Танк «объект 167» — дедушка «урала»

Танк «объект 167» — дедушка «урала»

Во всем мире экспертам по бронетанковой технике известны коммунистический главный танк Т-72 «Урал» и его русский наследник —- главной танк Т-90. Но мало кто знает, что главные конструкторские и технические ответы, использованные в этих военных машинах, были опробованы на умелых примерах танков «Объект 166Ж» и «Объект 167».

Из двух перечисленных выше автомобилей опытный образец среднего танка «Объект 166Ж» воображал собой серийный средний танк Т-62, на котором был установлен автомат заряжания созданный по теме умело-конструкторской работы (ОКР) «Желудь» О самом танке Т-62 в отечественной и зарубежной литературе известно достаточно большое количество. А вот об умелом среднем танке «Объект 167» упоминается не довольно часто.

Кроме того в книгах, выпущенных ФГУП «Производственное объединение «Уралвагонзавод», посвященных истории создания танка Т-72, данной машине, на отечественный взор, уделено мало внимания. И это не обращая внимания на то, что в 1970-х годах прошлого века на умелых примерах среднего танка «Объект 167» и разных проектах его модификаций изучили вопросы применения управляемого оружия, механизированного заряжания пушки, многотопливного дизеля с наддувом, совокупности гидросервоуправления перемещением танка, и ходовой части с поддерживающими катками.

Потом схемы компоновок этих автомобилей с автоматом заряжания применяли при создании главного танка Т-72. Исходя из этого умелый средний танк «Объект 167» возможно по праву вычислять переходной моделью от танка Т-62 к танку Т-72, так сообщить, «дедушкой» «Урала».

Умелый танк «Объект 167» был создан в первой половине 60-ых годов XX века в инициативном порядке в честь XXII съезда КПСС конструкторским бюро завода № 183 в Нижнем Тагиле под управлением главного конструктора Л.Н.Карцева.

Первоначально была мысль улучшить танк Т-62 за счет установки более замечательного двигателя с наддувом и новой ходовой части. «Привязкой» двигателя занималось моторное бюро под управлением Л.А.Вайсбурда, а над новой шестикатковой подвеской трудился С.П.Петраков. Ведущим инженером по машине был В.Н Венедиктов.

Новыми техническими ответами если сравнивать с танком Т-62 в соответствии с проекту были: установка более замечательного оружия, полуавтоматическое заряжание пушки, использование противорадиационных материалов бескассетного воздухоочистителя, применение дизеля В-26, совокупности гидросервоуправления агрегатами трансмиссии, и поддерживающих роликов и опорных катков меньшего диаметра в ходовой части Первый опытный образец танка «Объект 167» завод № 183 изготовил в сентябре 1961 г. Всего в первой половине 60-ых годов XX века выпустили два умелых танка «Объект 167».

На танке планировалось установить 125-мм гладкоствольную танковую пушку Д-81, стабилизированную в двух плоскостях, с начальной скоростью бронебойного подкалиберного боеприпаса 1800 м/с и унитарным выстрелом.

На первых же примерах ввиду отсутствия гладкоствольной пушки Д-81 устанавливались 115-мм гладкоствольные танковые пушки У-5ТС, также стабилизированные в двух плоскостях, с полуавтоматическим начальной скоростью и заряжанием бронебойного подкалиберного боеприпаса 1550 — 1600 м/с. С пушкой был спарен пулемет СГМТ калибра 7,62 мм Для прямой наводки пушки у наводчика имелись дневной шарнирный телескопический прицел ТШ2Б-41 и ночной прицел ТПН-1-41-11.

Последний был связан параллелограммным приводом с люлькой пушки, что снабжало синхронность его работы с пушкой. Углы наведения спаренной установки составляли от -6 до +16°. Скорости наведения спаренной установки от пульта управления стабилизатора «Метеор» в вертикальной плоскости составляли от 0,05 до 4,5 град/с, в горизонтальной — от 0,05 до 18 град/с. При стрельбе с закрытых огневых позиций употреблялись боковой азимутальный указатель и уровень

Танк «Объект 167» превосходил серийный Т-62 по огневой мощи, большой и средней скоростям перемещения, удельной мощности, плавности хода, защите от проникающей радиации В боекомплект танка входили 40 унитарных выстрелов, каковые размещались: в башне — 2 шт., в передних баках-стеллажах — 16 шт., в укладке у моторной перегородки — 19 шт., на левом борту — 1 шт. и на правом борту — 2 шт. Боекомплект пулемета CГМТ складывался из 2500 патронов в 10 лентах, каковые размещались: в башне (на правом борту) — 4 ленты в стеллаже и 1 лента в магазине на установке пулемета; в боевом отделении — 3 ленты в магазинах у аккумуляторных батарей; 2 ленты в магазинах на левом борту у моторной перегородки.

Помимо этого, в боевом отделении в укладке размещались автомат АК-47 калибра 7,62 мм и гранаты Ф-1 числом 12 шт., каковые укладывались в нишах бортов корпуса.

«Объект 167»:

1 — эжектор; 2 — ствол пушки У-5ТС; 3,33 — осветители прибора ночною видения механика-водителя; 4,18 — коробки ЗИП; 5 — осветитель ночного прицела; 6 — амбразура прицела ТШ2Б-41; 7 — крюк 8 — объектив ночного прицела ТТТН-1-41-11; 9 — антенна радиостанции; 10 — осветитель прибора ночного виденья начальника; 11 — крышка люка командирской башни; 12 — верхний габаритный пламя; 13 — броневой грибок; 14 — поручень; 15 — укрывочный брезент; 16 — выходной коллектор; 17 — опорный ролик; 19 — задний габаритный пламя; 20 — бревно для самовытаскивания; 21 — дополнительная бочка для дизтоплива; 22 — ведущее колесо; 23 — опорный каток; 24 — направляющее колесо; 25 — передний откидной грязевой щиток; 26 — передний габаритный пламя; 27 — буксирный крюк; 28 — крышка люка механика-водителя; 29 — фара со светомаскировочной насадкой; 30 — торсион переднего грязевого щитка; 31,39 — крышки горловин топливных баков; 32 — 7,62-мм спаренный пулемет СГТМ; 34 — наружные топливные баки; 35 — прибор наблюдения заряжающего; 36 — крышка люка заряжающего; 37 — буксировочные тросы; 38 — крышка лючка для удаления стреляных гильз; 40 — крыша МТО, 41 — защитная сетка водяного радиатора дизеля В-26; 42 — защитная сетка выхода воздуха из вентилятора МТО; 43 — кронштейн крепления бочек с дизтопливом; 44 — защитная сетка маслорадиатора дизеля В-26; 45 — грязеотбойная доска, 46 — прибор наблюдения наводчика, 47 — устройства наблюдения механика-водителя; 48 — рычаг управления ПМП; 49 — рычаг переключения коробки передач; 50 — распределительный щиток отделения управления; 51 — сиденье механика-водителя; 52 — баллоны совокупности ППО; 53 — подъемный механизм пушки; 54 — сиденье наводчика; 55 — подбой; 56 — укладка личного оружия экипажа; 57 — выстрелы в стеллаже; 58 — дизель В-26; 59 — водяной радиатор дизеля В-26; 60 — трансмиссия; 61 — вентилятор

В 1963 — 1964 гг в качестве дополнительного оружия на одном из опытных образцов танка «Объект 167» на кормовой части башни смонтировали пусковую установку с тремя направляющими для ПТУР 9М14 «Малютка».

Дополнительное оружие имело возможность поражать бронированные цели соперника на дальностях 2 — 3 км, на которых пушечное оружие было уже менее действенным. По большому счету же дальность стрельбы «малютками» с места по подвижным и неподвижным целям составляла от 500 до 3000 м, с попаданием в цель наряду с этим с 1 — 2 выстрела. В качестве визирного устройства при стрельбе ПТУР употреблялся штатный танковый прицел Время перевода комплекса из походного положения в боевое составляло от 11 до 24 с.

Броневая защита танка — противосна-рядная. В и снаружи обитаемых отделений устанавливались пластины из противорадиационных материалов (подбой и надбой). Для сохранения массы в существовавших пределах при установке подбоя и надбоя пара уменьшили толщину нижнего лобового (80 мм), кормового (30 мм) и бортовых страниц корпуса (70 мм) если сравнивать с танком Т-62. Помимо этого, поменяли конструкцию люка механика-водителя.

Его сместили вправо на 50 мм и вперед на 20 мм, а крышка люка, подрессоренная пластинчатыми торсионами, раскрывалась на петлях влево. Для размещения новых увеличенных радиаторов совокупности охлаждения кормовой лист был наклонен на 13°50’ назад. Над вентилятором в корме вместо откидной крышки устанавливались жалюзи, регулируемые с места механика-водителя.

Крыша над двигателем была выполнена откидывающейся на одних и тех же петлях с торсионом, что и крыша над радиатором. Такая конструкция крыши над моторно-трансмиссионным отделением (МТО) разрешила отменить люк над воздухоочистителем. ограждения и Вентиляторную перегородку торсионов изготовили из алюминиевых страниц. В перегородке МТО сделали воздухопритоки для охлаждения генератора.

Для удобства размещения механика-водителя в отделении управления под его сиденьем в днище выполнили выштамповку глубиной 25 мм.

Башню автомобили заимствовали у танка Т-62, но из-за введения подбоя в ней произвели следующие доработки: подняли количество и размеры бонок для крепления внутреннего оборудования и пара поменяли их положение: толщину крышки люка заряжающего уменьшили с 25 мм до 20 мм; в крышке командирского люка ликвидировали сигнальный лючок; усилили торсион крышки люка заряжающего.

Помимо этого, если сравнивать с серийным танком Т-62, в умелой машине поменяли конструкцию обратных клапанов и размещение некоторых узлов совокупности противопожарного оборудования (ППО): ее баллоны установили у механика-водителя.

В состав противоатомной защиты, кроме установки противорадиационного подбоя входили особые нагнетатели-сепараторы, снабжающие подачу очищенного от радиоактивной пыли воздуха в боевое отделение и создававшие избыточное давление, для обеспечения которого башня и корпус оборудовались особыми уплотнениями.

Противорадиационный подбой выполнили из двух типов материалов, созданных филиалом ВНИИ-100 и НИИПМ — ПОВ-20 и ПОВ-20/50С. тип и Толщина защитного материала подбирались исходя из конфигурации броневой и учёта толщины защиты танка. При громадных толщинах брони, существенно ослаблявшей дозу гамма-излучения, использовался материал ПОВ-20 толщиной 20 — 30 мм, а при малых толщинах брони — ПОВ-20/50С толщиной 40 — 60 мм.

С одной стороны подбой имел припрессованный бельтинг для лучшего склеивания с броней, а иначе припрессовывался негорючий слой, предохранявший его от действия открытого пламени Страницы противорадиационного материала крепились к броне особым клеем созданным НИИПМ и дополнительно прижимались болтами через шайбы.

Для улучшения динамических качеств танка в МТО устанавливался дизель В-26 мощностью 515 кВт (700 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2100 об/мин, в следствии чего удельная мощность возросла до 14 кВт/т (19,1 л.с./т).

Дизель В-26 с приводным центробежным нагнетателем, созданный на базе серийного В-55, имел такие же посадочные места, что и серийный, и устанавливался на таком же подмоторном фундаменте. Пуск двигателя (главной) производился посредством сжатого воздуха от двух пятилитровых баллонов, вспомогательный — стартером СТ-16М.

Для обеспечения надежного пуска двигателя в холодное время суток на танке устанавливался форсуночный подогреватель с принудительной цилиндрическим котлом и подачей топлива рубашечного типа. Емкость топливных баков (забронированных) если сравнивать с топливными баками Т-62 была увеличена на 40 л за счет повышения правого носового бака и ёмкостей бака-стеллажа и составляла 715 л. На надгусеничных полках размещались дополнительные топливные баки неспециализированной емкостью 285 л. Запас хода танка «Объект 167» по шоссе достигал 550 — 600 км.

В совокупности охлаждения двигателя использовался семирядный радиатор с гофрированными пластинами и трубками с увеличенной на 25% поверхностью охлаждения Для улучшения условий входа охлаждающего воздуха в вентилятор последний устанавливался наклонно, что, со своей стороны, разрешило расширить длину радиатора. В совокупности смазки употреблялся масляный радиатор с большей на 47% поверхностью охлаждения

В совокупности воздухоочистки применили новый бескассетный воздухоочиститель ВТИ-А, складывавшийся из 120 высокоэффективных циклонов, собранных в батарею. Удаление пыли из бункеров производилось эжекционным методом подобно серийному воздухоочистителю. Установка воздухоочистителя новой конструкции разрешила обеспечить высокую степень очистки воздуха с коэффициентом пропуска пыли на среднеэксплуатационном режиме 0,1 — 0,2%.

В связи с установкой более замечательного дизеля все агрегаты трансмиссии усилили с сохранением взаимозаменяемости с серийными агрегатами трансмиссии танка Т-62. В трансмиссии поменяли конструкцию входного редуктора, что сейчас имел привод к генератору, и ввели гидросервосистему управления главным механизмом и фрикционом поворота. Для лучшего охлаждения коробки передач ее верхний картер отлили с оребрением.

В блокировочном фрикционе планетарного механизма поворота установили 17 дисков трения, а тормоза поворота имели накладки из пластмассы (вместо чугунных). В приводе вентилятора диск трения также изготовили из пластмассы вместо феродо. Для обеспечения повышенных скоростей перемещения поменяли передаточное число бортового редуктора.

В ходовой части была применена торсионная подвеска с уникальными рычажно-лопастными гидроамортизаторами на крайних узлах На 1, 2, 5-м и 6-м узлах каждого борта устанавливались ограничители хода балансиров Рабочую длину торсиона увеличили, в один момент уменьшив его диаметр до 42 мм Это разрешило за счет повышения динамического хода опорных катков до 242 мм взять громадную плавность хода. С каждого борта устанавливалось по три поддерживающих и по шесть опорных катков с резиновыми массивными шинами.

Диаметр опорных катков уменьшили с 810 мм до 750 мм, а их диски изготавливались сейчас из алюминиевого сплава АК-6 Для разрушения и исключения истирания дисков в местах соприкосновения их с гребнем гусеницы в развале каждого опорного катка на внутренней поверхности дисков напрессовывались металлические кольца-реборды. Балансиры опорных катков устанавливались во вваренных в корпус кронштейнах на двух игольчатых двухрядных подшипниках Фиксация балансира от осевого перемещения осуществлялась шариковым замком На поддерживающих однобандажных обрезиненных катках диаметром 250 мм устанавливалась защита в виде металлического кольца по наружному диаметру шины.

Механизм натяжения направляющего колеса выполнили с одной глобоидной червячной парой, которая снабжала как натяжение гусеницы, так и фиксацию механизма в заданном положении. Гидравлические лопастные амортизаторы имели увеличенный в 2,5 раза количество рабочей жидкости.

Ходовая часть танка предусматривала применение двух типов гусениц: с резинометаллическим (PMШ) и открытым железным шарниром (OMШ). Гусеница с PMШ шириной 580 мм планировала из 86 звеньев, с шагом 157 мм.

Ее звенья складывались из двух траков, каковые соединялись между собой цевками. В средней части звена на двух пальцах устанавливался разъемный гребень, закрепленный стяжным болтом. Гусеница с РМШ складывалась из 96 звеньев. Для гусениц с РМШ употреблялись венцы ведущего колеса с 13 зубьями, для гусениц с OMШ — с 14 зубьями. Перестановка венцов производилась на те же ступицы ведущих колес. На выпущенных умелых экземплярах автомобилях были установлены гусеницы с OMШ.

Электрооборудование «Объекта 167», выполненное по однопроводной схеме, отличалось от электрооборудования танка Т-62 по большей части установкой генератора Г-10 мощностью 10 кВт с приводом от входного редуктора (вместо генератора Г-6,5); релерегулятора Р10-ДО (вместо Р-5М); фильтром Ф-10 (вместо Ф-5); двумя аккумуляторными батареями 12СТ-70 (вместо четырех 6СТЭН-140), новым приборным щитком механика-водителя и поменянной компоновкой электрооборудования в боевом отделении танка за счет установки двух аккумуляторная батарей. Средства связи заимствовались у танка Т-62.

Для преодоления водных рубежей «Объект 167» оснащался оборудованием для подводного вождения (ОПВТ).

Танк прошел полностью заводские опробования, а после этого и полигонные в НИИБТ в Кубинке. По итогам последних средний танк «Объект 167» рекомендовался к принятию на вооружение Советской Армии, но его не приняли по обстоятельству развертывания работ по принципиально новому по компоновочному решению и конструкции среднему танку «Объект 432».

Компоновка «Объекта 167Т»:

1 — рычаг управления ПМП; 2 —рычаг переключения коробки передач; 3 — сиденье механика-водителя; 4 — 115-мм пушка У-5ТС; 5 — распределительный щиток отделения управления; 6 баллоны совокупности ППО; 7 — осветитель ночного прицела; 8 — подъемный механизм пушки; 9 —подбой; 10 — сиденье наводчика; 11 —верхний габаритный пламя; 12 — крышка лючка для удаления стреляных гильз; 13 — укладка личного оружия экипажа; 14 — вентилятор боевого отделения; 15 — агрегат воз-духоочистки с инерционной решеткой; 16 — ГТД-3Т; 17 — трансмиссия; 18 —задний габаритный пламя; 19 — топливный бак

Но на этом история умелого танка «Объект 167» не закончилась.

Еще в начале 1961 года коллектив конструкторского бюро завода № 183 приступил к проектированию нового танка с газотурбинным двигателем, предварительные проработки по которому начались в КБ завода еще годом раньше. Эта работа была дебютом для конструкторского коллектива во главе с Л.Н.Карцевым и содержит большое количество нового и неизведанного.

В качестве соисполнителя — создателя двигателя для танка привлекли омское КБ-29 Министерства авиационной индустрии СССР, запустившего в то время в серийное производство вертолетный газотурбинный двигатель ГТД-3. Его и забрали за базу будущей танковой силовой установки. Для размещения в танке совершили доработку ГДТ-3, на протяжении которой установили понижающий редуктор и отрегулировали топливную аппаратуру, применительно к танковым условиям.

Эти работы выполнили омские эксперты под управлением главного конструктора В.А Глушенкова, а в КБ Уралвагонзавода параллельно конструировали совокупности, агрегаты и узлы силовой установки. В качестве базисного шасси выбрали умелый экземпляр среднего танка «Объект 167». В состав творческого коллектива КБ завода № 183, трудившегося над созданием умелых танков с газотурбинными двигателями, входили Л.С.Долгов, М.Г.Кизин, Э.Б.Вавилонский, В.М.Дудаков, В.М.Мамаев, А.И.Большаков, С.Ф.

Петров, И.М.Хованов, В.Н.Побережный, Я.М.Поспелов, П.П.Никулин, В.А Степанов и мн. др. Возглавляли эту работу помощник главного конструктора В.Н.Венедиктов и И.А.Набутовский.

В течение 1961 — 1962 годов на заводе № 183 создали умелые танки.

«Объект 167Т» с двигателем ГТД-ЗТ;

«Объект 167ТУ» с двигателем ГТД-ЗТУ, имевшим сокращенное время пуска в условиях низких температур;

«Объект 166ТМ» — на базе серийного танка Т-62 с двигателем ниссан-блюберд, но с ходовой частью танка «Объект 167».

В первой половине 60-ых годов двадцатого века собрали опытный образец танка «Объект 167Т» с двухвальным газотурбинным двигателем ГТД-ЗТ завода им.Баранова.

Умелый экземпляр танка «Объект 167Т» в отличие от базисного примера — танка «Объект 167» — был оснащен газотурбинным двигателем с обслуживавшими новой трансмиссией и системами. Установка ГТД "настойчиво попросила" создания особой совокупности воздухоочистки и повышения емкости топливных баков благодаря громадных удельных затрат горючего если сравнивать с дизелем.

Разработку новой трансмиссии в сжатые сроки выполнил конструктор И.М.Хованов, а ее изготовлением и доводкой руководил конструктор Л.С.Долгов.

отделение управления и Боевое отделение «Объекта 167», так же как оружие, боекомплект, ходовая часть и подвеска, значительных отличий от собственного прототипа не имели. Внешнее отличие было лишь в конструкции крыши МТО.

В МТО двухвальный газотурбинный двигатель ГТД-ЗТ мощностью 515 кВт (700 л.с.) устанавливался поперек корпуса. В освободившихся за счет компактности силовой установки количествах МТО разместили два дополнительных 310-литровых бака, доведя неспециализированный запас горючего до 1580 л. Расчетный запас хода танка по шоссе составлял 211 км.

Для нагнетания и очистки воздуха, и для охлаждения ГТД применили уникальную конструкцию компрессора с осевым вентилятором и инерционной решёткой. созданного группой экспертов КБ завода № 183 под управлением И.А.Набутовского. Чистый воздушное пространство по окончании сепарации пыли в избыточном количестве поступал в МТО, наддувая его, что благоприятно сказывалось на работе ГТД.

Часть воздуха с отсепарированной пылью направлялась на охлаждение маслорадиатора и, потом, обдувая двигатель снаружи, по намерено организованному тракту, смешиваясь с выхлопными газами двигателя, выбрасывалась в воздух. Коэффициент очистки воздуха от пыли в стендовых условиях достигал 95 — 96%, что соответствовало требованиям головного университета ВНИИ-100

Вентиляторный блок с сепаратором пыли крепился к подъемной крыше МТО.

Привод вентилятора осуществлялся через карданный вал от ротора турбокомпрессора ГТД При подъеме крыши МТО отсоединение карданного вала вентилятора от редуктора, размешавшегося на лобовом картере двигателя, происходило по шлицевому соединению.

В состав однопоточной механической трансмиссии входили понижающий входной редуктор, двухвальная коробка передач, два планетарных механизма поворота (ПМП) и два комбинированных бортовых редуктора. Основной фрикцион отсутствовал.

Трехступенчатая механическая коробка передач с дисковыми синхронизаторами и трудящимися в масле фрикционными устройствами, выполненная в одном блоке с ПМП. снабжала три передачи переднего и одну — заднего хода. В связи с отсутствием главного фрикциона его функции делали два в один момент включенных блокировочных фрикциона ПМП, трудившиеся в масле.

Для надежной передачи крутящего момента в двухступенчатых ПМП применили редко видевшийся в танкостроении метод блокировки эпицикла планетарного последовательности с водилом. При прямолинейном перемещении в каждом ПМП крутящий момент от ведущего вала к ведомому передавался через блокировочный фрикцион, минуя планетарный последовательность, что в этом случае мощность не передавал, поскольку солнечная шестерня при указанном методе блокировки являлась свободным звеном Блокировочные фрикционы имели гидравлическое выключение и пружинное включение Дисковый тормоз поворота в ПМП, трудившийся в масле, имел пружинное выключение и гидравлическое включение.

Плавающие ленточные остановочные тормоза сухого трения имели привод как от педали тормоза, так и от рычагов управления поворотом. Бортовые редукторы заимствовали у танка Т-62. Количества, занимаемые трансмиссией умелого танка и трансмиссией серийного танка Т-62, были фактически однообразными.

Трансмиссия имела гидравлическую сервосистему управления.

В гусеничном движителе если сравнивать с базисным танком на вторых узлах подвески дополнительно установили рычажнолопастные гидроамортизаторы.

Совокупность электрооборудования, в отличие от танка «Объект 167», укомплектовали генератором Г-6.5 с приводом от коробки передач.

В собственный первый пробный пробег опытный образец танка «Объект 167Т» вышел 11 апреля 1963 года. По разъезженной, размокшей кольцевой автостраде заводского полигона танк с ГТД продемонстрировал среднюю скорость 41,2 км/ч — в полтора раза громадную, чем серийная машина с дизелем. Большая скорость возросла до 64 км/ч.

Но полигонные опробования автомобили, совершённые в июле 1964-го — январе 1965 года, продемонстрировали, что, не обращая внимания на увеличенную емкость топливных баков, запас хода ее был приблизительно в 1,7 раза меньше, а расход горючего приблизительно в 2,3 раза больше, чем у танка с дизелем. Значительным недочётом при серийного производства таковой автомобили являлась довольно высокая цена ГТД

Предстоящего развития танк «Объект 167Т» не взял, поскольку установка ГТД привела к трудноразрешимым проблемам, которые связаны с большим расходом и очисткой воздуха горючего.

Предстоящие работы по газотурбинной тематике в КБ завода № 183 были направлены на надёжности работы и повышение эффективности ГТД, системы и трансмиссии очистки воздуха.

Так, к примеру, величину коэффициента пропуска пыли у агрегата воздухоочистки довели до 2 — 3% (против 4 — 5% на танке «Объект 167Т»), Венцом всей работы по этому направлению стало создание опытного образца танка «Объект 166ТМ» на котором установили усовершенствованные воздухоочиститель, трансмиссию и более экономичный двигатель ГТД-ЗТУ. Работы по установке ГТД в танк на заводе № 183 длились впредь до 1967 года, а после этого их прекратили, поскольку конструкторскому бюро не удалось кардинально решить вопросы снижения расхода стоимости и сокращения топлива танка с газотурбинным двигателем.

Опытный образец танка «Объект 167ТУ» изготовлен не был.

На базе результатов опробований танков «Объект 167Т» и «Объект 166ТМ» конструкторское бюро завода № 183 пришло к выводу о неперспективности танка с газотурбинным двигателем и все усилия сосредоточило на создании танков с дизелями.

Танк «Объект 167»

Не обращая внимания на то. что попытки приспособления вертолетных двигателей для работы в составе силовой установки танка не дали хороших результатов, они разрешили выяснить главные изюминки применения ГТД в танках в разных условиях эксплуатации и концепцию создания совокупностей обеспечения силовой установки (воздухопитания, очистки воздуха, обеспечения подводного вождения и др.) В следствии выполненных работ отечественные конструкторы заключили о необходимости создания ГТД, намерено спроектированного для танка. Ответом правительства признавалась целесообразность передачи работ по разработке танкового ГТД в авиационную индустрию, имевшую более высокие технологические и производственные возможности для организации серийного выпуска ГТД.

Не обращая внимания на предпочтение, данное армейским правительством и руководством СССР харьковскому умелому танку «Объект 432», разрабатываемому в КБ завода имени Малышева лод управлением А.А.Морозова, коллектив Уралвагонзавода не терял надежды на возможность принятия на вооружение умелого среднего танка «Объект 167» и продолжал работы по его усовершенствованию КБ нижнетагильского завода создало проекты автомобили со 125-мм автоматом заряжания и танковой пушкой («Объект 167М»), с повышенным уровнем противорадиационной защиты («Объект 167Д»). Нужно подчернуть, что в соответствии с проекту модернизированный танк «Объект 167М» кроме 125-мм гладкоствольной пушки с автоматом заряжания имел башни и комбинированную защиту корпуса, и бортовые решетчатые металлические экраны, защищавшие оборудование и топливные баки, размещавшиеся на надгусеничных полках, от кумулятивных снарядов соперника.

В январе 1963 года Л.Н.Карцев написал письмо Н.С.Хрущеву, в котором ввиду неготовности харьковской автомобили снова просил разрешения начать серийный выпуск танка «Объект 167» на Уралвагонзаводе вместо танка Т-62. По этому письму 22 марта 1963 года под руководством Ф.Р.Козлова — помощника Примьер-министра СССР было совершено особое заседание, на котором глава танковых армий Советской Армии маршал бронетанковых армий П.П.председатель и Полубояров Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике С.А.Зверев заверили Ф.Р.Козлова, что танк «Объект 432» будет не так долго осталось ждать доработан и запущен в серию на всех танковых фабриках, включая и Уралвагонзавод, исходя из этого производить танк «Объект 167» ненужно.

В своих мемуарах бывший основной конструктор КБ Уралвагонзавода Л.Н.Карцев так обрисовал заключение Ф.Р.Козлова по этому вопросу:

«Само собой разумеется, «Объект 167» лучше Т-62, но мы примем на производство более идеальный танк, «Объект 432». Передайте мою признательность коллективу конструкторского бюро».

Услышав мой рассказ, директор завода (И.В.Окунев) был весьма опечален, но я ему сообщил: «Иван Васильевич, вы успокойтесь, придет тот день, когда, как это произошло с танком Т-62, они будут умолять вас поставить на производство «Объект 167», в который мы установим собственный автомат заряжания, лучше харьковского». Он тут же позвонил главбуху завода И.Д.Яборову и разрешил приказ открыть заказ на работу по разработке автомата заряжания».

В первой половине 60-ых годов двадцатого века автомат заряжания, созданный конструкторами завода №183 для «Объекта 167М», изготовили и установили в одном из опытных образцов танка Т-62 («Объект 166Ж»). Работы по его доводке завершили в 1965 году. В итоге тагильский автомат заряжания оказался более идеальным, чем харьковский, созданный для танка «Объект 432».

Он был несложнее по конструкции, надежнее в работе, снабжал переход механика-водителя из отделения управления в боевое без исполнения каких-либо предварительных работ и повышал живучесть танка при обстреле. Автомат заряжания имел емкость на 21 выстрел раздельно-гильзового заряжания

Начиная с 1966 года, завод № 183 готовься производить танки Т-62 с боеприпасами и автоматом заряжания, применяемыми на танке «Объект 432».

Но вопрос серийного производства таких танков правительством кроме того не рассматривался по указанным выше обстоятельствам. В следствии в течение последующих восьми лет (с 1966 по 1973 год) завод № 183 создавал танки Т-62 без автомата заряжания.

Но танк «Объект 167» не забывали. В то время, когда в мае 1964 года на завод № 183 поставили две экспериментальные 125-мм танковые пушки Д-81, в КБ завода снова возвратились к проекту танка «Объект 167М».

С применением опыта по данной машине срочно начали проработки по установке пушки Д-81 в опытный образец танка Т-62 с автоматом заряжания, потому, что размеры орудий калибра 115 и 125 мм незначительно отличались друг от друга.

К ноябрю 1967 года Уралвагонзавод изготовил опытный образец танка Т-62 со 125-мм танковой пушкой Д-81 и автоматом заряжания, что приурочили к 50-летию СССР.

О предстоящей судьбе данной автомобили Л.Н, Карцев вспоминает:

«5 ноября 1967 года на Уралвагонзавод в первый раз прибыл министр оборонной индустрии С.А.Зверев. Будучи в течение двух лет в данной должности, он все внимание уделял созданию нового танка в Харькове и довольно часто ездил на завод им.В.А.Малышева, помогая предприятию как администратор и инженер. Вечером ему продемонстрировали танк Т-62 со 125-мм пушкой. Автомат заряжания ему понравился, и он внес предложение установить его на харьковский танк.

Мы дали согласие это сделать лишь при одновременной установке челябинского двигателя В-46 (модификация дизеля В-26) с танка «Объект 167». Зверев это предложение одобрил и отправил для переделки шесть харьковских танков, каковые в течение двух лет были переделаны и испытаны в разных условиях.

Все механизмы и узлы трудились удовлетворительно, не считая харьковской ходовой части.

На последующие образцы была установлена ходовая часть автомобили «Объект 167». Данный танк начал называться «Объект 172».

На данной строке воспоминаний известного танкового конструктора Л.Н.Карцева возможно бы и закончить историю создания «Объекта 167» и о его вкладе в появление танка Т-72 «Урал». Но данный рассказ был бы неполным, если не сообщить о некоторых вторых автомобилях, созданных в умелых примерах и серийных на базе «Объекта 167».

К таким военным машинам относился ракетный танк, созданный в первой половине 60-ых годов двадцатого века КБ Уралвагонзавода под управлением Л Н.Карцева и имевший обозначение «Объект 150» — серийный истребитель танков ИТ-1, выпускавшийся потом на базе среднего танка Т-62 (см. «МК» № 7 — 8 за 2005 г.).

Во ВНИИ-100 в ноябре 1961 года создали пара проектов особых автомобилей на базе танка «Объект 167», в компоновочных схемах которых, не считая экипажа, предусматривалось дополнительное пассивное размещение трех либо четырех десантников.

Это повлекло за собой повышение массы автомобили до 38 т, а длины ее корпуса — до 6710 мм. Помимо этого уменьшался боекомплект 115-мм пушки с 40 до 28 выстрелов и уменьшался клиренс автомобили с 482 до 420 мм. Остальные чёрта автомобили остались такими же, как у танка «Объект 167».

В другом варианте при размещении четырех десантников экипаж танка уменьшался до двух человек. В качестве главного оружия в башне танка устанавливалась 115-мм пушка пониженной баллистики, а в качестве дополнительного оружия — ПТРК «Рубин». В боекомплект входили 14 управляемых ракет и 26 осколочно-фугасных и кумулятивных артиллерийских выстрелов.

Начальная скорость снарядов составляла 700 м/с. Боевая масса автомобили уменьшалась до 35 т, а высота по крыше башни составляла всего 1950 мм.

Помимо этого, во ВНИИ-100 в 1961 — 1962 годах на базе умелого среднего танка «Объект 167» создали низкосилуэтную особую штурмовую машину с танковым реактивным огнеметом, что предназначался для поражения разных целей на дальностях до 1200 м огнеметными боеприпасами.

Пусковая установка для стрельбы 180-мм активнореактивными выстрелами и боекомплект размещались в корпусе автомобили. Экипаж два человека.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века изготовили опытный образец, что прошел контрольные опробования на участке ВНИИ-100 полигона ЛенВО в количестве 53 выстрелов.

М. и И. ПАВЛОВЫ

Использованная литература:

1. Краткое описание нового среднего танка («Объект 167»). Нижний Тагил, 1961

2. Отчет по опробованиям экспериментального примера среднего танка 167Т с газотурбинным двигателем ГТД-ЗТ на Уралвагонзаводе.

Нижний Тагил, 1966 г.

3. Технический проект истребителя танков «Дракон» с повышенными защитными особенностями от оружия массового поражения («Объект 150»), Нижний Тагил, 1962

4. Карцев Л.H. Моя будущее — Нижний Тагил. — М.: Космос, 1991, — 192 с.

5. Колмаков Д.Г.

Время, люди, танки. — Нижний Тагил, 2001, — 102 с.

6. Устьянцев С.В.. Колмаков ДГ Военные машины Уралвагонзавода. Танк Т-72. — Нижнии Тагил ООО «Издательский дом «Медиа-Принт», 2004, — 200 с.

7 Вавшонский Э.Б.

Как это было… Нижний Тагил, 2001, — 88 с.

8. Вавилонский Э.Б. Как это было… Часть 2. История разработки танка Т72.

Силовая установка. — Нижний Тагил, ООО «Издательский дом «Медиа-Принт», 2004, — 88 с.

ОБЬЕКТ 187 РАЗРАБОТКА СССР Объект 187» — экспериментальный главный боевой танк,

Статьи, которые будут Вам интересны: