Танк, у которого «качается» башня

Танк, у которого «качается» башня

Качающаяся башня французского лёгкого танка АМХ-13 была лишь одной из изюминок данной автомобили. Вторая особенность — нарушение её создателями привычной хорошей компоновки, в то время, когда силовая установка заняла простое для того времени место отделения управления в передней части корпуса, рабочее место механика-водителя с управляющими органами танка сместили к левому борту, более того, боевое отделение разместили в корме.

Поражает и количество выпущенных АМХ-13 — более 7700 единиц; половину из них Франция экспортировала в 25 государств. И ещё долголетие работы -с начала их производства в 1952 г. до сих пор многие автомобили находятся на вооружении армий некоторых стран. Так, по сообщениям СМИ, по состоянию на последние годы Аргентина имеет 105 танков АМХ-13, Венесуэла — 31 ед, Индонезия — 275 ед., Кот-д’Ивуар -5 ед., Марокко — 5 ед., Перу — 96 ед., Эквадор — 24 ед., больше всего находится в Сингапуре — 350 автомобилей.

В самой Франции, и в Индии, Израиле, Египте, в других государствах танки не смотря на то, что и сняты с оружия, но законсервированы и сохраняются на базах и арсеналах.

Пребывав в армиях разных государств, АМХ-13 было нужно принимать участие в войнах, как международных и локальных, так и в вооружённых конфликтах. Первое боевое крещение они приняли уже в 1953 — 1954 гг. во Вьетнаме, в военных операциях французских колониальных армий против партизанских сил Объединённого национального фронта данной страны.

После этого — боевые действия в Суэцком кризисе 1956 г., известного кроме этого как Вторая арабо-израильская война. Потом — Вторая индо-пакистанская война 1965 г., где индийские танки АМХ-13 в решающем сражении при Асал-Уттаре в Пенджабе разгромили пакистанские М47/48 «паттоны». Затем — Шестидневная война 1967 г., либо Третья арабо-израильская война.

Тут показали себя сейчас уже израильские АМХ-13, стёрши в пух и прах недалеко от Наблуса иорданский танковый батальон, складывавшийся из «паттонов». Но их 75-мм пушки были далеко не столь действенны при встречах с египетскими Т-54 в районе Исмаиля.

После этого затяжная Гражданская война в Ливане 1975 — 1990 гг., в которую вмешались Сирия, с одной стороны, и Израиль в 1982 г. — с другой, в армии которого опять-таки пребывали АМХ-13.

Лёгкий танк АМХ-13, вооружённый четырьмя ракетными пусковыми установками и двумя башенными пулемётами

Но и в совсем втором финише земного шара вести войну французские танки, действительно, очень недолго. Это было на протяжении скоротечного — в течение месяца — локального конфликта между Эквадором и Перу за спорный район на границе двух стран в январе -феврале 1995 г. И те, и другие имели на оружия такие танки, но официальные сведения об их действиях не были опубликованы.

Успели АМХ-13 повоевать и в Африке во время Первой Ивуарийской войны -гражданской войны в Кот-д’Ивуаре во время с 2002 по 2007 г. Вмешавшиеся французские оккупационные силы оказали вооружённую помощь президенту Гбагбо в борьбе против повстанцев. Большую роль наряду с этим сыграли их танки.

Так, за полвека АМХ-13 принимали участие в боевых операциях в мире, покинув значительный след в военной истории действий танковых соединений и подразделений.

Разработка лёгкого танка АМХ-13 началась в 1946 г., в то время, когда французское военное управление решило создать собственный отечественный танк и снабдить им армию. В проектном задании была указана необходимость разработки лёгкой аэротранспортабельной автомобили массой до 13 т. Конструкторские работы поручили одному из национальных фирм в Исси-ле-Мулино, промышленном пригороде Парижа.

Через три года был изготовлен опытный образец, а ещё через два — наладили серийное производство в Руане на национальном арсенале ARE, а после этого на фирмах компании Creusot Loire («Крезо-Луар») в Сен-Шамоне, департамент Луара. Так, всего за пять лет производственниками и французскими конструкторами был пройден путь от проекта танка до серии.

АМХ-13 армии Перу на улице столицы Лимы. Парад в честь 190-й годовщины независимости страны, 2011 г.

Лёгкий танк АМХ-13:

1 — дульный тормоз пушки; 2 — 90-мм пушка D-960; 3 — качающаяся башня танка; 4 — ниша башни с механизмом заряжания; 5 — ведомое колесо; 6 — опорный каток; 7 — поддерживающий ролик; 8 — ведущееколесо; 9 — люк моторного отделения; 10 — жалюзи; 11 — люк наводчика; 12 — командирская башенка; 13 — люк водителя; 14 — смотровой прибор водителя; 15 — радиоантенна; 16 — блок дымовых гранат; 17 — смотровой прибор начальника

АМХ-13 снабжён долгой кормовой нишей, в которой находятся часть боекомплекта и автомат заряжания снарядов

В первую очередь, АМХ-13 отличается от других танков качающейся башней FL-10 (позднее FL-12). Дело в том, что она складывается из двух частей — нижней и верхней. Первая из них выполнена литой, стоит на башенном погоне корпуса и может вращаться на 360°. Верхняя часть соединена с ней при помощи цапф и имеет возможность изменять углы возвышения.

Пушка в башне жёстко связана с верхней частью. Наряду с этим она так вынесена вперёд, что в башне остался лишь казённик; противооткатники разместились в так именуемом «хоботе» -перед башней.

Так, оказалось, что наводка по горизонтали осуществлялась за счёт нижней части башни, а по вертикали — самостоятельно пушкой в верхней части.

Такая башенная конструкция разрешила установить в ней уникальный механизм автоматического заряжания пушки, что разместили в долгой кормовой нише. Данный автомат складывается из двух магазинов барабанного типа, расположенных по обе стороны пушки. В любой из них укладываются по шесть снарядов. При откате пушки по окончании стрельбы магазин, вращаясь, опускает боеприпас на лоток, что потом досылается в казённик, и закрывает затвор.

После этого уже возможно создавать выстрел.

Автомат заряжания разрешил расширить скорострельность танка до 10 -12 выстр./мин, а основное, сократить экипаж на одного человека — вывести из его состава заряжающего. Это, со своей стороны, разрешило уменьшить габариты башни, диаметр погона, соответственно, и ширину корпуса танка.

Так, в составе экипажа осталось только трое: начальник автомобили, механик-наводчик и водитель.

Начальник занимает собственное место в башне слева от пушки, под командирской башенкой; наводчик — справа.

Качающаяся башня таковой уникальной конструкции привела к огромному интересу экспертов. Во многих танковых компаниях начали создавать подобные конструкции. Но возможности согласования автомата заряжания с самим орудием привели к существенным трудностям, для большинства появлявшиеся непреодолимыми. АМХ-13 остался чуть ли не единственным таковой конструкции.

Масса таковой башни — 4500 кг.

Оружие АМХ-13 изменялось в связи с его модернизацией. До 1964 г. на нём устанавливалась 75-мм пушка. Было произведено около 2000 таких башен. Позднее в той же башне FL-10 разместили 90-мм нарезную пушку D-960.

Она имеет теплоизоляционный кожух и дульный тормоз, но не снабжена стабилизатором оружия. Угол возвышения пушки — только до +12°; он ограничен упором в крышу корпуса автомобили кормовой ниши башни. Угол понижения — -8°, что разрешает вести пламя и по приблизившимся на малое расстояние целям.

Приводы поворота башни — гидравлические. Привлекают внимание скорости, с которыми происходит разворот орудия: по горизонту это 30°/с, по вертикали — 5°/с.

Боекомплект пушки образовывает 32 выстрела: 21 размещён в башне и 11 — в самом корпусе. Используются пять типов снарядов: оперённые бронебойные подкалиберные APFSDS, с готовыми боевыми элементами CANISTER, фугасные НЕ, кумулятивные HEAT, дымовые.

Наведение пушки вероятно и начальником, и наводчиком.

Начальник пользуется телескопическим прицелом L961 с 1,5 и 6-кратным повышением, наводчик — телескопическим прицелом L862 с повышением 7,5х; прицел связан с лазерным дальномером типа ТСV-107, что выдаёт эти обоим участникам экипажа. Точность измерения дальностей в диапазонах 400 -10 000 м образовывает 5 м.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: &не сильный;horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

Устройства наблюдения начальника -находящиеся в основании его люка семь призменных L794В — снабжают ему круговой обзор; у наводчика — два призменных L794D.

На танке находятся кроме этого два 7,62-мм пулемёта — один, спаренный с пушкой, второй — зенитный. Для них имеется боезапас числом 3600 патронов. Помимо этого, по бортам башни расставлены блоки дымовых гранатомётов.

На части автомобилей были установлены по четыре ракеты класа "Земля-Земля" первого поколения SS-11, управляемые по проводам; их масса — 30 кг, дальность полёта — 3000 м, масса боевой части -6,8 кг — была способна пробить броню толщиной до 600 мм.

В конце 1970-х гг. французы создали модифицированную башню LF-12 со 105-мм пушкой CN-105F1, имевшей дульный тормоз. Её кумулятивный боеприпас с начальной скоростью 800 м/с имел возможность пробить броню толщиной до 400 мм.

Башня для того чтобы примера была установлена кроме этого на колёсной бронированной швейцарской машине «Шарк», австрийском лёгком танке SK-105, умелом примере БМП «Мардер» и некоторых вторых.

Танк АМХ-13 имеет толщину лобовой брони корпуса — 15 мм, бортов — 20 мм, днища и крыши корпуса — 10 мм. Толщина башни — 10-25 мм. Танк может противостоять мелкокалиберным боеприпасам.

Но компания «Крезо-Луар» создала дополнительное бронирование, складывающееся из блоков по 50 кг. Они ставятся на лобовых частях башни и корпуса, и по её бортам, что усилило защиту кроме того от 20-мм бронебойных снарядов на дальности более чем 100 м в секторе 180°. Масса для того чтобы оборудования — 650 кг.

Моторно-трансмиссионное отделение танка находится в передней его части.

Тут установлен бензиновый 8-цилиндровый двигатель SOFAM 8Gxb жидкостного охлаждения мощностью 250 л.с. Трансмиссия — механическая, ручного управления с пятью передачами переднего хода и одной — заднего. Механизм поворота — дифференциальный. Ведущие колёса стоят спереди.

Удельная мощность танка -16,7 л.с./т. Подвеска автомобили — торсионная с гидравлическими амортизаторами на первом и последних узлах.

В ходовой части — пять обрезиненных односкатных опорных катков и три поддерживающих по каждому борту. Гусеничные ленты складываются из 85 траков шириной 350 мм.

Качающаяся башня танка.

На ней размещены пусковые ракетные установки, блоки и пулемёты дымовых гранат

Экипаж танка складывается из трёх человек. В левой части башни — начальник, справа от пушки — наводчик, механик-водитель — слева в отделении управления

АМХ-13 израильской армии в военных действиях. Шестидневная война, 1967 г.

Танк способен развивать скорость до 60 км/ч. Вместимость его топливных баков образовывает 480 л, что разрешает иметь запас хода до 350 — 400 км.

АМХ-13 весьма устойчив и может преодолевать подъёмы до 30° и двигаться по склону с крутизной 31°.

В 1979 г. на Выставке бронетехники в Сатори (под Парижем) был представлен опытный образец танка с дизельным двигателем в качестве замены бензинового. Были предложены два типа: 4-цилиндровый 4LCS25 мощностью 265 л.с. и 280-сильный «General Motors». В 1983 г. заявлялся 6-цилиндровый дизель 11SRY мощностью 280 л.с.

На той же выставке в Сатори в 1987 г. был продемонстрирован модернизированный пример с новой лобовой частью корпуса, дизельным двигателем, автоматической трансмиссией, гидродинамической подвеской.

Многие страны, ранее поставившие АМХ-13 на вооружение собственных армий, кроме этого смогли значительно модернизировать их. В Аргентине, Венесуэле, Перу на имевшиеся у них автомобили были установлены 260-сильные дизели KHD V-8.

В то время, когда Венесуэла в конце 1980-х гг. произвела дозакупку 31 машину с 90-мм пушкой, на них кроме этого были заменены двигатели на дизельные американские 6V-53 мощностью 280 л.с. с автоматической коробкой передач.

Базисное шасси АМХ-13 было использовано для целого семейства разных автомобилей. Так, уже в начале 1960 г. на вооружение была принята самоходная 155-мм установка АМХ-13 F3 АМ, созданная компаниями Tarbes ATS («Тарбе») и Roanne ARE («Роан на»), с дальностью стрельбы до двадцати километров.

Расчёт её из 8 человек размещался в прицепе вместе с боезапасом. САУ имела 8-цилиндровый карбюраторный двигатель SOFAM 8Gxb мощностью 250 л.с. и имела возможность передвигаться со скоростью до 60 км/ч. На автомобилях поздних выпусков стоял более замечательный дизель 6V-53Т.

Самоходная установка АМХ 105 АМ с 105-мм гаубицей Мк61 с открытой сверху рубкой на базе АМХ-13

Мостоукладчик на шасси АМХ-13

Зенитная самоходная установка АМХ-130СА с двумя 30-мм орудиями. Создана на базе танка АМХ-13, на вооружении французской армии с 1969 г.

Таких САУ изготовили около 600 единиц. Их экспортировали в 10 государств, а также в Аргентину (24 единицы), Марокко (100 ед.), Катар (22 ед.), Перу (12 ед.), Чили (47 ед.), Эквадор (15 ед.) и другие.

В конце 1950-х гг. была создана самоходная установка АМХ-105 АМ с 105-мм гаубицей Мк61 с открытой сверху рубкой.

Дальность ведения огня равнялась 15 км при массе фугасного боеприпаса 16 кг. Она состояла кроме этого на вооружении Израиля, Марокко, Нидерландов.

На базе АМХ-13 выпускались и другие автомобили.

Такие, как зенитная самоходная ЗСУ АМХ-13DСА, БТР АМХ VСI, ремонтная БРЭМ АМХ-13 АРУ, 81-мм и 120-мм самоходные миномётные установки, мостовой танк и пр.

Французский танк АМХ-13 с качающейся боевой башней владеет высокими боевыми качествами, что и обусловило его популярность. Это один из истребителей и лучших разведчиков танков, не смотря на то, что и имеет лёгкое бронирование. В некоторых государствах танк и по сей день находится в строю.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АМХ-13

Экипаж, чел…………………………………………..3

Масса, кг……………………………………….15 500

Протяженность, мм………………………………………..4880

Протяженность с пушкой вперёд, мм………………6360

Ширина, мм……………………………………..2510

Высота, мм………………………………………2300

Клиренс, мм………………………………………370

Бронирование, мм:

лоб корпуса………………………………………15

борта корпуса……………………………………20

корма корпуса…………………………………..15

днище корпуса………………………………….10

башня………………………………………..10 — 25

Оружие: нарезная 90-мм пушка 0-960, два 7,62-мм пулемёта Боекомплект…

32 выстрела, 3600 патронов

Двигатель……………………………..бензиновый 8-цилиндровый SOFAM 8Gxb жидкостного охлаждения, мощность 250 л.с.

Удельная мощность, л.с./т…………………16,7

Ходовая часть… пять опорных катков и три поддерживающих катка на борт, ведущее колесо — переднее

Подвеска…….личная торсионная, гидравлические амортизаторы на первом и пятом катках

Гусеницы…………………….ширина — 350 мм, число траков — 108

Скорость по шоссе, км/ч………………………60

Ёмкость баков, л………………………………..480

Запас хода, км до……………………………….400

Преодолеваемые препятствия: высота стены, м…………………………….0,65

ширина рва, м………………………………….1,6

глубина брода, м………………………………0,8

угол подъёма, град…………………………….30

В.

ТАЛАНОВ

Как изменялась башня танка? Основное о танках

Статьи, которые будут Вам интересны: