Танки для самообороны
Силы самообороны — так официально именуются вооруженные силы современной Японии. В соответствии с Потсдамской декларацией в 1945 году японская армия была разоружена и демобилизована. 30 ноября того же года распустили военное и военно-морское министерства со всеми подчиненными им органами.
В конституции Японии, принятой во второй половине 40-ых годов двадцатого века, в статье 9 говорится: «Честно стремясь к интернациональному миру, основанному на порядке и справедливости, японский народ на вечные времена отказывается от войны как права нации, и от угрозы либо применения вооруженной силы как средства разрешения интернациональных споров. С целью достижения цели, вышеуказанной, ни при каких обстоятельствах впредь не будут создаваться сухопутные, морские и ВВС, равно как и другие средства войны.
Право на ведение страной войны не согласится».
Но это положение ни при каких обстоятельствах не трактовалось через чур прямолинейно Еще в январе 1950 года главноком американскими оккупационными армиями генерал Д.Макартур в обращении к японскому народу объявил, что Япония есть «в праве на самооборону». Спустя пара месяцев, 8 июля, в соответствии с его приказом началось формирование милицейского резервного корпуса численностью 75 тыс. человек.
Заключенный в 1951 году японо-американский контракт (о гарантии) безопасности гласил, что «сама Япония будет все в большей мере принимать на себя ответственность за собственную оборону против косвенной агрессии и прямой». В августе 1952 года японское правительство преобразовало милицейский резервный корпус в корпус нацбезопасности и увеличило его численность до 110 тыс. человек. В сентябре 1953 года на базе этого корпуса началось создание Сил самообороны.
Это наименование, полученное 1 июля 1954 года, сохраняется за японскими вооруженными силами по сей день.
Совсем структура Сил самообороны Японии была организована к 1976 году и с того времени не претерпела больших трансформаций.
Главнокомом есть глава правительства, при котором существует консультативный орган — Совет нацбезопасности, а яркое управление флотом и войсками реализовывают Управление национальной обороны (УНО) и Объединенный комитет глав штабов с соответствующими штабами родов армий. Главным управляющим органом в данной совокупности есть УНО, командует которым гражданский глава управления в ранге министра .
Силы самообороны складываются из сухопутных, воздушных и морских подразделений. Сухопутные — самые многочисленные. В них помогают 148 тыс. человек. Они складываются из пяти армий, 13 дивизий (а также одной танковой), нескольких бригад (а также одной воздушно-десантной) и последовательности частей центрального подчинения. На вооружении сухопутных сил находится более 1000 танков, 2000 реактивных установок и артиллерийских орудий, около 500 вертолётов и самолётов.
Единственная японская 7-я танковая дивизия считается главной ударной силой сухопутных армий. Она предназначена для нанесения контрудара, и для прикрытия флангов решения и пехотных дивизий вторых задач. Дивизия имеет семь полков (три танковых, мотопехотный, артиллерийский, зенитный ракетно-артиллерийский, тылового обеспечения), три батальона (разведывательный, инженерный, связи) и две роты (штабная, армейской авиации).
Численность личного состава около 7000 человек. Оружие: более чем 200 танков, более 200 боевых бронированных автомобилей, до 70 орудий полевой артиллерии и минометов. Дивизия дислоцируется на о. Хоккайдо и подчинена руководству армии «Север» — самой большой и боеспособной в Силах самообороны.
Бронетанковая техника состоит на вооружении и других подразделений. Так, в составе каждой пехотной дивизии имеется танковый батальон, насчитывающий до 60 боевых автомобилей.
В 1950-е годы, на начальной стадии строительства Сил самообороны, на их оружии пребывала в основном американская боевая техника, а также легкие танки М24 и М41, и средние — М4АЗ и М47.
Но уже в первой половине 50-ых годов XX века в Японии началась разработка собственных средних танков первого послевоенного поколения.
С 1957 по 1962 год было произведено пара прототипов под индексами от ST-A1 до ST-A4. В их конструкции продолжились довоенные традиции японского танкостроения, которые связаны с установкой дизеля воздушного охлаждения в корме корпуса при передних ведущих колесах, иначе, очевидно, что прототипом при проектировании послужил американский танк М47, пребывавший в то время на вооружении японских Сил самообороны.
При разработке собственной военной машины учитывалась и японская специфика. Ввиду того, что Япония есть в основном горной страной с маленьким числом равнин, главное внимание обращалось на маневренность танка. Нужно было кроме этого сделать его как возможно легче и меньше из-за ограничений, налагаемых характером автодорожной сети, малой грузоподъемностью большинства мостов и тем, что железные дороги страны имеют уменьшенную ширину колеи.
При определении размеров танка учитывалось кроме этого то событие, что японцы в основном маленького роста.
В первой половине 60-ых годов двадцатого века новый средний танк был принят на вооружение под маркой «61». Он пребывал в серийном производстве с 1962 по 1972 год.
За это время компания Mitsubishi Heavy Industries изготовила 560 боевых автомобилей.
Основной боевой танк «90»:
1 — 120-мм пушка; 2 — эжектор; 3 — фальшборт; 4 — 12,7-мм зенитный пулемет; 5 — блок дымовых гранатометов; 6 — датчик скорости ветра; 7 — корзина для снаряжения; 8 — ведущее колесо; 9 — опорный каток; 10 — направляющее колесо; 11 — командирская башенка; 12 — перископический комбинированный прицел начальника; 13 — лазерный дальномер; 14 — перископический дневной-ночной прицел наводчика; 15 — антенный ввод; 16 — амбразура телескопического прицела; 17 — амбразура 7,62-мм спаренного пулемета.
На виде позади зенитный пулемет условно не продемонстрирован
Танк «61» имеет компоновку с передним размещением задним двигателя и — трансмиссии, сварной корпус и литую башню с развитой кормовой нишей. Экипаж автомобили складывается из четырех человек. Механик-водитель находится в передней части корпуса справа; остальные члены экипажа, начальник, наводчик и заряжающий — в башне.
В распоряжении командира экипажа имеется вращающаяся башенка, оборудованная стереоскопическим оптическим дальномером; на башенке установлен крупнокалиберный зенитный пулемет Browning М2НВ. 90-мм нарезная пушка «61» японского производства снабжена Т-образным дульным тормозом и эжекционным устройством для продувки канала ствола. Баллистические характеристики у пушки такие же, как у американской М41, установленной на танке М47.
С орудием спарен 7,62-мм пулемет Browning М1919А4. Боекомплект пушки складывается из 50 выстрелов, 4000 патронов калибра 7,62 мм и 525 патронов калибра 12,7 мм.
наведения поворота пушки и Приводы башни по вертикали — электрогидравлические, а дублирующие — ручные. Совокупность стабилизации пушки отсутствует.
На танке кроме этого отсутствуют совокупность защиты от ОМП и оборудование ОПВТ. Часть автомобилей оснащена устройствами ночного видения.
Установленный на танке 12-цилиндровый V-образный турбодизель воздушного охлаждения Mitsubishi 12 НМ 21WT мощностью 600 л.с. при 2600 об/мин. и пятискоростная механическая синхронизированная коробка передач разрешают 35-тонной военной машине развивать скорость 45 км/ч. Запас хода достигает 200 км.
В ходовой части танка «61» применена личная торсионная подвеска.
В схеме подвески двух передних и двух задних опорных катков имеются телескопические гидравлические амортизаторы. Гусеница — металлическая с съёмными накладками и резинометаллическим шарниром. Как гусеница, так и опорные катки унифицированы с катками и гусеницей танка М47.
На базе танка «61» были созданы и изготавливались серийно мостоукладчик «67», саперный танк «67» и БРЭМ «70».
По состоянию на 1999 год в частях Сил самообороны имелось еще 40 средних танков «61», каковые употреблялись по большей части в учебных целях либо пребывали на хранении.
Разработка нового среднего танка была начата компанией Mitsubishi Heavy Industries в первой половине 60-ых годов двадцатого века и проходила в рамках программы, предусматривавшей усиление новыми автомобилями парка танков «61», а после этого и полную его замену.
По окончании семи лет научно-исследовательских и умело-конструкторских работ в сентябре 1969 года были изготовлены два первых прототипа ST-B1. В них учитывались на тот период все тогдашние успехи мирового танкостроения, и реализовывались бессчётные уникальные созданья японских конструкторов: автомат заряжания пушки, совокупность дистанционного управления зенитным пулеметом, новая гидромеханическая трансмиссия, гидропневматическая подвеска опорных катков и другое.
До 1973 года была изготовлена серия прототипов от ST-B1 до ST-B6, конструкция которых по мере проектирования все более упрощалась. На вооружение японских Сил самообороны танк приняли в 1975 году под обозначением «74», в том же году началось его серийное производство. С 1975 по 1991 год произведено 873 единицы.
Компоновка танка «74» хорошая, с кормовым размещением моторнотрансмиссионного отделения.
В отличие от танка «61», на «74» механик-водитель находится в носовой части корпуса слева. Корпус сварен из катаных броневых страниц, башня — литая полусферической формы, напоминающая башни советских танков, и башни германских танков АМХ-30 и «Леопард-1». Большая толщина лобовой брони корпуса образовывает 110 мм, угол наклона лобового страницы к вертикали — 65°.
Все системы и узлы танка — национальной разработки, не считая 105-мм пушки L7A3, изготавливавшейся по британской лицензии. Пушка имеет концентрическое противооткатное устройство и стабилизирована в двух плоскостях. Наведение пушки на цель и стрельбу смогут осуществлять как командир экипажа, так и наводчик.
В комплекс прицельных устройств танка входят комбинированный (дневной/ночной) перископический прицел начальника, в который встроен лазерный дальномер на рубине с возможностью измерения от 300 до 4000 м, главный перископический комбинированный прицел наводчика J-3 и вспомогательный телескопический шарнирный монокулярный прицел наводчика. Ночные устройства — активного типа, подсветка производится посредством ксенонового прожектора, установленного слева от пушки.
Боекомплект танка складывается из 55 выстрелов, 4500 патронов калибра 7,62 мм и 660 патронов калибра 12,7 мм.
На танке «74» установлен двухтактный дизельный 10-цилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения Mitsubishi 10ZF 22WT, с турбонаддувом. Его мощность — 720 л.с. (529 кВт) при 2200 об/мин.
В кормовой части танка в едином блоке с двигателем размещена механическая планетарная трансмиссия Mitsubishi МТ 75А с фрикционным включением передач (6+1 ) и дифференциальным механизмом поворота. Подвеска танка — гидропневматическая, регулируемая, клиренс изменяется от 200 до 650 мм, дифферент корпуса ±6°, крен ±9°. Установка упругих элементов подвески выполнена в корпуса. Натяжение гусеницы может регулироваться с места механика-водителя посредством гидропривода натяжного механизма.
Танк оборудован совокупностью ОПВТ, защиты от ОМП и автоматической совокупностью ППО.
Боевая масса танка образовывает 38 т. Большая скорость — 53 км/ч, запас хода по шоссе — 300 км. Экипаж автомобили складывается из 4 человек. Ограниченная грузоподъемность шасси и довольно малая мощность двигателя не разрешили совершить модернизацию танка за счет увеличения установки броневой и уровня защиты более замечательного оружия, как это было сделано в большинстве европейских стран и в Соединенных Штатах.
Однако танк «74» так же, как и прежде остается базой бронетанковых армий Сил самообороны: по состоянию на 1999 год в боевых частях пребывало 873 танка этого типа. В связи с медленным поступлением в армии нового танка «90» такое положение сохранится и в скором времени.
Основной боевой танк «90» в летней камуфляжной окраске. 1998 год
Главной боевой танк «90» из состава 7-й танковой дивизии на протяжении учений на полигоне «Хагаси Фудзи». Зима 1999 года
На базе танка «74» были созданы: 155-мм самоходная гаубица «75», БРЭМ «78», ЗСУ «87» и мостоукладчик «91». Первые три автомобили производились серийно и состоят на вооружении Сил самообороны.
С 1976 года для замены танков «61» и «74» компанией Mitsubishi Heavy Industries разрабатывался новый танк под индексом ST-C.
В проектировании принимали участие германские компании Krupp-MaK и Krauss-Maffei AG, создававшие танки Leopard. Неудивительно, что принятый во второй половине 80-ых годов XX века на вооружение главной боевой танк «90» имеет большое внешнее сходство с танком Leopard-2.
башня и Корпус танка сварные, броня многослойная, разнесенная, с широким применением керамических элементов. Верхний лобовой лист корпуса расположен под большим углом к вертикали, тогда как лобовые и бортовые страницы башни не имеют каких-либо углов наклона.
Защита корпуса усилена за счет противокумулятивных экранов.
Стабилизированная в двух плоскостях 120-мм гладкоствольная пушка германской компании Rheinmetall, производимая в Японии по лицензии компанией Japan Steel Works, может стрелять всеми снарядами этого калибра, созданными в Германии и в Соединенных Штатах. Для заряжания пушки употребляется автомат с применением механизированной боеукладки, расположенной в нише башни и вмещающей 20 выстрелов.
Последнее событие японцы, по-видимому, посчитали достаточно веским основанием для ликвидации в составе экипажа заряжающего. Но, не они одни.
Созданная компанией Mitsubishi Electric совокупность управления огнем считается одной из самых идеальных в мире.
Она включает в себя электронный баллистический вычислитель, машинально учитывающий поправки на скорость цели, боковой ветер, дальность до цели, крен оси цапф пушки, атмосферное давление и температуру воздуха, износ канала и собственную скорость танка ствола. Вручную в него вводятся поправки на тип выстрела и температуру заряда.
Помимо этого, в совокупность входят: стабилизированный в двух плоскостях панорамный перископический прицел начальника с ночным тепловизионным и лазерным дальномером,и два прицела наводчика: стабилизированный в одной плоскости перископический прицел с ночным тепловизионным каналом и вспомогательный телескопический шарнирный монокулярный прицел.
Кроме пушки в комплекс оружия танка «90» входят два пулемета: спаренный с пушкой пулемет «74» калибра 7,62 мм и зенитный пулемет М2НВ калибра 12,7 мм, установленный на крыше башни между люками наводчика и командира.
По бортам башни в кормовой ее части смонтированы шесть дымовых гранатометов «73» калибра 60 мм. Боекомплект включает в себя 40 выстрелов, 4500 патронов калибра 7,62 мм и 660 патронов калибра 12,7 мм. При стрельбе из 120-мм гладкоствольной пушки употребляются неоперенные бронебойные подкалиберные трассирующие боеприпасы с отделяемым поддоном и многоцелевые противотанковые кумулятивные боеприпасы с полусгораемыми гильзами.
Установленный на танке 10-цилиндровый двухтактный V-образный турбодизель жидкостного охлаждения Mitsubishi M-12ZG мощностью 1500 л.с. при 2400 об/мин разрешает 50-тонной военной машине развивать большую скорость 70 км/ч. Хорошие показатели подвижности обеспечиваются и гидромеханической трансмиссией с блокируемым гидротрансформатором, автоматической планетарной коробкой передач (4+2) и гидрообъемной передачей в приводе поворота.
Ходовая часть складывается из шести обрезиненных опорных катков на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего размещения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное) и направляющего колеса. Подвеска — комбинированная, на двух передних и двух задних опорных катках с каждого борта установлены гидропневматические сервомоторы, а на остальных — торсионные валы. Гусеницы имеют железные беговые дорожки, РМШ и съемные резиновые накладки.
На танке «90» установлены быстродействующая автоматическая совокупность ППО, реагирующая на ИК-излучение источника возгорания, и совокупность защиты от ОМП. Имеется совокупность предупреждения об облучении танка лазерными средствами соперника.
Установочная партия новых танков была выпущена в первой половине 90-ых годов XX века, серийное производство осуществляется с 1992 года.
Неспециализированная потребность Сил самообороны в танках этого типа оценивается в 400 — 500 единиц. По состоянию на 1999 год в Силах самообороны пребывало 172 танка этого типа, а на 1 января 2004 года — 240. В 2003-м денежном году было заказано 18 танков. направляться подчернуть, что, подобно практически всем японских армейских программ, разработка танка «90» велась весьма долго, а серийное производство идет очень медлительно, благодаря чего цена одной автомобили есть самой высокой в мире.
К тому же, по оценке зарубежных экспертов, основной боевой танк «90» входит в пятерку лучших танков мира.
М. БАРЯТИНСКИЙ