Су-27м (су-35)

В середине 1980-х годов в ОКБ Сухого начались работы по созданию модифицированной версии истребителя Су-27, оснащенной новыми радиолокационной станцией и двигателями. Машина, потом взявшая обозначение Су-35, поднялась в воздух во второй половине 80-ых годов двадцатого века. Статья посвящена истории создания этого летательного аппарата

Су-27м (су-35)
Источник: http://www.airforce.ru

Финиш 1970-х – начало 1980-х годов стали временем начала опробований в Советском Альянсе истребителей четвертого поколения. Одним из них был тяжелый истребитель, созданный в ОКБ Сухого, взявший обозначение Су-27. Данный самолет сочетал в себе хорошие маневренные характеристики вкупе с широкими истребительными возможностями.

Этот летательный аппарат создавался как чистый истребитель завоевания господства в воздухе, не имея возможности для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям.

Но уже к середине 1980-х годов видение самолета будущего изменилось. Большая часть истребителей в те времена изначально создавались как многофункциональные, с возможностью применения широчайшей номенклатуры снарядов. Помимо этого, в тот момент в СССР появились сведенья, добытая разведкой за океаном: в Соединенных Штатах создаются новые ракеты и радиолокационные станции, благодаря которым американские ВВС смогут захватить лидерство в гонке истребителей.

Все вышеперечисленное вызвало начало в первой половине 80-ых годов XX века работ по созданию модернизированного варианта Су-27, что взял проектное обозначение Т-10М.

Задача у конструкторов самолета была не из легких. Им предстояло создать машину, которая бы как следует превосходила созданный ими же хороший «двадцать седьмой». Прежде всего было решено поставить на новый Т-10М радиолокационную станцию Н011. Эта РЛС снабжала захват и обнаружение цели на громадных расстояниях, имела возможность в один момент вести слежение за многими объектами. На новом истребителе имелась и радиолокационная станция, снабжающая обзор задней полусферы.

Эти новшества обеспечили возможность применения оружия с Т-10М не только по воздушным, но и по наземным целям. Отличием от базисного Су-27 была установка и нового оборудования, в частности совокупностей радиоэлектронной прицельных комплексов и борьбы.

Су-35, б/н 703, с подвесным ударным оружием
Источник: http://crimso.msk.ru

Новый истребитель отличался от «двадцать седьмого» и визуально. В его конструкции было применено переднее горизонтальное оперение, за счет установки более совершенного радара изменилась конструкция носовой части. Стала второй форма вертикального оперения летательного аппарата, увеличились количества внутренних топливных баков. В кабине пилота кроме этого были совершены работы, установлены дисплеи вместо аналоговых устройств.

Т-10М взял штангу дозаправки горючим в полете, дополнительные точки подвески оружия. Без шуток была расширена номенклатура снарядов, крылатая машина взяла возможность применения новейших точных бомб и ракет. На новом «двадцать седьмом» были установлены модернизированные двигатели АЛ-31Ф с увеличенной тягой.

Су-35, б/н 708, участник программы опробований двигателей для ПАК ФА
Источник: http://paralay.iboards.ru

Работы над Т-10М велись стремительными темпами, и уже во второй половине 80-ых годов XX века началось строительство первого летного экземпляра. Самолет к тому времени взял обозначение Су-27М. Летом 1988 года данный летательный аппарат в первый раз поднялся в небо.

На протяжении опробований проводились отдельные доработки, но в целом машина подтвердила заложенные конструкторами чёрта. Уже во второй половине 80-ых годов XX века началось строительство первых серийных Су-27М. Не обращая внимания на тяжелую обстановку с финансированием, работы по самолету длились, и в первой половине 90-ых годов двадцатого века серийный экземпляр совершил первый полет. В том же году самолету присвоили обозначение Су-35 (не следует путать его с новым самолетом Су-35С, созданным в конце 2000-х годов).

Крылатая машина была представлена на выставках в Фарнборо и Жуковском, где Су-35 показал так виртуозную программу пилотажа, что сорвал овации зрителей и произвел сильнейшее впечатление на специалистов.

Всего было выстроено чуть более десяти аналогичных автомобилей. Не обращая внимания на высокие чертей Су-35, ОКБ Сухого не взяло заказов на него как в стране, так и среди зарубежных клиентов. Один из самолетов приобрел новые двигатели с управляемым вектором тяги и начал называться Су-37. Но и он не поступил на вооружение, а в будущем был потерян на протяжении испытательного полета. Программа Су-35 была закрыта, а в начале 2000-х пара самолетов были переданы группе «Русские витязи».

Они не употребляются в пилотажных программах, доживая собственный век на аэропорте в Кубинке.

Не обращая внимания на то, что Су-35 так и не поступил на вооружение русском армии, наработки, полученные на протяжении создания и проектирования этого истребителя, понадобились на протяжении работ над экспортными Су-30МК и новой версией Су-35 (Т-10БМ). Два самолета Су-35 до сих пор употребляются для опробования двигателей по программе ПАК ФА, приближая время, в то время, когда новый истребитель пятого поколения поступит на вооружение ВВС России.

Су-37, вариант Су-35 с двигателями с управляемым вектором тяги
Источник: http://www.discovery.nemiga.info

Источники, употреблявшиеся в написании статьи:

  1. Авиационная энциклопедия «Уголок неба», www.airwar.ru;

  2. Энциклопедия современной военной авиации, М., издательство АСТ, 2001.

Су-35 в DCS World либо немыслимый пилотаж на Су-27?

Статьи, которые будут Вам интересны: