Танк великой победы

Танк великой победы

История распорядилась так, что одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне — под Курском была одержана в тот момент, в то время, когда советские бронетанковые и механизированные армии в качественном отношении уступали германским. К лету 1943 года, в то время, когда самые болезненные конструктивные недочёты Т-34 были устранены, у немцев показались новые танки «Пантера» и «Тигр», заметно превосходившие отечественные по мощи оружия и толщине брони.

Исходя из этого на протяжении Курской битвы советским танковым частям, как и прежде, приходилось надеяться на собственный численное превосходство над соперником. Только в отдельных случаях, в то время, когда «тридцатьчетверкам» получалось приблизиться к германским танкам практически близко, пламя отечественных пушек становился действенным. На повестку дня остро встал вопрос о кардинальной модернизации танка Т-34 и особенно в части его оружия.

В последних числах Августа на заводе №112 произошло заседание, на которое прибыли нарком танковой индустрии В.А.Малышев, командующий бронетанковыми и механизированными армиями Красной Армии Я.Н.Федоренко и важные сотрудники Народного комиссариата оружия. В собственном выступлении В.А.Малышев подчернул, что победа в Курской битве досталась Красной Армии дорогой ценой.

Вражеские танки вели пламя по отечественным с дистанции 1500 м, отечественные же 76-мм танковые пушки имели возможность поразить «тигров» и «пантер» только с дистанции 500—600 м. «Образно выражаясь, — сообщил нарком, — соперник имеет руки в полтора километра, а мы всего в полкилометра. Необходимо срочно установить на Т-34 более замечательную пушку».

На самом же деле обстановка была существенно хуже, чем ее обрисовал В.А.Малышев. А ведь попытки исправить положение предпринимались В первую очередь 1943 года.

Еще 15 апреля ГКО в ответ на появление на советско-германском фронте новых германских танков издал распоряжение №3187сс «О мероприятиях по усилению противотанковой обороны», которым обязал ГАУ подвергнуть полигонным опробованиям противотанковые и танковые пушки, пребывавшие в серийном производстве, и в 10-дневный срок представить собственный заключение. В соответствии с этим документом помощник командующего БТ и МВ генерал танковых армий В.М.Коробков приказал задействовать на протяжении этих опробований, проходивших с 25 по 30 апреля 1943 года на полигоне в Кубинке, трофейный «Тигр».

Результаты опробований были малоутешительными. Так, 76-мм бронебойно-трассирующий боеприпас пушки Ф-34 не пробил бортовую броню германского танка кроме того с дистанции 200 м! Самый же действенным средством борьбы с новой тяжелой машиной соперника была 85-мм зенитная пушка 52К примера 1939 года, которая с дистанции до 1000 м пробивала его 100-мм лобовую броню.

ГКО 5 мая 1943 года принял распоряжение № 3289сс «Об усилении артиллерийского оружия танков и самоходных установок».

В нем перед НКТП и НКВ были поставлены конкретные задачи по созданию танковых пушек с зенитной баллистикой.

Еще в январе 1943 года к разработке таковой пушки приступило КБ завода №9, руководимое Ф.Ф.Петровым. К 27 мая 1943 года были выпущены рабочие чертежи пушки Д-5Т-85, спроектированной по типу германских танко-самоходных пушек и отличавшейся малым весом и маленькой длиной отката. В июне первые Д-5Т изготовили в металле.

Эта пушка удачно подошла к тяжелым танкам КВ-85 и ИС-85, а в варианте Д-5С — к самоходке СУ-85.

Но, для установки ее в средний танк Т-34 требовалось расширить диаметр башенного погона и установить новую башню. Над данной проблемой трудились КБ завода «Красное Сормово» во главе с В.В.Крыловым и башенная несколько завода № 183, руководимая А.А.Молоштановым и М.А.Набутовским.

В следствии показались две весьма похожие друг на друга литые башни с диаметром погона в свету 1600 мм. Обе они напоминали (но не копировали!) башню умелого танка Т-43, забранную за базу при проектировании.

Т-34 с пушкой Д-5Т:

1 — пушка Д-5Т, 2 — панорама ПТК; 3 — смотровая щель; 4 — командирская башенка; 5 — наружный топливный бак, 6 — брезент, 7 — бойница для стрельбы из личного оружия; 8 — рым; 9,10 — смотровые устройства МК-4 заряжающего и начальника, 11 — запасные траки; 12 — люк механика-водителя; 13 — установка курсового пулемета; 14 — буксирный трос; 15 — люк заряжающего, 16—двухстворчатый люк начальника; 17 — надмоторный люк; 18 — защитная решетка над жалюзи для выброса воздуха совокупности охлаждения; 19 — бронеколпаки выхлопных труб; 20 — люк доступа к трансмиссии; 21 — штампованный опорный каток; 22 — антенный ввод; 23 — броневые колпаки вентиляторов

Установка пушки Д-5Т в новой башне должна была урегулировать все вопросы, но…

Красивые массо-габаритные характеристики этого орудия решались за счет громадной сложности конструкции. Помимо этого, изюминкой Д-5Т было размещение накатника и тормоза отката над стволом, подобно германской штурмовой пушке Stuk 40, но в отличие от последней — за главной башенной броней. Для лучшего уравновешивания ее цапфы переместили вперед, а казенная часть, напротив, была достаточно очень сильно отодвинутой к кормовому странице башни.

Это фактически исключало возможность заряжания пушки на ходу танка. Кроме того при перемещении на малой скорости натренированные заряжающие по нескольку раз ударяли головной частью боеприпаса в казенную часть орудия. В следствии пушку Д-5Т на вооружение танка Т-34 не приняли, а сходу по окончании ее опробований — в октябре 1943 года —отдали приказ ЦАКБ (основной конструктор В.Г.Грабин)

о разработке особой 85-мм пушки для танка Т-34.

Серийное производство нового орудия предполагалось начать на заводе № 92 с 1 марта 1944 года, а до тех пор в качестве временной меры заводу «Красное Сормово» разрешалось устанавливать в башню собственной конструкции пушку Д-5Т.

Наряду с этим заводу предлагалось обеспечить выпуск танка в следующих количествах: в январе 1944 года — 25 шт., феврале — 75 шт., марте — 150 шт., а с апреля всецело перейти на производство Т-34-85 вместо Т-34.

Танки, вооруженные пушкой Д-5Т, заметно отличались от автомобилей более позднего выпуска по внутреннему устройству и внешнему виду. Башня была двухместной, а экипаж складывался из четырех человек. На башне имелась очень сильно смещенная вперед командирская башенка с двухстворчатой крышкой, вращавшейся на шариковой опоре.

В крышке был смотровой перископический прибор МК-4 кругового обзора. Для стрельбы из пушки и спаренного пулемета устанавливались телескопический шарнирный прицел ТШ-15 и панорама ПТК-5. В обоих бортах башни имелись смотровые щели со стеклоблоками бойницы и триплекс для стрельбы из личного оружия.

Радиостанция размещалась в корпусе, а ввод ее антенны — на правом борту, так же как у танка Т-34 с 76-мм пушкой. Силовая установка, ходовая часть и трансмиссия трансформаций фактически не претерпели.

Танки с пушкой Д-5Т пара различались между собой в зависимости от времени выпуска. К примеру, первые серийные автомобили имели один башенный вентилятор, а последующие — два.

Танки последних выпусков имели устройства наблюдения лишь МК-4 и более позднюю командирскую башенку. Радиостанция размещалась в башне, но в корпусах этих танков еще сохранялся антенный ввод на правом бортовом странице либо его заглушенное отверстие.

направляться подчернуть, что рассмотренная модификация в статистической отчетности как Т-34-85, по-видимому, не фигурирует.

По крайней мере, на сегодняшний сутки в литературе имеется значительные расхождения в оценках количества выпущенных автомобилей. В западных изданиях цифры колеблются в диапазоне 500—700 танков. В действительности намного меньше!

С января по апрель 1944 года заводские цехи покинули 255 танков Т-34 с пушкой Д-5Т, а также пять командирских автомобилей с радиостанцией РСБ-Ф.

Делая приказ НКВ по созданию 85-мм пушки для Т-34 в октябре — ноябре 1943 года ЦАКБ и завод № 92 изготовили три умелых примера новых орудий. ЦАКБ представило пушки С-53 (ведущие конструкторы Т.И.Сергеев и Г.И.Шабаров) и С-50 (ведущие конструкторы В.Д.Мещанинов, В.А.Тюрин и А.М.Волгеаский), а артиллерийский завод № 92 — пушку ЛБ-1 (ЛБ-85) конструкции А.И.Савина.

Т-34-85 выпуска 1944 года:

1 — пушка С-53; 2 — антенный ввод; 3 — командирская башенка; 4 —наружный топливный бак; 5—литой опорный каток; 6 — смотровая щель заряжающего; 7 — бойница для стрельбы из личного оружия; 8,9,10— смотровые устройства МК-4 заряжающего, наводчика и командира; 11 — броневые колпаки вентиляторов; 12— люк заряжающего; 13 — двухстворчатый люк начальника

На протяжении опробований, длившихся до конца 1943 года, предпочтение было дано С-53, которая 1 января 1944 года была принята на вооружение танка Т-34, причем как со штатным (1420 мм), так и расширенным погонами. Пушка С-53 выгодно отличалась от аналогов надёжностью и простотой конструкции. накатник и Тормоз отката размешались под основанием затвора, что разрешило уменьшить высоту линии огня и расширить расстояние между задней стенкой и казёнником башни.

Помимо этого, цена орудия была ниже, чем кроме того у 76-мм пушки Ф-34, не говоря уже о Д-5Т.

Танк Т-34-85 с пушкой С-53 был принят на вооружение Красной Армии распоряжением ГКО № 5020сс от 23 января 1944 года.

Начиная с февраля к постепенному переходу на выпуск танков с пушкой С-53 «приступил завод № 112 «Красное Сормово».

Наряду с этим первые танки имели в виде большое количество линия от Т-34 с Д-5Т: раннюю сормовскую башню, 11-образные рымы, размещение топливных баков и т.д. С 15 марта 1944 года к произаодству Т-34-85 приступил завод № 183, а с » июня — завод № 174 в Омске.

Длившиеся параллельно с производством полигонные опробования распознали значительные недостатки противооткатных устройств пушки С-53.

Заводу № 92 в Неприятном было поручено собственными силами совершить ее доработку. В ноябре— декабре 1944 года началось производство этого орудия под индексом ЗИС-С-53 («ЗИС» — сокращение от заглавия артиллерийского завода № 92 имени Сталина, «С» — индекс ЦАКБ). Всего в 1944—1945 годах было произведено 11 518 пушек С-53 и 14 265 пушек ЗИС-С-53. Последние устанавливались как на танки Т-34-85, так и в последующем на Т-44.

У «тридцатьчетверок» с пушками С-53 и ЗИС-С-53 башня стала трехместной, а командирская башенка была перемещена ближе к ее корме. Радиостанцию перенесли из корпуса в башню. Смотровые устройства устанавливались лишь нового типа — МК-4, причем как в раннем — открытом, так и в позднем — закрытом вариантах.

В течение 1944 года ввели крепление пяти запасных траков на верхнем лобовом странице корпуса, коробчатые передние грязевые щитки, откидывавшиеся на петлях, установку малых дымовых шашек (МДШ) на кормовом странице корпуса. По мере производства изменялись размеры и форма балки носовой части корпуса, соединявшей верхний и нижний лобовые страницы. Она уменьшалась в размерах, а на автомобилях поздних выпусков была изъята — верхний и нижний страницы стали свариваться встык.

В декабре 1944-го завод № 112 внес на рассмотрение ГБТУ последовательность усовершенствований конструкции башни танка. А также замену двухстворчатого командирского люка одностворчатым, введение в нише башни безрамной боеукладки на 16 выстрелов, дублированное управление поворотом башни и, наконец, улучшение вентиляции боевого отделения разнесенными вентиляторами. Из перечисленных предложений в январе 1945 года была внедрена лишь одностворчатая крышка люка командирской башенки.

Что касается улучшения вентиляции, то сормовичи внесли предложение перенести один из двух установленных в задней части крыши башни вентиляторов в ее переднюю часть. Наряду с этим передний вентилятор был вытяжным, а задний — нагнетательным. "Наверное," в ГБТУ по непонятным обстоятельствам решили повременить с внедрением этого очень толкового предложения. По крайней мере, на фотографиях военных действий весны

1945 года Т-34-85 с разнесенными вентиляторами не видятся.

Не принимали участие такие танки и в Параде Победы, а вот 7 ноября 1945 года подразделения Кантемировской танковой дивизии, участвовавшие а параде на Красной площади, были укомплектованы как раз такими танками. Все это разрешает высказать предположение, что автомобили с разнесенными вентиляторами начали выпускаться уже по окончании ВОВ и, по-видимому, лишь на заводе № 112. У этих автомобилей была еще одна характерная подробность — отсутствовала смотровая щель в правом борту корпуса.

У танков различных фабрик имелись кое-какие отличия друг от друга, которые связаны с разработкой изготовления. Башни различались расположением и числом литьевых и сварных швов, формой командирской башенки. В ходовой части употреблялись как штампованные опорные катки, так и литые с развитым оребрением. Виделись различные варианты крепления топливных баков и дымовых шашек.

Кроме того защитные планки погона башни были различными. На танках употреблялось и пара вариантов гусеничных траков.

Не считая линейных, с июня 1944 года выпускались и огнеметные танки ОТ-34-85.

Подобно их предшественнику ОТ-34, на данной машине курсовой пулемет заменялся автоматическим поршневым танковым огнеметом АТО-42 завода № 222. Установка огнемета в танке была создана на заводе № 174, что наровне с заводом № 112 являлся производителем огнеметных автомобилей.

Серийное производство Т-34-85 в СССР прекратили во второй половине 40-ых годов двадцатого века (по некоторым данным, на заводе «Красное Сормово» малыми сериями оно длилось до 1950 года), выпустив 25 899 боевых автомобилей.

В зарубежных источниках приводятся следующие цифры производства Т-34-85 а СССР в послевоенные годы: 1946 — 5500, 1947 — 4600, 1948 — 3700, 1949 — 900, 1950 — 300 единиц. Если судить по количеству нулей, цифры эти, вероятнее, носят очень приблизительный темперамент. В случае если же забрать за базу количество автомобилей, выпущенных во второй половине 40-ых годов двадцатого века, завышенное а этих источниках в два раза, и допустить, что все остальные цифры завышены кроме этого, получается, что в 1947—1950 годах было выпущено 4750 танков Т-34-85. Это вправду похоже на правду.

Запрещено же действительно высказать предположение, что отечественная танковая индустрия простаивала практически пять лет. Выпуск среднего танка Т-44 закончился а 1947-м, а к массовому производству танка Т-54 фабрики приступили фактически в первой половине 50-ых годов XX века. До этого он выпускался с 1946 года в ограниченных количествах.

В войска танки Т-34-85 начали поступать в феврале—марте 1944 года. Приблизительно сейчас их взяли бригады 2-го, 6-го, 10-го и 11-го гвардейских танковых корпусов. К сожалению, эффект от первого боевого применения новых танков был низким, поскольку бригады взяли всего по нескольку таких автомобилей. Большая часть в них составляли Т-34 с 76-мм пушками.

К тому же крайне мало времени отводилось и на переподготовку экипажей, прежде всего — наводчиков.

Т-34-85 послевоенного выпуска:

1 — пушка ЗИС-С-53; 2 — бойница для стрельбы из личного оружия: 3 — поздняя командирская башенка увеличенного диаметра: 4 — рым башни; 5.6.7 — смотровые устройства МК-4 (поздний вариант— с крышкой) заряжающего, наводчика и командира; 8 — запасные траки; 9 — броневой колпак вытяжного вентилятора; 10 — броневой колпак нагнетательного вентилятора; 11— люк заряжающего; 12 — одностворчатый люк (с весовым компенсатором) начальника; 13 — откидные части крыльев; 14 — крепление брезента: 15 — дымовая шашка МДШ

В заметных количествах Т-34-85 употреблялись на протяжении наступления в Белоруссии, начавшегося в последних числах Июня 1944 года.

Они составляли уже более половины из 811 «тридцатьчетверок», принимавших участие в данной операции. В массовом же порядке Т-34-85 использовались в военных действиях в 1945 году: в Висло-Одерской, Померанской, Берлинской операциях, в бою у озера Балатон в Венгрии. В частности, незадолго до Берлинской операции укомплектованность танковых бригад военными машинами этого типа была практически стопроцентной.

Т-34-85 принимали участие и в разгроме японской Квантунской армии, являясь ударной силой соединений и танковых частей.

Напоследок возможно заявить, что совершённые в 1942—1944 годах мероприятия по модернизации танка Т-34 разрешили значительно повысить его боевые возможности. В конструкции танка в целом был соблюден некоторый баланс компромиссов, выгодно отличавший его от вторых танков Второй мировой.

Простота, удобство в техническом обслуживании и эксплуатации, высокая ремонтнопригодность в совокупности с хорошей бронезащитой, мощным вооружением и манёвренностью стали обстоятельством популярности Т-34-85 у танкистов. Эти автомобили первыми ворвались в Прагу и Берлин, сделав последние выстрелы по неприятелю в Великой Отечественной войне. Как раз они, как правило, остановились на постаментах, окончательно оставшись в памяти народа знаком отечественной Победы.

М. БАРЯТИНСКИЙ

Ударная сила: Танк Великой Победы (Т-34) [054]

Статьи, которые будут Вам интересны: