Суперэсминцы «большого флота»

Суперэсминцы «большого флота»

Рвение создать «суперкорабль», более сильный, чем любой возможный противник его класса, в различное время было характерно кораблестроителям и конструкторам различных государств. Но тут имеется собственная закономерность: чем не сильный промышленность и экономика страны, тем это рвение активнее; для развитых государств оно, напротив, менее характерно.

Так, в межвоенный период английское Адмиралтейство предпочитало строить очень скромные по боевым возможностям суда, но в массовом количестве, что в итоге разрешало иметь прекрасно сбалансированный флот. Япония же, наоборот, стремилась создавать суда, лично более сильные, чем британские и американские. Так она рассчитывала компенсировать отличие в развитии экономики со собственными будущими соперниками.

В этом отношении особенное место занимает кораблестроительная политика тогдашнего СССР. Тут по окончании правительства и решения партии строить «Громадный флот» навязчивая мысль «сверхкораблей» практически была доведена до вздора. С одной стороны, Сталин, вдохновленный удачами авиационной индустрии и танкостроения, посчитал, что столь же скоро удастся урегулировать все вопросы и в кораблестроительных отраслях.

С другой, воздух в обществе была такова, что проект любого корабля, предлагаемого индустрией и не превосходящего по своим возможностям зарубежных собратьев, легко имели возможность посчитать «вредительским». Со всеми вытекающими из этого последствиями. У кораблестроителей и конструкторов просто не оставалось выбора: им приходилось проектировать «самые замечательные» и «самые стремительные» суда, обычно вопреки здравому смыслу.

На практике это выливалось в следующее: суда с вооружением и размерами линейных кораблей стали именовать тяжелыми крейсерами (но самыми сильными в мире!), тяжелые крейсера — легкими, а последние — фаворитами эсминцев. В таковой подмене одних классов вторыми имелся бы суть, если бы отечественные фабрики имели возможность строить крейсера в том количестве, в каком другие государства строили эсминцы.

Но потому, что это было, мягко говоря, не так, то шедшие наверх рапорты о выдающихся удачах проектировщиков довольно часто смотрелись очевидным очковтирательством.

Уже на протяжении затянувшейся постройки фаворитов типа «Ленинград» стало ясно, что на фоне последних мировых достижений эти суда никакие не фавориты, а в полной мере обыкновенные эсминцы. Очевидно, такое положение дел не устраивало военно-политическое управление страны.

Исходя из этого создание суперэсминцев в середине 30-х годов стало одной из приоритетных задач советского кораблестроения.

В первой половине 30-ых годов XX века начальник особого конструкторского бюро ЦКБС-1 В.Л.Бжезинский внес предложение инициативный проект эсминца, владевшего неповторимыми чертями.

При стандартном водоизмещении всего в 1437 тысячь киллограм он должен был развивать скорость 42 узла и нести оружие из шести 130-мм орудий в трех башнях и двух четырехтрубных торпедных аппаратов (другими словами он был замечательнее, чем фаворит «Ленинград»). Достигнуть таких параметров предполагалось за счет внедрения замечательной, но легкой энергетической установки с прямоточными паровыми котлами совокупности Л.К.Рамзина, и широкого применения электросварки, дававшей солидный выигрыш в весе если сравнивать с классической клепкой.

Корабль, взявший имя «Серго Орджоникидзе», строился на ленинградском заводе имени А.А.Жданова ударными темпами: заложив в июне 1935 года, его уже через пять месяцев спустили на воду. Так, был установлен рекорд скорости постройки благодаря в первый раз примененной секционной сборке корпуса. Но после этого дело застопорилось: сказывалось множество нерешенных неприятностей, преодолеть каковые посредством одного только энтузиазма не получалось.

Необходимо заметить, что заказ на «Серго Орджоникидзе» был редким для отечественного судостроения случаем, в то время, когда эсминец изначально создавался как экспериментальный корабль для отработки множества заложенных в его конструкцию новшеств. Планировалось, что по окончании завершения опробований (намеченных, кстати, уже на конец 1936 года) он станет прототипом серии эскадренных миноносцев нового поколения, каковые придут на смену «семеркам».

Но рискованность последовательности конструкторских ответов, неподготовленность технологической базы и многие другие обстоятельства стали причиной тому, что возлагавшиеся на проект надежды не оправдались. Сварные конструкции взяли большие деформации, прямоточные котлы были через чур капризными, а совокупность их автоматической регулировки — неработоспособной. Наиспытания эсминец вышел лишь в первой половине 40-ых годов двадцатого века уже под новым, более скромным именем «Умелый».

Из-за неготовности штатного оружия он взял трехтрубные торпедные аппараты вместо четырехтрубных и три одиночные палубные 130-мм артустановки вместо для того чтобы же числа двухорудийных башен. Но и с облегченным оружием эсминец развил на мерной миле лишь 35 узлов, причем только при ручном управлении котлами (котельная автоматика так же, как и прежде трудиться отказывалась).

Опробования затянулись до самого начала ВОВ, в то время, когда их было нужно прервать, а корабль условно ввести в состав флота. Действительно, в море он не выходил и принимал участие только в артиллерийской помощи армий с огневых позиций в городской черте. В июне 1945 года «Умелый» снова возвратился на верфь для доводки механизмов, но к этим работам так и не приступили.

Около десяти лет несостоявшийся суперэсминец совершил на заводе имени А.А.Жданова, только иногда отваливается от причала для принятие участия в морских парадах на Неве. В середине 50-х годов его сдали на слом.

265. Фаворит эсминцев «Ташкент» (проект 20). СССР, 1939 г.

Строился на заводе «Одеро-Терни-Орландо» в Ливорно, Италия.

Водоизмещение стандартное 2836 т, полное 4175 т. Протяженность громаднейшая 139,7 м, ширина 13,7 м, осадка 4 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 130 000 л.с., скорость 43,5 узла. Оружие (на 1941 г.): шесть 130-мм орудий, шесть 37-мм зенитных автоматов, шесть 12,7-мм пулеметов, три трехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

266. Фаворит эсминцев «Киев» (проект 48), СССР, проект.

Строился на заводе имени А.Марти в Николаеве.

Водоизмещение стандартное 2350 т, полное 3045 т. Протяженность громаднейшая 125,1 м, ширина 11,7 м, осадка 4,2 м. Мощность трехвальиой паротурбинной установки 90 000 л.с., скорость 44 узла. Оружие: шесть 130-мм орудий, две 76-мм зенитные пушки, восемь 12,7-мм пулеметов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего во второй половине 30-ых годов двадцатого века заложили два корабля: «Ереван» и «Киев»; оба остались недостроенными.

267.

Эскадренный миноносец «Огневой» (проект 30), СССР, 1945 г.

Строился на заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Водоизмещение стандартное 2016 т, полное 2767 т. Протяженность громаднейшая 115,5 м, ширина 11 м, осадка 4,5 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 54 000 л.с. (проектная), скорость 37 узлов.

Оружие: четыре 130-мм орудия, две 76-мм зенитные лушки и шесть 37-мм зенитных автоматов, четыре 12,7-мм пулемета, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1939—1941 годах заложено 30 единиц, из них достроено 11, а также 10 — в 1947—1950 годах по проекту 30-К.

268. Эскадренный миноносец проекта 35, СССР, проект.

Водоизмещение стандартное 2650 т, полное 3350 т. Протяженность громаднейшая 125 м, ширина 12,5 м, осадка 4,2 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 84 250 л.с., скорость 40 узлов.

Оружие: шесть 130-мм орудий, четыре 37-мм зенитных автомата, двенадцать 12,7-мм пулеметов, три трехтурбинных 53-мм торпедных аппарата.

Предвидя трудности на пути создания суперэсминца сомостоятельно, советское правительство параллельно искало возможность заказа для того чтобы корабля за рубежом. Из потенциальных подрядчиков самые выгодные условия внесла предложение итальянская компания «Одеро-Терни-Орландо».

В сентябре 1935 года с нею заключили сделку на строительство и проектирование фаворита эсминцев с выдающимися для собственного времени чертями. В частности, на опробованиях он должен был держать скорость не меньше 42,5 узла в течение 60 часов!

Итальянцы решили опробовать на этом заказе последовательность нетрадиционных конструктивных ответов, разумно полагая, что оптимальнее это делать за чужой счет.

При успехе польза была обоюдной: СССР приобретал передовой в техническом отношении корабль, а компания получала полезный опыт, что после этого возможно было применять при постройке судов для собственного флота.

Строительство фаворита, взявшего имя «Ташкент», велось очень скоро. Заложенный в январе 1937-го, он сошел на воду уже в конце того же года. По окончании успешных опробований, на которых корабль развил громаднейшую скорость 43,53 узла, советская сторона подписала приемный акт.

В апреле 1939 года итальянская команда привела фаворит в Одессу, где его приняли советские моряки. Оружие предстояло установить уже в СССР, но двухорудийные 130-мм башни Б-2ЛМ к тому времени, увы, не готовься , и на «Ташкенте», как и на «Умелом», временно установили три одиночные 130-мм пушки Б-13. Штатное оружие фаворит взял лишь в первой половине 40-ых годов двадцатого века, практически незадолго до войны.

Тогда же на нем усилили и средства ПВО, заменив малоэффективные 45-мм пушки 37-мм автоматами.

«Ташкент» (проект 20) в собственном классе по праву считается одним из лучших образцов армейского кораблестроения 30-х годов. Кроме замечательного оружия он имел рациональную конструкцию корпуса, успешную компоновку внутренних помещений, эргономичную ходовую рубку и закрытый штормовой коридор, разрешавший личному составу достигнуть всех боевых постов, не выходя на верхнюю палубу.

Корабль владел хорошими ходовыми качествами, а уникальное размещение топливных цистерн снабжало ему дальность плавания 20-узловым ходом в 5030 миль (для сравнения: у фаворита «Ленинград» при в два раза меньшей мощности турбин дальность плавания составляла всего 2100 миль).

По чертежам «Ташкента» планировалось выстроить три корабля в СССР, но от этого было нужно отказаться: применить итальянскую разработку на отечественных фабриках выяснилось нереально.

К тому же кое-какие отечественные военно-морские эксперты о проекте фаворита отзывались критически. В частности, глава главного штаба ВМФ Л.А.Галлер думал, что «Ташкент» для его размеров имеет через чур не сильный (?!) оружие. В качестве альтернативы для серийной постройки был предложен проект 48 («Киев»), созданный корабелами города Николаева.

Данный фаворит по размерам приблизительно соответствовал «Ленинграду», но нес оружие кроме того более замечательное, чем «Ташкент», а большая скорость оценивалась в 44 узла! Действительно, его характеристики смотрелись красивыми только на бумаге, и имеется все основания считать, что будь корабль выстроен, они были бы куда скромнее…

Но амбициозный проект «Киева» меркнет перед так называемым «бронированным фаворитом», разработка которого началась во второй половине 30-ых годов двадцатого века.

Данный корабль (проект 47) водоизмещением в 6000 т должен был иметь 70-мм наклонный броневой пояс и нести оружие из шести 152-мм либо десяти 130-мм орудий! Другими словами он воображал собой обычный легкий крейсер и именовался фаворитом только в силу обстоятельств, о которых упомянуто выше.

Но, усиление вооружения и рост размеров были свойственны не только для фаворитов, но и для рядовых эсминцев «Громадного флота».

По окончании того, как проект 7 был заявлен «вредительским» (см. «Моделист-конструктор» №10 за 2001 г.), в ленинградском КБ завода имени А.А.Жданова был создан эсминец проекта 30. По компоновке новый корабль повторял «семерку-У», но 130-мм артиллерия сейчас размещалась в двухорудийных башнях, а торпедные аппараты стали пятитрубными.

Действительно, зенитное оружие по проекту состояло только из одной спаренной 76-мм артустановки и восьми крупнокалиберных пулеметов в четырех башенках — другими словами оно было кроме того не сильный, чем у раскритикованных «семерок». Любопытно, что помощник наркома ВМФ адмирал И.С.Исаков по окончании визита в Соединенных Штатах настаивал, ссылаясь на американский опыт, на оснащении эсминцев универсальными башнями главного калибра.

Но первые прикидки продемонстрировали, что вес универсальной спаренной 130-мм башенной установки потянет на 50 т. Эту величину посчитали чрезмерной и предстоящие работы в этом направлении приостановили. Классическое рвение отечественных конструкторов создавать боевые суда как возможно меньшего водоизмещения сослужило, как неизменно, нехорошую работу.

Коммунистический флот потерял шанс принять на вооружение универсальную артиллерию одним из первых и дорого заплатил за это, поскольку в годы войны авиация стала главным соперником отечественных эсминцев, и бороться с нею отечественным морякам было очень сложно.

269. Эскадренный миноносец «Умелый» (проект 45), СССР, 1941 г.

Строился на заводе имени А.А.Жданова в Ленинграде.

Водоизмещение стандартное 1570 т, полное 2010 т. Протяженность громаднейшая 113,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,2 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 40 000 л.с., скорость 35 узлов. Оружие: три 130-мм орудия, пять 45-мм зенитных пушек, два 12,7-мм пулемета, два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

В целом эсминец проекта 30 смотрелся очень консервативно.

Его корпус был клепаным (сварка использовалась весьма ограниченно), вместо принятого за границей наддува воздуха прямо в котлы использовалось старомодное «дутье в котельные отделения». Важные нарекания вызывали плохая мореходность и недостаточная автономность. Исходя из этого в первой половине 40-ых годов двадцатого века приступили к разработке нового «серийного» эсминца проекта 35.

За счет разумного повышения водоизмещения «тридцать пятый» взял вооружение и сбалансированные характеристики, подобное установленному на «Ташкенте». Да и по большому счету, итальянский фаворит сильно повлиял на конструкцию «тридцать пятого» — об этом очевидно свидетельствуют и его неспециализированная архитектура, и круглая в плане носовая надстройка, и тот же штормовой коридор, и размещение торпедных аппаратов… Серьёзным новшеством стало ответ заменить 130-мм башни Б-2ЛМ универсальными Б-2У.

Пожалуй, эсминец 35-го проекта в собственном классе стал лучшей разработкой советских конструкторов, но остался только на бумаге.

Незадолго до войны стало ясно, что программу создания «Громадного флота» выполнить не удастся. Правительству было нужно свернуть перспективные конструкторские работы и сосредоточить упрочнения на достройке уже заложенных судов.

Так, было нужно отказаться от эсминцев проекта 35, фаворитов проекта 47, а серию судов типа «Киев» сократить двумя единицами, да да и то только вследствие того что для них уже начали изготавливать механизмы. Но и это не помогло: ни один из советских суперэсминцев не был достроен ни до начала Великой Отечественной, ни до ее окончания. Практически единственным кораблем этого семейства, сражавшимся с неприятелем, был фаворит «Ташкент».

Он продемонстрировал себя с наилучшей стороны, но, к сожалению, в июле 1942 года погиб в Новороссийске под бомбами германских самолетов. По окончании войны его подняли, но восстановление признали нецелесообразным. Тогда же отказались и от достройки фаворитов «Ереван» и «Киев», отбуксированных в первой половине 40-ых годов двадцатого века из Николаева на Кавказ.

Головной эсминец проекта 30 «Огневой» вступил в строй лишь в мае 1945 года, причем с трехтрубными торпедными аппаратами, поскольку «двухъярусные» пятитрубные так и не были созданы.

Еще десять судов достроили в 1947—1950 годах по «корректированному» проекту 30-К (с усиленным зенитным и радиолокационным оружием). Так, из тридцати заложенных перед войной эсминцев этого проекта в строй вошли лишь одиннадцать. По послевоенным стандартам они смотрелись уже безнадежно устаревшими, и потому их активная работа была весьма непродолжительной.

С. БАЛАКИН

Из-за чего в War Thunder не нужен громадный флот

Статьи, которые будут Вам интересны: