Стандартный танк нато

Стандартный танк нато

С момента появления танков как рода оружия на их конструкцию особенный отпечаток накладывал «поединок снаряда и брони». К концу Второй мировой, казалось, наступило некое равновесие. Одним из уникальных параметров при разработке новых боевых автомобилей стало требование: дабы броня танка не пробивалась бронебойными боеприпасами его собственной пушки.

В рамках для того чтобы подхода и были созданы все послевоенные танки так именуемого первого поколения.

Но уже в первой половине пятидесятых годов появились важные сомнения в правильности для того чтобы подхода. Связаны они были с возникновением противотанковых управляемых ракет — ПТУРов. Как раз в это время были созданы самые массовые ПТУРы первого поколения — швейцарские «Кобра» и французские SS-10 и SS-11. Они выполнялись в носимом варианте, и устанавливались на машинах, легких вертолётах и бронированных машинах.

И не смотря на то, что их совокупность управления по проводам была, по современным меркам, очень несовершенной, однако разрешала поражать любой самый защищенный танк на дальности 2—2,5 км — дистанции совсем запредельной для бронебойных и кумулятивных снарядов танковых и противотанковых пушек. Как раз исходя из этого армейские трех государств-членов Евросоюза — ФРГ, Италии и Франции — заключили , что в таких условиях танку существенно серьёзнее иметь не столько замечательную броневую защиту, сколько сильное оружие, высокие динамические характеристики, и как возможно меньшие габаритные размеры.

Причем малой заметности и хорошей манёвренности придавалось особенное значение, потому, что эти два параметра были чуть ли не единственными, каковые давали возможность уберечься от попадания ПТУРов.

Нужно заявить, что пребывавшие в середине 1950-х годов на вооружении этих государств американские танки М47 и М48 ни тем ни вторым не отличались. На повестку дня встал вопрос создания нового, «европейского» танка.

Технические требования для разработки единого танка НАТО были размещены в ФРГ 25 июля 1956 года. В соответствии с ними масса автомобили должна была составлять 30 т, удельная мощность 30 л.с./т, запас хода — 350 км, ширина автомобили — не более 3150 мм, а оружие складываться из 90-мм пушки. Броня должна была защищать от 20-мм снарядов на всех расстояниях.

Предусматривалась установка многотопливного двигателя, наличие совокупности защиты от оружия массового поражения и использование торсионной либо гидропневматической подвески.

Весьма не так долго осталось ждать стало известно, что создать единые техтребования куда несложнее, чем вести настоящее проектирование танка по единой программе. Исходя из этого уже во второй половине 50-ых годов XX века ФРГ и Франция решили о параллельной разработке двух образцов танков.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века, еще до окончания сравнительных опробований германского и французского прототипов, ФРГ совсем отказалась от сотрудничества с Францией В июне 1963 года германский танк называющиеся «Леопард 1» был принят на вооружение бундесвера. Главным подрядчиком по выпуску новой военной машины стала мюнхенская компания Krauss-Maffei AG. Помимо этого, серийное производство осуществлялось и на заводе компании Кгирр-МаК в Киле.

На этих двух фирмах во время с 1965-го по 1974 год было произведено 4024 танка.

Базисная модификация выпускалась с 1965-го по 1970 год четырьмя промышленными сериями, имевшими незначительные отличия друг от друга. Изюминками танка являлись сочетание литой башни и сварного грибообразного (в поперечном сечении) корпуса, и отсутствие вращающейся командирской башенки.

Вместо нее был установлен смотровые приборы и панорамный прицел по периметру командирского люка. Верхний лобовой лист корпуса имел наклон 60° при толщине брони 70 мм. Довольно низкий силуэт (высота по крыше башни 2400 мм) затруднял обнаружение танка и повышал его сопротивляемость ударной волне ядерного взрыва. Рабочее место механика-водителя пребывало в носовой части корпуса справа от оси танка. Слева от него размещалась большинство боекомплекта — 42 выстрела.

направляться подчернуть, что окончательному выбору орудия для «Леопарда» предшествовала долгая дискуссия. Причем калибр орудия колебался от 90 до 120 мм. В итоге остановились на 105-мм нарезной британской пушке L7A1, которая в то время уже устанавливалась на британском танке «Центурион» и американском М60.

Так что таковой выбор в полной мере отвечал требованию руководства НАТО о стандартизации оружия государств-участниц блока. Масса унитарного 105-мм выстрела разрешала заряжающему трудиться в темпе, близком к темпу заряжания 90-мм пушки, при намного более высоком поражающем действии 105-мм боеприпаса если сравнивать с 90-мм. Пушка была снабжена симметричными электрогидравлическими приводами и противооткатными устройствами наведения.

Эжектор, эксцентрично установленный на стволе орудия в зоне большого давления пороховых газов, не уменьшал угол понижения пушки. Ствол имел бысгроразъемное соединение трубы с казенной частью. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет MG3. На крыше башни устанавливался зенитный пулемет подобного калибра, причем для этого имела возможность употребляться как турель на люке начальника, так и турель на люке заряжающего.

В кормовой части башни, по бортам, были смонтированы по четыре дымовых гранатомета. Боекомплект танка складывался из 60 артвыстрелов и 5500 патронов к пулеметам.

Главный танк «Леопард 1»:

1 — 105-мм пушка L7А1; 2 — ИК-прожектор; 3 — воздухозаборник совокупности ПАЗ; 4 — литая башня; 5 — зенитный пулемет MG3; 6 — дымовой гранатомет; 7 — лючок вентилятора; 8 — корзина для снаряжения; 9 — жалюзи воздуховывода; 10 — ведущее колесо; 11 — поддерживающий каток; 12 — гидравлический амортизатор; 13 — опорный каток; 14 — механизм натяжения гусеницы; 15 — направляющее колесо; 16 — зеркало заднего вида; 17 — перископический панорамный прицел; 18 — амбразура стереоскопического дальномера; 19 — амбразура спаренного пулемета; 20 — амбразура телескопического прицела; 21 — ящик с инструментами; 22 — ящик для хранения ИК-фары и прицела; 23 — кронштейн крепления пушки по-походному

На «Леопарде» устанавливался 10-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель жидкостного охлаждения MTU MB 838 Са-М500 мощностью 830 л.с. (610 кВт) при 2200 об/мин.

Рабочий количество двигателя составлял 37 330 см3. В одном блоке с ним устанавливалась двухпоточная гидромеханическая трансмиссия ZF4HP-250, складывавшаяся из однореакторной комплексной гидропередачи с блокировочным фрикционом, автоматической планетарной коробки передач (4+2) и механизма поворота дифференциального типа. Неспециализированная масса блока двигатель-транс-миссия — 4600 кг Блок крепился к корпусу танка посредством четырех болтов.

Посредством кран-балки он мог быть заменен силами экипажа танка приблизительно за 20 мин.. Расход горючего составлял 165 л на 100 км. Мотор имел возможность трудиться на дизельном горючем, авиационном керосине либо бензине с октановым числом 92.

Двигатель разрешал 39,6-тонной военной машине (уложиться в отведенные техзада-нием 30 а также в 35 т так и не удалось) развивать большую скорость 62 км/ч, преодолевать угол подъема в 31°, ров шириной 3 м, стенку высотой 0,95 м и брод глубиной в 2,2 м.

Ходовая часть «Леопарда» включала в себя семь сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, четыре одинарных обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего размещения со съемными зубчатыми венцами и направляющее колесо, взаимозаменяемое с опорными катками. Подвеска — личная торсионная с телескопическими гидроамортизаторами на 1-, 2-, 3-, 6- и 7-м узлах подвески.

Гусеница марки D 139А2 цевочного зацепления, имела резино-металли-ческие шарниры параллельного типа и съемные резиновые подушки.

Экипаж танка складывался из четырех человек. В башне размещались три члена экипажа: наводчик и командир справа от пушки, заряжающий — слева.

Для ведения огня из пушки употреблялись оптический стереоскопический дальномер ТЕМ 2А, совмещенный с бинокулярным прицелом наводчика, вспомогательный телескопический шарнирный монокулярный прицел TZE 1А и панорамный перископический монокулярный прицел начальника с ночным под-светочным каналом. Оптические головки прицелов были снабжены шторками, каковые машинально закрывались за 0,25 с до выстрела, кроме так ослепление командира и наводчика от вспышки выстрела, что особенно принципиально важно при стрельбе ночью.

Совокупность управления огнем включала в себя электронный баллистический вычислитель.

Главный танк «Леопард 1А4»:

1 — 105-мм пушка в термоизоляционном чехле; 2 — командирский комбинированный панорамный перископический прицел PERI-R12; 3 — заслонка вентилятора; 4 — сварная башня; 5 — жалюзи воздуховывода; 6 — резинометаллический фальшборт

Помимо этого, «Леопард» оснащался фильтровентиляционной установкой, совокупностью кондиционирования воздуха, навигационной аппаратурой, обогревателем и автоматической системой пожаротушения для экипажа. Средства связи складывались из УКВ-радиостанции SEM 70 и внутреннего переговорного устройства.

С 1967 года машина выпускалась в модернизированном варианте «Леопард 1А1», а все ранее выпущенные танки были доведены до его уровня.

На протяжении модернизации были установлены двухплоскостной стабилизатор американской компании Cadillac-Gage, теплоизоляционный чехол ствола пушки, резинометаллические бортовые экраны, гусеницы D 640А со съемными резиновыми подушками и совокупность автоматического глушения двигателя. Помимо этого, машина начала оснащаться оборудованием подводного вождения, разрешавшим преодолевать по дну водные рубежи глубиной до четырех метров. Боевая масса танка возросла до 41,5 т.

«Леопарды» пятой серии, выпущенной в первой половине 70-ых годов XX века, взяли обозначение А2.

На 232 танках данной модификации было усилено бронирование башни; установлены бес-подсветочные устройства ночного командира механика-и видения водителя; более действенный воздухоочиститель двигателя; усовершенствована ФВУ.

На последних же 110 танках пятой серии, покинувших заводские цехи в 1973—1974 годах, были установлены сварная башня с разнесенным бронированием и новая клиновидная маска пушки, что разрешило повысить защищенность «Леопарда» в лобовой проекции до отметки защищенности американского танка М60А1.

Необходимость в таком усилении броневой защиты выявилась на протяжении изучения в ФРГ опыта арабо-израиль-ской войны 1973 года. Как раз тогда германские танкостроители осознали, что изрядно поторопились, «похоронив» броневую защиту.

Как выяснилось, у танков так же, как и прежде главным соперником оставались танки, и защищенность боевых автомобилей в этих условиях была не меньше ответственной, чем подвижность и вооружение.

К тому же, массированное и успешное использование египтянами ПТУРов на протяжении танковых боев на Синайском полуострове вынудило более деятельно искать средства защиты от них. На военных машинах стали устаналиваться экраны, динамическая защита, активно использоваться многослойное и разнесенное бронирование.

Танки модификации «Леопард 1А4», составившие шестую серийную партию, взяли объединенную СУО, в которую вошли командирский комбинированный дневной/ ночной панорамный перископический прицел PERI-R12 со стабилизированной линией прицеливания, оптический стереоскопический прицел-дальномер EMES-12A1 (без лазерной части) и электронный баллистический вычислитель FLER-H. Для бундесвера было произведено 250 боевых автомобилей данной модификации.

На этом выпуск танков «Леопард» для германской армии завершился. Наступила пора модернизаций.

Первой и самой глобальной стала модернизация, которая связана с усилением бронеза-щиты танков «Леопард 1А1». На всех 1845 автомобилях данной версии была установлена дополнительная броневая защита башни компании Blohm und Voss.

Экраны толщиной 20—30 мм устанавливались на бонках на некоем расстоянии от башни. В следствии удалось взять разнесенное бронирование, приблизительно эквивалентное примененному в башнях танков модификаций A3 и А4. Боевая масса танка, взявшего индекс «Леопард 1А1А1», составила 42,4 т.

Все последующие модернизации «леопардов» различных модификаций не носили столь значительного характера. Военные машины оснащались тепловизионной совокупностью прицеливания и наблюдения PZB 200 и новой радиостанцией SEM 80/90. Во второй половине 80-ых годов двадцатого века была создана модификация «Леопард 1А5», в которую до 1992 года переделали 1225 танков первых пяти серий, с целью продления их срока работы до начала XXI века.

Эти автомобили оснастили СУО EMES-18 и прицелом наводчика со встроенным лазерным дальномером и теп-ловизионным каналом, поставили усовершенствованный стабилизатор пушки.

Что касается боевой работы, то первые серийные «леопарды» поступили во второй половине 60-ых годов двадцатого века в батальоны 1-го военного корпуса бундесвера. Всего же с 1966-го по 1974 год армии ФРГ было передано 2437 боевых автомобилей этого типа.

С конца 60-х годов «Леопард» практически стал и стандартным танком НАТО.

В декабре 1967 года 334 танка заказали вооруженные силы Бельгии. В 1991—1996 годах 132 из них были модернизированы до отметки «Леопарда 1А5». В 1968—1970 годах 78 танков было поставлено в Норвегию.

Потом эта страна взяла еще 92 «Леопарда». Сейчас часть танков кроме этого модернизирована до стандарта А5. На вооружение сухопутных армий Нидерландов в 1969—1971 годах поступило 468 танков «Леопард 1NL». Часть из них была выпущена по германской лицензии голландской компанией DAF. В середине 80-х годов эти танки были модернизированы: установлена СУО Honeywell/Zeiss 12АЗ AFSL-2, прицел Zeiss EMES-12 с встроенным лазерным дальномером и накладная броня башни.

Машина взяла обозначение «Леопард 1V».

А 1970—1985 годах в итальянскую армию поступили 920 танков «Леопард». Из них 200 единиц изготовила компания Krauss-Maffei AG, а 720 — итальянская компания OTO-Melara. В начале 90-х годов 120 танков были модернизированы до стандарта А5. В 1976—1978 годах 120 автомобилей «Леопард 1 A3» поставили в Данию; позднее к ним присоединились 110 танков «Леопард 1А4». С августа 1993 года осуществляется программа модернизации этих танков.

Греция заказала 108 танков модификации A3 весной 1981 года.

В рамках программы военной помощи греки взяли еще 75 автомобилей варианта А5 в конце 1988 года, а в середине 90-х годов еще 150 танков «Леопард 1V» из Голландии.

В 1976—1978 годах 103 танка «Леопард 1АЗ» взяла Австралия. Они были оснащены бельгийской СУО SABCA и совокупностями, снабжающими эксплуатацию танка в южных районах. Этими автомобилями вооружен 1-й танковый полк, дислоцированный в провинции Виктория.

Канадская армия приняла на вооружение 114 танков «Леопард 1АЗ» (канадское обозначение «Леопард 1С»), Канадские танки отличались от германских совокупностью управления огнем, светотехническим оборудованием, пулемётами и радиооборудованием. 77 танков пребывали на вооружении 4-й механизированной бригады, размещенной на территории Германии.

По программе военной помощи 77 «леопардов 1АЗ» в 1982—1983 годах взяла Турция.

В конце 80-х годов туркам было передано 250 танков «Леопард 1А4», а в начале 90-х — до 80 «леопардов 1А5».

Действовавшие в ФРГ в 60—80-е годы законы ограничивали экспорт боевой техники лишь государствами блока НАТО, причем без права перепродажи. Единственная поставка за пределы блока была осуществлена в Австралию.

В 90-е годы, в связи со снятием «Леопарда 1» с оружия многих государств НАТО, участились его поставки третьим государствам.

По состоянию на 1 января 2000 года танки «Леопард 1» разных модификаций пребывали на вооружении Нидерландов и Греции, а также в Австралии (71 единица), Бельгии (155), Бразилии (87), Германии (1315), Дании (220), Италии (868), Канады (114), Норвегии (170), Турции (397) и Чили (67).

«Леопарды» ни при каких обстоятельствах не принимали участия в военных действиях.

В составе датского контингента употреблялись только в миротворческой операции в Боснии.

На базе базисного шасси было создано пара боевых и вспомогательных автомобилей. А также БРЭМ BPz-2 Standart и BPz-2A2, саперные танки Pionierpanzer 1 и Dachs, мостоукладчик Biber, ЗСУ Gepard.

Из зарубежных танков второго поколения «Леопард 1» владел наилучшими чертями благодаря низкому силуэту и хорошему для 60-х годов уровню подвижности. На протяжении разработки этого танка в ФРГ была воссоздана научно-исследовательская, конструкторская, а после этого и производственная базы танкостроения.

Совершённая в 70-е годы модернизация пара повысила уровень защищенности танка, но он не смог соответствовать возросшим требованиям финиша 70-х годов и в следствии был заменен новым танком третьего поколения «Леопард 2».

М. БАРЯТИНСКИЙ

Cовременные танки нато — \

Статьи, которые будут Вам интересны: