«Тяжёлые игры»…без соперников

«Тяжёлые игры»...без соперников

Мы уже говорили о том, как тяжёлые крейсера стали любимым классом для американских моряков Громадные 10 000-тонные суда идеально доходили для действий на океанских просторах, где расстояния между базами составляли пара тысяч миль. Исходя из этого на новой морской конференции, собравшейся в Лондоне в первой половине 30-ых годов двадцатого века, заокеанские адмиралы дрались за них столь же горячо, как в сражении. И в итоге преуспели: США удалось наконец одолеть «владычицу морей».

Пускай не смотря на то, что в одном классе судов, но самый (как тогда казалось) занимательном. Американцы «выбили» для себя право иметь 18 тяжёлых крейсеров, в то время как британцам разрешалось не более 15, а японцам лишь 12. Всё это смотрелось легко превосходно, но по сути дела Английское соглашение зафиксировало создавшуюся в тот момент обстановку.

Соединённые Штаты уже имели в строю либо на стапелях 16 единиц, попадавших в «тяжёлую» категорию, причём не все из них вышли успешными и сильными. Семнадцатым стал «Винсенс», строившийся по уже готовому проекту «Нью-Орлеана». В итоге при предстоящем развитии класса пространства для манёвра оставалось весьма и весьма мало — всего один корабль.

Дальше было нужно бы ожидать, пока собственный 20-летний срок отслужат первые из «вашингтонцев» и их возможно будет заменить на новые.

Ясно, что в таковой ситуации конструкторам хотелось положить в «последнюю надежду» как возможно больше. Тем более, что к 1934 году в строю уже пребывали крейсера всех проектов и возможно было подвести кое-какие итоги. Перебрав сперва с облегчением корпусов, американцы неспешно добрались до 10 000-тонного лимита и сейчас без особенного зазрения совести двинулись дальше.

На «асториях» предел превысили приблизительно на 140 т — в сущности, мелочь если сравнивать с теми фокусами, каковые проделывались в других государствах. Исходя из этого инженерам отдали не через чур, но, афишируемое распоряжение: новый проект возможно «утяжелить» еще на несколько сотен тысячь киллограм.

В том же 1934 году состоялась закладка СА-44, названного «Уичита». Проект нового тяжёлого крейсера переработали полностью.

Очередное приращение в весе стало только одним и достаточно малым отличием от предшественников. Корпус для «Уичиты» забрали от заложенных годом ранее громадных лёгких крейсеров типа «Бруклин». Конструкторская идея совершила полный круг и возвратилась к гладкопалубной схеме.

Но вместо достаточно большого изгиба на «Солт-Лейк-Сити» корпус имел сейчас большой борт на всей протяженности. Это не только обеспечивало бесперебойную стрельбу на океанских волнах из задней башни, но и давало возможность производить самолёты с катапульт, установленных сейчас в самой корме. Американцы сочли такое ответ оптимальным, потому, что освобождалось полезное место в средней части корабля, такое нужное для зенитной артиллерии.

Заодно провалился сквозь землю и «домик»-ангар, занимавший много места на палубе в центре корабля. Он перекочевал конкретно в корпус в корме под катапультой. Крейсер избавился от «сарайчика», не только портившего внешний вид, но и воображавшего собой изрядную цель, угрожавшую страшными пожарами при попаданиях. В итоге неспециализированное размещение начало соответствовать законченной и очень рациональной схеме, которую американцы деятельно внедряли на всех классах громадных судов.

Пожалуй, её единственным недочётом являлась невозможность вести пламя из задней башни прямо в корму. Дульные газы легко сносили за борт находящиеся прямо на линии огня хрупкие гидросамолёты. Исходя из этого оставалось или шепетильно прятать их под палубу в ангар и не применять в сражении, или производить при первых показателях появления неприятеля, или же изворачиваться в бою так, дабы соперник не был в кормовом секторе.

На последнем «английском» крейсере удалось наконец всецело решить давешнюю проблему через чур близкого размещения стволов восьмидюймовок. Их «растащили» на большое расстояние и разместили в отдельных люльках. Действительно, появилась неприятность с размером барбетов, диаметр которых увеличился так, что они не помещались в красивые обводы корпуса. Тогда конструкторы исхитрились и придали барбетам форму перевёрнутого конуса, сужавшегося от башни к погребу.

Важному трансформации подверглось зенитное оружие. Уже на протяжении постройки руководству флота удалось «продавить» установку новых 127-мм универсальных орудий с длиной ствола 38 калибров — известной пушки, использовавшейся с середины 30-х годов на всех судах США, от авианосцев до вспомогательных судов и эскортных миноносцев, и сыгравшей громадную роль в войне на Тихом океане. «Флотские» желали иметь сходу спаренные установки, но работы на «Уичите» продвинулись так, что было нужно ограничиться одиночными, причём часть из них не имела щитов.

И без того для балансировки веса было нужно загрузить в трюмы 200 т чугуна в качестве балласта. Данный совсем ненужный груз увеличил перегрузку если сравнивать с вашингтонским лимитом до 600 т. Но, другие статьи перегрузки имели куда больший суть. В первую очередь вес отправился на очередное усиление бронирования.

Толщина пояса увеличилась до 152 мм на 16-мм обшивке, барбетов — до 178 мм, а лобовые плиты башен аж до 8 дюймов — 203 мм. Весьма солидными вышли и крыши башен, прикрытые 70-мм плитами — толщина, хорошая дредноутов времён Первой Мировой. В итоге «Уичита» поднялась в почётный последовательность самый защищённых крейсеров собственного времени.

Увлекательным смотрелось и решение проблемы живучести механической установки. Три котельных отделения размешались спереди, за ними шли два турбинных, между которыми втиснули четвёртое котельное. Такая «полуэшелонная» схема стала разумным компромиссом между полноценным чередованием котлов и машин и классическим последовательным.

В целом корабль был весьма успешным и послужил базой для всех последующих проектов тяжёлых крейсеров США.

Но не обошлось и без накладок. Не удалось «вытянуть» запланированную увеличенную дальность плавания, не смотря на то, что и достигнутые 8800 миль при 15-узловом ходе можно считать хорошим результатом. Но вот с низкой остойчивостью ничего разумного сделать было нельзя. В следствии корабль, очень сильно перегруженный оборудованием и вооружением, размещёнными на высоком корпусе, имел большое количество меньше резерва для модернизаций по сравнению со собственными предшественниками.

Так, не удалось заменить одиночные 127-миллиметровки на спаренные, да и классические автоматы ближнего боя — «бофорсы» и «эрликоны» — ставились на «Уичиту» с особенными предосторожностями.

Последний договорный тяжёлый крейсер чуть успел вступить в строй, как началась Вторая мировая война.

Не смотря на то, что Соединённые Штаты в ней пока не принимали участие, адмиралы не могли потерять красивую возможность взять новые «игрушки», пользуясь тем, что ограничительные морские соглашения утратили собственный суть. Последовало ответ возвратиться к постройке любимого типа — тяжёлых крейсеров. В полной мере конечно, что в качестве примера выбрали успешную «Уичиту»; это сберегало много времени и при разработке, и при постройке новых судов.

Изначально повтор предполагался практически полным, единственным трансформацией являлось повышение ширины корпуса чуть более чем на полметра. Но снятие ограничений открывало через чур соблазнительные возможности, и конструкторы приступили к перекраиванию «кафтана», что уже никак не был «тришкиным»: чего-чего, а денег и материалов у американцев хватало.

В первую очередь усилению подверглось зенитное оружие.

Крейсера взяли по двенадцать 127-мм зениток в спаренных установках — в полной мере линкорная норма. Внушительное число подкреплялось хорошим размещением: две башни разместились по диаметральной плоскости и имели возможность стрелять над носовой и кормовой группами артиллерии главного калибра.

В первый раз проект сначала предусматривал размещение многоствольных автоматов — четырёх четырёхствольных 28-мм установок, прозванных в Соединенных Штатах «чикагскими пианино» (так в годы расцвета бандитского «бизнеса», необычной столицей которого стал Чикаго, именовали любимое оружие гангстеров — пистолеты-пулемёты Томпсона, талантливые в пара секунд нашпиговать свинцом соперника либо не к месту подвернувшегося полицейского). Но разработка была не через чур успешной, плюс к тому непростой в производстве, и американцы перешли на более замечательные и технологичные 40-мм шведские «бофорсы».

Против столь своевременных новшеств тяжело возразить, но они позвали в полной мере естественный рост водоизмещения, достигшего 13 600 т «стандарта» без других грузов и топлива. «Балтиморы» были дольше «Уичиты» на 20 шире и м практически на два, и это при том, что основной калибр не изменился совсем, а бронирование улучшилось непринципиально. (Основной изюминкой защиты стала вправду толстая 65-миллиметровая палуба.) водоизмещение и Размеры имели возможность бы стать ещё больше, если бы не применение новой котельной установки с высокими параметрами пара Турбины мощностью 120 тыс. л.с. питали паром всего четыре сверхмощных котла. Не смотря на то, что силовая установка была в полной мере работоспособной и разрешала без особенных неприятностей превышать проектную мощность на 10%, проектных 34 узлов достигнуть не удалось — из-за постоянного «распухания» нагрузки.

Число 40-мм автоматов росло не по дням, а по часам, их установки занимали все свободные эргономичные (и не весьма) места, утяжеляя суда. Но, и достигнутые 33 узла смотрелись в полной мере достойно и солидно, как внушительными были и сами крейсера. Эшелонное размещение котлов (любой из четырёх имел собственную «отдельную квартиру») и турбин снабжало хорошую живучесть.

184. Тяжёлый крейсер «Балтимор» (США, 1943 г.)

Строился компанией «Бетлехем Стил Корпорейшн» на верфи в Куинси. Стандартное водоизмещение — 14 470 т, полное — 17 030 т, большая протяженность — 205,26 м, ширина — 21,59 м, осадка — 7,32 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 120 000 л.с., скорость 33 узла. Бронирование: борт 165 — 114 мм, палуба 57 мм, башни 203-51 мм, барбеты 178 мм. Оружие: девять 203/55-мм орудий, двенадцать 127/38-мм зенитных пушек, сорок восемь 40-мм автоматов, 4 гидросамолёта.

Всего в 1943 — 1946 гг. выстроено 14 единиц: «Балтимор», «Бостон», «Канберра», «Куинси», «Питсбург», «Сент-Пол», «Колумбус», «Хелена», «Бремертон», «Фолл-Ривер», «Мейкон», «Толидо», «Лос-Анжелес» и «Чикаго». Реально принимали не более двух гидросамолётов. При вступлении в строй несли дополнительно от двадцати до двадцати восьми 20-мм автоматов.

Первыми (в 1969 и 1971 гг. соответственно) исключены из перечней «Мейкон», «Фолл-Ривер» и «Балтимор», остальные сданы на слом до конца 70-х годов XX века, за исключением «Чикаго» и «Олбани».

185. Тяжёлый крейсер «Уичита» (США, 1939 г.)

Строился на верфи ВМС в Филадельфии. Стандартное водоизмещение — 10 590 т, полное — 13 015т, большая протяженность — 185,42 м, ширина — 18,82 м, осадка — 7,24 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 100 ООО л.с., скорость 33 узла. Бронирование: борт 165 — 114 мм, палуба 57 мм, башни 203-37 мм, барбеты 178 мм. Оружие: девять 203/55-мм орудий, восемь 127/38-мм зенитных пушек, восемь 12,7-мм пулемётов, 4 гидросамолёта.

На протяжении войны установлено двадцать четыре 40-мм зенитных автомата «бофорс» и восемнадцать 20-мм «эрликонов». Сдан на слом во второй половине 50-ых годов двадцатого века.

186.

Тяжёлый крейсер «Орегон Сити» (США, 1946 г.)

Строился компанией «Бетлехем Стил Корпорейшн» на верфи в Куинси. Водоизмещение, размерения, механизмы, вооружение и бронирование — как у «Балтимора» В 1946 г. выстроено 3 единицы: «Орегон Сити», «Олбани» и «Рочестер». последняя единица и Четвёртая серии, «Нортхэмптон», достроен в 1951 г. как корабль управления. «Орегон Сити» исключён из перечней в 1970 г., «Рочестер» — в 1974-м, «Нортхэмптон» — в 1977-м.

30.6.1958 «Олбани» поставили на переоборудование в крейсер УРО. 1.11.1958 взял новый бортовой номер СО-10. Введён в строй 3.11.1962. С 1.3.1967 поднялся на очередную модернизацию, которая продлилась 20 месяцев. 9.11.1968 снова введён в строй. В 1973 г. выведен в резерв. В мае 1974 г. введён в состав действующего флота и стал флагманом 2-го Флота. С 1976 по 1980 г. флагманский корабль 6-го Флота США.

29.8.1980 исключён из перечней флота и скоро разобран на металл.

Разрастались не только сами суда, но и заказы на них. Первоначально в июле 1940 года предполагалось заказать 4 единицы, но всего через 2 месяца их число удвоилось.

А через 2 года, в августе 1942 года последовал заказ сходу на 16 штук! С учётом смерти многих тяжёлых крейсеров из соперников в годы войны «парк» американских «тяжеловесов» угрожал заполонить собой все океаны. Мало смягчило эту довольно-таки устрашающую картину окончание боевых действий: два заложенных в последние дни 1944 года крейсера, «Норфолк» и «Скрэнтон», решили не достраивать.

Но к тому времени уже развернулась постройка тяжёлых крейсеров усовершенствованного типа. «Орегон Сити» снаружи отличался от предшественников одной широкой трубой вместо двух «балтиморовских». В же трансформации сводились к минимуму. Не смотря на то, что водоизмещение в очередной раз подросло, дополнительные тонны на этот раз пошли на мореходности и увеличение остойчивости.

Более изначальная ориентация и просторный корпус на усиленное зенитное оружие много поспособствовали модернизациям и дальнейшим улучшениям. Тогда как представители довоенных типов к концу войны всё глубже и глубже оседали в воду, потяжелев на пара сотен (где-то кроме того и тысяч) тысячь киллограм, последняя серия ограничилась перегрузкой — как минимум в два раза меньшей, чем у всех остальных.

Первый из «орегонов» заложили в марте 1944 года, и к моменту спуска его на воду стало ясно, что ни один из них не успеет повоевать. Так и произошло: головной крейсер вошёл в строй лишь в феврале 1946 года, за ним последовали ещё два, а четвёртый, «Нортгемптон», достраивали уже совсем не торопясь. Флаг на нём подняли в марте 1953 года, уже в условиях новых действительностей следующей войны — «холодной».

Две последние единицы разобрали на стапелях, установив тем самым необычную справедливость по отношению к «прародителям» — «балтиморам», серию которых кроме этого урезали на два корабля.

Любопытно, что львиная часть заказов на «американские тяжеловесы» досталась верфи, принадлежавшей металлургическому гиганту — «Вифлеемской сталелитейной компании» («Бетлехем стил корпорейшн»).

Лишь 4 единицы заказали известной специальной судостроительной компании из Нью-Йорка, а национальный арсенал в Филадельфии ограничился постройкой всего лишь пары судов.

Но, независимо от ухищрений конструкторов и мощи судостроительной индустрии красивые качества американских тяжёлых крейсеров военной постройки были не через чур востребованными. В соревновании со временем взяло верх, конечно же, время.

В военных действиях участвовали всего 7 единиц, причём пострелять по сопернику главным калибром им фактически не удалось. «Балтимор», «Канберра» и «Бостон» были включены в состав авианосных соединений, и им было нужно отражать отчаянные атаки японских самолётов, как камикадзе, так и торпедоносцев и традиционных пикировщиков. Один из последних в октябре 1944 года около Тайваня сумел всадить торпеду в самую середину корпуса «Канберры».

Не обращая внимания на все ухищрения конструкторов, крейсер принял 4,5 тыс. т. воды и утратил движение. Лишь полное господство на море разрешило американцам отбуксировать его через пол-океана. Его собрат «Куинси» был на европейском театре боевых действий, став в том месте единственным представителем самых современных американских крейсеров. Его боеприпасы громили германские позиции и при высадке в Нормандии, и в операциях в Южной Франции.

Пара конфузной была карьера «Питтсбурга», проплававшего всего 4 месяца перед тем, как в июне 1945 года он совместно со своим соединением попал в сильнейший тайфун. Хвалёная прочная конструкция не выдержала ударов стихии: из урагана корабль вышел без носовой оконечности, оторванной по переднюю башню. Нужно заявить, что такая снаружи впечатляющая утрата не помешала крейсеру дойти до базы своим ходом, а восстановление статус-кво заняло втрое меньше времени, чем ремонт «Канберры».

Все «вояки» сразу после войны, в 1946 — 1947 годах отправились в резерв. Жалко, но однако им хотя бы удалось пострелять и прослужить три года. Куда как обиднее было становиться к стенке в законсервированном виде их сотрудникам, только что вошедшим в строй. Действительно, скоро разгорелась «забытая война» в Корее, в то время, когда американцы разрешили войти в дело большая часть «прекрасно выстоянных» единиц. Ввиду полного отсутствия соперника на море, им было нужно по большей части стрелять по береговым целям.

Другая работа «балтиморов» и «орегонов» протекала в годы бескровной «холодной войны», и по окончании положенных 20 лет, с середины 70-х годов прошлого века они друг за другом чинно последовали на разделку.

К тому времени их прародитель, «Уичита», уже полтора десятилетия как прекратил собственное существование.

Крейсер прошёл через всю войну, с 1941 года по 1945-й, и побывал во всех уголках Европы, от арктических норвежских вод, где он сопровождал конвои с поставками по ленд-лизу, до побережья Марокко, поучаствовав в высадке союзников в Касабланке. Отправленный после этого на Тихий океан, «Уичита» и в том месте «обследовал» все уголки огромного морского театра.

На севере его боеприпасы перепахивали остров Кыска, с которого был благополучно эвакуирован японский гарнизон ещё перед тем, как им занялись крейсера и американские линкоры. На юге его восьмидюймовки поддерживали практически бескровные высадки в Голландской Ост-Индии 13 октября 1944 года «предок» оказал значительную помощь собственному «потомку», взяв на буксир не легко повреждённую «Канберру».

А в последних числах Октября в бою в заливе Лейте артиллерию удалось применить и против неприятельских судов, не смотря на то, что цели представляли собой совсем «хромых уток». В компании с сотрудниками «Уичита» прикончил не легко повреждённый лёгкий авианосец «Тиёда» и пробовавший прикрыть его эсминец «Хацуюки». Но предшествующее упражнение по трёхдневной буксировке отяжелевшей «Канберры» неблаготворно сказалось на турбинах, и прекрасно повоевавший крейсер отправился на ремонт в Соединенных Штатах.

Но, он успел возвратиться к захвату Окинавы и вторым операциям последнего периода войны, взяв 13 «звездочек» — боевых отличий — и отправился на заслуженный отдых вместе с остальными, во второй половине 40-ых годов двадцатого века. Совсем же будущее ветерана решилась в конце 50-х, в то время, когда его предполагалось переоборудовать в ракетный корабль.

Но по окончании обследования большое количество проплававшего корпуса эксперты сделали вывод, что игра не следует свеч, благо «в простое» пребывало много куда как более новых крейсеров, и в августе 1959 года «Уичита» проследовала на завод для разборки на металл.

Выстроенные много американские тяжёлые крейсера повторили судьбу ещё более бессчётных «гладкопалубных» эсминцев, вступивших в строй по окончании Первой Мировой, после этого существовавших мирно и без особенной пользы.

Но в случае если на долю доживших «флэш декеров» однако выпало участие в второй всемирный войне, то «балтиморы» обошлись без этого — на неспециализированное счастье. Потому, что главным соперником для них в полной мере имели возможность бы стать отечественные крейсера: СССР скоро стал вторым в мире среди морских держав и первое — среди потенциальных неприятелей заокеанской супердержавы.

И угроза эта (во многом придуманная в самих США) подхлестнула продолжить гонку оружий, приведя к созданию ещё более совершенного типа артиллерийских судов крейсерского класса. Но об этом — в следующих выпусках.

Игры, за каковые мы платим два раза! | ТОП 10 примеров игр, каковые неполноценны без собственных DLC.

Статьи, которые будут Вам интересны: