Смертельные удары органа
Услышав слово «оргaн», многие себе представили высоченные своды костела, витражи и громкую пронизывающую душу музыку. Но имеется у данной вещи тезка – военное орудие, украшавшее средневековые баталии.
Оргaн – монументальный инструмент. Подобно собственному музыкальному тезке, он кроме этого складывается из трубок, лишь из них выходят не мелодии, а пули. Такие ружья с множеством стволов больно ранили неприятеля.
Средневековье было эрой постоянных распрей. Посудите сами, поскольку тогда еще не было изобретено полиции, совокупности законов, «вертикали власти», в итоге. Любой граф либо барон был хозяином в собственном мелком поместье и вершил суд.
В случае если ему было мало денег, он грабил соседние владения, отбирал хлеб у крестьян, сжигал леса. Это провоцировало нескончаемые «файды» – междоусобицы. Исходя из этого кроме того самый малый подчинённый должен быть готов к войне, иметь собственную маленькую армию с хорошими орудиями, чтобы защищать преданных тебе людей.
Нужным приспособлением на поле боя был орган – особенный тип стрелкового оружия, сейчас мало кому узнаваемый.
Такое наименование обусловлено сходством с музыкальным инструментом органом. В данном приспособлении было от 3 до 24 стволов (а время от времени и более), скрепленных в пара последовательностей. Затравки стволов в каждом последовательности соединялись неспециализированным желобом, что разрешало делать одновременный либо последовательный залп.
Достаточно было поджечь орган с одного финиша, и пламя распространялся от одного ствола к второму.
Орган. Рисунок Конрада Кизера. 1405 год, Германия. Источник
В зависимости от калибра стволов они были стационарными (в большинстве случаев крепостными) либо подвижными полевыми на колесном лафете. Стационарные имели калибр 2,5–3,5 см, полевые до 9 см.
В Российской Федерации такие орудия назывались сороками либо пищальной батареей, а в Польше — смиговницами.
Существовали и более сложные конструкции органов. К примеру, стволы размешались крестообразно (любой на собственной ложе) и вращались на вертикальной оси. Были орудия и с 4 и более стволами, соединенными в единый блок, вращающимися на продольной оси.
Оба последних варианта потребовали поджигания пороха раздельно у каждого ствола, исходя из этого были менее скорострельны.
Органы были достаточно громоздкими и неудобными: дабы зарядить 12 стволов, требовалось значительно больше времени, чем подготовить к стрельбе пушку.
Рибадекин. Франция, XVI век. Источник
В эру Столетней войны (1337–1453 гг.) был распространен таковой вид органа, как рибадекин. Это орудие из шести пушек, отлитых из металла и заряжаемых с казенной части. Появление таких типов оружий было обусловлено низкой надёжностью и невысокой скорострельностью первых огнестрельных устройств.
Наряду с этим технологически решить эти неприятности на качественном уровне тогда еще не представлялось вероятным. Средневековым артиллеристам лишь и оставалось, что надеяться на количество стреляющих стволов, тем более что выстрелы в упор замечательно пробивали броню рыцаря. С позиций тактики, непременно, органы были необходимы, поскольку имели громадную поражающую силу и имели возможность ранить наездника либо его коня.
Применение многоствольных пушек как раз так принесло армии города Гента победу в бою при Беверхуцфельде 3 мая 1382 года. Кроме этого рекомендовалось при помощи рибадекинов оборонять крепостные ворота.
С возникновением артиллерийских картузов, ускоривших стрельбу, от органов отказались, пушку заряжать было несложнее. Но наименование сохранилось в столетиях. Как мы знаем, что германские воины именовали легендарную советскую совокупность полевой реактивной артиллерии «Катюша» «сталинским органом» за некое внешнее сходство с менее идеальной моделью эры Средних столетий.
Многоствольное артиллерийское орудие XV–XVII вв. Венский армейский музей. Источник