Создатели «огненных стрел» (часть 2)

Создатели «огненных стрел» (часть 2)

Реактивная БМ-8-24.В августе 1941 г. на вооружение приняли 82-мм реактивный боеприпас М-8. Это была модификация авиационного РС-82 для применения в полевой артиллерии, имевшая практически в два раза громадную массу взрывчатого вещества. Создание пусковой установки для М-8 поручили СКВ столичного завода № 733 «Компрессор» при участии КБ завода № 37.

Руководил разработкой В.А. Тимофеев, ведущий конструктор шасси — Д.И. Сазонов. При проектировании автомобили инженеры применяли последовательность узлов от установки БМ-13, и направляющие типа «флейта», использовавшиеся в авиации.

Два варианта новой реактивной установки на шасси машин ЗИС-5 и ЗИС-6, имевших 38 направляющих, поступили на опробования в июле 1941 г. и продемонстрировали в целом хорошие результаты.

Для серийного производства армейские эксперты отобрали пример на шасси трёхосного грузовика ЗИС-6 из-за его лучшей проходимости. Помимо этого, это разрешало заимствовать многие инструменты и элементы оборудования от выпускавшейся установки БМ-13 на базе того же ЗИС-6. Выпускавшаяся под индексом БМ-8-36 серийная машина несла 36 направляющих.

До конца августа 1941 г. столичные фабрики «Красная» и «Компрессор Пресня» изготовили первую серию из 72 установок, а к ноябрю цеха покинули уже 270 автомобилей.

С эвакуацией Завода им. Сталина выпуск трёхосных грузовиков закончился. Исходя из этого в октябре 1941 г. было организовано задание создать 24-зарядную пусковую установку для реактивных снарядов М-8 на шасси лёгких танков Т-40.

Работа была совершена при участии бригады конструкторов Реактивного НИИ. В новой установке в первый раз для стрельбы боеприпасами М-8 были применены направляющие типа «балка», изготовленные из двутавровых балок.

Восстановленная установка М-13 на шасси трактора СТЗ-НАТИ (СТЗ-5) около строения Новомосковского историкохудожественного музея (Тульская область).

Машина затонула 14.12.1941, поднята с десятиметровой глубины Шатовского водохранилища 25 ноября 1988 г. водолазами группы «Поиск» столичного завода ГПЗ-1

Машина взяла индекс БМ-8-24. БМ-8-24 удачно принимали участие в битвах в 1942 — 1943 гг. и были прекрасно приняты в армиях из-за лучшей защищённости и проходимости, если сравнивать с «катюшами» на базе грузовиков.

Установка БМ-8-24 изготавливалась кроме этого на шасси танка Т-60, а по окончании прекращения выпуска обоих танков употреблялась для более замечательной установки БМ-8-48 на базе машин «Форд» и «Студебеккер-Мармон».

Шасси для «Катюши»

В начале 1930-х гг. отечественная автопромышленность начала разрабатывать для армии трёхосные машины с двумя задними ведущими осями (6×4) на базе только что освоенных в массовом производстве двухосных грузовиков.

Добавление ещё одной задней ведущей оси в полтора раза увеличивало проходимость и грузоподъёмность, снижая нагрузку на колёса.

В 1931 — 1932 гг. в конструкторском бюро столичного завода АМО под управлением Е.И. Важинского велось проектирование трёхосного грузовика АМО-6, в один момент с другими машинами нового семейства АМО-5, АМО-7, АМО-8 с широкой их унификацией. Прототипами для амовских трёхосок послужили британские грузовики WD (War Department), и отечественная разработка АМО-З-НАТИ.

В частности, автомобиль ЗИС-5 стал предстоящим развитием данной 2,5-тонной автомобили.

Первые два экспериментальных автомобиля АМО-6 в июне — июле 1933 г. совершили испытательный пробег Москва — Минск — Москва. В декабре следующего года завод приступил к серийному производству этих автомобилей, взявших наименование ЗИС-6.

В 1933 г. изготовили только 20 единиц.

По окончании реконструкции завода производство ЗИС-6 возросло. самый продуктивным был 1939 г., в то время, когда выпустили 4460 трёхосных автомашин, а всего до дня эвакуации завода в октябре 1941-го-21 239.

Советские реактивные боеприпасы времён ВОВ

Характеристики советских реактивных снарядов

Машина была максимально унифицирована с базисной моделью ЗиС-5. На ней стоял тот же 6-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 73 л.с., те же сцепление, коробка передач, передний мост, передняя подвеска, колёса, рулевое управление, кабина, крылья, капот, подножки. Отличались рама, задняя подвеска, задние мосты, привод тормозов.

Если сравнивать с базисным ЗиС-5, у ЗиС-6 были усилены радиатор совокупности охлаждения, генератор, установлены две аккумуляторные батареи и два бензобака (в сумме на 105 л горючего).

Личная масса ЗиС-6 составляла 4230 кг. По хорошим дорогам он имел возможность перевозить до 4 т груза, по нехорошим — 2,5 т. Большая скорость — 50 — 55 км/ч, средняя скорость по распутью -10 км/ч.

Машина имела возможность преодолевать подъём до 20° и брод глубиной до 0,65 м. Из-за малой мощности перегруженного двигателя ЗиС-6 имел нехорошую динамику, громадный расход горючего (по шоссе 40 — 41 л на 100 км пути, по просёлку — 70 л) и неважную проходимость.

В армии ЗиС-6 по большей части использовали в качестве тягача для артсистем. На его базе строили ремонтные летучки, бензовозы, пожарные лестницы, краны, бронеавтомобили.

На этом же шасси монтировали реактивные установки БМ-13 и 82-мм пусковые установки БМ-8-36.

Но для «катюш» скоро стало не хватать самоходных шасси. Постарались организовать производство ЗИС-6 в Ульяновске, куда в октябре 1941 г. эвакуировали столичный ЗИС, но отсутствие специального оборудования для изготовления не разрешило это сделать.

Экспериментальная установка М-8 на танке

Установка БМ-8-36 на шасси ЗИС-6

Установка БМ-8-24 на базе танка Т-40

Т-60 с пусковой установкой БМ-8-24

БМ-8-48 с двумя пакетами рельсовых направляющих на базе грузовика «Шевроле» С-7107. 1943 г.

БМ-8-48 на шасси «Студебекера» СХ 31

Схема установки БМ-13 на шасси ЗиС-6

Тактико-технические характеристики БМ-8-24 на базе Т-60

В ситуации пусковые установки ракет М-8 и М-13 монтировали на чём угодно.

Так, на станках от пулемёта «Максим» на мотоциклах, аэросанях и санях, на танки Т-40 и Т-604 устанавливали направляющие для снарядов М-8; на бронированных ЖД платформах, речных и морских катерах размещали БМ-8-48, БМ-8-72, БМ-13-16.

В 1942 — 1943 гг. пусковые установки стали монтировать на машинах, взятых по ленд-лизу. Для этого, к примеру, выделили 1845 автомобилей «Студебекер», 1157 единиц вторых марок и только 372 — ЗИС-6.

В марте 1944 г. на вооружение принимается самоходная пусковая установка для снарядов М-13 на шасси «Студебекера» БМ-31-12.

Настоящая БМ-13-16 на шасси ЗИС-6 сохранилась лишь в Артиллерийском музее в Петербурге.

Реактивными пусковыми установками оснащались кроме этого приобретаемые по ленд-лизу машины повышенной проходимости: «Форд-Мармон», ОМС 6×6, «Остин», «Шевроле» и другие.

Установка М-30 «Лука»

8 июня 1942 года по окончании успешных полигонных опробований Государственный обороный комитет (ГКО) издал распоряжение о принятии на вооружение нового реактивного боеприпаса М-30 и начале его серийного производства.

Пусковые установки М-30 состояли на вооружении формировавшихся с середины 1942 г. гвардейских минометных дивизий, в каждой из которых имелось по три бригады четырёхдивизионного состава. Залп бригады составлял 1152 боеприпаса неспециализированным весом более чем 106 тысячь киллограм.

Всего в дивизии имелось 864 пусковых установки, каковые имели возможность в один момент выпустить 3456 снарядов М-30.

Формированию этих дивизий придавалось необыкновенное значение,

о чём свидетельствует приказ Ставки от 27 июня 1942 г., которым предписывалось всем главам центральных управлений Народного комиссариата обороны снабжать гвардейские минометные дивизии М-30 кадрами, автотранспортом и вооружением вне очереди.

Начиная с апреля 1943 г. две артиллерийские дивизии прорыва (шестибригадного состава) и одна гвардейская минометная дивизия сводились в артиллерийские корпуса прорыва (к концу 1943 г. имелось 6 таких корпусов), в каждом из которых насчитывалось 712 миномётов и орудий и 864 пусковые установки. Ввод в бой таковой большой артиллерийской группировки на ограниченном участке фронта, в большинстве случаев, снабжал прорыв обороны соперника.

Особенность данной 300-мм реактивной установки в том, что боеприпасы выпускались прямо из древесного упаковочного коробки, в котором они доставлялись с фабрик, с него только снималась передняя крышка. Четыре, а позднее восемь таких коробок ставили на особую раму, в следствии чего получалась несложная пусковая установка.

Необыкновенный эффект действия «эрэсов» достигался за счёт залповой стрельбы.

При одновременном либо практически одновременном взрыве целой группы снарядов начинал действовать закон сложения импульсов от ударных волн.

Главным же недочётом боеприпаса являлась малая дальность, позванная применением маломощного двигателя от М-13, но М-30 владел огромной разрушительной силой, имея массу 72 кг с 28,9 кг взрывчатого вещества. Боеприпасы снабжались фугасными, химическими и зажигательными боеголовками.

РСЗО М-13 на шасси СТЗ-5

Замечательная головная часть М-30 имела неудачную аэродинамическую форму, и кучность стрельбы была в 2,5 раза хуже, чем у М-13. Исходя из этого боеприпасы М-30 использовались лишь массированно, на 1 км фронта прорыва было положено сосредотачивать не меньше трёх дивизионов М-30.

Значительными недочётами пусковых установок рамного типа М-30 были их длительное время и низкая мобильность, нужное для приведения их из походного положения в боевое.

К примеру, бригада имела возможность дать залп из 1152 снарядов за пять мин., но для подготовки к нему требовалось шесть-восемь часов. При ведении манёвренных военных действий возможности таких бригад следовать за скоро продвигающимися армиями и оказывать им огневую помощь были очень ограничены.

В целях увеличения манёвренности соединений гвардейских миномётов в марте 1944 г. была создана и в июне того же года принята на вооружение Красной Армии 12-зарядная самоходная пусковая установка на шасси грузовика «Студебекер» для пуска реактивных снарядов М-31 -военная машина БМ-31-12. Любая направляющая ячейка пусковой установки складывалась из четырёх труб диаметром 32 мм и длиной 3 м, пребывавших в связывающих их восьмигранных обойм.

Трубы ячейки размешались относительно друг друга так, что в поперечном сечении образовывали квадрат, в который вписывалась окружность диаметром 306 мм. Так, ячейки являлись стволами, придающими боеприпасам направление полёта. Двенадцать ячеек направляющих были объединены в пакет, складывающийся из двух ярусов по шесть ячеек в каждом. Базисное шасси было оборудовано домкратами для увеличения устойчивости установки при стрельбе.

Благодаря надёжному приспособлению для стопорения снарядов в направляющих пусковые установки имели возможность заряжаться в исходном районе, выдвигаться на огневую позицию, давать залп и уходить перед тем, как соперник нанесёт удар.

Кабина автомобили была снабжена откидными защитными железными щитками. Пуск снарядов имел возможность производиться как из неё, так и с выносного пульта.

С принятием на вооружение боевых автомобилей БМ-31-12 быстро возросли скорострельность и манёвренность тяжёлой реактивной артиллерии. По собственной подвижности, скорострельности и манёвренности БМ-31-12 не уступала пусковым установкам БМ-13 и БМ-8-48, причём имела кроме того меньший вес в походном положении. Так, части, вооружённые БМ-31-12, взяли возможность сопровождать танки и пехоту колёсами и огнём на операции и всех этапах боя.

Прямое попадание М-30 разрушало каждые полевые упрочнения, кроме того многонакатные блиндажи; бетонные сооружения выдерживали, но почвой забивало щели и амбразуры, а солдат гарнизона контузило. Действительно, дальность стрельбы М-30 не превышала 2,8 км, кучность была хуже, чем у БМ-13, большое количество времени уходило на подготовку к стрельбе.

Усовершенствованные М-31 имели улучшенную аэродинамику и больший метательный заряд, что разрешило расширить дальность стрельбы до 4,2 км.

Многократно повысили кучность у модификации боеприпаса М-31 УК, внедрив Г-образные штуцеры, в которых создавался вращающий момент за счёт бокового оттока пороховых газов.

Серийное производство

В октябре 1941 г. столичный завод «Компрессор», на котором лишь начали налаживать производство БМ-13, эвакуировали на Урал.

Эвакуация ещё не была закончена, а в опустевших цехах была создана база по ремонту поступавших с фронта повреждённых в битвах «катюш».

«Катюша» на «Виллисе» МВ

БМ-13Н:

1 — бронещит переднего стекла кабины; 2 — пакет направляющих; 3 — реактивный боеприпас М-13; 4 — домкрат; 5 — шасси автомобиля; 6 — подрамник фермы; 7 — стопор поворотной части; 8 — ящик для ЗИПа; 9 — бензобак; 10 — запасное колесо; 11 — направляющая; 12 — лонжерон фермы; 13 — панорама; 14 — рукоятка подъёмного механизма; 15 — рукоятка поворотного механизма; 16 — плита фермы

В годы войны военные машины производились на целом последовательности фирм, к примеру, на воронежском Заводе им. Коминтерна, кировском — им.

Куйбышева, на Механическом заводе в Пензе, Заводе фрезерных станков в Неприятном, им. К.Маркса — в Ленинграде, им. Шевченко — в Харькове, на столичном заводе «Красная Пресня», на Урале — на челябинском «Челябкомпрессор» и свердловском «Уралэлектроаппарат» и на вторых, что разрешило всецело удовлетворить потребности армии в этом типе оружий. С 1941 г. в стране было выпущено более десяти тысяч реактивных установок.

Выпуск реактивных снарядов наладили на многих автомобильных, тракторных и станкостроительных фирмах. Они произвели двенадцать миллионов «эрэсов».

Кто же создатели легендарной «Катюши»?

Славу легендарных автомобилей не смогли поделить их создатели. В следствии сфальсифицированных доносов в Реактивном научно-исследовательском университете в осеннюю пору 1937 г. НКВД арестовало главного инженера Г.Э. Лангемака и директора И.Т. Клейменова. Через два месяца обоих приговорили к расстрелу.

Реабилитированы конструкторы были лишь в 1960-х гг.

Но другие значительно ранее присвоили себе славу создателей реактивной артиллерии.

В 1944 — 1945 гг. в НИИ-3 (РНИИ) трудилась экспертная группа, расследовавшая провал разработки ракетного самолёта, но по ходу проверки следствие коснулось и изобретения БМ-13, за которое А.Г. Костиков и И.И. Гвай взяли Сталинскую премию. Их участие в создании «Катюши» оценивали эксперты — академик С.А.

Христианович (ранее он возглавлял группу по созданию ракет улучшенной кучности М-13-УК), доктора наук A.B. Чесалов и К.А. Ушаков, зам. начотдела оружия ЦАГИ Л.М.

Левин.

РСЗО М-13-16 на шасси «Фордзон» WОТ8 30-сwt (1.5-tоn), 4×4

Установка БМ-13 на шасси американского грузового военного автомобиля GМС ССКW-353 (2×4) на одном из парадов в Германии.

1945 г.

Установка БМ-13Н на шасси «Студебекер» US6 в экспозиции Музея бронетехники в Верхней Пышме (Свердловская область)

Расчёт и привлечённые красноармейцы заряжают «Катюшу».

1-й Украинский фронт, 29 июня 1944 г.

Гвардейский реактивный миномёт БМ-31-12 в Берлине. Стрельба велась боеприпасами калибра 310 мм, запускавшимися с 12 направляющих сотового типа.

Совокупность размешена на шасси ленд-лизовского грузовика «Студебекер» US6

Главный вопрос следственной части по особо важным делам Министерства безопасности государства СССР по этому поводу был таков: «Являются ли Костиков, Гвай и Аборенков авторами М-8 и М-13 и пусковых устройств к ним?»

Приводим ответ специалистов: «Костиков, Гвай и Аборенков не смогут принимать во внимание авторами М-8 и М-13 и пусковых устройств к ним.

Боеприпас М-8 отличается малыми метаморфозами от боеприпаса РС-82, созданного в НИИ-3 в 1934 -1938 гг. Боеприпас М-13 есть развитием боеприпаса РС-132, созданного в 1937 — 1938 гг. К разработке РС-82 и РС-132 Костиков, Гвай и Аборенков никакого отношения не имели…» И ещё. «Мысль создания машинной установки для ведения массированного огня не может быть приписана Костикову, Гваю и Аборенкову».

В собственном отчёте члены экспертной группы процитировали книгу расстрелянного Г.Э. Лангемака, и приговорённого тогда к 8 годам лагерей В.П. Глушко «Ракеты, их применение и устройство» — «Основная область применения пороховых ракет — оружие лёгких боевых аппаратов, как самолёты, маленькие суда, машины». Это было написано в 1935 г.

Количество установок БМ в годы войны

На протяжении расследования всплыло много копрометирующих фактов.

К примеру, один из «отцов Катюши» -В.В. Аборенков, помощник главы Главного артиллерийского управления РККА, никакого отношения к НИИ-3 не имел, а познакомился с установками… на опробованиях. В конце 1980-х будет сломано много газетных копий по поводу авторства в создании «Катюши», но никто более не постарается причислить Аборенкова к числу авторов.

Все осознавали, что генерал, пребывающий на посту главы отделения ГАУ РККА вряд ли будет генерировать идеи и за кульманом воплощать их в чертежи…

В 1955 г. В.П. Глушко писал: «Автором этих снарядов есть, по существу, Лангемак. К моменту ареста Лангемака, возможно, не была ещё оформлена документация по конструкции этих снарядов, но главная работа завершилась».

Приведём текст письма С.П. Королёва и В.П.

Глушко в издательство Громадной советской энциклопедии:

«В 23-м томе БСЭ (второе издание) на стр. 126 помещена статья о Костикове Андрее Григорьевиче, отмеченном высокими призами «за громадные заслуги в создании нового типа оружия».

В 1937 — 1938 гг, в то время, когда наша страна волновалась тяжёлые дни многочисленных арестов советских кадров, Костиков, трудившийся в университете рядовым инженером, приложил громадные упрочнения, дабы добиться осуждения и ареста как врагов народа главного руководящего состава отечественного университета, а также, главного автора нового типа оружия гениального ученого-конструктора Г.Э. Лангемака.

Так Костиков был автором и руководителем «института» этого нового типа оружия, за которое и был сходу щедро награждён в начале войны.

Взяв задание на другую разработку, Костиков был неспособным его выполнить, в связи с чем ещё на протяжении войны был снят с работы и выгнан с работы из университета»…

Дата: 15 января 1957 г. И две подписи с однообразными титулами:

член АН СССР, Герой cоцтруда С.П.

Королёв, В.П. Глушко.

Прошло время, и многие из документов НКВД были размещены в открытой печати. Среди них и вот таковой:

«Я не артиллерист и тем более не эксперт по порохам, но подробное знакомство с бомбами и ракетными снарядами с момента назначения меня ВРИД зам. директора НИИ-3 (15.11.37) даёт мне основания сделать те либо иные выводы в отношении некоторых лиц, занимающихся продолжительное время данной отраслью техники… Главную роль в данной лаборатории занимает инж.

Победоносцев. Во второй половине 1937 года, по окончании того, как PC и РАБ (будем дальше для краткости так именовать ракетные боеприпасы и ракетные авиационные бомбы) пошли на умелое валовое производство, как бы случайно было найдено ненормальное поведение в известных условиях пороха при его горении»…

Создатель этого документа «не эксперт по порохам» — ИО зам. директора НИИ-3 А.Г. Костиков.

Изюминка документа в скользкой фразе «как бы случайно». Несложная с виду судьба — и оговорка Ю.А. Победоносцева перечёркнута, не смотря на то, что его не арестовали. Растолковать это кроме этого нереально, как растолковать, из-за чего арестовали, скажем, С.П. Королёва. По заведённому тогда порядку по окончании его задержания требовалось совершить «техническую экспертизу». Никто не запрашивал университет, был ли неприятелем Королёв.

Раз арестовали, ясно, что неприятель. Требовались конкретные факты вредительства. Расследование поручили инженерам М.С. Кисенко, Е.С. Щетинкову и Ф.Н.

Пойде, каковые сочинили очень туманный акт экспертизы, где отмечались неудачи и недоделки Королёва, но возможно было осознать, что никакого злонамеренного умысла в работах Королёва нет, что все его огрехи не выходят за рамки простых просчётов, необходимых в любой экспериментальной работе. По двум пунктам Щетинков кроме того записал в этом акте «особенное вывод», из которого светло было, что Королёв никакой не вредитель.

Таковой вывод но не обеспечивал надёжного устранения соперников и не удовлетворил Костикова. Он сам возглавил новую рабочую группу и совершил новую экспертизу. Выводы были уже другие.

Данный акт кроме этого сохранился в архивах НКВД. По этому поводу в том же официальном расследовании, совершённом в июне 1965 г. Основной военной прокуратурой, отмечалось:

«20 июня 1938 г. Костиков возглавил экспертную группу, которая дала заключение органам НКВД о вредительском характере деятельности инженеров Глушко и Королёва».

21 июня 1991 г. Указом Президента СССР М.С. Горбачёва конструкторам И.Т. Клейменову, Г.Э. Лангемаку, В.Н. Лужину, B.C. Петропавловскому, Б.М.

Слонимеру и Н.И. Тихомирову посмертно было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Наконец-то создатели легендарного оружия стали отечественными Храбрецами.

Огненные стрелы часть 2

Статьи, которые будут Вам интересны: