Сооснователь mail.ru group дмитрий гришин разработал концепцию закона о правовом статусе роботов
Основатель Grishin Robotics и сооснователь Mail.ru Group Дмитрий Гришин совместно с управляющим партнером Петербургского офиса Dentons и начальником русском практики в области интеллектуальной собственности, IT и телекоммуникаций Виктором Наумовым создал концепцию документа, определяющего правовой статус роботов, информируют «Ведомости».
По задумке Гришина и Наумова к роботам стоит использовать нормы, применяемые для юридических лиц и животных. В соответствии с концепции Гришина, ИИ в этом его состоянии, за отсутствием чувств, не имеет возможности стать субъектом права, но между животными и роботами отмечается схожесть, поскольку они смогут самостоятельно делать определенные действия. Наряду с этим к владельцам и создателям роботов смогут использоваться нормы, применяемые на данный момент в отношении обладателей источников повышенной опасности.
Кроме этого допускается создание реестра роботов по аналогии с ЕГРЮЛ.
Наряду с этим Дмитрий Гришин не отрицает актуальности законов робототехники, организованных писателем-фантастом Айзеком Азимовым. В документе предусматривается четыре сценария несения уголовной ответственности обладателем (либо создателем) робота, все из которых, в теории, стали причиной нарушению
первого закона робототехники Азимова:
- конструирование робота-убийцы специально для совершения правонарушения;
- отключение программных и аппаратных функций, блокирующих возможность причинения вреда человеку;
- конструирование робота, талантливого причинить вред человеку;
- конструирование робота без осознания того, что он бывает использован для причинения вреда человеку.
Гришин уже направил собственный проект в ведущие российские юридические университеты (Институт государства и права РАН, МГУ и СПбГУ, МГЮА, ВШЭ и т.п.) чтобы получить оценку. Целью собственной работы он ставит внесение трансформаций в ГК Российской Федерации и создание отдельного закона «О робототехнике».
У работы сооснователя mail.ru Group имеется и использование на практике в скором времени. Первыми кандидатами на регулирование при принятии проекта Гришина станет деятельно развивающийся роботизированный транспорт. Как раз беспилотные машины на данный момент идеально вписываются в концепцию «средств повышенной опасности», а проработка вопросов ответственности за действия роботов (робомобилей) окажет помощь подготовить правовую базу для их легального применения.
Президент Cognitive Technologies Ольга Ускова, чья компания занимается разработкой робомобилей для «КАМАЗа» уверен в том, что проект Гришина направляться увеличить. Прежде всего — отработать стандарты определения уровня интеллектуализации роботов, и выяснить модели поведения в экстренных случаях (к примеру, в то время, когда жертвы неизбежны).
Наряду с этим плотность роботизации в Российской Федерации поразительно низка: в случае если в среднем по миру на 10 000 работников приходится 69 промышленных роботов, то в Российской Федерации — всего один.