Советское танковое наследие на украине близко к исчерпанию — «новости дня»
Порошенко похвастался новым украинским вариантом модернизации ветхого советского танка Т-72. Машина очевидно призвана укрепить боевой дух украинских армий и привести к приливу патриотической гордости у населения. Но при ближайшем рассмотрении представленной украинским президентом техники легко подметить, что очень гордиться Киеву нечем.
«армия Украины делается посильнее с каждым днем», – написал украинский президент под маленьким видео, демонстрирующим погрузку танка на транспортер. Это вариация танка Т-72, модернизация которого была выполнена предприятием «Киевский бронетанковый завод». Разумеется, неприятности с поддержанием и модернизацией в боеспособном состоянии главных украинских танков Т-64 вынудили Киев обратиться к последним резервам военной техники.
Перед тем как перейти к вопросам актуального состояния и численности танкового парка сопредельного страны, направляться выделить два факта.
Первый: Украина сейчас не в состоянии создавать новые танки какое количество-нибудь большими сериями. Второй: возможности украинской индустрии в модернизации и области ремонта бронетанковой техники (БТТ) все еще велики.
Как мы знаем, что по многим причинам в СССР производились в один момент три вида главных боевых танков (ОБТ): Т-64, Т-72 и Т-80. Наряду с этим конкретно на Украине Харьковским заводом им. Малышева выпускались Т-64 и Т-80 в варианте с дизельной силовой установкой (УД).
Танки Т-72 и модификации Т-80 с газотурбинной установкой производились в Ленинграде и на Урале.
С распадом СССР новой украинской державе достался очень разношерстный парк боевых автомобилей, причем достаточно современных. Концептуальные наследники Т-34 – танки линейки Т-54/55/62 – в западных военных округах были представлены мало, по большей части в учебных частях. К 1991 году, не обращая внимания на последовательность важных модернизаций, они уже считались морально устаревшими, а против НАТО старались держать технику поновее.
Уралмашевский Т-72 в Советском Альянсе считался «мобилизационным» танком, предназначенным для дивизий второго эшелона. Соответственно, в Украине и в Крыму были размещены всего четыре дивизии, укомплектованные данной матчастью, базу советских танковых подразделений в том месте составляли «шестьдесят четвертые».
На вооружении ВСУ в качестве единого примера были покинуты более идеальные Т-64, в то время как танки уральской выделки были посланы в резерв и в учебные подразделения. Скоро в том месте же были и Т-80, не обращая внимания на то что данный танк был создан в Харькове и есть предстоящим развитием Т-64.
По самые достоверным оценкам, на момент распада СССР Украина располагала следующим танковым парком (не учитывая Т-54/55/62): Т-64 – 2340 экземпляров, Т-72 – около 1300, Т-80 – 260 (из них 12 – дизельных).
Украинские армейские вкупе с местными коммерсантами скоро смекнули, что к чему: Т-72 стали ходовым экспортным товаром. Всего (до 2014 года включительно) в разные государства (по большей части относящиеся к «третьему миру») Киев официально поставил 863 танка типа Т-72 различных модификаций.
Последние поставки (14 штук для Нигерии) имели место уже на протяжении конфликта в Донбассе.
Но в этих цифрах имеется некий подвох. Так, из общего числа Т-64 227 танков представляли собой Т-64Р – это автомобили самого первого выпуска, приведенные в следствии капитального ремонта к уровню Т-64А. В начале военных действий в учебных частях было отмечено всего два таких танка.
Помимо этого, на балансе МО (на базах хранения) находятся порядка 500 танков этого типа, большая часть из которых относятся к так называемой четвертой категории имущества, другими словами являются, по сути, полный хлам. Наряду с этим более полусотни исправных танков стали трофеями армии непризнанных республик, еще около 200 были стёрты с лица земли либо полностью, или до состояния, в то время, когда их восстановление фактически нереально.
Так (опуская подробности методики подсчета), на сегодня в составе ВСУ остается около 500–550 боеспособных танков Т-64. С учетом каннибализации (разбора на запчасти) находящихся на хранении автомобилей и при отсутствии важных утрат поддерживать данный парк в боеспособном состоянии возможно довольно продолжительно. Но о пополнении, а тем более о наращивании сил танками лишь одного этого типа сказать не приходится.
По большей части Т-64 идут на комплектацию танковых и механизированных частей.
Тут-то украинские генералы и отыскали в памяти о не до конца разбазаренном советском наследии: о газотурбинных Т-80. Тем более что эти танки по агрегатам очень схожи с Т-64, а с ремонтом турбин окажет помощь запорожский завод «Мотор Сич».
Восстановленные танки предназначены для Высокомобильных десантных армий. Каждой из семи бригад украинских эрзац-ВДВ надеется танковая рота из 10 автомобилей. На сегодня на Харьковском БТРЗ восстановлено и передано в армии около 60 таких танков.
Возможно, всецело бригады будут укомплектованы матчастью к концу этого года, а всего с учетом нужного резерва украинская индустрия вернёт 80, максимум 100 таких автомобилей. Остальные послужат донорами запчастей русского производства, часть которых на Украине не изготавливается.
Наряду с этим в стране вряд ли найдется большое количество экспертов, талантливых эксплуатировать таковой своеобразный пример БТТ, как газотурбинный танк.
Второй резерв для пополнения – танки Т-72. Необычная вещь: по оценкам экспертов, эти танки, кроме того находящиеся на хранении, по большей части имеют вторую категорию (пригодны к ремонту в заводских условиях) – за экспортным товаром следили лучше, чем за матчастью для собственной армии. По задумке руководства ВСУ, танками типа Т-72 предполагается укомплектовать батальоны и танковые роты тех мотопехотных бригад, которым не хватило Т-64.
По приблизительным оценкам, на конец 2016 года Украина располагает приблизительно тремя сотнями Т-72, по большей части устаревших модификаций. Только немногие автомобили этого типа участвовали в военных действиях, причем две из них стали трофеями ВСН. Один из них – модификации Т-72Б1 (самой современной из имеющихся на Украине) – был выдан украинскими СМИ за новейший Т-72Б3 и употреблялся пропагандой как «подтверждение русского вмешательства».
Восстановительный ремонт Т-72 осуществляется на Львовском ТРЗ.
Так, в условиях полного разрыва взаимоотношений с Россией в области ВТС, разбазаривания советского наследства и понесенных на протяжении военных действий утрат ВСУ возвратились к той же ситуации, от которой пробовали уйти: они имеют на вооружении все те же три типа ОБТ. Наряду с этим, в отличие от России, где сейчас выделяются средства для модернизации танкового парка с приведением техники к единообразному состоянию с наращиванием боевых возможностей, на Украине эта программа буксует.
Так, с 2001 года ВСУ взяли только 10 танков Т-84У «Оплот», являющихся глубокой модернизацией Т-80УД. Из них до этого дня дожили лишь шесть автомобилей, сравнительно не так давно прошедших капитальный ремонт в Харькове.
Немного лучше обстоят дела с унификацией приблизительно десятка разных модификаций Т-64. Еще в декабре 2003 года МО выделило средства на модернизацию самых идеальных в то время Т-64 модификаций Б и БВ до отметки Т-84У. Первоначально программа предусматривала модернизацию 400 автомобилей посредством мероприятий, направленных на защиты танка и повышение подвижности.
Но через год программу урезали до 85 автомобилей, поставка которых растянулась до 2012 года, наряду с этим последние девять танков были переданы в армии только в марте 2014-го.
БМ «Булат» (от «советского индекса» Т-64 «самостийники» отказались) деятельно принимали участие в военных действиях в Донбассе. Согласно данным сайта Lostarmour, точно известно об уничтожении в битвах 18 автомобилей данного типа, еще два трофейных танка употребляются ВС ДНР. По состоянию на май 2017 года, на заводе им.
Малышева были восстановлены и возвращены в строй 50 танков этого типа, взявших боевые повреждения. Помимо этого, на вооружении Нацгвардии состоят 10 танков Т-64БМ1М – упрощенный и удешевленный вариант, созданный на экспорт для армии Демократической Республики Конго, но так и не доехавший до Африки.
Представленная президентом Порошенко модификация Т-72АМТ направляться той же логике: приведение и унификация к огневой и единому стандарту защищенности мощи. Для этих целей был выделен танк модификации «А», к настоящему времени безнадежно устаревшей. Если судить по имеющимся в Сети визуальным материалам, на танке установлен набор динамической защиты «Нож» по типу Т-84У и Т-64БМ. Кроме этого унифицированы гусеничные ленты, каковые сейчас складываются из траков по типу Т-80.
Привлекают внимание и противокумулятивные решетки, которыми прикрыта корпуса и корма башни.
По сообщениям разработчика, танк снабжен прибором наблюдения начальника ТКН-3УМ, прицелом – прибором наведения 1К13-49 «Неман» (от танка Т-72Б) с возможностью ведения огня танковой управляемой ракетой «Комбат», ночным прибором механика-водителя ТНК-72 либо ТВН-4БУП, радиостанцией турецкой компании Aselsan и «Либидь-К-2РБ» (Motorola сборки киевской компании «Часть и Ко.Ltd») вместо Р-123 (Р-173), набором навигационной аппаратуры ГЛОНАСС/GPS СН-3003 «Базальт» (производства ГП «Оризон-Навигация»), неоновыми фарами, зенитной пулеметной установкой 12,7 мм с дистанционным управлением от танка Т-64БВ, видеокамерой и дополнительным бронированием заднего вида.
Примечателен факт, что все прицеливания и приборы наблюдения являются ветхие российские и белорусские разработки. Исходя из этого заявления о возможности их интеграции с электронно-оптическими преобразователями третьего поколения (каковые не «слепнут» ночью при засветке пламенем пожаров и вспышками выстрелов) представляются очень вызывающими большие сомнения.
Страно, что на танке вместо штатного двигателя В-46 используется В-84-1 русского производства. Тем более что у украинской индустрии имеется успешный опыт замены русских моторов харьковскими дизелями серии 5ТДФ, подобными тем, что используются на Т-64. Нельзя исключать, что российские моторы украинцы раздобыли где-то на «сером» рынке, в то время как задел дизелей собственной конструкции (с серийным выпуском которых также имеется неприятности) приберегли для «шестьдесят четвертых».
Вероятно да и то, что ходовая Т-72 не приспособлена для работы с более замечательным мотором и испытывает наряду с этим повышенный износ.
В целом в продемонстрированном виде Т-72АМТ по комплексу черт приблизится к уровню Т-72Б1, но не сможет превзойти современную русского модификацию Т-72Б3. Это очень бюджетная модернизация, талантливая только мало повысить боевую эффективность техники. Отсутствие встроенной активной защиты и современного комбинированного панорамного прицела не разрешает вычислять эту машину, изготовленную в единственном экземпляре, достаточно современным боевым танком.
Однако совершённая работа в полной мере соответствует политике нынешнего украинского управления. Так, в январе 2017 года украинские СМИ информировали, что на одном из совещаний СНБУ Петр Порошенко заявил:
«У нас появляется выбор: либо один «Оплот», либо 10 глубоко модернизированных и капитально отремонтированных Т-64 и Т-80. Причем «Оплот» строится минимум за 18 месяцев, а цикл глубокой модернизации Т-80 образовывает 2,5 месяца. Так, у нас появляется вопрос: танковая рота в полном составе либо один танк».
Невозможность в текущих условиях создавать на Украине новые танки косвенно признал в интервью блогеру Диане Михайловой генеральный директор ГП «Завод им. В. Малышева» Александр Хлань. Но как вычисляют кое-какие украинские армейские специалисты, для целей так называемой «АТО» годятся и существующие автомобили, а вдруг в бой вступят российские ВС, не окажут помощь никакие «Оплоты».
Но чем бы ни завершилось текущее противостояние на Украине, к его финишу целый современный танковый парк ВСУ неизбежно будет ушатан в хлам – автомобили выработают все мыслимые ресурсы. Тогда некогда могучее промышленное государство совсем сравняется со средней африканской страной не только по уровню доходов, но и по военной мощи.