«Танк прорыва»: почему немецкий «тигр» так и не стал молотом вермахта — «новости дня»
07.05.2017, ТРК «Звезда».
Участие в войне германского тяжелого танка «Тигр» и его доработанного собрата «Королевского Тигра» до сих пор остается предметом споров специалистов с историками. Одни утверждают, что обе автомобили были шедеврами германской инженерии и по всем прогнозам должны были «дойти до урала», другие же утверждают, что современность и технологичность в итоге и похоронили неповторимые военные машины на полях сражений.
С чего все начиналось
Вопреки множеству рассказов и художественных фильмов стоит заблаговременно заявить, что марши и эффективные действия на десятки километров за день давались гитлеровским армиям не столько из-за участия в нападении «танковых армад», какое количество в виду неожиданности самого нападения. Четкая координация, планирование, управление, сотрудничество пехоты, авиации и бронетехники во многом определяло успешность действий на восточном фронте.
Но стремительное наступление, запланированное руководством, германская армия реализовать не смогла. Одну из основных ролей в срыве блицкрига сыграли легендарные советские танки Т-34 и КВ-2, использование которых вынудило германское руководство пересмотреть собственные взоры на конструкцию танка.
С возникновением советских танков на поле боя, PzKpfw III и PzKpfw IV, кинутые на восточный фронт в начале, стали испытывать огромные сложности с уничтожением советской техники. Сознавая, что бронетанковые армии терпят неудачу и вот-вот смогут утратить инициативу, Гитлер отдает распоряжение о начале работ над «танком прорыва», талантливом сметать укрепления и бронетехнику противника, разрешая пехоте продвигаться вперед. Основной изюминкой новой автомобили, представленной фюреру, стало не столько передовое, кроме того по германским меркам, система и бронирование управления, сколько принципиально иное орудие: 88-миллимитровое KwK 36 имело существенно возросшие огневые характеристики и сулило огромное преимущество в сражении.
Но ответ фюрера о переброске еще не доработанных автомобилей на фронт для «экспериментального боевого применения» смутило многих. В особенности, инженерный состав и руководство компании «Хеншель», на прототип танка которых в итоге и пал выбор фюрера. Забегая вперед необходимо подчеркнуть, что трансмиссии и уникальная конструкция двигателя, обилие электрических «ассистентов» для экипажа показали себя в битвах не совсем так, как это воображало себе руководство Вермахта.
Горячее лето 1942-го
Новая машина стала называться PzKpfw VI Tiger, а серийное производство танка с замечательной броней и 88-мм пушкой германские танкостроители начали в августе 1942 года. В том же месяце первая партия автомобилей была переброшена на восточный фронт, где сразу же вступила в неравный бой… с поломками. Но справедливости для необходимо подчеркнуть, что пропорции поломок в неисправностях и боях на марше в большинстве случае составляют 30 к 70.
И не смотря на то, что историки, армейские специалисты и узнаваемые германские танкисты отмечают, что процент неисправностей в битвах вправду был низок, об эксплуатационных изюминках «Тигра» стоит поведать раздельно.
Одним из самых ответственных качеств любой бронетехники есть адаптация конструкции автомобили к обслуживанию в поле. В итоге, назначение каждого танка — сражаться, в случае если появится такая необходимость, а не находиться в ангаре. «Тигр», кинутый на восточный фронт в громадной спешке, «радовал» механиков и танкистов огромным числом механических поломок, для устранения которых отдельные подробности, такие как элементы и двигатели трансмиссии и ходовой приходилось доставлять самолетом прямо из Германии.
Перегрев силовой установки, поломки электро-трансмиссии и разбитая ходовая часть — минимальный комплект неприятностей, с которыми приходилось сталкиваться техникам и немецким танкистам. За плавность хода германские танкисты расплачивались неизменно ломающейся подвеской, а на марши таких автомобилей в составе колонны накладывался множество ограничений.
Так, германским танкистам строго настрого запрещалось выполнять долгие марши с резким трансформацией оборотов двигателя. Говоря несложным языком, для действенной и беспроблемной переброски таких танков по дорогам на восточном направлении требовалось заблаговременно просчитать и обезопасить маршрут, дабы персональный состав не «попадал» на перегревы двигателя и двигался одной и той же скоростью. От нередкого переключения передач германским танкистам так же было предписано отказаться.
Узнаваемый германский танкист Альфред Раббаль отмечал, что на один час эксплуатации танка требует 10 часов на его обслуживание, а по окончании переброски тяжелого танкового полка на 35-40 километров, потребуется как минимум несколько, в отдельных случаях, 20 дней на их обслуживание. Непременно, в боевой обстановке такими ограничениями довольно часто пренебрегали, но сам факт наличия некоторых ограничений и требований для танков «Тигр» заставляет задуматься о перспективности и надёжности конструкции в целом.
Одним из интересных требований производителя есть так именуемое наставление по «устранению запыленности» дорог, по которым обязана перебрасываться такая рекомендации и техника по выбору «оптимального маршрута» с самые ровными и чистыми дорогами. Стоит так же подчернуть, что неприятности тяжелые и прекрасно вооруженные германские танки испытывали не только в непростых условиях восточного фронта, но и на вторых направлениях.
самый показательным в этом отношении есть долгий январский двухсоткилометровый марш танков 508-го тяжелого танкового батальона на итальянский город Анцио в первой половине 40-ых годов XX века. Переброска 45 автомобилей проводилась с соблюдением всех предписаний и норм завода-производителя, но кроме того без всякого противодействия со стороны соперника, до места не добрались 27 танков. Позднее, в том же 44-м году, 25 танков из 25 утратил при отступлении 504-й тяжелый танковый батальон.
Отдельной историей в судьбе танков «Тигр» нужно считать и отсутствие своевременной эвакуации. Вовремя сдвинуть с места и увезти в размещение части 57-тонную машину в 95% случаев не представлялось вероятным, исходя из этого экипажи «Тигров» обычно личные танки. Но германские танкисты, включая известных танковых асов наподобие Отто Кариуса, до самой смерти думали, что надежность в таковой машине не основное. «Главные качества танка – это вооружение и подвижность», — сообщил Кариус в одном из интервью.
Смазанный шедевр на холсте войны
По окончании того, как первые танки «Тигр» попали в распоряжение советских экспертов, «диагноз» громадной германской кошке был поставлен фактически сходу. Но не будет лишним заявить, что советские Т-34 первых годов выпуска вправду испытывали серьёзные неприятности с уничтожением германского танка. Правда обращение в этом случае идет о способности 76-мм орудия Т-34 пробивать 100-мм лобовую броню «немца».
Фактически сходу, как Т-34 и первые «Тигры» столкнулись лицом к лицу, начальники танковых полков в Красную армию внесли коррективы в тактику применения советских автомобилей. «Лобовая встреча» происходила только тогда, в то время, когда другого выхода уже не оставалось. По большей части же, советские танкисты устроили необычное танковое «сафари» — громадную охоту на германские танки из засады и удары по самые уязвимым местам: в корму, по элементам ходовой и бортовым проекциям. По окончании того, как на вооружении советских танковых показался Т-34-85 с новым орудием, средний коммунистический и тяжелый германский танки, практически, уравнялись в огневой мощи.
Прямого сравнения двух танков в этом случае оптимальнее избежать, потому, что создавались они под полностью различные задачи. Но «Тигр», будучи такой же гордостью германского ВПК, как и ракета «ФАУ-2», возложенных на него надежд не оправдал. «С позиций работы этого танка в качестве «затыкателя дырок», которыми были германские тяжелые танковые батальоны, да, его эксплуатация была оправдана.
Целевое назначение в этом отношении отрабатывалось. К примеру, на Курской Дуге они эти автомобили использовались как средство прорыва, и на них же легла главная нагрузка при наступлении на Харьков. Германские танкисты обожали эти автомобили больше, чем Tiger II », — подмечает армейский историк Юрий Пашолок.
В целом необходимо подчеркнуть, что боевая работа танков «Тигр», и тем более кратковременная боевая работа «Королевского Тигра» прошла совсем не так, как того ожидали немцы. Обращение в этом случае идет не только о работе на восточном фронте, но и на вторых направлениях.
Историки отмечают, что кроме неточностей в управлении армиями, а они, к слову, у германских начальников также были, «ломали» тяжелые германские танковые батальоны и без применения противотанковых орудий и боестолкновений как таковых. За время изучения черт германского танка, сперва советское, а после этого и союзное руководство укрепилось во мнении, что измотать соперника и отнять у него до половины танков из состава полков возможно не только методом траты снарядов, но и хитростью.
Согласно точки зрения экспертов, что танковые батальоны, оснащенные «Тиграми», обычно перебрасывались на самые танкоопасные направления. «Следовательно, необходимо было лишь дать дезинформацию, что в определенном районе, в определенное время, будет определенное количество отечественных танков. Германские тяжелые танковые батальоны перебрасывались не только по железной дороге, но и своим ходом. А за время марша большое количество техники ломалось.
Побеждённое время советские, да и союзные армии, в этом случае фактически постоянно использовали или для нанесения удара, или снабжения, либо ремонтировались», — показывает историк Андрей Фомин.
Желали как лучше
Анализ информации о утратах, боевой работе, надежности, стоимости, эксплуатационных чертях разрешает сделать предположение, что «мощь» тяжелого танка «результаты» и Тигр его боевой работы существенно преувеличиваются. Армейские эксперты и историки поясняют, что «пятой симфонией» Вермахта был средний германский танк «Пантера», причинивший громаднейшее количество неприятностей не только советским, но и союзным танкистам, а из «Тигра», в лучшем случае, оказалась прекрасно забронированная противотанковая пушка, а по окончании появления средних советских танков с орудием повышенного могущества тактика применения германских «ударных кулаков» в самые опасных районах фактически сошла на нет.
К тому же, боевое использование «Тигров» на восточном фронте обычно сопровождалось не столько механическими проблемами, сколько отсутствием подходящей инфраструктуры для стремительного продвижения. К примеру, нередки были случаи, в то время, когда целый батальон из 45 автомобилей имел возможность застрять на 10-12 часов на одном месте лишь только вследствие того что единственный мост через маленькую водную преграду был подорван партизанами.
Узнаваемый американский историк Кристофер Вилбек, написавший целый научный труд по применению военной техники Вермахтом, подсчитал, что минимум 40% всех танков «Тигр» были утрачены в следствие повреждений, поломок, застряли в грязи либо не были своевременно эвакуированы с поля боя. Толстая лобовая броня, хорошее 88-мм орудие с замечательными снарядами, технологичность и другое при с танком «Тигр» легли на одну чашу весов. На другой были хрупкость конструкции, ограничения и ошибки проектирования в эксплуатации, каковые в итоге так и не разрешили перевоплотить «Тигра» в настоящий молот войны.
Единственным, кто был прав в данной ситуации, был основной эксперт Фашисткой германии по бронетехнике Гейнц Гудериан, продвигавший концепцию создания модернизированных танков Pz.Kpfw.IV. В соответствии с задумке Гудериана германская индустрия должна была строить машину массой до 30 тысячь киллограм, в меру недорогую, подвижную и надежную, с замечательным орудием и толстой лобовой броней, расположенной под наклоном.
Но довести собственный замысел до практической реализации Гудериан не смог, и Адольф Гитлер, сам того не осознавая, настоял на серийном производстве тяжелых танков «Тигр» без полного цикла опробований и единолично принял решени об отправке новой, совсем неповторимой для германской армии военной машины на верную смерть.
Создатель: Дмитрий Юров