацию артиллерии, на протяжении которой носовую и кормовую несколько 105-миллиметровок заменили внушительными 150-мм орудиями. Подобное переоборудование в 1916 году прошёл и «Любек», на котором, к тому же, заменили на 500-мм торпедные аппараты, установили оборудование для постановки мин и «нарастили» более современный наклонный форштевень. Минное оборудование взял и «Берлин».

По окончании войны «Любек», «Данциг» и «Мюнхен» попали по разделу остатков германского флота в руки главного соперника — британцев, каковые тут же разрешили войти «родственников» рейдеров, наделавших им столько проблем, на металл.

Такая же будущее постигла более современные «Штеттин» и «Штутгарт», каковые, но, уже прекратили быть фактически крейсерами. «Штутгарт» немцы в самом финише войны перестроили в гидроавиатранспорт, вооружённый четырьмя 105-мм орудиями, парой 88-мм зениток и нёсший три гидросамолета, а «Штеттин» завершал карьеру в качестве учебного корабля школы подводников.

Но вторым германским бронепалубным крейсерам ещё предстояла вторая жизнь. Союзники не позарились на сохранившиеся единицы первых серий, уже совсем не смотревшиеся на фоне десятков новых быстроходных лёгких крейсеров, имевших к тому же бортовую броню. Исходя из этого в ВМС поверженной ниц Веймарской республики без неприятностей вошли «Ниобе», «Нимфе», «Амазоне», «Тетис», «Мадуза», «Аркона», «Берлин» и «Гамбург».

Ясно, что из аналогичного «материала» современные суда создать было нельзя, тем более, что важная модернизация запрещалась Версальским соглашением, но германские инженеры постарались хотя бы частично привести их «к приличному виду». Первые три взяли современный клиперский форштевень, надстроенный прямо поверх старомодного тарана.

Из «начинки» удалось заменить торпедные аппараты, повысив их калибр до 500 мм. «Нимфе» и «Амазоне» сдали на слом в первой половине 30-ых годов двадцатого века, а вот «Ниобе» была суждена любопытная и продолжительная судьба. В 1925 году крейсер реализовали Югославии, где он стал называться «Далмация». Корабль перевооружили шестью 85-мм орудиями завода Шкода и таким же числом 20-мм зенитных автоматов. По окончании первого исчезновения страны — нового хозяина с карты Европы в первой половине 40-ых годов двадцатого века его прибрали к рукам итальянцы, переименовав в «Катарро».

Через два года последовала очередная смена флага: по окончании капитуляции Италии «Ниобе» снова возвратилась к начальным хозяевам под собственным именем. Они не преминули передать многострадальный крейсер марионеточному хорватскому правительству, не смотря на то, что целый большая часть и офицерский состав команды оставались германскими. Финиш нескончаемому чередованию знамён положили английские торпедные катера, пославшие «Ниобе»-«Далмацию»-«Катарро» на дно в самом финише 1943 года.

Несколько «городов» первой серии, «Берлин» и «Гамбург», по окончании войны перестроили, вооружив восемью более современными 105-мм парой и орудиями 500-мм торпедных аппаратов. («Берлину» чуть позднее «исправили шнобель», как на «Ниобе» с компанией.) Оба корабля вывели из состава флота в 1935 году, но они просуществовали ещё хороший дюжина лет. «Гамбург» затонул от бомб союзников в первой половине 40-ых годов XX века, но разобрали на металл его лишь через пара лет. Пожалуй, самая печальная будущее выпала на долю «Берлина».

Корабль, носивший имя столицы Германии, британцы набили под завязку боеприпасами, начинёнными отравляющими веществами, и затопили в Балтийском море, создав потенциальную «мину», талантливую сломать жизнь будущим поколениям.

В целом же скромные и непритязательные германские бронепалубные крейсера были более нужными, чем их претенциозные броненосные «старшие братья». Вправду, один лишь «Эмден» всецело оправдал их содержание и постройку в течении всей работы.

Немцам оставалось лишь сожалеть о том, что так мало единиц появилось в начале войны на океанских просторах.

В. КОФМАН

5 самых УЖАСНЫХ и СТРАШНЫХ островов в мире

Статьи, которые будут Вам интересны: