Старт от дуче

Старт от дуче

Мы покинули итальянский флот на протяжении «Великой войны». В отличие от Франции, Италия не столь очень сильно испытывала её невзгоды; по сути, единственный реально дешёвый соперник, Австро-Венгерская империя, «обрабатывался» не только её флотом. Союзники выделили для этого более чем достаточные силы. Так что, итальянцам оставалось в основном не допускать вероятных выпадов австрийцев против собственных берегов.

И продолжать развитие всех морских оружий, а также, само собой разумеется, и столь «актуальных» подводных сил.

Постройка субмарин достаточно деятельно длилась в годы войны, причём как в варианте развития существующих разновидностей, так и создания принципиально новых типов. По первому варианту собственные «упражнения на тему» продолжил, например, Курио Бернардис. В проект достаточно успешных «Наутилуса» и «Нереиде» были внесены дополнительные трансформации.

В частности, предусматривалась установка 76-мм зенитки, а рубку предполагалось изготовить из маломагнитной стали, для лучшей работы компаса. В остальном же, в первую очередь в формах корпуса, новый тип «N» полностью повторял «Нереиде». Для Италии начиналась война, и правительство расщедрилось сходу на шесть единиц, заказ на четыре из которых достался маститой компании «Ансальдо», а ещё две — «Този», занимавшейся по большей части двигателями.

И, как ни необычно, эта пара оказалась самая удачной. К концу 1915 года итальянцы уже обучились делать в полной мере пристойные дизели, и продукция того же «Този» была и достаточно замечательной, и очень экономичной. В итоге «N-5» и «N-6» имели и громадную скорость, и увеличенную дальность по сравнению со собственными «сестричками» от «Ансальдо».

Но, все они вошли в строй изрядно поздно, в 1918 году, а лодки от «Този» — уже по окончании завершения войны. И все прожили не через чур продолжительную (до середины 1930-х годов), но очень безмятежную судьбу. Ни особенных происшествий, ни громадных походов, ни, тем более, активных действий.

А вот тому же Бернардису довелось создать, правильнее, воссоздать и более увлекательный тип субмарины. Практически сразу после вступления войну Италии оскорблённые «предательством союзника» немцы направили в Средиземное море пара подводных минных заградителей. Одним из них был «UC-12», как и другие перевезённый в разобранном виде в Полу и снова собранный и построенный.

В течение шести месяцев лодка благополучно ставила мины, как и положено, «под себя», до тех пор пока 6 марта 1916 года на протяжении очередной постановки у входа в итальянскую базу в Таранто узнаваемая ущербность этого способа наконец сработала. Прогремел взрыв собственной мины и лодка мгновенно отправилась ко дну.

Подлодка «N-1», Италия, 1918 г.

Строилась на верфи компании «Ансальдо» в Сестри Поненте. Тип конструкции — двухкорпусный.

Водоизмещение надводное/подводное — 275/365 т. Размеры: протяженность — 45,90 м, ширина — 4,28 м, осадка — 3,17 м. Глубина погружения — до сорока метров. Силовая установка: два дизеля мощностью 650 л.с. и 2 электромотора мощностью 400 л.с. Скорость надводная/подводная — 12,5/7,7 уз. Оружие: два 450-мм торпедных аппарата в носу (4 торпеды), одно 76-мм зенитное орудие.

Экипаж — 23 человека. В 1916 — 1919 гг. выстроено шесть единиц: «N-1» — «N-6». Все исключены из перечней в конце 1920-х — начале 1930-х гг.

Подводный заградитель «Х-2», Италия, 1918 г.

Строилась на верфи компании «Ансальдо» в Сестри. Тип конструкции — двухкорпусный. Водоизмещение подводное/надводное — 410/470 т. Размеры: протяженность — 47,1 м, ширина — 5,1 м, осадка — 3,06 м..

Глубина погружения — до 55 м. Силовая установка: два дизеля мощностью 660 л.с. и 2 электромотора мощностью 640 л.с. Скорость надводная/подводная — 8,25/6,25 уз. Оружие: шесть 450-мм торпедных аппаратов (по два — в корме и носу и два решетчатых — внешние, восемь торпед), одна 76-мм зенитная пушка, 18 мин.

Практически сразу после вступления в строй в начале 1920-х гг. установлено ещё два 450-мм торпедных аппарата. Экипаж — 25 человек. В 1918 г. выстроено две единицы: «Х-2» и «Х-3». Обе исключены из перечней 10 октября 1946 г.

Это событие, случившееся на расстоянии всего одной мили от побережья, не ускользнуло от итальянцев. Водолазы обследовали останки субмарины, и установили, что корпус лодки порван взрывом на две части, затонувшие на глубине около тридцати метров. Последовало ответ управления флота — поднять лодку. Работы удалось совершить на удивление скоро (учитывая весьма сильные разрушения), всего за 14 дней.

Поднятую субмарину тут же отбуксировали в арсенал Таранто, по окончании чего Бернардис, ставший к тому времени уже полковником, взял трофей для восстановления и изучения.

Суета около германской лодки очень своеобразного назначения ясна: неожиданный «презент» оказалсякак запрещено кстати. Королевский флот не только не имел собственных подводных минных заградителей, но не предполагал ни их постройку а также не имел собственных проектных разработок.

Ясно, что за трофей тут же ухватились. «UC-12» быстренько вернули, не обращая внимания на то, что кормовая часть была практически снесена взрывом, а объём работ был очень большим: на субмарине было нужно поменять солидную часть оборудования и капитально отремонтировать дизель, для которого не имелось запасных частей. Было нужно применять отечественные; работы удалось завершить в том же 1916 году, и лодку спустили на воду — уже в третий раз в её недолгой судьбы.

Заградитель взял обозначение «Х-1». А в апреле 1917 года новая боевая единица «Реджиа Марина Итальяна» уже приступила к постановке минных заграждений, сейчас уже у вражеского побережья Адриатики.

В это же время, ещё до полного «оживления» «UC-12» Бернардис приступил к исполнению второй части задания.

Хорошенько изучив трофей, армейский инженер создал личный и заметно улучшенный проект подводного минзага. Он сохранил германский принцип постановки мин, но поднял размеры самой лодки в два раза, а число принимаемых «гостинцев» с шести до девяти. Уже в августе 1916 года проект был завершён и его тут же принялись воплощать в металле.

Не смотря на то, что чертежи итальянского конструктора по всем главным параметрам кардинально отличались от исходного германского, «UC-12», две заложенных в том же году на верфи «Ансальдо» в Генуе единицы решили как бы объединить с бывшей «немкой» в неспециализированный тип «X», дав им обозначения «Х-2» и «Х-3». Их удалось выстроить на удивление скоро для тогдашней Италии — заградители успели кроме того учавствовать в войне, выставив пара минных банок у австрийского побережья.

Но, основной задачей стала окончательная отработка непривычного германского устройства постановки мин. И не только. По окончании первых же выходов с море стало известно, что обводы НОСОВОЙ оконечности неудачны. Обе лодки вернули на верфь и надстроили корпус по бортам. И опять неудача: дело лишь ухудшилось, сейчас носовая оконечность набирала «нештатный» балласт, и лодки имели постоянный дифферент на шнобель в надводном положении, что совсем портило мореходность.

Субмарины вернули на верфь, где надстроенные спереди борта зашили сверху страницами металла. Сейчас «иксы» наконец-таки купили более либо менее приличные мореходные качества.

По окончании войны «прототип» — «Х-1» тут же послали на слом, а вот изделия Бернардиса ухитрились дожить до следующей всемирный войны.

В начале 1920-х их изрядно перестроили, увеличив рубку по высоте по примеру трофейных германских подводных лодок, и установив два торпедных аппарата. Но, итальянцы замечательно осознавали, что их настоящие возможности и боевые характеристики были очень ограниченны и к тому времени никак не удовлетворяли требованиям. Исходя из этого в первой половине 40-ых годов двадцатого века их послали отстаиваться к стенке, сняв всё оружие и солидную часть оборудования.

В таком состоянии они пережили капитуляцию Италии, её переход на сторону союзников, окончание Второй мировой войны и лишь в конце 1946 года их исключили из перечней очень сильно урезанного к тому времени итальянского флота, появлявшегося в числе побеждённых.

Отдельного внимания заслуживает ещё один интересный подкласс «субмарин с Апеннин», что возможно назвать кроме того национальным.

Вправду, как раз в Италии в первый раз постарались создать и, в итоге, создали мало-мальски боеспособные миниатюрные подводные лодки. Не смотря на то, что, как мы знаем, совсем маленькие субмарины строились в «детские» периоды развития подводного дела фактически во всех ведущих государствах, но их возможности оставались очень вызывающими большие сомнения. Отыщем в памяти хотя бы германский «презент» отечественному флоту, субмарину «Форель».

Но, и у итальянцев дело пошло далеко не сходу.

Перед самым началом Первой мировой, в 1913 году на Королевском арсенале в Венеции были выстроены две подводные крохи на электрической тяге длиной всего в шесть метров. Эти «изделия», названные без избыточной изобретательности «Альфа» и «Бета», стоит именовать скорее «полуподводными», потому, что плавали они, держа собственную мини-рубку над водой. Не смотря на то, что электромотор разрешал «по паспорту» развивать до восьми узлов, ёмкости аккумуляторная батарей не хватало кроме того на час хода.

Предназначались «полу-подлодки» для дозорной работы около собственной военно-морской базы, но никакой фактической пользы от них не намечалось. Из этого рекордно малая длительность судьбы: уже через несколько лет их убрали со работы, которая, в сущности, так и не началась.

Малая подлодка «А-1», Италия, 1915 г.

Строилась на госверфи в Специи. Тип конструкции — однокорпусный. Водоизмещение надводное/ подводное — 31/37 т. Размеры: протяженность — 13,50 м, ширина — 2,22 м, осадка — 2,27 м. Глубина погружения — до 50 м. Силовая установка: один электромотор мощностью 45 л.с. Скорость надводная/ подводная 6,75/5 уз. Оружие — два 450-мм внешних торпедных аппарата открытого типа. Экипаж — четыре человека.

В 1915 — 1916 гг. выстроено шесть единиц: «А-1» — «А-6». Все разоружены в январе 1918 г. и позднее в том же году исключены из перечней

Малая подлодка «В-1», Италия, 1916 г.

Строилась на госверфи в Специи.

Тип конструкции — однокорпусный. Водоизмещение надводное/ подводное 40/46 т. Размеры: протяженность — 15,12 м, ширина — 2,32 м, осадка — 2,56 м. Глубина погружения-до 50 м. Силовая установка: один бензиновый мотор мощностью 85 л.с. и один электромотор мощностью 50 л.с. Скорость надводная/подводная — 7/5 уз.

Оружие — два 450-мм торпедных аппарата в носу. Экипаж — пять человек. В 1916 г. выстроено три единицы: «В-1» — «В3».

Исключены из перечней в 1918 — 1919 гг.

Но упорство итальянцев заслуживает уважения: в один момент с отставкой «греческих буковок» в 1915 году на втором арсенале, в Специи, развернулась постройка следующей серии малых лодок, так же предназначенных для охраны собственных баз. На этот раз — практической, потому, что Италия вступала в войну.

Созданные по проекту флотского генерала (в апеннинском королевстве имелись и такие) Эдгардо Феррати мини-субмарины, вошедшие в строй по большей части в 1916 году, как и предшественницы, имели лишь аккумулятор и электромотор, что предстояло заряжать только у причала. Но, по крайней мере, в отличие от предшественниц, они уже имели возможность всецело погружаться.

Конструкция смотрелась до предела упрощённой: несложной круглый в сечении корпус с балластными цистернами внутри, заострённые оконечности, цилиндрическая рубка с неубирающимся(!) перископом. Дёшево, но не очень практично.

Всего арсенал «настрогал» шесть таких единиц, взявших литеру «А» и соответствующий номер. Главной задачей им прописали оборону портов Адриатического побережья Италии, обращённого к главному сопернику, Австро-Венгерской империи.

Первоначально предполагалось применять их для охраны баз в Бриндизи и Валлоне (в Албании). Но фактически сходу стало известно, что их дальность (12 миль в надводном положении и в полтора раза меньше — под водой, причём в этом случае со скоростью всего в четыре узла) заметно меньше расстояния до назнаменных им районов патрулирования. Неудивительно: свинцовые аккумуляторная батареи того времени имели через чур малую ёмкость.

Полезность таких лодок в боевых условиях для охраны баз вызывала в полной мере обоснованные сомнения.

Было нужно подыскивать малышкам второе, более подходящее использование.

В Специи осталась лишь головная «А-1», две лодки («А-2» и «А-4») перевезли по железной дороге в порт Бари (для этого кроме того выстроили особый транспортер), а остальные три послали в Венецию. «Венецианок» местное руководство постаралось применять более деятельно, послав их на буксире эсминцев в район порта Градо для действий в заливе Пензано. Но операция в собственной боевой фазе так и не состоялась и их отбуксировали в Анкону, где мини-субмарины благополучно простояли до января 1918 года, в то время, когда их исключили из состава флота — за явной невозможностью применяеться.

В общем, работу «мини-А» вряд ли возможно назвать нужной.

Чуть ли не главная причина тому заключалась в возможности и малой дальности хода подзаряжать аккумулятор лишь в базе. Напрашивалось единственно вероятное ответ: добавить простой «тепловой» двигатель.

В качестве такового избрали бензомотор, что дало решающий итог: дальность в надводном положении сходу увеличилась на порядок, а при уменьшенном 5-узловом ходе она достигала 200 с лишним миль. А новый аккумулятор нежданно разрешил заметно подрасти и дальности подводной — она так же превысила таковую у типа «А», не смотря на то, что и при совсем «черепашьем» ходе в три узла.

Ещё одним ответственным новшеством стало перемещение торпед в аппараты, расположенные в корпуса (на «А» они пребывали в открытых держателях). В остальном же компоновка и вид лодок нового типа «В» полностью повторяла собственных предшественниц. Кстати, тут понадобилась и пребывавшая в Специи «А-1», которую использовали для подготовки экипажей строившихся единиц «В». Изначально их предполагалось выстроить также шесть, но в итоге ограничились лишь половиной от этого числа.

Причём постоянные аварии моторов стали причиной тому, что их установили лишь на первых двух. В начале 1917 года «В-1» и «В-2» перевезли из Специи в Бари, где они поменяли «А-2» и «А-4», посланные в «отставку». Обе много плавали в акватории, но настоящего участия в военных действиях не принимали.

А их «сестричка» «В-3» оставалась в Венеции, по большей части отстаиваясь у стены. В июне 1918 года её разоружили. А сходу по окончании войны в резерв вывели и оставшуюся «активную» несколько.

По большому счету, 1920-е годы начались для Италии, как и для других европейских победителей, отнюдь не благоприятно. Все государства были изрядно разорёнными войной, и итальянское королевство отнюдь не стало исключением, что сказалось, например, и на развитии подводного флота. Завершив войну с большим числом лодок — 56, «Реджиа Марина» начала с исключения самые старых и «больных», оставив в строю около 40 единиц. Постройка новых не велась по большому счету.

Не смотря на то, что подводные лодки умеренного водоизмещения так же, как и прежде господствовали в итальянском Королевском флоте, имперские амбиции, лишь возросшие с приходом к власти Муссолини в первой половине 20-ых годов XX века, диктовали собственную волю. «Империя должна иметь океанский флот» любой ценой -вот основной лозунг в данной области, провозглашённый дуче. А также, обращение шла, конечно же, и об океанских лодках.

Данный подкласс взял обозначение «сомерильи ди гранде дислокаменто», «субмарины громадного водоизмещения», не смотря на то, что начиналось это «громадное» всего с полутора млн кг.

Но, первая серия субмарин, относимых самими итальянцами к громадным, никакого отношения к дуче и его «океанским замыслам» не имеет. Первенцами стали шесть единиц типа «Пьетро Микка», заложенные по три штуки в конце 1915 года и начале 1916-го.

В действительности, увеличенное до 830 т водоизмещение лодок говорит об их, всё ещё типично «морском», а не океанском предопределении. Так оно и было: в техническом задании, выданном коллективу инженеров королевского арсенала в Специи и курировавшему их работу капитану 1 ранга Кавалини, говорилось лишь о возможности более продолжительного нахождения в море, скорости и лучшей мореходности. И всё это — так же, как и прежде для условий родного Средиземного моря.

Однако, при проектировании конструкторы внесли много принципиальных новшеств по отношению к предшествующим «лаурентинкам». Они применили всецело двухкорпусную конструкцию с цилиндрическим внутренним корпусом и очень «добропорядочными» внешними формами, напоминающими скорее ветхие миноносцы.

Не обращая внимания на помой-му приличные характеристики, эти «громадные» лодки по окончании войны совсем появились в положении «между двумя стульями».

С одной стороны, они уже очевидно не удовлетворяли требованиям, предъявляемыми амбициозными нацистами, деятельно занявшихся Королевским флотом, поскольку для океанских действий эти подлодки всё-таки не очень годились. Иначе, в качестве средних субмарин, являлись через чур большими и дорогими в эксплуатации.

Более предпочтительным представлялось выстроить новые, нежели«вытягивать» до нужного уровня «Пьетро Микка» и его «систершипы», обстановка, потом много раз повторявшаяся и с более новыми типами. Подводные лодки по окончании «Великой войны» стали уже «массовым товаром», что было несложнее выкинуть, чем приводить в надлежащее состояние, уже и в Италии. Тем более, что формальные цифры данных скрывали большие недочёты, к примеру, нехорошую манёвренность.

К тому же подводили и фиатовские дизели, ломавшиеся практически столь же довольно часто, как и довоенная продукция главного итальянского автоконцерна. В следствии ни одна из лодок этого типа, в отличие от более скромных представительниц воистину вечного «холландовского племени» либо типа «14», не дожила до 2-й Всемирный войны. А четыре из них покинули флот по окончании всего 10-12 лет нахождения в его составе, так и не дотянув кроме того до 1930-х годов.

Позже в постройке подводного флота, как мы уже отмечали, наступил паузу. Но, что бы не сказать о нацистах, создавать широкие и далеко идущие замыслы они умели. Причём не всегда безрассудные и опрометчивые. На начальной стадии, относящемся к середине 1920-х годов, предполагалось лишь разработка прототипов субмарин различного размера и постройка их в маленьких сериях. После этого должна была направляться доводка с дополнительным постройкой маленьких серий, подобных первым.

Эти этапы рассчитывали завершить к началу 1930-х годов, по окончании чего по возможности скоро наращивать производство, опираясь только на собственные силы, другими словами, на материалы и отечественные верфи, не говоря уже о конструкторах.

Согласно точки зрения же зарубежных экспертов, итальянцы шли в техническом отношении тем же путём, что и «сыны» Ямато: копирование отдельных зарубежных образцов с постепенной адаптацией их к отечественным условиям производства.

Частично это так и было: в качестве прототипов конструкторы применяли доставшиеся Италии германские субмарины, в один момент «подглядывая» за проектами тех же британцев. А мощность судостроительной индустрии просто не разрешала строить сходу большое количество единиц, в особенности океанских «подводных хищников». Исходя из этого приходилось ограничиваться малыми сериями, от двух до четырёх единиц.

Но таковой недочёт имел в качестве оборотной свои преимущества и стороны, в частности, гибкость. В каждой последующей мини-серии получалось внедрить те либо иные усовершенствования, пускай местами помой-му и незначительные, но улучшавшие как сами суда, так и работы и условия жизни на них членов экипажа.

Подлодка «Пьетро Микка», Италия, 1917 г.

Строилась на госверфи в Специи. Тип конструкции — однокорпусный. Водоизмещение надводное/подводное — 842/1245 т. Размеры: протяженность — 63,2 м, ширина — 6,21 м, осадка — 4,26 м. Глубина погружения — до 50 м. Силовая установка: два дизеля мощностью 2600 л.с. и два электромотора мощностью 1300 л.с. Скорость хода надводная/подводная — 14,5/11 уз. Оружие: шесть 450-мм торпедных аппаратов (четыре — в носу и два — в корме, 8 торпед), два 76-мм орудия.

Экипаж — 40 человек. В 1917 — 1919 гг. выстроено шесть единиц: «Пьетро Микка», «Луиджи Гальвани», «Тор-ричели», «Анджело Эмо», «Лоренцо Марчелло» и «Лазарро Мочениго». Исключены из перечней в 1930- 1938 гг.

Подлодка «Балилла», Италия, 1928 г.

Строилась на верфи компании «ОТО» в Муджиано.

Тип конструкции — двухкорпусный. Водоизмещение подводное/надводное — 1430/1875 т. Размеры: протяженность — 86,5 м, ширина — 7,80 м, осадка — 4,72 м. Глубина погружения — до 120 м. Силовая установка: два дизеля мощностью 4900 л.с., один вспомогательный дизель мощностью 425 л.с. два электромотора мощностью 2200 л.с. Скорость хода надводная/подводная (по проекту) -17/9 уз, настоящая 16/7,5 уз. Оружие: шесть 533-мм торпедных аппаратов (четыре — в носу и два — в корме, 16 торпед), одно 120-мм орудие, два 13,2-мм пулемёта, четыре мины.

Экипаж — 77 человек. В 1928 — 1929 годах выстроено четыре единицы: «Балилла», «Доменико Милелире», «Антонио Скьеза» и «Энрико Тоти». «Скьеза» повреждена авиацией и выбросилась на берег в первых числах Сентября 1942 г., позднее взорвана экипажем. Остальные три исключены из перечней флота: «Тоти» в апреле 1943 г., две другие — двумя годами ранее

Да и сами итальянские инженеры отнюдь не останавливались на слепом копировании.

Наоборот, их проекты время от времени выяснялись через чур «продвинутыми». Как пример могут служить первые «фашистские» громадные субмарины типа «Балилла». Они изначально предназначались для «громадных дел»: предполагалось, что базируясь в портах итальянских владений в Африке, а также, в Красном море, эти лодки смогут выбираться через «форточку» проливов Баб-эль-Мандеб и Гибралтарского в открытый океан, Индийский либо Атлантический соответственно.

И наводить в том месте «новый порядок» в судоходстве. Для чего требовалось большая дальность (однако очень вызывающее большие сомнения базирование для того чтобы рода не имело возможности обеспечить все потребности) и приличная скорость в надводном положении, конечно громадный запас торпед и достаточно замечательное артиллерийское оружие. Что конструкторы и постарались обеспечить.

Исходя из трофейной «немки» «U-120», они создали чертежи очень прочной двухкорпусной лодки надводным водоизмещением чуть меньше полутора млн кг, имевшей шесть торпедных аппаратов и 120-мм орудие (пускай и короткоствольное) и несколько крупнокалиберных пулемётов. Наряду с этим для всего оружия имелось изрядное количество снарядов: на любой из четырёх носовых аппаратов приходилось по три набора торпед (один из них — в самих трубах и два запасных).

Пара кормовых аппаратов обходилась лишь двумя торпедами, а для пушки в особенном погребе хранилось аж 150 снарядов, плюс 6000 патронов к 13,2-мм пулемётам. Этим оружие не ограничивалось: субмарины имели возможность так же ставить мины, не смотря на то, что и очень мало, всего по четыре штуки. Однако, «на бумаге» «балиллы» смотрелись очень внушительно.

Особенно в случае если участь такую «фишку», как дополнительный дизель маленькой мощности (425 л.с.), что, однако, разрешал или двигаться со скоростью до семи узлов, снабжая более чем приличную дальность в 13 000 миль, или заряжать аккумуляторная батареи. Замечательные же дизель-моторы включались в дело при необходимости догнать торговое судно либо уйти от не хватает шустрого «охотника»: надводная скорость должна была достигать 17,5 узлов.

Но, как это часто бывает, попытки наполнить литровую бутылку двумя литрами нужной жидкости приводят только к разливанию оной. Перегруженная оружием, первая громадная субмарина «от дуче» была не хватает остойчивой. Да и заявленной высокой скорости достигнуть не удалось.

А дополнительный дизель на последующих типах не устанавливался: с одной стороны, он был не хватает надёжным в качестве двигателя для продолжительных «экономических» походов, а с другой, отнимал драгоценное пространство в прочного корпуса, которого, как в большинстве случаев в подводных судах и без того было в недостатке. Действительно, чего-чего, а прочности самому корпусу хватало — страно для итальянских судов, каковые довольно часто упрекают в «через чур лёгкой постройке». «Балилла» и её сестрички имели штатную глубину погружения в 100 м — весьма и весьма прилично для 1920-х годов.

Отыщем в памяти «океанских» британцев, каковые на практике не рисковали погружаться столь глубоко. А вот любители рекордов с Апеннин рисковали: «Меллелире» на опробованиях без особенных неприятностей и течей достигла 135-метровой глубины.

В войну первые океанские субмарины Италии в дальние «вояжи» так и не попали. Им было нужно функционировать на Средиземном море, где долгие и пара неуклюжие лодки были «не при деле».

Первый год их применяли достаточно деятельно, причём «Този» удалось потопить британскую субмарину «Рейнбоу», по занимательному совпадению, кроме этого океанского типа, также «забредшую» на ограниченный театр боевых действий. Но данный успех был единственным. И в первой половине 40-ых годов двадцатого века первую несколько, «Балиллу» и «Милелире», поставили на прикол и исключили из состава флота, не смотря на то, что потребность в подлодках на то время была достаточно острой.

Другую же несколько приспособили для запасного работы: они перевозили серьёзные грузы для отчаянно нуждавшихся в них армий Роммеля. В том месте «Скьеза» и сложила собственную голову: атакованная американскими самолётами, лодка предпочла выброситься на берег у Тобрука. Двумя месяцами позднее, при наступлении английских армий, её было нужно совсем привести в негодность, дабы данный «приз» (скажем прямо, очень вызывающий большие сомнения) не попал в руки неприятеля.

А ещё через полгода последняя единица, «Энрико Тоти», завершила историю типа, отправившись в отстой с последующей разделкой на металл.

Возвратимся, но, к исходной точке, финишу 1920-х годов. Спустя год по окончании серии из четырёх «баллил» была заложенаещё одна громадная субмарина, автором которой стал неувядаемый Бернардис.

Тактико-технические эти по заданию были те же, но подход к их воплощению отличался очень существенно. Во-первых, конструктор применил любимую им полуторакорпусную схему, что благоприятно сказалось на остойчивости. Во-вторых, количество и состав оружия ещё более расширились. Торпедных аппаратов стало восемь, в противном случае же 120-мм орудие дополняли сейчас два спаренных 13,2-мм пулемёта.

Но главным новшеством стала попытка внедрения собственной «подводной» гидроавиации, в первый раз в итальянском флоте. Ангар для маленького самолёта расположился в изрядно «распухшей» рубке. Но, что любопытно, он всё время оставался безлюдным! Самолёта для базирования на лодке создать тогда так и не удалось, и год спустя по окончании вступления лодки в строй, ангар демонтировали. Появился некий резерв «верхнего» веса, что разрешили войти на артиллерию.

Калибр орудия оставался тем же 120-мм, но вместо «коротышки» установили достаточно замечательную для подводных лодок длинноствольную (протяженность ствола 45 калибров) пушку.

С оружием сейчас всё помой-му уладилось, но вот с эксплуатационными чертями неприятности так и остались. «Этторе Фьерамоска» погружалась весьма медлительно кроме того для громадной субмарины, а под водой, вела себя, как корова на льду, с большим трудом маневрируя и неизменно «проваливаясь» на глубину.

Ходовые качества так же не блистали: заявленной надводной скорости в 19 узлов достигнуть не удалось, как, но, и 9-узловой подводной, а дальность составляла менее половины такой у «баллил». Как ни необычно, всё это благоприятно сказалось на судьбе «хромоножки»: она благополучно прошла всю войну, реально поучаствовав в военных действиях лишь в её начале. Позже случилась большая авария: взрыв газов в аккумуляторных ямах, по окончании чего несостоявшийся «подводный авианосец» поднялся на прикол.

Так «Фьерамоска» нормально пережила капитуляцию Италии, войну с бывшими союзниками и только по окончании Второй мировой войны, во второй половине 40-ых годов двадцатого века отправилась на слом.

Фактически одновременно с этим, в то время, когда показались первые «фашистские» океанские лодки, был создан и реализован и первый послевоенный проект средней субмарины. Созданный Каваллини совместно с коллективом инженеров компании «Този», он кроме этого воображал собой развитие германских «стандартных» лодок.

И также не без новшеств, заключавшихся, в первую очередь, как и при «океанских» единиц, в повышенной прочности корпуса. И в громадной глубине погружения: головная «Мамели» (а всего по этому проекту строилась четыре субмарины) сумела нырнуть на опробованиях практически на 120 м.

Действительно, более скоромным по сравнению со «старшими подругами» смотрелось оружие. Не смотря на то, что средний вариант так же имел шесть торпедных аппаратов, но вот запас имелся лишь для четырёх носовых.

120-мм орудие выяснилось через чур тяжёлым — было нужно ограничиться 102-миллиметровкой. Но и это облегчение выяснилось очевидно недостаточным. 800-тонная лодка так же вышла перегруженной и не хватает остойчивой.

В надводном положении в свежую погоду приходилось выбирать верный курс по отношению к волне.

Это изрядно злило начальников, и практически сразу после вступления в строй субмарины оборудовали дополнительными наделками-булями по бокам. Остойчивость вправду возросла, но упала скорость, в особенности надводная, которая стала меньше на два с лишним узла.

В случае если сказать о дальности плавания, то она так и осталась весьма скромной, всего 3500 миль при очень умеренной скорости в восемь узлов. То же возможно сообщить и о дальности под водой: 65 миль при черепашьих четырёх узлах. Однако, работа первых «середняков» протекала более деятельно, чем у первых океанских.

Их систематично применяли для боевой работы, заменив в первой половине 40-ых годов XX века дизели на более замечательные. Сейчас моторы компании «Този» разрешали развивать требовавшиеся по изначальному проекту (и в полной мере хорошие кроме того в середине 1940-х годов) 17 узлов. Но, «обновкой» смогли обзавестись лишь три единицы: «Пьер Каппони» не дожил до модернизации, разрешённый войти на дно торпедой с английской субмарины «Роркуэл». Остальные же выслужили собственные 20 лет, отправившись на слом лишь во второй половине 40-ых годов XX века.

Подлодка «Гоффредо Мамели», Италия, 1928 г.

Строилась на верфи компании «Този». Тип конструкции — однокорпусный. Водоизмещение надводное/ подводное — 810/995 т. Размеры: протяженность — 64,6 м, ширина — 6,51 м, осадка — 4,3 м. Глубина погружения — до 120 м. Силовая установка: два дизеля мощностью 3000 л.с. и два электромотора мощностью 1100 л.с.

Скорость хода надводная/подводная (по проекту) — 17,25/7,75 уз, реально — 15/7,2 уз. Оружие: шесть 450-мм торпедных аппаратов (четыре — в носу и два — в корме, 10 торпед), одно 102-мм орудие, два 13,2-мм пулемёта. Экипаж — 49 человек.

В 1928 — 1929 гг. выстроено четыре единицы: «Гоффредо Мамели», «Пьер Каппони», «Джованни да Прочида» и «Тито Спери». «Кап-пони» потоплен в марте 1941-го, остальные модернизированы в 1942-м с установкой новых дизелей (скорость в надводном положении — 17 уз.), исключены из перечней во второй половине 40-ых годов XX века

Подлодка «Фрателли Бандьера», Италия, 1930 г.

Строилась на верфи компании Тип конструкции — двухкорпусный.

Водоизмещение надводное/подводное — 940/1150 т. Размеры: протяженность — 69,8 м, ширина — 7,22 м, осадка — 5,18 м. Глубина погружения — до 100 м. Силовая установка: два дизеля мощностью 3000 л.с. и два электромотора мощностью 1300 л.с. Скорость хода надводная/подводная (по проекту) — 17,5/9 уз, настоящая по окончании установки булей -15/8 уз. Оружие: восемь 533-мм торпедных аппаратов (четыре — в носу и четыре — в корме, 12 торпед), одно 102-мм орудие, два 13,2-мм пулемёта. Экипаж — 51 человек.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века выстроено четыре единицы: «Фрателли Бандьера», «Санторре ди Сантароза», «Чиро Менотти» и «Дючиано Манара». «Сантароза» потоплена командой в январе 1943 г., остальные посланы в резерв в конце 1942 г. и сданы на слом в 1948 г.

Как и при с океанскими лодками, средние кроме этого были заказаны сходу двум конструкторам. Параллельно с «изделием» от Каваллини по такому же техническому заданию создавал собственный проект и Бернардис.

Конечно, однокорпусный, но с внешними цистернами.

К ним скоро, фактически сразу после вступления в строй прибавились всё те же наделки-були, потому, что при размерах «и» разных авторах заболевание итальянских лодок первых генераций имела всё те же симптомы: через чур малая поперечная остойчивость. Не страно: пулемёты и тяжёлое орудие, достаточно объёмная и высокая надстройка, острые обводы предназначенные с целью достижения высокой скорости тому очень содействовали.

Кстати, единицам типа «Пизани» удалось-таки достигнуть проектных 17 узлов при перемещении на поверхности, но, как и у лодок от «Този», она упала на те же два узла по окончании установки булей. В целом же более «добропорядочные» обводы корпусов лодок Бернардиса в совокупности с увеличенным запасом горючего сделали собственное дело. При тех же механизмах дальность надводного хода увеличилась более чем на треть (до 5000 миль), а подводного ещё более существенно (на 50%).

Однако, военная будущее всех четырёх единиц типа «пизани» была мало увлекательной: их посчитали «через чур медленными и ветхими» для модернизации и использования и послали на прикол в апреле 1942 года. Это ещё раз говорит о крайней относительности «цифирных» черт субмарин: подобные «мамели» были никак не моложе и до установки новых дизелей имели такую же скорость при куда меньшей дальности. Но их оставили в строю, а «пизани» уволили.

Действительно, работа некоторых длилась, но уже на малопочётных ролях: «Баусан» перевоплотили в плавучую топливную цистерну, а «Дженейс» применяли в классической для «отставников» роли станции для зарядки аккумуляторная батарей более молодых «родственниц». Остальные на разделку.

А Бернардис продолжил усовершенствовать собственный проект, представив во второй половине 20-ых годов XX века новый вариант «пизани», по которому год спустя заложили ещё четыре единицы.

Рост водоизмещения до 925 т в надводном положении отправился на дальности запаса и увеличение топлива. Пара усилилось и оружие, за счёт добавления пары торпедных аппаратов в корме.

В остальном «Братья Бандьера» («Фрателли Бандьера»), так в честь сыновей австрийского адмирала итальянского происхождения Франческо, Эмилио и Аттилио Бандьера, назвали головную субмарину. (Эти патриоты Италии в первой половине 40-ых годов девятнадцатого века убегали из австрийского флота, примкнули к неудачному восстанию на Апеннинах и были казнены в том же году). Новые лодки мало чем отличались от предшественниц, к тому же, переняли их «болезни», в первую очередь, недостаточную остойчивость.

Было нужно и к ним применить уже испытанное «лекарство» -установку бул

Индюки — старт весеннего марафона // Наращиваем поголовье индюков

Статьи, которые будут Вам интересны: