Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 8) — «военные действия»

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 8) - «военные действия»По окончании некоего периода неопределённости в судьбе «Европейского истребителя» участники проекта решили продолжить программу его создания. Глядя на возможность, правительства Англии, ФРГ, Испании и Италии, не обращая внимания на необходимость больших денежных вливаний, отдавали себе отчёт, что продолжение работ будет содействовать формированию национальных наукоёмких отраслей экономики.
В конце 1992 года на встрече военных министров государств — участниц консорциума EFA был выяснен последовательность серьёзных для предстоящего развития программы моментов. Были рассмотрены неприятности, поднявшиеся перед консорциумом, такие, как координация исследовательских работ между государствами-участниками и организация окончательной сборки. В принятом меморандуме озвучили ориентировочный срок поступления самолета на вооружение. В английских ВВС с 2000 года, в Люфтваффе — с 2002 года.

Жизненный цикл самолёта при условии его модернизации обязан составлять не меньше 30 лет. Тогда же программа приобрела новое наименование — EF 2000.

Кроме этого стороны определились с распределением производственной программы по самолёту. В Англии осуществляли изготовление носовой части фюзеляжа и ПГО, в ФРГ — киль и центральную часть фюзеляжа. Крылья совместно создавали на фирмах ВАe, Aeritalia. На начальной стадии окончательную сборку решили вести во всех государствах — участницах консорциума с темпом до 10 самолетов в месяц.

Это было не через чур рационально с экономической точки зрения, но не ущемляло заинтересованностей, ни одной из государств.
С учётом распада Организации Варшавского соглашения и понижением риска глобальной войны, с целью удешевления проекта разработчики пошли на некое понижение боевых черт истребителя. Конструкция планера, двигатели и кабина не изменились. Изменились требования по продолжительности и дальности полета, и по взлетно-посадочным чертям.

Главные трансформации коснулись радиоэлектронной начинки. Было решено отказаться от оптоэлектронной станции переднего обзора, пара упростить БРЛС и совокупность постановки помех. Радиолокатор сейчас вместо десяти в один момент может сопровождать лишь шесть целей. Ненужной посчитали защиту электронных совокупностей самолета от электромагнитного импульса ядерного взрыва. Гарантированный портфель заказов консорциума «Еврофайтер» кроме этого уменьшился.

Сейчас он составлял 607 самолетов: Англия — 250, Германия — 140, Испания — 130 и Италия — 87.

Полёт первого прототипа EF 2000 состоялся 27 марта 1994 года на испытательном аэропорте компании DASA недалеко от Мюнхена. На самолёте отсутствовал последовательность бортовых совокупностей и оружие. Ввиду неготовности штатных двигателей EJ200 самолёт летал с ТРДДФ Rolls-Royce RB.199-104D. В том же году в атмосферу встали умелые самолёты, выстроенные в Англии и Италии. Всего в опробованиях было предусмотрено задействовать 7 прототипов.

Применение летающих лабораторий, разрешило существенно сэкономить финансы и сократить количество лётных испытательных полётов и часов. К примеру, БРЛС для «Еврофайтера» испытывалась на летающей лаборатории, созданной на базе ближнемагистрального самолета ВАС 11-1.

Истребитель с обычным взлётным весом 16000 кг оснащён двумя ТРДДФ Eurojet EJ 200 с суммарной тягой на форсаже 18400 кгс. На высоте 10000 метров самолёт способен развить скорость 2495 км /ч, большая скорость у почвы — 1530 км /ч. При исполнении задач ПВО с 4000 литрами горючего во внутренних баках + 1000 литров на внешней подвеске, боевой радиус образовывает 1400 км.

В ударных миссиях при большой взлётной массе 23000 кг боевой радиус в зависимости от варианта боевой профиля и нагрузки полёта от 600 до 1300 км без дозаправки в воздухе.

Заказ на серийное производство истребителей был подписан 30 января 1998 года. 2 сентября 1998 года в английском Фарнборо состоялась церемония присвоения самолёту собственного имени — Typhoon, что стало продолжением «штормовой» линии начатой PANAVIA Tornado. Но это вызвало недовольство представителей ФРГ, поскольку в это напоминало о истребителе-бомбардировщике Hawker Typhoon ВВС Англии употреблявшемся для атак целей на территории Германии на протяжении Второй мировой.

Испытательные полёты в целом шли достаточно гладко, но 21 ноября 2002 года неподалеку от испанской авиабазы Хетафе из-за отказа в совокупности управления двигателями разбился двухместный предсерийный самолёт. Оба пилота удачно катапультировались.
По окончании завершения опробований предсерийных автомобилей в 2000 году было выдано разрешение на начало лётной эксплуатации. Поставки «Еврофайтер Тайфун», в соответствии с предварительному графику, должны быть поделены на три транша. Кроме государств, участвовавших в разработке, «Тайфуны» заказали: Австрия — 15 самолётов, Кувейт — 28, Саудовская — 12 Аравия и Оман — 72.

По состоянию на июль 2016 года в общем итоге заказано 599 самолётов, поставлено — 478. Исполнителем экспортных заказов есть английская компания BAе, на сборочных линиях в других странах — участниках консорциума самолёты строят лишь для собственных ВВС. Другими словами с «Тайфуном» повторяется та же история, что и с другими европейскими совместными проектами, «Ягуаром» и «Торнадо»: их экспортные поставки кроме этого осуществлялись лишь из Соединенного Королевства.

Параллельно с одноместным истребителем в соотношении 1:10 ведётся строительство двухместных учебно-боевых Typhoon Т.1. Первоначально лётный ресурс самолёта был выяснен в 6000 часов, но благодаря некоторым результатам и улучшениям, взятым на протяжении эксплуатации предсерийных самолётов, ресурс автомобилей последнего транша (серии) был продлён до 10000 часов. «Тайфун» во многом есть неповторимым боевым самолётом. Он выпускается в четырёх вариантах, в соответствии с национальными предпочтениями каждого участника консорциума, одновременно с этим все компании-подрядчики создают агрегаты для каждого из заказанных самолётов.

В 2003 году началась эксплуатация истребителей первого транша, взявших обозначение EF 2000 Tranche 1 государствах участниках консорциума. Самолёты различных траншей имеют значительные различия в БРЭО. На «Тайфун» второй части — EF 2000 Tranche 2 установили улучшенную авионику, более идеальную совокупность оружия, разрешающую действенно уничтожать наземные цели и новый бортовой компьютер.

Совокупность навигации самолёта включает в себя навигационную инерциальную аппаратуру на базе кольцевых лазерных гироскопов и приёмники спутниковой навигации. В распоряжении пилота имеется нашлемный прицел-индикатор, совокупность распознавания, определения и анализа приоритета внешних угроз.

Обнаружение воздушных целей осуществляется многорежимной когерентной импульсно-доплеровской БРЛС ECR-90. В совокупность управления оружием интегрирована ИК-станция переднего обзора PIRATE. Она устанавливается на внешнем узле подвески и предназначается для сопровождения и поиска воздушных и наземных целей.

Сейчас ведётся серийное производство модификации EF 2000 Tranche 3, которая отличается двигателями с величиной тягой, более ёмкими топливными баками, идеальным бортовым вычислительным комплексом, и новой РЛС E-Scan с фазированной решеткой. В соответствии с рекламным данным эта РЛС с синтезированной апертурой, устанавливаемая на самолёты 3-го транша способна найти американский F-22А на дальности не меньше 60 км.

Антенна РЛС E-Scan под защитным кожухом

Одним из самые сложных и дорогостоящих электронных компонентов «Еврофайтера» стала его оборонительная совокупность. Она совместно создана компаниями: Airbus Group, Elettronica, Galileo Avionica и Indra Sistemas SA. Совокупность DASS складывается из бессчётных датчиков и ЭВМ разбирающей данные. Датчики способны фиксировать не только радиолокационное, но и лазерное излучение.

DASS руководит целым рядом пассивных и активных элементов защиты, в комплект средств противодействия ЗРК и ракетам «воздух-воздух» входят настраиваемые генераторы помех, буксируемые фальшивые цели, кассеты с ИК-дипольными отражателями и ловушками. Контейнеры с совокупности РЭБ находятся на консолях крыльев. На данный момент на самолётах модификации EF 2000 Tranche 3 устанавливается многоканальная аппаратура РЭБ с расширенным частотным диапазоном, разрешающая в один момент ставить помехи нескольким РЛС обнаружения и станциям наведения зенитных ракет.

Контейнеры аппаратуры РЭБ на консолях крыльев двухместного УБС Typhoon T1

Цена одного набора аппаратуры DASS превышает $1 млн. В страны, не являющиеся участниками программы «Еврофайтер», эта аппаратура поставляется в неполной комплектации.

Узлы подвески оружия истребителя Eurofighter Typhoon

Встроенное оружие складывается из 27-мм пушки, в корневой части правого крыла. На тринадцати узлах внешней подвески возможно размещено до 6500 кг боевой нагрузки. В комплект оружия входят: УР воздушного боя AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM, AIM-9 Sidewinder, IRIS-T, MBDA Meteor, ракеты «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick , AGM-88 HARM , Brimstone, Тaurus KEPD 350, Storm Shadow/Scalp EG, ПКР Sea Killer Marte-ERP, управляемые бомбы Paveway II / III / IV, JDAM.

Для наведения на цель управляемых средств поражения употребляются подвесные контейнеры Litening III и AN / AAQ-33 Sniper.

Но, состав оружия самолётов различных государств может очень сильно различаться. Так, RAF стали первым клиентом новых ракет «воздух-воздух» средней дальности MBDA Meteor. В ВВС Англии «Тайфуны» в эскадрильях ПВО заменили перехватчики «Торнадо».

В первоначальный раз на встречу русскому дальнему бомбардировщику Ту-95МС английские Typhoon F.2 встали 17 августа 2007 года.

В сентябре 2009 года четыре «Тайфуна» были переброшены на авиабазу RAF Маунт-Плезант на Фолклендах, где они заменили «Торнадо» F.3. Вследствие этого правительство Аргентины заявило официальный протест.

Спутниковый снимок Гугл earth: английский «Tайфун» на ВПП авиабазы Маунт-Плезант

Первоначально истребители «Тайфун» предполагалось применять по большей части для обеспечения ПВО и завоевания превосходства в воздухе. Этому в полной мере соответствовали автомобили английского стандарта Typhoon F2 Tranche 1. Но по окончании списания «Ягуаров» и «Харриеров» и намеченного скорого вывода из эксплуатации ударных «Торнадо» в RAF появилась необходимость в многоцелевом самолете.

Начавшаяся «антитеррористическая» операция в Афганистане "настойчиво попросила" модернизации «Тайфуна» для расширения ударных возможностей. В июле 2008 года по окончании доработки БРЭО и оружия «Тайфун» был заявлен многоцелевым истребителем, что способен действенно уничтожать как воздушные, так и наземные цели.

Спутниковый снимок Гугл Earth: самолёт Typhoon FGR4 на аэропорте Уортон

Самолёты английских ВВС адаптированные для ударных задач взяли обозначение Eurofighter Typhoon FGR4. Как и при с «Торнадо», англичане стали пионерами в деле улучшения боевых качеств «интернациональных» истребителей. Опробования модернизированного Typhoon FGR4 проходили на заводском аэропорте компании ВАе Уортон.

Двухместная машина, с дублированным управлением, прошедшая модернизацию с целью расширения ударных возможностей, взяла обозначение Typhoon Т.3.

Спутниковый снимок Гугл earth: английские самолёты Typhoon на авиабазе Коненгсби

Боевая премьера «Тайфунов» прошла в марте 2011 года, по окончании того как истребители RAF Typhoon FGR4 перебазировались с английских авиабаз Коненгсби и Льючарс на итальянскую авиабазу Джоя-дель-Колле в южной части Италии. В том же направлении перелетели итальянские «Тайфуны» с авиабазы Гроссето.

Спутниковый снимок Гугл earth: итальянские самолёты Typhoon на авиабазе Гроссето

Итальянские и британские боевые самолёты участвовали в «патрулировании» ливийского воздушного пространства. На протяжении «патрулирования» «Тайфуны» оказывали авиационную помощь антиправительственным силам, используя 454 кг УАБ Paveway II с лазерным наведением и противорадиолокационные ракеты ALARM.
В 2014 году 12 английских Typhoon Tranche 2 были модернизированы для применения УАБ Paveway IV. Скоро для этих автомобилей нашлась работа на Ближнем Востоке. Шесть Typhoon FGR4 5 декабря 2015 года развернули на Кипре.

Действуя совместно с «Торнадо», с авиабазы Акротири они наносили удары по целям в Сирии и Ираке.

Управление RAF собирается вывести из эксплуатации в первой половине 20-ых годов XXI века все оставшиеся ранние модификации не меньше 1. Наименее изношенные истребители будут модернизированы и предложены на продажу зарубежным клиентам. Эти замыслы идут вразрез с прошлыми заявлениями, что срок работы «Тайфунов» составит не меньше 30 лет. По всей видимости, в английском бюджете нет средств для поддержания в лётном состоянии всего парка «Тайфунов» при одновременной закупке в Соединенных Штатах истребителей F-35A.

Истребители «Тайфун» ВВС Саудовской Аравии

Ещё одной страной, использовавшей «Тайфуны» на протяжении военных действий, стала Саудовская Аравия. Модернизированные самолёты RSAF стандарта Typhoon Tranche 2 наровне с «Торнадо» и F-15SA деятельно принимали участие в рейдах на объекты хуситов в Йемене. В феврале 2015 года саудовские «Тайфуны» в первый раз применяли бомбы Paveway IV при атаке целей на территории Сирии. На данный момент Саудовская Аравия и BAе Systems ведут переговоры о поставке дополнительной партии из 48 Typhoon Tranche 3.

Определённый коммерческий успех «Тайфунов» английской сборки прежде всего обусловлен их высоким ударным потенциалом и грамотной маркетинговой политикой компании BAе Systems. Не обращая внимания на утверждение компании-производителя, что «Тайфун» в ближнем воздушном бою не уступает вторым современным боевым самолётам, подтверждения этому нет. Само собой разумеется, европейский истребитель — это очень хорошая машина, оснащённая самым современным БРЭО и владеющая хорошими возможностями при применении в роли перехватчика ПВО.
На протяжении учебных воздушных битв с американскими истребителями «Тайфун» без внешних подвесок обычно одерживал вверх над F-15С/D и F-16C/D. Американские автомобили в силу изюминок аэродинамической схемы «утка», во многих случаях неспособны повторить манёвры «Тайфуна». Но советские истребители МиГ-29 и Су-27 ещё в середине 80-х подняли «планку» черт манёвренности на новую, недостижимую для «Тайфуна» высоту.

Самолет, создаваемый по меркам тридцатилетней давности, сейчас уже в не полной мере соответствует современным требованиям и в ближнем воздушном бою не имеет возможности на равных противостоять модернизированным русским истребителям поколения 4+.
Английские Typhoon FGR4 много раз посещали зарубежные авиабазы на протяжении совместных интернациональных учений. Так в июле 2007 года с ВВС Индии состоялись совместные манёвры "Индра-Дануш". С индийской стороны «Тайфунам» противостояли Су-30МКИ.

Наряду с этим индийское руководство не разрешило своим лётчикам пользоваться БРЛС Н011М «Барс». ВВС Индии добровольно отказались от преимущества, которое Су-30МКИ имеет благодаря более замечательному радиолокатору, в котором, к тому же, используются разработке электронного сканирования луча.

Итоги учебных воздушных битв по обоюдной договорённости сторон не комментируются, но в английских СМИ публиковались неформальные высказывания пилотов «Тайфунов» участвовавших в учениях. Согласно точки зрения англичан, чтобы противостоять на равных Су-30МКИ в ближнем бою, «Тайфуну» нужны двигатели с изменяемым вектором тяги.

Прототип двигателя EJ230

В том же 2007 году стало известно о создании прототипа двигателя EJ230 с отклоняемым вектором тяги. В 2009 году Индии был предложен «Тайфун» с таким вариантом двигателя. Но серийно он до сих пор не выпускается и на вооружении строевых частей не состоит.
При стоимости около $120 млн. Typhoon Tranche 3 не в состоянии соперничать с тяжелыми русскими истребителями Су-30Су и МК-35С, экспортная цена которых образовывает $80-90 млн. Сравнение с «одноклассником» МиГ-35, цена которого оценивается в $50 млн., кроме этого выясняется не в пользу «Тайфуна». Острую борьбу на рынке оружий «Еврофайтеру» оказывает французский «Рафаль».

Эти автомобили снаружи и концептуально весьма схожи, что но, неудивительно. Их неспециализированные корни растут из программы создания европейского истребителя EFA.

Сравнивая английский и французский истребители, можно подчернуть, что масса безлюдного «Рафаля» на тонну меньше, наряду с этим его большая взлётная масса на тонну больше. Французский истребитель имеет больше узлов подвески и грузоподъёмней приблизительно на 2 тонны. Другими словами весовое совершенство у «француза» выше.

Но «Тайфун» владеет громадными большой скоростью и тяговоруженностью, что даёт ему преимущество при исполнении перехвата, к тому же в состав оружия «Еврофайтера» входит дальнобойная ракета «Метеор». В остальном оба истребителя близки, на них смогут быть приспособлены однообразные прицельно-поисковые и разведывательные подвесные совокупности западной разработки и подобное ударное оружие.

Но «Рафаль» дешевле, он предлагается потенциальным клиентам по цене $85-100 млн., что даёт определённое преимущество. Помимо этого, французы не столь щепетильны в ограничениях касающихся передачи новейших технологий. Одной из обстоятельств победы «Рафаля» в индийском тендере MRCA стала готовность Франции наладить лицензионную сборку истребителя в Индии.

Но, возможно констатировать, что «Тайфун», созданный по техусловиям истребителя 4-го поколения, не обращая внимания на высокотехнологичное БРЭО опоздал, приблизительно на 20 лет. В то время, в то время, когда принималось ответ о вводе EF 2000 в эксплуатацию, уже вовсю летал первый истребитель 5-го поколения F-22A.

Совместный европейский истребитель весьма хорошо смотрелся бы в 90-е, но в 21-веке он воспринимается как «динозавр» ушедшей эры. Столь большая задержка с принятием «Еврофайтера» на вооружение разъясняется отставанием европейской конструкторской школы от США и СССР, и несоответствиями между хроническим недофинансированием и участниками консорциума программы.

По данным:
https://defenceoftherealm.wordpress.com/2014/11/20/british-aerospace-eap-prelude-to-typhoon/
http://militaryarms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/eurofighter-typhoon/
http://www.deagel.com/Aircraft-Protection-Systems/EuroDASS_a001493001.aspx
https://www.gov.uk/government/news/raf-typhoons-patrol-libyan-no-fly-zone

3-я рота Боцмана ОМБ \

Статьи, которые будут Вам интересны: