Тест-драйв истребителя: авиатренажер су-27

Тест-драйв истребителя: авиатренажер су-27

    Тренажер для тренировки пилотов, имитирующий пассажирский Airbus, стоит приблизительно как настоящий самолет. Цена аппаратного комплекса тренажера Virpil образовывает приблизительно 7 миллионов рублей., а потребляемая мощность не превышает 5 кВт — как у домашнего обогревателя

«Весьма интересно, сколько всего на свете счастливчиков, которым хоть раз в жизни довелось руководить Су-27?» — поразмыслил я, в очередной раз кинув взор на устройства и легким перемещением пальцев ликвидировав «разнотяг» двигателей. Прочь посторонние мысли, на данный момент не до них!

Начальник полетов дал разрешение на посадку, пора стабилизировать курс над красивым ущельем, сглаживать машину и скупыми перемещениями рукоятки управления осуществлять контроль посадочную глиссаду, ловя в прицеле маленькую серую точку аэропорта. Прислушиваясь к указаниям инструктора, я перевожу рычаг управления шасси в положение «выпущено», произвожу закрылки, свожу на нет тягу двигателей и чисто делаю зависание у самого края полосы.

Колеса медлено касаются почвы в паре метров правее заветного бетона. Техника для того чтобы не прощает. Кроме того катапультироваться было уже поздно.

Я в сердцах срываю с головы наушники, и практически из глубины души вырывается крепкое словцо. А ведь сотрудники давали предупреждение меня, что направляться выбирать выражения, — все полеты на тренажере «Аэроклуба 99» записываются на видео.

Формула реализма

Цифра 99 в заглавии аэроклуба свидетельствует 99% реализма. За базу неповторимого симулятора, созданного экспертами компании Virpil, забран графический движок от Eagle Dynamics, разработчика известных игр LockOn и Digital Combat Simulator (симулятор вертолета Ка-50). Eagle Dynamics кроме этого предоставила большую часть трехмерных ландшафтов, имитирующих реально аэродромы и существующую местность.

LockOn и DCS в сочетании с продвинутыми контроллерами (джойстиками, HOTAS, педалями) считаются весьма реалистичными компьютерными симуляторами, играться в каковые смогут лишь весьма увлеченные люди. Но при упоминании компьютерных игр эксперты Virpil только снисходительно радуются: их тренажер воображает принципиально другой уровень реализма и подходит не только для развлечения, но и для тренировок настоящих пилотов.

В первую очередь тренажер отличает кабина, всецело повторяющая кокпит истребителя Су-27. «С первого взора в это тяжело поверить, но в кабине тренажера нет ни одной детали от настоящего самолета», — говорит Максим Суриков, ведущий программист компании Virpil. С управления полетной эксплуатации Су-27 снят гриф секретности, что разрешает разработчикам совершенно верно воспроизводить все элементы кабины в небольших подробностях.

Только кое-какие тумблеры не удалось воссоздать с полной точностью: они выпускаются специально для Су-27, имеют серийные номера, и любой из них применяется в кабине настоящего самолета. Таким компонентам было нужно подобрать замену по принципу большого внешнего сходства. В следствии настоящие пилоты-истребители, занимая место в кабине тренажера, чувствуют себя полностью как дома. Очевидно, все элементы управления трудятся и смогут употребляться в симуляции.

Но начинающим пилотам вовсе не обязательно знать назначение всех тумблеров и кнопок. Достаточно запомнить размещение рычага управления шасси, запуска выпуска двигателей и кнопок закрылков.

Второе слагаемое реализма — панорамный обзор с углом 180 градусов. Окружающая ситуация демонстрируется пилоту на четырех громадных ЖК-панелях. Стыки между панелями скрыты за стойками фонаря кабины, исходя из этого пилот принимает около себя целостное виртуальное пространство. Еще один ЖК-экран скрывается за приборной панелью.

Именно на нем отображаются шкалы и стрелки всевозможных альтиметров, авиагоризонтов и вариометров, каковые наряду с этим выглядят как настоящие аналоговые устройства.

Наиболее значимое преимущество тренажера перед компьютерным симулятором — имитация перегрузок и ускорений. Это серьёзный канал информации для пилота, что разрешает более совершенно верно оценивать положение и динамику аппарата в пространстве. Ощетинившийся проводами железный каркас оснащен электродвигателями, наклоняющими его по продольной и поперечной осям.

В то время, когда самолет тормозит либо разгоняется, кабина наклоняется вперед либо назад. В случае если аппарат поворачивает либо скользит в сторону, кабина принимает соответствующий крен. Перегрузки по вертикальной оси (при комплекте либо сбросе высоты) реализованы посредством переменного натяжения ремней: потяните рычаг на себя, и вас ощутимо вдавит в кресло.

Пилоты-истребители летают в противоперегрузочных костюмах. Это что-то наподобие надувного костюма, что в моменты больших ускорений сжимает тело пилота и отгоняет кровь в голову. Костюм поддерживает кровообращение мозга и оказывает помощь пилоту не утратить сознание в самые экстремальные секунды пилотажа. Таковой костюм надевает и пилот тренажера, подключая его к соответствующему пневматическому штуцеру в кабине.

Вместе с эффектом вибрации кресла в экстремальных режимах это придает дополнительный реализм.

Живое участие

В отличие от компьютерных игр, тренажер не имеет нескольких уровней сложности. Симуляция постоянно проходит в режиме большого реализма. Как вы думаете, большое количество людей способны, в первый раз появлявшись в кабине боевого истребителя, оторвать его от почвы без посторонней помощи?

В реальности обучение пилотов ведется на особых учебно-боевых предположениях самолетов, в которых за спиной курсанта сидит инструктор с полным набором дублирующих органов управления. Пожалуй, основное отличие тренажера от игры — это постоянное присутствие живого опытного инструктора на протяжении полета.

Первый полет проходит по следующей схеме. Инструктор клуба демонстрирует пилоту органы и кабину управления самолетом, оказывает помощь надеть противоперегрузочный костюм и устроиться в кресле. По окончании того как кресло будет задвинуто в кабину и надежно зафиксировано, работа инструктора клуба заканчивается, а ученика приветствует в наушниках бодрый голос начальника полетов, он же РП.

Начальника полетов «Аэроклуба 99» кличут Радий, это опытный летчик, пилотирующий самолеты в реальности. Кроме этого с вами смогут летать ассистенты РП, очаровательные пилотессы Ирина и Екатерина.

В течение следующих 15−20 мин. РП осуществляет контроль все параметры полета, замечает самолет визуально на экране собственного компьютера, дает указания относительно курса и делаемых маневров, поясняет назначение органов управления, дает советы и необходимые разъяснения — в общем, занимается обучением пилота. В некоторых случаях РП может принимать управление на себя, например, руководить механизацией — закрылками, шасси, тормозным крюком. Спокойный и уверенный голос РП в наушниках — серьёзное эмоциональное подспорье для пилота, что в первый раз оказывается в окружении десятков незнакомых органов и приборов управления.

По окончании того как вы благополучно посадили аппарат либо, что более возможно, раскидали его виртуальные обломки по окрестностям аэропорта, инструктор клуба оказывает помощь вам выбраться из кабины и из костюма, а после этого преподносит «сюрприз» — DVD-диск с записью полета. Его монтажом в настоящем времени инструктор занимался, пока РП учил вас летать. В маленьком фильме о полете вы сможете лицезреть не только окружающие и самолёт просторы (наслаждаться ими конкретно в полете нет времени), но и собственное «умное» лицо во всем многообразии выражений, снятое тремя камерами в кабине.

Раньше начальник полетов был конкретно в клубе и осуществлял контроль полет пилота из собственной кабины управления. на данный момент РП трудятся удаленно, общаясь с курсантом при помощи скоростного интернета. Для этого решения имеется не только экономические, но и стратегические обстоятельства: со временем компания Virpil собирается создать еще пара авиатренажеров, каковые будут находятся в различных местах.

Наряду с этим РП смогут трудиться со всеми аппаратами сходу из единой диспетчерской.

Профи и виртуалы

Работой с руководителем и инструктором полетов приятное общение в «Аэроклубе 99» не заканчивается. В разработку тренажера солидной вклад внесли опытные летчики-истребители. Многих из них сейчас возможно встретить в клубе, отрабатывающими те либо иные маневры самостоятельно либо с учениками.

Нередкий гость клуба — Геннадий Авраменко, пилот-инструктор, бывший замкомандира пилотажной группы «Стрижи», а сейчас — пилот гражданского «боинга».

«Подобные аппараты по большей части делятся на два типа: динамические и процедурные, — говорит Максим Суриков. — Первые предназначены для развлечений с большим адреналиновым эффектом, вторые — для отработки и обучения конкретных управляющих действий. Отечественный тренажер полноценно сочетает в себе оба типа». Формально аппарат не есть учебным тренажером — для этого ему предстоит пройти массу сертификационных процедур.

Но специалисты дают ему самые лестные оценки, очень отмечая имитации органов перегрузок и реализм управления. Летчик-испытатель Виктор Пугачев, в честь которого названа известная фигура пилотажа «кобра Пугачева», протестировал тренажер и с уверенностью объявил, что использование аналогичного аппарата в летных училищах имело возможность бы значительно ускорить обучение пилотов и повысить его уровень качества.

«Аэроклуб 99» — это одно из немногих мест, где смогут встретиться настоящие летчики-асы, специалисты компьютерных игр и просто любители авиации. В клубе прошли соревнования между пилотами-виртуальными пилотами «и профессионалами» — мастерами компьютерных игр.

Соревнования складывались из трех частей: необходимая пилотажная программа, свободная боевое задание и пилотажная программа (поражение транспортного самолета, воздушный бой с сопровождающим истребителем и уничтожение колонны КАМАЗов, защищаемых «Шилкой»). Не обращая внимания на то что виртуальные пилоты привыкли ориентироваться в виртуальном пространстве и прекрасно подготовлены теоретически, победу одержали настоящие летчики.

То, что опытный пилот, не привычный с симуляторами, имел возможность устроиться в кабине и сходу продемонстрировать столь большой итог — это наилучшая оценка реализма тренажера. «Виртуальные пилоты показали чуть менее правильную технику пилотирования, разрешая себе большое количество лишнего, — комментирует Максим Суриков, — летчики же делали задания строго по заблаговременно отработанным схемам. Оно и ясно: виртуальные пилоты летают для наслаждения, а специалисты делают собственную работу и подчиняются распоряжениям. Это принципиально различный уровень ответственности за любой мельчайший ход».

Примечательно, что никто из основателей компании Virpil ни при каких обстоятельствах не был ни опытным летчиком, ни увлеченным геймером. Неповторимый развлекательно-учебный тренажер они выстроили вовсе не для собственного развлечения. «Авиация — это не только техника, это в первую очередь люди, — говорит начальник проекта Андроний Амасьян. — Дабы стать хорошим пилотом либо конструктором, нужно заболеть небом с детства.

Данный аппарат дает любому человеку возможность прикоснуться к миру полетов, почувствовать его действительность, получить мечту. Исходя из этого как раз таковой проект может дать замечательный толчок формированию авиационной отрасли». И вправду, в один раз побывав в виртуальном небе, хочется возвращаться опять и опять.

Особенно в случае если посадить своенравную машину с первого раза не удалось.

Видео к статье: ссылка

Вычислительная эскадрилья

В случае если повнимательнее присмотреться к авиатренажеру, в нем возможно подметить массу привычных устройств.

Под креслом примостился вибросабвуфер Buttkicker — он имитирует вибрацию корпуса в страшных режимах полета. Рядом скрывается второй сабвуфер, звуковой, — источник шума двигателей. За стеклами кокпита расположились ЖК-панели, каковые изнутри кабины воспринимаются как единое панорамное изображение. В действительности авиатренажер — это намного больше, чем качающийся над платформой каркас.

Основное в нем — это созданный с нуля вычислительные средства и софт. За обсчет физики и графики отвечает замечательная графическая станция — совладать с шестью ЖК-панелями большого разрешения не под силу простому GeForce. ИИ командует отдельный сервер. Он же будет нести ответственность за воздействие нескольких тренажеров в едином игровом пространстве. Отдельный компьютер несёт ответственность за связь и авионику.

Еще один — за механику, он объединяет в себе контроллер управления платформой, контроллер и контроллер перегрузок страшных режимов. С него же осуществляется запуск всего комплекса. Обрисованные вычислительные средства имеют запас мощности и в будущем смогут быть использованы для одновременной работы до 20 тренажеров.

Причем это ограничение связано не столько с мощностью, сколько с пропускной свойством интернет-канала. В будущем любителей неба ожидают увлекательные совместные миссии, воздушные бои и групповой пилотаж.

Вторая инкарнация

    Кабина авиатренажера Су-27 приборы и Органы управления: 1) Ручка управления 2) РУД (рычаги управления двигателями) 3) ИЛС (Индикатор на фоне лобового стекла) 4) Пульт управления навигационной совокупностью 5) Штуцер противоперегрузочного костюма 6) Указатель топливомерной совокупности 7) Командно-пилотажный прибор 8) Навигационно-плановый прибор 9) Указатель частоты вращения двигателей 10) Пилотажно-посадочный индикатор

Компания Virpil — это начальник проекта, два программиста и два конструктора: один из них специализируется на архитектуре кабины, а второй — на электронике и электромеханике.

На данный момент команда трудится над вторым авиатренажером, что будет имитировать штурмовик Су-25СМ. Разработчики вычисляют симулятор Су-27, установленный в «Аэроклубе 99», всего лишь опытным образцом и обещают существенно повысить реализм новой модели. В частности, новый тренажер будет воображать собой не железный каркас с кокпитом внутри, а фрагмент самолета.

У него будет полноценный фонарь, по окончании закрытия которого сверху будет надвигаться видеосистема. Кстати, наличие фонаря — это одно из требований к учебным авиатренажерам. Видеосистема будет складываться из большего количества мониторов меньшего размера, разработчики разглядывают вариант создания стереоэффекта, основанного на принципе коллиматора.

Кабина будет устанавливаться не на электрических, а на гидравлических опорах, каковые отличаются большей скоростью работы и длиной хода. Так, имитация перегрузок станет еще более правдоподобной. Помимо этого, разработчики собираются уделить повышенное внимание поведению самолета в турбулентном воздухе.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№82, август 2009).

<

h4>

АвиаТренажер СУ-27. Пробный полет