Танк «меркава» армии израиля

Танк «меркава» армии израиля

СОЗДАНИЕ ТАНКА МЕRKAVА Мк.1. В собственную первую войну, начавшуюся в декабре 1947 г., Израиль, ещё до провозглашения его как страны вступил не имея какой-либо военной техники. Только к окончанию военных действий в марте 1949-го два воина из английского 3-го гусарского полка, пребывавшего тогда под Хайфой, пригнали в Тель-Авив два танка «Кромвель».

Обстоятельство, по которой они это сделали, до сих пор малоизвестна, не смотря на то, что сами израильтяне именуют этих людей легко «сочувствующими».

После этого из запасных частей, обнаруженных оставшихся от британцев складах, собрали три танка «Шерман», таких, что были выпущены ещё в 1939 г. Летом 1948-го удалось закупить во Франции 10 лёгких ганков «Гочкис», пара полугусеничных и колёсных бронемашин. Все они были объединены в 8-ю бронетанковую бригаду под руководством ветерана Второй мировой Ицхака Садеха.

В неё входили два батальона: 82-й танковый и 89-й механизированный — с джипами, кстати, под управлением Моше Даяна, будущего военного министра Израиля. 82-й батальон складывался из двух рот. Одна именовалась «британской»: в ней помогали эмигранты из западноевропейских государств и танкисты, убегавшие из британских армий. Вторая рота — «русская» складывалась из бывших бойцов Красной Армии. Таким было начало создания бронетанковых армий армии Израиля.

К собственной следующей войне — Синайской кампании осени 1956 г. — израильская армия имела уже практически 200 американских «шерманов», закупленных по большей части во Франции, и 100 лёгких французских танков АМХ-13. Они были объединены в регулярную 7-ю танковую бригаду (тбр), вооружённую «шерманами», и в резервные тбр: 27-ю, складывающуюся из трёх дивизионов «шерманов» и дивизиона АМХ-13, 37-ю — из одного батальона «шерманов» и дивизиона АМХ-13.

Своим успехом в данной войне израильтяне, они утвержают, что обязаны в первую очередь этим подразделениям, «действовавшим в хорошем духе танковой атаки».

На протяжении Синайской кампании армия обогатилась трофеями британской, американской и советской военной техники, в числе которых были 27 автомобилей Т-34 и 46 — «шерманов» различных модификаций.

К очередной войне — Шестидневной июньской 1967 г. — Израиль приобрёл у британцев 250 танков «Центурион» Мк.III и Mk.V, у американцев — 200 «Паттон» М48.

200 единиц «шерманов» переоснастили французскими 105-мм орудиями. Самоходными 105-мм гаубицами Priest М7 («Прист») вооружили два новых артиллерийских батальона.

Танк «Меркава» Мк.1.

Сейчас главная военный танковая бригада по штатному расписанию имела два батальона — по 50 танков в каждом, один батальон мотопехоты на полугусеничных транспортёрах, артиллерийскую и разведывательную роты. Тбр входила в состав дивизии, соотношение бригад в которой имело возможность изменяться.

Так, к примеру, в дивизии Северного руководства под началом генерала Пеледа, действовавшей на протяжении войны на Западном берегу реки Иордан, была тбр полковника Рэма, в которой пребывали батальон с «центурионами» и батальон с АМХ-13, тбр полковника Бар-Кохва — с тремя батальонами «шерман», пехотной бригадой и батальоном мотопехоты. Дивизия генерала Йоффе Южного руководства на Синайском направлении складывалась из танковых бригад полковника Шадни и полковника Села с двумя батальонами «центурионов» в каждой.

Всего в тогдашних Силах обороны Израиля числились девять бронетанковых бригад.

Разбирая действия армий в Шестидневной войне и танковых подразделений, например, израильское военное управление решило совершить важные перемены. Танки АМХ-13 были удалены из частей как негодные к ведению военных действий. «Паттоны» М48 и «центурионы» перевооружили британскими 105-мм орудиями L7, что разрешило унифицировать снаряды.

Помимо этого, на танках установили дизельные двигатели «Континентал» — унифицировали и горючее.

В 1970 г. стали приходить закупленные в Соединенных Штатах танки М60А1 «Паттон» IV, и самоходные орудия М107 и М109, бронетранспортёры М113. Поставили в строй и захваченные в войну Т-54 и Т-55, БТР-40, БТР-52, БТР-152, ПТ-76.

Словом, израильтянам пришлась в самый раз вся та военная техника, что когда-то ушла на перевооружение египетской армии.

В следующих войнах — так называемой «Войне на истощение» (март 1969 — 7 августа 1970 г.), а после этого Октябрьской войне, либо «Войне в сутки Искупления» (6 — 25 октября 1973 г.) — уже действовали 6 танковых дивизий в составе 16 танковых бригад.

Боевые действия отличались большим числом участвовавшей в них военной техники.

На полях битвы разворачивались хорошие крупномасштабные танковые сражения. Так, сирийцы 6 октября 1973 г. начали наступление на Голанские высоты, имея в передовом отряде 1-ю, 3-ю танковые дивизии, пара отдельных танковых бригад — всего более 1250 автомобилей. В Синайских битвах 14 октября со стороны египетской армии выступили 5 колонн численностью до 1000 танков.

На этом месте фронта 252-я танковая дивизия израильтян, участвуя в атаке 7 октября, утратила 200 танков из 300, имевшихся в её составе, — навстречу ей из глубины выдвинулись 800 танков египтян.

Египет, Ирак и Сирия утратили тогда более 1300 автомобилей, утраты израильской армии кроме этого были большие — около 850 единиц.

На протяжении этих войн израильское военное руководство накопило большой опыт применения военной техники в военных действиях.

По создавшемуся точке зрения, имевшиеся на вооружении армии Израиля «шерманы», «центурионы», АМХ-13 к концу 1960-х гг. безнадёжно устарели и не могли уже отвечать предъявляемым к ним требованиям как главному виду наступательного оружия

Одвременно с этим взоры танкостроителей ведущих государств на тактику применения военной техники на поле боя разошлись. Британцы вычисляли привилегией танков броневую защищённость и огневую мощь, воплотив данный принцип в собственный «Чифтен».

Французские и германские конструкторы предпочли подвижность АМХ-30 и «Леопарда» соответственно. Израильтяне, применяя собственный опыт участия танков в военных действиях, посчитали главенствующей необходимость передвижения автомобилей под огнём соперника, другими словами броневую защиту — толщину брони. В те годы оружие в Израиль поставляла по большей части Франция.

Исходя из этого была настоящая возможность закупить новый французский АМХ-30, причём изготовление корпуса предполагалось организовать у себя в стране, а башню привозить из Франции.

Но израильских военных не удовлетворила, исходя из их концепции, как раз «башни» и брони небольшая толщина корпуса — всего 80 мм, в то время, когда у более раннего британского «Центуриона» она составляла 120 мм и 152 мм соответственно.

Исходя из этого в 1966 г., отказавшись от французского танка, израильтяне решили закупить в Англии танки «Чифтен» с возможностью реализации в последующем собственного их производства. В 1967 г. два примера прибыли в Израиль с целью проведения всесторонних опробований.

«Чифтен» был принят на вооружение британской армии в 1963 г. Он имел 120-мм лобовую броню, толщину борта — 51 мм, башни — 150 мм, вооружался 120-мм нарезной пушкой.

Не смотря на то, что на нём стоял 700-сильный дизельный двигатель, скорость он развивал не весьма высокую — всего 40 км/ч. Но это в полной мере устраивало израильтян — при таковой броне и огневой результаты и мощи опробований кроме этого подтвердили надёжность танка. Помимо этого, опыт военных действий танковых подразделений в Шестидневной войне продемонстрировал преимущество бронированных «центурионов» над подвижными, но слабо защищёнными АМХ.

В 1969 г, в то время, когда условия поставки «чифтенов» были подписаны, правительство Великобитании внезапно решило приостановить поставки какого-либо оружия в Израиль. Было нужно военному руководству дать согласие на закупку американских новых М60 и более ранних М48.

В начале 1970 г. управление страны решило начать разработку собственного главного боевого танка.

6 мая того же года командующим бронетанковыми армиями генералом И. Талем была представлена программа осуществления проекта «Меркава», утверждённая 20 августа 1970 г.

ТАНК «МЕРКАВА» Мк.1:

1 — нарезной ствол 105-мм пушки М68;

2 — теплоизоляционный кожух ствола пушки;

3 — накладной броневой модуль башни;

4 — 7,62-мм пулемёт FN MAG;

5 — кормовая корзина;

6 — кормовой отсек аккумуляторных батарей;

7 — направляющее колесо;

8 — опорный каток;

9 — бортовой экран;

10 — ведущее колесо;

11 — буксирный крюк;

12 — люк МТО;

13 — прибор наблюдения начальника;

14 — крышка люка начальника;

15 — крышка люка заряжающего;

16 — крышка люка механика-водителя;

17 — прибор наблюдения механика-водителя;

18 — правые бортовые фары, осветительные и инфракрасные;

19 — левые фары, осветительные и инфракрасные, в надгусеничной нише;

20 — передний грязевой щиток;

21 — нижний лобовой лист;

22 — гусеничная лента.

Главным тактико-техническим требованием, предъявленным к будущему танку, выяснилось осуществление большой защиты экипажа Предусматривалась кроме того вероятная смерть танка, но экипаж должен был и в этом случае остаться в живых. Накопленный в ближневосточных конфликтах опыт применения танков продемонстрировал, что наибольшее число попаданий приходится на лобовую часть башни.

Следовательно, чтобы не было поражения танкистов нужно было её лобовую проекцию свести к минимуму, а саму башню «убрать» вероятно глубже в корпус; двигатель и трансмиссию — разместить в передней части автомобили, что обеспечило защиту, а броневые страницы из композитной стали «чобхем» — установить более наклонно.

Учтя , что израильские танки практически в любое время оказывались в меньшинстве на поле боя, армейские выдвинули кроме этого требование «первыми открывать пламя на поражение», соответственно, иметь высокую поражающую свойство оружия.

Исходя из этого решили поставить прекрасно зарекомендовавшую себя британскую 105-мм пушку М68. Ещё одно их требование — выделить особенное внимание работы экипажа, резонно посчитав, что «танк — дом танкистов». Генерал Таль кроме того внес предложение размещать в машине два экипажа, дескать, одни воют, другие — отдыхают.

Разработка танка «Меркава» велась стремительными темпами. В случае если опробования двух прототипов начались в декабре 1974 г., то подготовка к заводскому выпуску уже шла в 1976-м. Военное руководство так было не сомневается в создании «хорошего» танка, что решило о серийном производстве, кроме того не дождавшись результатов опробований опытных образцов Весной 1977 г. было заявлено о выпуске 40 единиц первой предсерийной партии.

Затраты на создание танка «Меркава» составили 65 млн. долларов.

Официальное принятие на вооружение танков «Меркава» Мк.1 произошло 29 октября 1979 г. Первые из них прибыли в 7-ю бронетанковую бригаду Израильской армии (АОИ). В середине 1982 г. новые автомобили взяла 21-я бронетанковая бригада, и учебные части — бригада школы начальников танков и офицеров-танкистов и бригада школы танкистов.

Производство началось на танковом заводе израильской военно-промышленной корпорации Israel Military Industries (IMI) в Тель-Ха-Шомере.

В изготовлении автомобилей приняло участие около 200 организаций. 30% комплектующих изделий доставлялось из-за предела (а также трансмиссии и двигатели — из америки), 70% — личные.

В 1980 г. темп производства танков составлял 7 — 10 единиц в месяц.

К войне 1982 г. в армиях уже пребывало 200 «меркав».

Танки «Меркава» Мк.1 производились с 1979 по 1983 г. Всего было произведено 250 этих боевых автомобилей (по другим сведеньям — 330).

За «Меркавой» первой модели выпускались модификации Мк.2 — с сентября 1983 г., после этого — Мк.З, Мк.4.

По сообщениям СМИ, к 2006 г. на вооружении АОИ пребывало 1300 таких автомобилей различных модификаций (по другим сведеньям — 1400).

Танк MERKAVA Мк.1

В следствии реализации танковой теории израильская армия взяла тяжёлую машину с замечательной броневой защитой, в особенности в передней её части, и просторным боевым отделением в корме.

В связи с тем что моторно-трансмиссионное отделение (МТО) находится в первых рядах, башня для установления баланса танка очень сильно перемещена назад и ствол орудия только незначительно ратует за передний обрез автомобили, облегчая перемещение по пересечённой местности.

Корпус «Меркавы» — сварной, с громадными углами наклона броневых страниц и применением разнесённого многослойного бронирования. Пространство между двумя страницами — верхним и нижним — занято дизельным горючим.

Это ещё один «предел» защиты экипажа. Передний верхний лист над МТО пара немного поднят, защищая стык между башней и корпусом от страшных попаданий снарядов, в большинстве случаев заклинивающих при таких условиях башню. В нём имеется люк с откидными створками — для доступа к двигателю.

Броня корпуса композитная — типа британской «чобхем» — является набором из нескольких керамики и слоёв стали.

Башня танка — клинообразной спереди формы, литая. Складывается из двух разнесённых друг от друга на 76 мм слоёв металлической брони (толщиной кроме этого по 76 мм) со сварными подробностями-вкладками — дополнительными защитными элементами. По собственному количеству башня меньше, чем у главных танков других государств.

Она более «углублена» в корпус, за счёт чего и места экипажа расположены ниже — танкисты исходя из этого имеют больший простор и громадную свободу действий. Лобовая проекция башни — всего 1 м2. Крыша башни — ровная без выступающих подробностей, не считая колпаков и турелей пулемётов смотровых устройств.

Ниша в корме башни снабжена корзиной, сваренной из железных труб, служащей для размещения личного и штатного имущества.

Танк «Меркава» в патрулировании в районе Голанских высот. Июль 1981 г.

Моторно-трансмиссионное отделение в передней части размещено ближе к правому борту танка. Перед двигателем имеется броневая перегородка, установленная поперёк корпуса — между ней и лобовыми страницами находятся топливные баки. Такая же бронеперегородка отделяет и боевое отделение.

Это ещё одна защита экипажа при попадании снарядов в переднюю полусферу корпуса.

На танке установлен 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель воздушного охлаждения AVDS-1790-6A с турбонаддувом производства General Dynamics Land Systems (США) — тот же, что ставился на американские М60, но форсированный до 900 л.с. Трансмиссия, гидромеханическая с гидрообъёмным механизмом поворота, кроме этого американская — компании Allison CD-850- 6BX, но модернизированная израильскими конструкторами.

Воздухозаборники совокупности охлаждения двигателя размещены в надгусеничных нишах в первых рядах по бортам и закрыты прямоугольными решётками. Выходной патрубок данной выхлопной двигателя и — системы выведены рядом на правом борту над вторым опорным катком. Эксперты отмечают такое их обоюдное размещение как недочёт: смешанный поток достаточно тёплых газов значительно снижает маскировку автомобили от устройств обнаружения, действующих в ИК диапазоне.

Ходовая часть «Меркавы» имеет свободную пружинную подвеску типа Кристи. По каждому борту установлены шесть обрезиненных опорных катков диаметром 790 мм и четыре поддерживающих ролика. Катки имеют громадной динамический движение, что снабжает плавность при передвижении по пересечённой местности. Ведущие колёса расположены спереди. На узлах подвески — двух передних и двух задних — имеются гидравлические амортизаторы.

Любой узел монтируется к корпусу на болтовых соединениях, что снабжает при выхода из строя стремительную их смену.

Цельнометаллические гусеницы имеют механизм натяжения, находящийся в корме и объединённый с направляющим колесом. Гусеницы — с открытыми шарнирами, протяженность каждой — 4520 мм, ширина траков — 640 мм, количество их в гусенице— 110.

Ходовая часть танка разрабатывалась при участии британских экспертов на базе использованной на танке «Центурион».

По бортам танка крепятся защитные трёхсекционные броневые экраны, снабжающие защиту от фланговых попаданий снарядов; для доступа к подвеске они смогут сдвигаться в стороны. Позднее их заменили на более эргономичные пятисекционные.

Эксперты отмечают ещё отказ разработчиков и «одну»: особенность конструкции от торсионной подвески разрешил возможность выполнить днище автомобили совсем ровным, а придание ему V-образной формы, как и разнесённое бронирование, существенно повысило защищённость от подрыва мин.

Экипаж танка — 3 человека.

Место механика-водителя находится в отделении управления слева от МТО; он ведёт наблюдение за полем боя через три перископических прибора; средний из устройств может заменяться беспод-светочным ночного видения (ПНВ). Место наводчика — справа от орудия.

В его распоряжении — перископический прибор наблюдения (ППН) и оптический прицел с встроенным лазерным дальномером, эти по дальности от цели с которого вводятся конкретно в баллистический вычислитель, равно как и информация о скорости цели, угле наклона оси цапф орудия, атмосферных условиях; последние (температура, давление, скорость ветра) выдаются датчиками атмосферных параметров, расположенными на телескопической мачте в корме башни. Вручную наводчик вводит только информацию о износе канала и типе снаряда ствола.

Так, в совокупность управления огнём (СУО) входят цифровой баллистический вычислитель, стабилизатор пушки и лазерный дальномер. Датчики метеоусловий, боковой составляющей ветра, значительно воздействующей на «снос» боеприпаса, крена корпуса, снабжают точность стрельбы.

Специально для механика-водителя в верхнем бронелисте корпуса перед башней имеется входной люк со сдвигающейся в сторону крышкой.

Позади и выше наводчика находится место командира экипажа. По периметру его люка установлены 5 ППН. Помимо этого, он располагает панорамным оптическим прицелом с переменным фокусом (от 4х до 20х), соединённым отводами с дальномером-прицелом наводчика, и может давать тому целеуказания а также наводить орудие на цель и открывать пламя.

Командир экипажа и заряжающий на собственных местах в люках башни. Вид с левого борта.

Слева от пушки — место заряжающего. На его раскрывающемся назад люке имеется только один поворотный наблюдательный прибор. В обязанности заряжающего входит замена (при необходимости) механика-водителя либо наводчика.

Снаружи все головки прицелов защищены от осколков и пуль броневыми накладками.

В задней части корпуса расположен кормовой отсек, где смогут размещаться боекомплект, десять пехотинцев с оружием либо кроме того устанавливаться четверо носилок с ранеными. В корме для выхода и входа имеется центральный кормовой люк шириной 600 мм с двумя откидывающимися вверх и вниз створками.

Слева от него — створка (размерами 800×800 мм) отсека аккумуляторных батарей. Справа находится отсек совокупности защиты от оружия массового поражения (ОМП) с фильтро-вентиляционной установкой.

В МТО и отделении управления поставлена быстродействующая автоматическая совокупность пожаротушения Spectroniх.

()

«Меркава Mk.4» Основной боевой танк Израиля

Статьи, которые будут Вам интересны: