Спектр по-итальянски

Спектр по-итальянски

Сначала мая 1938 года в одном из прекраснейших мест мира, Неаполитанском заливе, царило напряжённопраздничное ожидание. На широкой водной глади выстроились более двух сотен судов под знамёнами Итальянского королевства с маленькими вкраплениями германских. Но торжество проводилось отнюдь не в честь самого короля: виделись два ведущих фашистских начальника, диктаторы и единовластные правители собственных государств, планировавшие в скором будущем покорить всю Европу, а при возможности — и всю землю.

Дуче Бенито Муссолини принимал «фюрера германской нации» Адольфа Гитлера на борту линейного корабля «Кавур» и вовсе не желал ударить в грязь лицом. А заодно и постараться затмить блеском собственного шоу сравнительно не так давно прошедший классический морской парад английского Королевского флота в Спитхеде, неизменно считавшийся самым громадным, представительным и респектабельным.

Итальянские надводные суда различных классов расположились в двух линиях и казались нескончаемыми. Их команды выстроились на палубах для приветствия «дорогих германских гостей». После этого по сигналу к линиям подошли идеально выдерживающие строй флотилии подводные лодки, кроме этого создававшие чувство бесчисленных полчищ.

Неудивительно: в параде в один момент приняло участие 90 субмарин, в два раза больше, чем имела возможность бы выставить Англия! Они шли прямо на строй надводных судов. Раздались залпы орудий.

В этот самый момент по сигналу подводные лодки осуществили чуть ли кем-либо повторённый трюк: все девять десятков в один момент погрузились и поднырнули под строй линейных кораблей, тяжёлых и лёгких крейсеров, миноносцев и эсминцев. А спустя четыре 60 секунд кроме этого одновременно и в совершенном порядке всплыли по другую сторону от них. Данный манёвр, показавший красивую выучку команд, практически загипнотизировал находившихся немцев.

Завершили действо оживленная канонада, впечатляющий салют.

В общем, праздник, без сомнений, удался. Муссолини на деле показал, что его пожелание иметь в действии сотню подводных лодок, осуществлено. Другое дело, для чего годилась эта армада: лишь для впечатляющих парадных манёвров либо же ещё и для незаметной, но тяжёлой и кропотливой работы в условиях борьбы с прекрасно оснащённым соперником. Ответ на данный вопрос дала наступившая всего менее чем через полтора года война.

И он был неутешителен. Но, как бы то ни было, Италия смогла хотя бы технически создать вправду огромные — вторые в мире по окончании СССР — подводные силы. Достижение, в любом случае, заслуживающее уважение. Тем более, что сами по себе субмарины «дуче» никак не заслуживали обидных эпитетов, типа «бумажные» либо «потёмкинские».

Подлодка «Серпента» — тип «Аргонавта» (Италия)

Строилась на верфи компании «Кантьери Риунити дель Адриатике» в Монфальконе. Тип конструкции -полуторакорпусный. Водоизмещение подводное/надводное 650/800 т. Размеры: протяженность 61,5 м, ширина 5,7 м, осадка 4,7 м. Глубина погружения — до 85 м. Силовая установка: 2 дизеля мощностью 1200 л.с. и 2 электромотора мощностью 800 л.с.

Скорость хода надводная/подводная 14/8 уз. Оружие: шесть 533-мм торпедных аппаратов (4 в носу и 2 в корме, 12 торпед), 102-мм орудие, два 13,2-мм пулемёта. Экипаж — 44 чел.

В 1932 — 1933 гг. выстроено 7 единиц: «Аргонавта», «Физалия», «Ялаэ», «Янтина», «Медуза», «Сальпа» и «Серпенте»

В начале 1930-х, в то время, когда уже наметились варианты и основные подклассы субмарин их воплощения в металле, для перехода «в количество» от не столь уж замечательной индустрии Италии требовались большие упрочнения: закладывать громадные серии в один момент не представлялось вероятным из-за нехватки денежных средств, оборудования и материалов.

Но четвёрки и пары единиц оказались систематично и без перерывов, что и разрешило всего через пара лет совершить впечатляющий «неаполитанский концерт». Постройка развернулась и отправилась упорно по всем фронтам, от лодок громадных -океанских к средним — «средиземно-морским», и до малых, считавшихся, но, кроме этого в полной мере пригодными для действий в бессчётных поверхностных морях, окружающих «итальянский сапожок».

Последний подкласс, как и первые два, показался в начале 1930-х, а его«родителем» стал снова же Бернардис. И ему «с первой ноты» удалось создать в полной мере успешный проект, взявший обозначение «600-тонного». В действительности, уже для первого типа, «Аргонавта», водоизмещение превысило круглую цифру на 50 т, а единицы последующих были ещё больше.

Но, это «небольшое недоразумение» в действительности игралось сугубо вторичную роль; основное, остальные задумки в полной мере удалось осуществить. Лодки оказались маленькими, но манёвренными. Пускай скорость подводного и надводного хода уступала более большим подклассам, в принципе, она являлась достаточной и для скрытых атак «из засады», и для патрулирования. Помимо этого, уместно напомнить, что маленькие скорости оставались в то время характерными для малых субмарин всех государств.

Достаточно отыскать в памяти, к примеру, английские лодки типа «и», каковые имели фактически такие же «бумажные» характеристики.

Оружие 600-тонных субмарин, складывающееся из шести торпедных аппаратов, из которых четыре размещались в носу, и 102-мм орудия, только немногим уступало «среднему классу». Наряду с этим для каждого из аппаратов имелось по запасной торпеде, что делало как бы «прибрежные» лодки в полной мере пригодными для достаточно долгих походов в Средиземноморье.

А главным преимуществом маленьких подводных единиц везде и постоянно оставались маленькая цена, нетребовательность к условиям производства и скорость постройки, в противном случае говоря, массовость. Это разрешало скоро производить громадные серии кроме того в не столь промышленно развитых государствах, как Италия того времени. Вот и «аргонавтов» заложили в один момент семь единиц, но на верфях сходу трёх компаний: «ОТО» (объединенная «Кантьери Одери-Терни-Орландо»), «Кантьери Риунити дель Адриатико» и «Този».

Причём первая серия была лишь «пробой пера».

Уже на первых ходовых опробованиях в первой половине 30-ых годов двадцатого века стало ясно, что, как говорится, «пирог удался». Соответственно, тут же был выдан заказ уже на 12 единиц. На этот раз число компаний-строителей увеличилось ещё на одну, «Кантьери Нивали дель Куарнаро» из Фиумы.

вооружение и Ходовые качества фактически не отличались от прототипа, но вот корпус стал чуть пошире и на метр с лишним меньше. Тем самым достигалась лучшая остойчивость: однако, в малые субмарины итальянцы пробовали положить очень претенциозную боевую нагрузку. В итоге «Сирена» и её сестрички стали весить 680 т в надводном положении, уже довольно-таки солидное отклонение от 600-тонной заявки. Из вторых модификаций необходимо подчеркнуть замену 102-мм орудий на 100-мм.

Дело не в двух миллиметрах калибра: итальянская «сотка» (созданная, кстати, на базе австрийского трофея того же калибра) являлась более современной совокупностью с полуавтоматическим заряжанием и талантливой вести пламя по воздушным целям, пускай при маленьких углах возвышения. Для ближней обороны добавилась ещё одна пара 13,2-мм пулемётов.

Подлодка «Луиджи Сеттембрини» (Италия, 1931 г.)

Строилась на верфи компании «Този».

Тип конструкции — полуторакорпусный. Водоизмещение надводное/подводное 940/1135 т. Размеры: протяженность 69,11 м, ширина 6,61 м, осадка 4,45 м. Глубина погружения — до 120 м. Силовая установка: 2 дизеля мощностью 3000 л.с. и 2 электромотора мощностью 1400 л.с., скорость хода надводная/подводная 17,5/7,7 уз. Оружие: восемь 533-мм торпедных аппаратов (по 4 в носу и в корме, 12 торпед), 102-мм орудие, два 13,2-мм пулемёта.

Экипаж — 56 чел. В 1931 — 1932 гг. выстроено 2 единицы: «Луиджи Сеттембрини» и «Ружерио Сеттимо». «Сеттембрини» потоплена американским ЭМ в ноябре 1944 г. по неточности, «Сеттимо» исключена из перечней в 1947 г. и сдана на слом

Улучшения были успешными, и следующая серия из 10 единиц стала фактически полным повторением прошлой уже по всем элементам, не смотря на то, что в большинстве случаев её выделяют в отдельный подтип — «Амбра». Но и ей дело не ограничилось.

В 1935 году последовал очередной заказ и сходу на 20 лодок по тому же проекту — подтип «Адуа». В следующем году и эта партия была начата постройкой. Так, в случае если вычислять все варианты, то 600-тонная серия становилась самой большой среди всех субмарин итальянского производства -почти пять десятков!

Весьма прилично для морской державы, пускай и известный, но однако второго эшелона. Действительно, в отечественный флот поступило на три штуки меньше: их реализовали Бразилии, как говорится, «на корню», ещё до спуска на воду. Ещё одна пара, «Ириде» и «Ониче» (из сестёр «Амбры»), покидала «Реджиа Марина» лишь на время. Во второй половине 30-ых годов XX века их формально передали испанскому фалангистскому правительству, «бунтовщикам» Франко.

В действительности, «Гонсалес Лопес» и «Ак-вилар Таблада» (как стали называться «подарки каудильо от дуче») всецело сохранили собственные команды и, по сути, оставались итальянскими. Легко под испанским флагом они имели возможность атаковать транспорты и корабли республиканцев, не рискуя быть застигнутыми на месте правонарушения силами таких представителей «Комитета по невмешательству», как Англия и Франция.

По окончании завершения удушения законного правительства Испании обе лодки возвратились на родину и присоединились к остальным 600-тонным единицам, последние из которых именно входили в строй.

Несомненный успех проекта Бернардиса да и то, что его удалось полностью реализовать к началу «громадной войны», сказался на карьере бессчётных малых субмарин совсем не лучшим образом. Их вычисляли эргономичным «расходным материалом» и деятельно применяли на «собственном» Средиземном море.

С соответствующими последствиями: союзники, в первую очередь, британцы, «проредили» все серии самым решительным образом, топя субмарины всеми методами. Для примера возможно забрать самую первую из «аргонавтов». Из семи единиц войну пережила лишь одна «Ялае». Остальные отправились на дно, причём ровно добрая половина — от своих же «сестёр по оружию», английских подлодок.

Собственные торпеды начиная с 1941 года взяли «Сальпа», «Медуза» и «Янтина». «Фи-залу» стёр с лица земли британский же корвет -«цветок» «Гиацинт», а носительницу родового имени «Аргонавту» — самолёт, кроме этого английский. Сохранившуюся же «Серпенту» затопила в Анконе личная команда по окончании капитуляции Италии.

Не лучше обстояли дела и у последующих серий.

Из 12 «сирен» сохранилась лишь одна «Галатея». С данной выборкой очень деятельно поработали эсминцы и самолёты британцев: на счету тех и других числится по три лодки. Чуть пристойнее выглядит статистика лишь для второй серии.

Из «Амбры» и её девяти «сестёр» сохранилось аж целых три. Вообще-то, кроме того четыре, но вряд ли можно считать «Перлу» сохранившейся, по крайней мере, для итальянского флота. Всё тот же корвет «Гиацинт» записал на собственный счёт вторую субмарину 600-тонного типа, причём не утопив её, а захватив во в полной мере пригодном состоянии.

Британцы, конечно, не стали удерживать у себя совсем не необходимый им трофей и передали «Перлу» оживавшему по окончании трагедии 1940 года греческому флоту, где она взяла имя «Матрозос» и прослужила продолжительнее всех, до 1954 года.

Тотальному разгрому подверглась и последняя, самая бессчётная серия. Из её состава сохранилась лишь одна «Алаги».

Остальные гибли самыми различными методами и от самых различных судов соперника, начиная от вооружённых траулеров и заканчивая крейсером: английский «Гермион» протаранил «Тембиен» у берегов Туниса в августе 1941 года. Но самыми результативными были однако ужасные для лодок «гончие», эскадренные миноносцы, пославшие на дно девять единиц из 17. Все они были британскими; только в одной из атак «англичанину» «Петарду» сопровождала греческая «Ольга».

Подлодка «Арго» (Италия, 1937 г.)

Строилась на верфи компании «Кантьери Риунити дель Адриатике» в Мон-фальконе. Тип конструкции — двухкорпусный.

Водоизмещение подводное/ надводное 780/1000 т. Размеры: протяженность 63,15 м, ширина 6,93 м, осадка 4,46 м. Глубина погружения — до 90 м. Силовая установка: 2 дизеля мощностью 1500 л.с. и 2 электромотора мощностью 800 л.с. Скоростьхода надводная/подводная 14/8 уз. Оружие: шесть 533-мм торпедных аппаратов (4 в носу и 2 в корме, 10 торпед), 100-мм орудие, четыре 13,2-мм пулемёта. Экипаж — 46 чел.

В 1937 г. выстроено 2 единицы: «Арго» и «Велелла». Последняя погибла в августе 1943 г., «Арго» в том же месяце затоплена экипажем по окончании капитуляции Италии

Так хорошие качества 600-тонных лодок столь отрицательно сказались на их судьбе. Что сделаешь, самые востребованные на войне обычно уходят первыми и в громаднейшем количестве. По крайней мере, столь массовая бойня никак не была позвана техническими обстоятельствами. «Малышки» фактически не модернизировались, не считая одного исключения.

По опыту войны стало известно, что их достаточно широкие рубки через чур заметны. Было решено установить вместо «природных» другие, меньшего размера, по примеру, «подсмотренному» у союзника, Германии. Но из-за стремительного ухода со сцены бессчётных единиц по окончании принятия для того чтобы решения в конце 1941 года осуществить его удалось лишь на оставшихся к тому времени в строю, другими словами приблизительно на трети от их начального числа.

Необходимо подчеркнуть, что серия «Адуа» не стала последней среди «600-тонных»: их постройка продолжалась и на протяжении войны, о чём мы поведаем позднее.

А до тех пор пока возвратимся к среднему подклассу, о котором мы уже говорили в прошлой статье. Тут В первую очередь 1930-х в качестве конструкторов господствовал коллектив, складывающийся из Каваллини и инженеров компании «Този».

По окончании удачи (пускай и местами «с гнильцой») с типом «Мамели» было в полной мере разумным повторить разработку, устранив исходный недостаток, который связан с необходимостью и недостаточной остойчивостью корректировать её потом при помощи замедляющих движение внешних наделок, что дало хороший эффект: «Луиджи Сеттембрини» и «Ружерио Сеттимо» за счёт уширения корпуса удалось сбалансировать сходу, и они наконец-таки продемонстрировали проектную надводную скорость — 17,5 узла. Из других новшеств необходимо отметить усиление торпедного оружия до восьми аппаратов. (Не смотря на то, что и не в полной мере традиционно поделённых между кормой и носом — по четыре трубы; в большинстве случаев предпочтительным считался более замечательный носовой залп.) При приличной дальности в 9000 миль эти лодки в полной мере годились и для Атлантики, где отыскала собственную могилу «Сеттембрини», возвращавшаяся в высвобожденную от нацистов Италию и жалко потопленная по неточности в ноябре 1944 года американским эскортным миноносцем.

Ещё одной парой лодок по проекту Каваллини, каковые, действительно, уместнее именовать «полусредними», итальянский флот был обязанным … флоту португальскому. Заказанные в первой половине 30-ых годов двадцатого века и заложенные годом позднее в Монфаль-коне вблизи Триеста 780-тонные субмарины по проекту Каваллини были непосильным бременем для маленькой страны, которая поспешила отказаться от собственного заказа.

Мало «помариновав» компанию-строителя, итальянское правительство дало согласие перевести платежи на себя для того, чтобы лодки были достроены для собственного флота. В принципе, с этим особенных сложностей не предвиделось: «Арго» и «Веллела» соответствовали стандартному типу итальянского флота, не смотря на то, что больше не среднему, а скорее малому, 600-тонному.

Разве что с «лишним» водоизмещением, которое составляло в надводном положении 780 т. Многовато для всего шести торпедных аппаратов, но, как говорится, дарёному коню… Адмиралы с громадным либо меньшим наслаждением приняли несостоявшихся «португалок» и в войну разрешили войти их в дело.

Обе не пережили 1943 год: в сентябре «Веллелу» разрешила войти на дно английская субмарина с «литературным» именем «Шекспир», а «Арго» затопила личная команда чтобы не было сдачи по окончании неспециализированной капитуляции страны в ноябре.

«Океанскую» линию продолжила серия из ставших классическими четырёх единиц типа «Аршимеде». Их конструктор, всё тот же Каваллини, не очень мудрствовал, забрав за прототип собственный же успешный «средний» тип «Сеттембрини».

Повышение размеров (практически до 1000 т в надводном положении) пошло по большей части на рост боезапаса и запасов топлива. В итоге проектная дальность достигла весьма приличных 10,5 тыс. миль при 8-узловой экономической скорости. А к восьми торпедным аппаратам (размещённым поровну в носу и в корме) сейчас надеялся полный набор запасных торпед.

В целом оказался в полной мере приличный вариант субмарины, которую однако уместнее отнести к «средним линейным». Муссолини и его адмиралы, гордые своим успехом, нашли «архимедам» использование ещё в мирное время. Два «учёных», «Аршимеде» и «Торричели», во второй половине 30-ых годов XX века в обстановке повышенной секретности передали франкистской Испании совместно со собственными экипажами.

В том месте они приобрели новые заглавия, уже в честь известный испанских нацистов, генералов Санхурхо и Мола.

Подлодка «Глауко» (Италия, 1935 г.)

Строилась на верфи компании «Кантьери Риунити дель Адриатике» в Монфальконе для Португалии, в 1932 г. перекуплена у строителя правительством. Тип конструкции — двухкорпусный.

Водоизмещение надводное/подводное 1055/1305 т. Размеры: протяженность 73 м, ширина 7,2 м, осадка 5,12 м. Глубина погружения — до 110 м. Силовая установка: 2 дизеля мощностью 3000 л.с. и 2 электромотора мощностью 1200 л.с. Скорость хода надводная/подводная 17,5/8 уз. Оружие: восемь 533-мм торпедных аппаратов (по 4 в носу и в корме, 14 торпед), два 100-мм орудия, два 13,2-мм пулемёта. Экипаж — 58 чел.

В 1935 — 1936 гг. выстроено 2 единицы: «Глауко» и «Отария». «Глауко» была вынуждена подняться на поверхность по окончании повреждения глубинными бомбами с английского ЭМ и была затоплена командой. «Отария» сдана на слом в 1948 г.

Нельзя сказать, что оставшейся паре повезло больше. «Галилео Галилей» в начале «громадной войны» был на Красном море, где британцы очень серьёзно занялись изничтожением сил итальянского ВМФ. «Попал под раздачу» и «Галилей», достаточно позорно захваченный в июне 1940 года вооружённым траулером «Мунстоун» в довольно приличном состоянии.

Новые обладатели, но, имели собственные взоры на уровень качества трофея: собственных лодок у них хватало, и «итальянку», переименованную в невразумительную «Х-2», применяли в основном в качестве учебной для тренировки сил ПЛО на «натуральном материале». В таком качестве она дожила до конца войны и отправилась на слом при громадном сокращении английского флота во второй половине 40-ых годов двадцатого века.

Единственной из серии, применённой в соответствии с «океанским назначением», стала субмарина «Галилео Феррарис».

Но, с ужасным финалом: попытка атаки конвоя «HG-74» в ноябре 1941 года пускай уже в Атлантике, но однако неподалеку от Гибралтара, завершилась смертью. Сперва самолёт повредил лодку, которая уже не имела возможности погрузиться, а после этого эскортный миноносец «Лэмертон» прикончил её по окончании скромной попытки сопротивляться.

За ещё одну несколько 1000-тонных лодок итальянцы снова должны благодарить португальцев. Тут повторилась та же история, что и с «Арго» и «Веллела».

Заказанные в 1930-м и заложенные годом позднее в Монфальконе вблизи Триеста «Дельфин» и «Эспадарте» смотрелись ещё более тяжёлой гирей для португальского бюджета. Снова последовал и отказ от заказа, и «перехват» его фашистским правительством с достройкой для собственного флота. Тут кроме этого не наблюдалось громадных неприятностей.

Проект чуть поменяли, дабы он в целом соответствовал «учёным». Достаточно удачно, но число запасных торпед уменьшилась на две штуки. «Глауко» и «Отария» вошли в строй в конце 1935-го и начале следующего года. Их кроме этого применяли по назначению, для атаки конвоев в северной части антлантического океана. Гибралтар стал воистину роковым местом и для «Глауко»: на западных подходах к нему лодка взяла сильные повреждения от ветхого эсминца «Уишарт», переоборудованного в корабль ПЛО.

Экипажу было нужно затопить собственный корабль и сдаться британцам. Напарница же сохранилась, потому, что использовалась по большей части для доставки полезного снабжения армиям в Северной Африке. Задание, само собой разумеется, вовсе не надёжное, но однако менее смертельное, чем попытки атак прекрасно защищённых гибралтарских конвоев.

Не забыли и «прародительницу» итальянских океанских лодок — «Балиллу». По её подобию и образу конструкторы компании «ОТО» в Муджиано в первой половине 30-х годов создали собственный проект, предусматривавший кое-какие улучшения. В частности, корпус стал пара шире, что увеличило остойчивость заметно перегруженных «баллил».

Изменились и обводы, причём очень благотворно. Не смотря на то, что дизели имели меньшую мощность, чем на первой серии «итало-гигантов» и номинально меньшую проектную скорость, но на деле ходовые качества были кроме того лучше. Но, к искомым 17 узлам на поверхности удалось только приблизиться. Более просторный корпус разрешил разместить не только дополнительную несколько торпед, но и больше топлива.

Исходя из этого отпала надобность в изначальной «изюминке» — третьем крейсерском дизеле, капризном и занимавшем драгоценное место, сохранив а также мало увеличив дальность. А вот прочность конструкции сохранилась, как и приличная глубина погружения. Заметно усилилось оружие: сейчас в корме имелось столько же аппаратов, что и в носу, по четыре штуки, при каждом — по запасной металлической «рыбке».

Артиллерия смотрелась достаточно устрашающе; на палубе размешалась пара 120-миллиметровок с высокими баллистическими данными, что в теории разрешало хотя бы пробовать потягаться с судами ПЛО, к примеру, ветхими эсминцами.

Подводная лодка-заградитель «Фока» (Италия, 1938 г.)

Строилась на верфи компании «Този». Тип конструкции — полуторакорпусный.

Водоизмещение подводное/надводное 1305/1625 т. Размеры: протяженность 82,85 м, ширина 7,17 м, осадка 5,2 м. Глубина погружения — до 100 м. Силовая установка: 2 дизеля мощностью 2880 л.с. и 2 электромотора мощностью 1250 л.с. Скорость хода надводная/подводная 16/8 уз. Оружие: шесть 533-мм торпедных аппаратов в носу (8 торпед), 100-мм орудие, четыре 13,2-мм пулемёта, 36 мин. Экипаж — 60 чел.

В 1938 — 1939 гг. выстроено 3 единицы: «Фока», «Атропо» и «Зоя». «Фока» пропала без вести на протяжении минной постановки в октябре 1940 г., две оставшиеся исключены из перечней и сданы на слом в 1947 г.

Но на деле такое «соревнование» было проигрышным, что стоило судьбе головной единице из данной тройки, дружно вошедшей в строй во второй половине 30-ых годов двадцатого века, «Пьетро Кальви»: экипажу было нужно затопить собственную лодку по окончании того, как её повредил в Атлантике при попытке атаковать конвой английский эскортный корабль «Лалуорт».

Оставшиеся «Финци» и «Тассоли» в первой половине 40-ых годов двадцатого века переоборудовали в транспортные субмарины. Дело, довольно-таки простое для итальянского флота на закате режима Муссолини, но в этом случае обращение шла не о маленьких рейсах в Северную Африку (в том месте, по сути, уже некого было снабжать), а о полукругосветках в Японию. Но это дело провалилось: «Таццоли» погибла в первом же рейсе, не выйдя на сообщение.

место и Причина её смерти так и не установлены. Последняя из трио, «Финци», в сентябре того же года по окончании капитуляции Италии была захвачена немцами, каковые не поленились ввести субмарину бывшего союзника в строй под достаточно понятным обозначением «UIT-21». В новом качестве бывшая «итальянка» совершила пара выходов в Атлантический Океан, но в августе следующего года, по окончании высадки союзников во Франции её взорвала сейчас уже германская команда.

Продолжил собственную деятельность на ниве создания больших (по итальянским меркам) субмарин и Бернардис. Он стойко следовал собственной схеме с частично двойным корпусом и внутренними балластными цистернами. Пара упрощённая конструкция разрешала строить субмарины достаточно скоро, и заложенные в 1937-м восеть единиц типа «Марчелло» вошли в строй уже в следующем году — несомненный успех для Италии.

Ещё пара, «Команданте Каппелини» и «Команданте Фаа-ди-Бруно», заложенная и выстроенная на год позднее и время от времени относимая к отдельному типу, в действительности полностью повторяла «Марчелло». Как и предшественницы, лодки Бернардиса страдали той же заболеванием, недостаточной остойчивостью, угрожавшей опрокидыванием на ровном киле. И обстоятельство оставалась прошлой: перегрузка оружием, плюс громадная (но эргономичная) рубка.

И однако в пределах тысячи с маленьким тысячь киллограм удалось создать в полной мере прочный подводный корабль с глубиной погружения более чем 100 м и, наконец-то, с хорошей надводной скоростью. Отдельные представительницы типа кроме того превысили проектный максимум, к примеру, «Прована» продемонстрировала на опробованиях более 18,2 узла.

В войну их ожидали важные опробования: лодки гибли друг за другом от самого различного оружия соперников.

Как в большинстве случаев, в Средиземном море до 1943 года главными «убийцами» были британцы, не смотря на то, что «Провану» возможно отнести на счёт французского флота: её таранил вблизи от базы в Мерс-эль-Кебире сторожевик «Ла Курьёз». Отдельные представительницы выбирались в Атлантический Океан, и тогда причины и места их смерти обычно оставались тайной. Так провалились сквозь землю «Бруно», «Веньеро» и «Моросини».

В первой половине 40-ых годов двадцатого века «Барбариго» и «Каппелини», как и многие другие большие субмарины, перестроили из боевых в транспортные.

Они предназначались для путешествий в Японию с целью обмена самые ценными грузами. И, как практически всем таких транспортов, им не повезло. В первом же походе «Барбариго» затонула по окончании атаки английских самолётов в Бискайском заливе. «Каппелини» сумела дойти до захваченной Японией Индонезии, но в сентябре 1943 года последовала капитуляция Италии, и бравые самураи захватили лодку бывшего союзника.

Им таковой единичный и чуждый экземпляр был не ко двору, и «итальянка» отправилась по рукам дальше. Переданная более верным приятелям, немцам, и названная «UIT-24» она прошла перевооружение и модернизацию. В частности, 100-мм орудие заменили германским 105-миллиметровым. Но на этом приключения лодки не закончились. В мае 1945 года из войны вышла уже и сама Германия.

10 мая японские армейские повторили привычную операцию, выгнав с корабля союзников-капитулянтов. В 1945 году в Японии был на счету практически любой мало-мальски пригодный к применению корабль, и бывшую «Каппелини» включили в состав быстро тающего Объединённого флота под обозначением «І-503». Но и на этом будущее многострадальной субмарины, поменявшей уже три флага, не завершилась.

В сентябре последовала капитуляция Японии. Пришли американцы, и над находившейся в Кобэ «І-503» взвился звёздно-полосатый флаг. Но, флоту США данный «переходящий приз» был уже не нужен полностью и безоговорочно, и беспризорную и негодную лодку разрешили войти на металл.

В случае если вам необходимы сборные бассейны, то имеете возможность взглянуть Atlas Pool.

Так Курио Бернардис (необходимо подчеркнуть, ещё не в последний раз) сумел перехватить собственный, и достаточно большой во всех отношениях, конструкторский «кусок». Но второй классический поставщик проектов субмарин Каваллини стал автором самой громадной довоенной итальянской лодки — единственного океанского заградителя «Пьетро Микка», имевшего надводное водоизмещение на несколько десятков тысячь киллограм больше «Кальви».

Интересно её назначение и происхождение. Пристально присматривавшие за английским флотом, некогда примером для подражания и неиссякаемым источником технических решений и оружия, итальянские адмиралы и их фашистские начальники очень впечатлились субмаринами типа «R», снаружи владевшими очень привлекательными чертями и талантливыми как нападать артиллерией и торпедами, так и ставить мины. Каваллини было не привыкать к таковой «адаптации» зарубежных вариантов.

Но, «слепок» оказался не совсем успешным. «Микка» имела меньшую скорость (употреблялись всё те же 1500-сильные дизели, что и на 1000-тонных единицах; более замечательные пока не освоили), и несла всего 20 мин. Но итальянцы не поскупились на пушки: их было две, 120-мм калибра, причём с хорошими баллистическими чертями, не говоря о двух спаренных крупнокалиберных пулемётах.

Оказался этакий универсальный подводный крейсер с хорошей дальностью, в теории составлявшей 12 тыс. миль при 8-узловом ходе.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века «Микка» поставила пара минных банок, по окончании чего её подключили к доставке снабжения в Африку, благо, у заградителя имелись для того дополнительные количества «кладовых».

В течение двух лет походы завершались благополучно, но летом 1943-го «снабженца» подкараулила в проливе Отранто английская «охотница», «Трупер», удачно выпустившая торпеду и пославшая «Микку» на дно.

Подлодка «Физалия» — тип «Аргонавта»

Не считая одинокой и достаточно претенциозной, но не в полной мере успешной «Пьтро Микки» итальянцы повторили попытку создать подводный минный заградитель два раза.

Сперва, ещё в конце 1920-х по проекту Бернардиса на верфи в Този были выстроены две единицы, «Мар-кантонио Баргадин» и «Филиппо Кор-ридони». В маленькое для заградителя водоизмещение (менее 1000 т) было сложно вместить и большое количество мин, и другого оружия, и замечательные двигатели. Особенно учитывая особенности лодок Бернардиса — однокорпусную схему, и желание сделать данный корпус достаточно прочным.

В следствии компромисс был прямо-таки не так далеко от срыва чуть ли не по всем статьям. Лодка была перегруженной и мало мореходной; по её палубе в надводном положении вольно гуляли волны. Хуже того: нехорошая продольная балансировка приводила к тому, что шнобель всегда зарывался в воду. Особенно по окончании того, как мины покидали собственные две горизонтальные шахты-трубы в корме при постановке, либо же их просто не было на борту.

Было нужно безотлагательно надстраивать вздёрнутый внешний нос-нашлёпку на манер английских паровых гигантов типа «К». Это хоть как-то решило задачу обычного поведения лодки в открытом море, но сейчас появились неприятности с минными шахтами, из которых мины не желали выходить вольно, создавая угрозу самой лодке. В 1935 году последовала вторая большая модернизация, на протяжении которой перестроили кормовую часть, переместив шахты к самому ахтерштевню.

Все эти меры никак не могли оказать влияние на через чур малую скорость (11 с маленьким узлов на поверхности и не более 7 узлов под водой) и куцее оружие, складывавшееся из четырёх аппаратов в носу (с парой запасных торпед) и одинокой 100-мм пушки с маленьким стволом, не считая, но, пары классических 13,2-мм пулемётов. Но это уже не игралось особенной роли: со своим, без преувеличения, ущербной мореходностью и скудным ходом минзаги всё равняется не могли бы поспеть в открытом море за мало-мальски обычным транспортом.

Исходя из этого с началом войны их кроме того не пробовали применить по назначению. А минные шахты употреблялись, как и на «Микке», для полезных грузов: обе единицы стали подводными транспортами. На удивление, мало впечатляющие характеристики не помешали им благополучно ходить в Северную Африку в течение трёх лет, впредь до капитуляции Италии перед союзниками в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

Со в полной мере очевидной последующей судьбой: продолжительное стояние у стены завершилось сдачей на металл в январе 1948 года, в то время, когда послевоенная будущее остатков бывшего «флота дуче» наконец разрешилась.

Куда как более успешной стала последняя попытка, автором которой, что неудивительно, стал всё тот же Каваллини.

В 1936 — 1937 годах по его проекту, являвшему собой что-то среднее по конструкции и размерам между чисто торпедными типами «Глауко» и «Аршимеде», на верфи компании «Този» заложили три единицы с надводным водоизмещением около 1300 т: «Фока», «Атропо» и «Зоя». В этом случае кораблестроитель постарался забрать простотой: сохранив все элементы конструкции приблизительно на 2/3 длины корпуса с носа, в корме он заменил торпедные аппараты двумя шахтами, в которых вмещалось по 18 маленьких мин.

Для балансировки было нужно покинуть только две запасных торпеды на 6 носовых аппаратов. Главные характеристики по скорости, дальности и глубине погружения слабо отличается от таковых у базисных моделей, а вот артиллерийское оружие никак не имело возможности отыскать себе места. Сперва 100-мм орудие размещалось в задней части надстройки в щите на манер английского, но такое размещение выяснилось неудобным как с позиций углов обстрела, так и удобства применения.

Орудие имело возможность вести пламя по большей части в корму, что вряд ли полезно при преследовании транспортов, если бы те внезапно захотели постараться тривиально удрать. Исходя из этого его убрали и заменили пушкой того же калибра новой модели в маленькой выгородке против волн уже перед рубкой.

Последние итальянские специальные подводные минзаги, вошедшие в строй уже перед самой Второй мировой войны, особенной славой себя не покрыли.

Высланная для постановки мин в Восточное Средиземноморье «Фока» сгинула без вести в октябре 1940 года у берегов нынешнего Израиля, около порта Хайфа. Остальные благополучно пережили войну и отправились на слом в марте 1947 года.

В общем, к началу Второй мировой войны кораблестроителям и итальянским конструкторам удалось создать большой подводный флот.

Пускай легко пёстрый: единицы бессчётных типов мало отличались, создавая весь спектр размеров, от 600 до 1500 тысячь киллограм, дальностей и скоростей. Но фактически все они были, как говорится, прочно скроены, имели хорошее оружие и технически в полной мере доходили для борьбы в Средиземном море. Но, как несложно подметить, при перечислении их судеб чередуются по большей части разные обстоятельства смерти — при отсутствии громадных удач.

Вправду, итальянские подводные силы на протяжении Второй мировой войны понесли более чем большой урон. Не смотря на то, что, помой-му, итальянским подводникам повезло: они взяли полезную практику в настоящих военных условиях ещё на протяжении гражданской войны в Испании.

По личной просьбе фашистского начальника мятежников, «каудильо» генерала Франко, нанёсшего визит к собственному «коллеге» Муссолини, к берегам Пиренейского полуострова из баз полуострова Апеннинского систематично выходили субмарины, в большинстве случаев предпочитавшие не показывать собственный флаг. Основной задачей для них стала блокада республиканских портов, через каковые законному правительству шла зарубежная помощь, в первую очередь, от СССР.

Исходя из этого возможно назвать эти действия «практикой», не додавая — «боевой». Итальянцы сначала лихо топили беспомощные транспорты, не встречая никакого отпора. В середине августа 1937 года от их торпед погибли три судна. Причём доставалось не только республиканцам; на дно пошли кроме этого два советских транспорта.

Потом подводники Муссолини совсем распоясались: 30 августа английский эсминец «Хэвок», охранявший в составе «сил по контролю за невмешательством», чуть увернулся от торпеды, а спустя три дня настала очередь британского же судна «Вудфорд», торпедированного-таки вблизи Валенсии. Это было уже через чур кроме того для тогда очень либеральных к нацизму великих держав. Любая из них отдала приказ своим судам «контратаковать пиратов» при попытке нападения.

И у итальянского руководства «задрожали коленки»: адмирал Каваньяри отдал приказ отозвать собственные субмарины, не обращая внимания на отчаянные просьбы со стороны фалангистов. На всякий случай, завысив собственные удачи: из заявленных 200 тыс. тысячь киллограм реально было потоплено не более трети. Но, и это являлось значительным успехом, не смотря на то, что, повторимся, он был достигнут в только благоприятных условиях. Быть может, именно это усыпило командования и бдительность, и самих подводников.

И совсем не так долго осталось ждать их ожидала вторая боевая ситуация и безжалостный, прекрасно подготовленный соперник.

В. КОФМАН

Итальянцы наблюдают мультфильм \

Статьи, которые будут Вам интересны: