«Терпи казак – атаманом будешь!» кто же такие атаманы? часть 2 — «военные действия»

Работа по присяге и не только

В будущем в течении XVI в. из документов выявляется всё больше и больше имен казачьих атаманов. Среди них Сусар Федоров, Федор Павлов, Андрей Шадра, Ляпун, Михаил Черкашенин, Никита Мамин, Иван Кишкин и другие. Их значение и роль в истории казачества и русского государства было различным.

Казаки принимали участие во всех войнах, каковые вела страна, будь то взятие Казани либо Астрахани, Ливонская война, а основное, защищали юго-восточные пределы страны от турок и других восточных агрессивных соседей столичного царства.

Среди казачьих атаманов весьма бы хотелось упомянуть одного человека. Это Ермак. Ермак Тимофеевич не был официальным атаманом Донского войска.

Но именно он мощно вошёл в историю страны началом освоения и покорения Сибири. И история, которая связана с ним, необычным образом отражает саму сущность существования казачества, в особенности в контексте сотрудничество его с русским страной.
«Терпи казак – атаманом будешь!» кто же такие атаманы? часть 2 - «военные действия»
В. Суриков Покорение Сибири Ермаком. 1895

Ермак Тимофеевич был атаманом свободных казаков, причём не только вольных, но и «воровских». Перейдя с Дона на Волгу, они разбойничали, нападая на все без исключение купеческие караваны. За это их преследовали, и они бежали в пермские почвы к промышленникам Строгановым.

Наряду с этим у власти не было никакой возможности дотянуться до них и наказать. Быть может, власть и не желала делать этого, ограничиваясь тем, что сейчас казаки заняты делом и волей-неволей помогают заинтересованностям страны на данной далекой окраине, очень нуждавшейся в притоке людей.

Примечательно, что сперва Ермак с товарищами защищали владения Строгановых от набегов неспокойных соседей, причем платили им за это сами промышленники, а не государство. После этого, снова же на строгановские средства, был организован поход за Урал-камень во владения Сибирской татарской орды. Казаки завоевали соседнее государство только по собственной воле, но до нас из глубины столетий не донеслось кроме того намека на то, что они пробовали организовать в том месте какую-либо «казачью власть».

Как мы знаем, что атаман Ермак выступал от имени русского страны, от имени царя, которому и «ударил» Сибирью, умоляя о прощении и прося принять огромные и благодатные края под собственную высокую руку. Данный эпизод казачьей истории и русской интересен самим фактом перехода от обычных «воровских» дел к ответу громадных национальных задач.

Наступил сложный «бунташный» во многом переломный для казачества и России XVII век. Возможно заявить, что уже практически полстолетия казаки, в нашем случае донские, правдой и верой, по присяге помогали столичному правителю. Кстати заявить, что казаки, которые связаны с Россией уже были не только донскими.

С 1574 г. устанавливается старшинство, т.е. начало если не существования, то так называемой «официальной» истории оренбургских казаков, с 1577 г. — терских казаков, с 1582 г. — сибирских и семиреченских казаков, а с 1591 г. — славных уральских казаков.

Тут имеется маленькая неувязка, т.к. старшинство и реальное высочайшее формирования утверждение и время войска его в качестве оного время от времени очень сильно не совпадают. Но это относится совсем уж официальной стороны вопроса.

Ну, к примеру, как было сообщено терские (гребенские) казаки ведут собственную историю с 1577 г., а официальное Терское войско — оформляется лишь в 1860 г. Но для нас в этом случае принципиально важно то, что означает, казаки, ведомые собственными предводителями-атаманами, уже в XVI в. были и в оренбургских степях, и в Сибири, и на Кавказе, и на Урале. Причем у всех у них были собственные атаманы наподобие Андрея Шадры, считающегося основоположником терских казаков, либо Матвея Мещеряка — основателя яицкого (уральского казачества) и других. Деяния многих этих людей кроме этого хороши описания, но мы из-за временных рамок, вынуждены ограничиваться определенным кругом лиц, возможно покинувших самый важный след в истории казачества.

Итак, на дворе XVII столетие. Что мы знаем об этом времени касаемо казачества? Ну конечно же, это Смута начала века, Разинщина и Азовское сидение.

В этих событиях казаки показали себя очень ярко. Как раз тут, во многом и продемонстрировали атаманы, что они стоили как армейские предводители и в целом, как начальники для того чтобы неспокойного, но только отечественного родного славянского, русского явления как казачество.

Согласно точки зрения некоторых авторитетных историков, к примеру С. М. Соловьева, Смута во многом случилась по причине того, что очень сильно проявились антигосударственные устремления казачества в этот исторический период. Тут, само собой разумеется, возможно поспорить. И другие не меньше авторитетные историки имеют на данный счет второе вывод. Но и С.М. Соловьев делал выводы не на безлюдном месте.

В частности, известен факт о очень напряженных отношениях казаков и «неприродного» русского царя Бориса Годунова.
Казаки были люди глубокой традиции, ну, фактически, как и сам русский народ, породивший это сословие. Прошлым правителям, не обращая внимания на все «издержки» их управления страной, очень многое прощалось, т.к. они владели таким ответственным свойством как «сакральность». Средневековые люди были сугубо религиозны, и власть полученная «от Всевышнего» была для них важным доводом. Столичные правители племени Калиты данной сакральностью владели.

Более того, возможно отыскать в памяти, что Иван Грозный с 1547 г. стали «величаться» еще и царем. И в случае если чужестранцев удалось убедить именовать в этом с некоторыми специальными приёмами и усилиями, то со своим народонаселением всё прошло значительно несложнее. В церквях молились за царя и этого для многих стало достаточно.
Вот данной сакральностью Борис Федорович Годунов и не владел. Для современников он был не «настоящим» правителем. Не было на нем «божьего благословения».

Тем более, что тянулся за ним «шлейф» слухов об участии в убийстве подлинного наследника престола, царевича Дмитрия Ивановича. В общем, казаки не весьма жаловали Годунова, и он, со своей стороны, отвечал им тем же.

В начале XVII в. атаманов, каковые совершили казачество через русскую Смуту, было пара. Это Андрей Корела, Иван Чершенский (либо Смага Чертенский), Феофилакт Межаков. Конечно же их было значительно больше, чего стоит лишь хрестоматийный Иван Мартынович Заруцкий, но эти казачьи вожаки были в самой гуще событий, принимали очень важные ответы, каковые обычно влияли на ход событий во всей стране.

Что же касается Заруцкого необходимо заявить, что он являлся последовательным приверженцем Лжедмитриев, официального статуса до собственного стремительного возвышения при Лжедмитрии II не имел, и в истории казачества и страны остался весьма неясным деятелем.

В случае если же говорить о упомянутых выше казачьих атаманах, то, без оглядки на все общества взаимоотношений и противоречия власти во время Смуты, они проводили, в неспециализированном-то, в полной мере закономерную политическую линию в то весьма непростое время.

Казачество, кроме этого как и все другое население страны мало утратило ориентиры в начале века. Это было в полной мере закономерно, поскольку события очень содействовали этому. Пресечение семейства, голодные годы, негативные природные условия финиша века, последствия напряжения всех сил страны в годы царствования Ивана Грозного, поражение в Ливонской войне, которая тянулась много лет и забрала большое количество ресурсов, непростые отношения казаков с Годуновым, хотевшим «приструнить» казаков и подвести их в более большой степени под столичную власть, всё это, в совокупности, стало причиной тому, что казачество повело собственную игру, применяя все слабости, неточности и просчеты власти.

Атаманствовавший на Дону Андрей Карела, прослышав, что объявился настоящий сын Ивана Грозного, не поверил слухам просто так, «на слово». Казаки взволновались и захотели определить правду. В итоге в Краков было направлено целое консульство, которое и возглавил Корела. В Польше казаки «убедились», что человек, именовавшийся Дмитрием Ивановичем, законным наследником столичного престола, чудесно спасшимся от убийц Годунова — и имеется «Он».

С этого момента начинается помощь донскими казаками для нас (потомков) авантюры, а для современников — обретения законных прав царевичем Дмитрием. По сути, Андрей Карела обеспечил победу Лжедмитрию, сперва сковав годуновские рати под Кромами, а после этого в июне 1605 г. показав себя во взятии Москвы. Как мы знаем, что «законный правитель» наградил Андрея Корелу очень щедро.

Но потом он почему-то исчезает с политического небосклона, впредь до того, что имеется какие-то косвенные сведения о том, что он чуть ли не погиб в том самом походе на Москву.

Во времена русской Смуты возможно заметить казаков везде. В рядах Лжедмитрия I, в лагере «тушинского вора» Лжедмитрия II, в отрядах антиправительственного мятежного Ивана Болотникова, дворянско-казачьих ополчениях Ляпунова и Заруцкого, видим казаков, осаждающих русскую святыню Троице-Сергиеву Лавру, потом они присоединяются к войску Минина и Пожарского, спасших страну и как вершину их подвигов, предмет гордости всех последующих поколений казаков, Земский собор в январе 1613 г., где как вычисляют сами казаки (что, в неспециализированном-то, неподалеку от истины), они посадили на русский престол Михаила Федоровича Романова, другими словами дали начало новой семействе.

В целом, не вдаваясь детально в историю русской Смуты начала XVII века, нужно подчернуть, что казачество выступало в ней как сила, владевшая независимой политической волей, а самое основное, казаки применяли неприятности русского страны в собственных целях. Но принципиально важно то, что опять-таки вольно либо нечайно, казачество выступило как сила поддержавшее русское национальное строение в самый важный период, в то время, в то время, когда по свидетельствам многих современников событий, и тем более историков, страна стояла на грани утраты распада и национального суверенитета.
А что касается Смаги Чершенского и Феофила Межакова, то сообщить о них необходимо следующее. Чершенский в отсутствие на Дону Андрея Корелы атаманствовал с большой осторожностью по отношении к разным действующим лицам. «Убедившись» как и всё русское общество в истинности мнимого Дмитрия Ивановича и кроме этого поддержав его, после этого по окончании его смерти начал гнуть собственную линию. Ни Лжедмитрия II, ни польские притязания на русский престол, Смага Чершенский не поддержал.

Более того, по окончании избрания Михаила Романова на царство, атаман жестко гнул промосковскую линию, к примеру, Москва не желала ссориться с Турцией, и атаман как мог, удерживал казаков от походов за зипунами к турецким берегам.
Но в 1616 г. не сдержался сам. Давешние неприятели донских казаков азовские турки захватили и казнили одного из казачьих атаманов. В порыве мести казакипод руководством Смагой Чершенским, напали на турецкую Анатолию. Они знатно «пошарпали» прибрежные города, забрали громадную добычу и высвободили множество русских военнопленных.

С тем и возвратились казаки на Дон. Сам же атаман Чершенский, вероятнее, погиб в том же 1616 г.

Михаил Федорович Романов (1613-1645) — "казачий царь"…

И еще увлекательна роль в событиях Смуты атамана Межакова. Как уже говорилось чуть раньше, казаки считали, что именно они содействовали тому, дабы на русском престоле была романовская семейство. Дело в том, что кандидатура Михаила были только одна из многих. Страсти кипели нешуточные. Различные социальные группы преследовали собственные интересы. Как мы знаем, что Романовы были не весьма родовитыми представителями русского боярства.

Знать именно во многом была против Михаила. И в один из напряженных моментов как раз Межаков поддержал его кандидатуру. За ним был настоящая сила — казаки, каковые, в отличие от многих вторых, не разбежались по стране решать собственные имущественные и другие неприятности.

И имена эта казачья помощь стала причиной воцарению Романовых. В июне 1613 г. Михаил Федорович венчался на царство.

Терпи казак — атаманом будешь. 10 школьников в мундирах наводят порядок в городе

Статьи, которые будут Вам интересны: