Тест-драйв портового буксира

Тест-драйв портового буксира

Два желтых буксира, разойдясь на сотню метров в стороны, синхронно делают пара оборотов. Позже сходятся носами и начинают, подобно заправским танцорам, кружиться уже как единое целое. «А что, не только танки так как смогут танцевать!» — смеется Андрей Миколенко, капитан рейдового буксира РБ-394 группы рейдовых судов обеспечения Балтфлота, намекая на узнаваемый случай «танкового балета» в 2010 году на выставке «Разработки в машиностроении». Он чуть заметно двигает джойстиками управления, глядя через остекление ходовой рубки на буксир РБ-42 и координируя перемещение судна по рации с его капитаном Юрием Бутом.

Параметры буксира

Водоизмещение: стандартное — 303 т, полное — 417 т

Главные размеры: протяженность громаднейшая — 25,4 м, ширина громаднейшая — 8,8 м, осадка большая — 3,8 м

Скорость — 12 узлов

Тяга на гаке — 23−35 т Пропульсивный комплекс: главные двигатели: 2 х 1015 л.с. (Caterpillar С32), движители: 2 полноповоротные винторулевые колонки Rolls-Royce

Генераторы: два дизель-генератора мощностью 86 кВт (380 В, 50 Гц) любой

Палубное оборудование: носовая якорно-буксирно-швартовная электрогидравлическая лебедка, буксирный гак типа GMH, электрогидравлический кран-манипулятор

Совокупность внешнего пожаротушения: ДПжН производительностью 800 кубических метра в час, два водопенных лафетных ствола по 300 метров кубических в час, совокупность водяных завес

Вместимость цистерн: ДТ — 70 кубов, смазочного масла — 1,6 кубов, пресной воды — 12 кубов, балластной — 18 кубов

Экипаж: 8 человек

Новое поколение

Новые рейдовые буксиры РБ-42, РБ-394 и РБ-395 проекта 90600, пополнившие в 2012 году состав запасных судов Балтфлота, выстроены на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла». «Громадна ли отличие между новым поколением и ветхим? — отвечает на мой вопрос капитан РБ-395 Владимир Скитер. — Ну, это приблизительно как в случае если пересесть с «Запорожца» на «Мерседес». И это вовсе не преувеличение — новые суда намного более замечательные, маневренные, да и руководить ими значительно несложнее, не говоря уже о комфорте работы».

По словам Владимира, его прошлый буксир, РБ-255 проекта 737К, также имел высокую маневренность за счет крыльчатых движителей (за что и взял прозвище «вертолет»), но мощностью силовой установки (два 300-сильных дизеля) значительно уступал новому РБ-395, что оснащен двумя 1000-сильными дизелями Caterpillar. Действительно, современные двигатели достаточно чувствительны к качеству горючего, исходя из этого его обязательно прогоняют через сепаратор перед заливкой в расходные танки — их два по 3 м³ в каждом (а объем топливных цистерн судна образовывает 70 м3).

В любую сторону

Любой двигатель посредством ременной передачи вращает масляную помпу, а на втором финише масляной магистрали находится гидромотор, приводящий гребной винт в кольцевом насадке (через гидромуфту зацепления). Буксир оснащен двумя поворотными азиподами (полноповоротными винторулевыми колонками), каковые управляются посредством гидравлической совокупности. В ходовой рубке буксира не отмечается никаких следов штурвала, простого для управления морскими судами.

Вместо него — два джойстика (левый и правый), любой руководит соответствующей поворотной винторулевой колонкой.

Угол поворота джойстика показывает направление тяги, а отклонение рукоятки — значение тягового упрочнения. Оперируя джойстиками и комбинируя тягу двух винтов, возможно вынудить судно двигаться в любом направлении с высокой точностью. Для буксира это большое преимущество. «Благодаря регулировке направления и величины тяги судно может двигаться в любом направлении, — растолковывает Андрей Миколенко, демонстрируя, как легко руководить судном. — К примеру, частенько мы отводим суда от причала, швартуясь лагом (боком) к буксируемому судну».

Основной инструмент

Для буксировки судно оснащено двумя битенгами (тумбами для троса), буксировочными гаками и носовой якорно-буксирно-швартовной лебедкой. Пультов управления лебедкой два — один в ходовой рубке, второй на палубе. Вахтенный ассистент в рубке может перевести управление на любой из них. На этом же пульте имеется кнопка аварийной отдачи гака на кормовом битенге (другими словами расцепления с буксируемым судном).

Такие же кнопки имеется еще в трех местах на палубе: на правом и левом бортах и на палубном пульте.

Огнеборец

В машинном отделении буксира расположены не только два основных дизеля, но и два дизель-генератора мощностью по 86 кВт любой. Они снабжают судно электроэнергией и делают запасного роль. В том месте же находится и пожарный насос, подающий около 800 м³ воды в час. Дело в том, что суда проекта 90600 возможно применять не только для буксировки, но и как пожарные катера.

Два лафета над крышей ходовой рубки способны выстреливать струю воды на сотню-полторы метров. Кроме этого, буксир оборудован совокупностью водяных завес — соплами, распыляющими воду в виде облака капель около самого судна, дабы возможно было ближе подойти к очагам огня.

Совокупность внешнего пожаротушения может кроме этого трудиться в качестве пожарного насоса: на палубе около кормового битенга расположены две магистрали, к каким при необходимости возможно подключить восемь пожарных рукавов.

Плавучий вертолет

Буксиры проекта 737К заслужили во флоте прозвище «вертолет», потому, что имели не поворотные азиподы с гребными винтами, а крыльчатые движители Фойта-Шнайдера. Эту конструкцию во второй половине 20-ых годов XX века создал австрийский изобретатель Эрнест Шнайдер как водяную турбину для гидроэлектростанций. Инженеры компании Voith, ознакомившись с его идеей, заключили , что подобная турбина не имеет особенных преимуществ перед вторыми вариантами а вот как движитель очень перспективна.

Конструкция крыльчатого движителя достаточно несложна — это вертикально расположенный барабан с вертикальными лопастями по окружности, любая из которых может поворачиваться около собственной оси. Механизм, подобный вертолетному автомату перекоса, изменяет угол атаки лопастей в зависимости от угла поворота барабана, так что при вращении барабана лопасти совершают колебательные перемещения. Не смотря на то, что конструкция этого движителя сложнее, а КПД меньше, чем у гребного винта, тяга его возможно ориентирована в произвольном направлении, что делает его эргономичным вариантом для относительно тихоходных буксиров: судно, оборудованное двумя крыльчатыми движителями, может двигаться передним либо задним ходом, лагом и разворачиваться на месте.360-градусный обзор

Для буксира ответственна не столько большая скорость (она мала, всего 12 узлов), какое количество сила тяги. И вдобавок — высокая маневренность. Для обеспечения большой точности маневрирования ходовая рубка оснащена круговым наклонным остеклением, которое дает 360-градусный круговой обзор.

Пожарные лафеты

Одно из назначений буксира — тушение пожаров. Для этого судно оснащено внешней совокупностью пожаротушения. Насосы в машинном отделении подают до 800 м3воды в час. На крыше ходовой рубки установлены два лафета, выстреливающие струю воды на расстояние до 150 м.

Для тросов и якорей

В носовой части, кроме битенга, установлена якорно-буксирно-швартовная электрогидравлическая лебедка. Управление данной лебедкой может осуществляться как из ходовой рубки, так и с дублирующего пульта на палубе.

Водяная завеса

Буксир кроме этого оснащен противопожарной совокупностью водяных завес. Это комплект сопел, распыляющих воду горизонтально в виде облака водяных капель около корпуса судна, ходовой рубки и на палубе. Охлаждение разрешает подойти ближе к очагам огня.

Лед не страшен

    Сердце буксира Машинное отделение — дом для двух тысячесильных основных дизелей Caterpillar, приводящих через гидравлическую трансмиссию гребные винты, и двух дизель-генераторов мощностью по 86 кВт любой. В машинном отделении кроме этого расположены пожарные насосы внешней совокупности пожаротушения (большая белая труба в центре — пожарная магистраль данной совокупности)
    Палубная рука Буксир оснащен электрогидравлическим краном-манипулятором, установленным на палубе у кормового битенга.

Грузоподъемность крана мала (всего около 180 кг), что разрешает, к примеру, спустить на воду шлюпку либо загрузить не через чур тяжелый ящик
Для борьбы с огнем На палубе у кормового битенга находятся две магистрали, к каким возможно подключить восемь пожарных рукавов. А в таком режиме буксир может делать задачу дополнительного пожарного насоса

В любую сторону Благодаря движительной установке с двумя поворотными винторулевыми колонками судно может двигаться в любом направлении — передним, задним ходом либо лагом (боком). Один из вариантов буксировки предусматривает швартовку лагом к буксируемому судну

Обводы буксира не кажутся стремительными, и это неудивительно. Форма корпуса предназначена не для гонок (большая скорость всего 12 узлов), а чтобы сделать судно прекрасно управляемым и маневренным. Буксиры проекта 90600 снабжены ледовым поясом (усиление корпуса недалеко от ватерлинии) и относятся к усиленному ледовому классу Ice2-Arc4 (по классификации Российского морского регистра судоходства), так что смогут эксплуатироваться в том числе и в северных портах России, где зимний период образуется лед толщиной 20−40 см.

Пульт управления буксиром проекта 90600

1) Блок управления лебедкой: пуск, стоп, селектор пульта управления мостик/палуба, протяженность троса, аварийная остановка лебедки, аварийная отдача гака (дублируется на бортах и на палубе). Управление барабаном лебедки — выборка и травление. 2) Экран радара

3) Аварийная вентиляция

4) Управление движителями: джойстик — поворотная рукоятка с околонулевым положением (включение гидромуфты зацепления вала винта и линии).

5) Экран индикатора поворота азипода

6) Резервное управление азиподами: угол поворота и обороты двигателей азиподов (дублируется в машинном отделении).

7) диагностики главных и Панели управления двигателей — обороты дизелей, положение акселератора, нагрузка.

8) Переговорное устройство для связи с машинным отделением

9) Радиостанция

10) Крикливая сообщение с разными отсеками

11) КДВП — контроль дееспособности вахтенного ассистента: при отсутствии перемещения в течение заданного промежутка (3−12 мин.) срабатывает звуковой сигнал.

12) Управление освещением ходовой рубки

13) Совокупность подачи звуковых сигналов

14) Совокупность управления стекло-подогревом и очистителями стекол.

15) Совокупность внешнего пожаротушения — управление лафетными стволами, струя/распыл, совокупность водяной защиты (СВЗ). Двигатель пожарного насоса (ДПжН).

16) Управление балластно-пожарно-осушительными насосами.

17) Пуск/стоп вспомогательных дизель-генераторов

18) Панель совокупности АПС (аварийной предупредительной сигнализации) — системы управления и диагностика двигателей (в машинном отделении — расширенный вариант).

19) Приемник совокупности NAVTEX (навигационной, метеорологической, информации по безопасности мореплавания, штормовых предупреждений и второй срочной информации).

20) Дисплей GPS/компаса

21) Дисплей судовой АИС (автоматической идентификационной совокупности)

экран и Джойстик

    Экран настоящей тяги Стрелка на джойстике и его отклонение от нулевого положения обозначает вводимую команду (другими словами требуемое направление и величину силы тяги). Люминесцентный дисплей совокупности управления отображает мощность и реальный угол поворота, подаваемую в текущий момент на соответствующую винторулевую колонку
    Поворотный джойстик Главной орган управления тягой гребного винта — поворотный джойстик.

Стрелка показывает направление тяги винторулевой колонки, а подаваемая на винт мощность соответствующего главного двигателя пропорциональна отклонению джойстика. В околонулевом положении джойстик кроме этого руководит зацеплением вала гребного винта и линии посредством гидромуфты

Статья «Короли гаваней» размещена в издании «Популярная механика» (№128, июнь 2013).

<

h4>

PORTOVYI 101 / Портовый 101 — Run Test

Статьи, которые будут Вам интересны: