Тяжёлый танк смк

Тяжёлый танк смк

Развитие противотанковой артиллерии в конце тридцатых годов, в частности появление пушек калибра 37 — 47 мм, поставило под сомнение эффективность применения танков с толщиной брони 20 — 25 мм. Со всей очевидностью это доказал и опыт гражданской войны в Испании. Противотанковые пушки франкистов легко пробивали прекрасно вооружённые, но не хватает защищённые танки республиканцев — советские Т-26 и БТ-5.

Но неприятность защищённости касалась не только лёгких, но и средних, и и тяжёлых танков. Все они имели размеры и разное вооружение, но фактически однообразное бронирование Полностью это относилось и к тяжёлому танку Т-35.

В ноябре 1937 года Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) имени Коминтерна получил от Авто-бронетанкового управления Красной Армии (АБТУ) техусловия по повышению толщины брони танка Т-35. В соответствии с им лобовая броня корпуса должна была составлять 70 — 75 мм, башни и бортов корпуса — 40 — 45 мм.

Масса танка наряду с этим не имела возможности быть больше 60 т. Но уже на стадии эскизного проектирования стало ясно, что уложиться с таковой толщиной брони в заданный лимит массы не удастся Вследствие этого было издано постановление об трансформации компоновочной схемы тяжёлого танка. В КБ ХПЗ создали семь вариантов каковые при сохранении базы танка Т-35 различались их расположением и количеством башен Окончательное решение было принято в пользу трёхбашенной схемы.

С целью ускорения проектирования нового тяжёлого танка к данной работе были привлечены два замечательных конструкторских коллектива — КБ Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) и КБ завода № 185 им. С.М.Кирова.

Тяжёлые танки, разрабатывавшиеся в этих двух КБ, представляли собой трёхбашенные автомобили массой 55 т с равнопрочной бронезащитой толщиной 60 мм В основной башне размещались 76-мм, а в двух малых башнях — 45-мм пушки В качестве силовой установки предполагалось применять летный карбюраторный двигатель мощностью 800 — 1000 л.с. либо дизель мощностью 1000 л.с. Расчётная большая скорость составляла 35 км/ч, запас хода — 260 км Экипаж автомобили складывался из восьми человек.

В КБ ХПЗ разрабатывали трёхбашенную машину с толщиной броне-страниц от 15 до 74 мм. Оружие размещалось в конических башнях и оснащалось стабилизированными прицелами «Орион» Механизмы наведения имели ручные и электромеханические приводы. Неординарное оснащение танка дополняли две радиостанции, совокупность коллективной защиты экипажа от отравляющих веществ и оборудование подводного хода. Экипаж танка включал в себя 10 человек.

Но, работу над этим проектом харьковчанам завершить не удалось. В связи с громадной загруженностью КБ ХПЗ проектирование новых типов средних танков и предстоящие работы над перспективной тяжёлой машиной в Харькове были прекращены.

10 октября 1938 года национальная макетная рабочая группа разглядела макет и чертежи тяжёлого танка «Сергей Миронович Киров» (СМК, либо, правильнее. — СМК-1), созданные на ЛКЗ группой ведущего инженера А.С.Ермолаева.

Нужно заявить, что проектировщики разрешили себе кое-какие отступления от требований АБТУ. Так, к примеру, вместо рекомендованной армейскими подвески по типу Т-35 танк был оснащён новейшей по тем временам торсионной подвеской. Но, на всякий случай создали и вариант с пружинно-балансировочной подвеской от «тридцать пятого». 9 декабря проект СМК-1 совместно с «изделием 100» (Т-100) завода№ 185 рассматривался на совещании Главного армейского совета.

В следствии дискуссии с целью уменьшения массы число башен на танках было сокращено до двух. В январе 1939 года началось изготовление танка СМК, а 30 апреля новая машина совершила собственный первый выезд на заводском дворе 25 июля танк убыл на полигонные опробования. Спустя два месяца, 23 — 25 сентября СМК в числе вторых перспективных образцов боевых автомобилей участвовал в правительственном показе в подмосковной Кубинке.

Танк СМК имел башни конической формы размешавшиеся друг за другом диаметрально-возвышенно над боевым отделением. Передняя (малая) была смещена на 145 мм влево от продольной оси танка. Задняя (основная) башня размещалась на высокой подбашенной коробке, кроме этого имевшей коническую форму. Отделение управления пребывало в первых рядах, моторно-трансмиссионное — сзади боевого отделения.

В отделении управления размешались механик-водитель, а справа от него — стрелок-радист, в малой башне — наводчик (начальник башни) и заряжающий, в основной — командир экипажа, наводчик и заряжающий. Помимо этого, в танке было предусмотрено место для техника.

башни и Корпус были изготовлены из гомогенной брони и выполнялись сварными Толщину верхнего лобового страницы корпуса за счёт удаления третьей башни удалось довести до 75 мм.

Толщина вторых лобовых и бортовых бронелистов башен и корпуса составляла 60 мм. Броневые страницы соединялись между собой гужонами с последующей проваркой швов. Из-за применения торсионной подвески произошло отказаться от бортовых экранов как у Т-35.

В лобовом странице корпуса имелся лишь так называемый люк-пробка со смотровым прибором, посадочный же люк механика-водителя был вынесен на крышу корпуса.

Такое бронирование снабжало защиту внутреннего оборудования и экипажа танка от поражения бронебойными боеприпасами калибра 37 — 47 мм со всех расстояний стрельбы.

Оружие СМК было весьма замечательным В основной башне устанавливалась 76-мм пушка Л-11.

Орудие имело углы вертикального наведения от -2° до +33°, горизонтального — 360°. На турели посадочного люка башни крепился зенитный пулемёт ДТ, а в кормовой нише башни, в шаровой установке, крупнокалиберный пулемёт ДК. В механизме поворота башни имелся дифференциальный механизм, допускавший одновременную работу электромеханического и ручного приводов, что снабжало плавность наведения и высокую скорость оружия.

Тяжёлый танк СМК:

1 — основная башня; 2 — малая башня; 3 подбашенная коробка; 4 — 76-мм пушка Л-11; 5—45-мм пушка 20К; 6 — крупнокалиберный пулемёт ДК; 7 шаровая установка пулемёта ДТ; 8 — посадочный люк механика-водителя; 9— посадочный люк основной башни; 10 — прибор наблюдения; 11 —буксирный трос; 12 крышка моторного люка; 13 выхлопные патрубки; 14 — люки доступа к трансмиссии; 15 антенный ввод; 16 люк-пробка механика-водителя; 17 устройства наблюдения механика-водителя; 18— бронировка панорамного прицела ПТК

Оружие малой башни складывалось из 45-мм пушки 20К и спаренного с ней пулемёта ДТ. Угол горизонтального наведения спаренной установки составлял 270°, вертикального — от -4° до+13°.

Помимо этого, на танке имелся курсовой пулемёт ДТ, размещённый в шаровой установке в лобовом странице корпуса. Пламя из него вёл стрелок-радист.

Для наблюдения и ведения огня за полем боя употреблялись панорамные и телескопические прицелы ПТК, ПТКУ, ТОП и ПТ-1.

Боекомплект танка складывался из 113 76-мм выстрелов, 300 45-мм выстрелов, 2200 патронов к пулемётам ДТ и 100 патронов к пулемёту ДК.

В кормовой части танка размещался 12-цилиндровый V-образный четырёхтактный карбюраторный летный двигатель АМ-34-ВТ мощностью 850 л.с. при 1850 об/мин. Строго говоря данный мотор был уже не в полной мере авиационным, а морским глиссерным, другими словами приспособленным для установки на катерах.

Пуск двигателя осуществлялся посредством электростартёра СТ-62 мощностью 8 — 9 л.с. либо сжатым воздухом. Три топливных бака неспециализированной ёмкостью 1400 л размешались на днище танка в боевом отделении. Радиатор совокупности охлаждения продувался воздухом посредством двухступенчатого вентилятора с направляющим аппаратом, установленного на носке коленчатого вала двигателя.

Трансмиссия танка складывалась из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по феродо), пятискоростной коробки передач, большое количество дисковых бортовых фрикционов сухого трения (сталь по стали) с ленточными тормозами и двухступенчатых бортовых передач (вторая ступень представляла собой планетарный последовательность).

Ходовая часть (применительно к одному борту) складывалась из восьми опорных катков с внутренней амортизацией, четырёх обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса цевочного зацепления со съёмными зубчатыми венцами и направляющего колеса с винтовым механизмом натяжения Подвеска — личная торсионная, без амортизаторов.

Гусеницы — мелкозвенчатые металлические по 113 траков в каждой. Ширина трака составляла 660 мм, ход трака — 165 мм.

На танке СМК были установлены радиостанция 71-ТК-З со штыревой антенной и переговорное устройство ТПУ-6а.

Масса танка составляла 55 т Средняя скорость перемещения по шоссе достигала 17 км/ч, по проселку — 15,5 км/ч Запас хода по шоссе — 280 км, по просёлку — 230 км.

К концу ноября 1939 года пробег СМК составил 1700 км, но рутинный движение опробовании был прерван начавшейся 30 ноября советско-финской войной. Было решено направить умелые тяжёлые танки (СМК, Т-100 и КВ) в армию для опробований во фронтовых условиях Перед отправкой на фронт кормовой пулемёт ДК на СМК заменили на ДТ Затем боекомплект 7,62-мм патронов увеличился до 5733 штук.

Потому, что в армиях ещё не имелось танкистов, прошедших подготовку на новых танках, в экипажи было нужно включить заводских испытателей. На этот счёт было получено особое разрешение из Москвы. Заводских экспертов одели в военную форму и выдали личное оружие, не смотря на то, что формально солдатами они не являлись.

Командиром экипажа СМК был назначен кадровый танкист лейтенант В.Петин, его ассистентом — сержант Могильченко. Красноармейцами были кроме этого стрелок-наводчик и радист. Помимо этого, в состав экипажа включили троих рабочих Кировского завода: механика-водителя В.Игнатьева, моториста А.Куницина и трансмиссионщика А.Тетерева.

Из танков СМК, Т-100 и КВ организовали роту тяжёлых танков. Её начальником прописали военинженера 2 ранга И.Колотушкина.

10 декабря 1939 года рота прибыла на фронт и была придана 90-му танковому батальону 20-й тяжёлой танковой бригады.

Для проверки боевых качеств новых автомобилей выбрали достаточно тяжёлый участок фронта. К нему танки выдвигались через Териоки (сейчас Зеленогорск), потом прошли Райволу и вышли в район Бобошино, что неподалеку от станции Перкиярви (сейчас Кирилловское).

Передний край соперника проходил между озером Суммаярви и незамерзающим болотом Сунасуо Финские доты на высотках были вооружены 37-мм противотанковыми пушками «бофорс» и пулемётами. Перед ними находились гранитные противотанковые надолбы Тяжёлым танкам предстояло атаковать эти укрепления и овладеть высотами.

Танк СМК на полигонных опробованиях. Август 1939 года.

На исходном пределе экипажи танков посетили глава Автоброне-танкового управления РККА комкор Д.Г. Павлов, директор Кировского завода И.М. Зальцман и основной конструктор Ж.Я Котин.

За действиями роты с наблюдательного пункта следили командующий Северо-Западным фронтом командарм 1 ранга

С.К. Тимошенко командующий армиями Ленинградского военного округа командарм 2 ранга К.Л. Мерецков и начальник опробований сын наркома обороны П.К. Ворошилов.

Бомбардировка перед атакой проводилась с таким расчётом, дабы не только подавить вражескую оборону, но и пробить проходы в проволочных заграждениях. Танк СМК двигался во главе колонны умелых автомобилей.

Он легко проломил проволочное заграждение, преодолел ров и подошёл к гранитным надолбам. Финские противотанковые пушки вели интенсивный обстрел танка, но ни одной пробоины экипаж не нашёл. Со своей стороны, танкисты вели пламя по амбразурам финских дотов. На другой сутки атаку повторили два раза, и оба раза умелые автомобили возвращались на исходные позиции без важных повреждений.

19 декабря 1939 года тяжёлый танк СМК подорвался на мине. В данный сутки 90-й танковый батальон 20-й танковой бригады прорвал, наконец, линию финских упрочнений в районе Сумма — Хоттинен.

В глубь финском обороны продвинулись и СМК с Т-100 (КВ незадолго до убыл в ремонт) в сопровождении пяти средних танков Т-28. У СМК взрывом повредило ленивец и гусеницу сорвало болты крепления трансмиссии и прогнуло дне танка Но экипаж не покинул машину.

Тяжёлый танк Т-100 прикрыл неподвижный СМК огнём и бронёй. Подробности этого боя возможно определить из документа тех лет: «Под артиллерийским и пулемётным огнём белофиннов (семь попаданий в 100 37-мм и 47-мм снарядов и бессчётные пулевые попадания) шофер (танка Т-100 — Прим. авт.) т Плюхин, закрывая собственной машиной подбитыи СМК по окончании долгих попыток вывести его из боя путём буксировки Т-100, попыток, не увенчавшихся успехом из-за буксования гусениц Т-100 (наличие гололедицы) — позволил экипажу подорванного СМК привести в негодность его вооружение и агрегаты танка.

Экипаж Т-100 развил ураганный огонь из пулемётов и пушек и тем самым позволил для восьми человек экипажа СМК через аварийные люки (в днище Т-100 и СМК) перейти из СМК в 100 Одвременно с этим шофер т Плюхин не прекращал наблюдения за действиями соперника и вёл пламя из револьвера по пробующим приблизиться к танку белофиннам.

В данной операции был не легко ранен младший начальник из экипажа танка СМКт Могильченко.

По окончании неудавшейся попытки подобрать его в 100 через катастрофический люк в днище (последний заклинило гильзами пулемётных патронов), тт. Козлов и Дрожжин, под огнём белофиннов, вышли из Т-100 через люк малой башни и, подобрав раненого перетащили его в 100».

На следующий сутки, по распоряжению главы АБТУ Д.Г Павлова, была предпринята попытка эвакуировать подбитый СМК Не обращая внимания на привлечение достаточно больших сил (мотострелковая и сапёрная роты при помощи семи танков Т-28), выполнить эту задачу не удалось. Попытка буксировать 55-тонный СМК 25-тонным Т-28 была бесплодной СМК простоял за финскими позициями до конца февраля 1940 года.

Лишь по окончании прорыва «линии Маннергейма» стало возмможно обследовать повреждённую машину.

Эвакуировать танк удалось лишь в первых числах Марта 1940 года На буксире у шести танков Т-28 он был доставлен на ЖД станцию Перк-Ярви. Но в этот самый момент появились неприятности — на станции не имелось подъёмного крана нужной грузоподъёмности. Машину было нужно разбирать на части, грузить на отдельные платформы и в таком виде доставлять на завод.

По заданию АБТУ Кировский завод должен был в течение 1940 года вернуть танк и передать его на НИБТПолигон в Кубинку. Но по невыясненым обстоятельствам впредь до начала ВОВ завод к восстановлению СМК так и не приступил. Детали танка остались лежать на заводском дворе, а по окончании войны пошли на переплавку.

Тяжелый Коммунистический танк СМК

Статьи, которые будут Вам интересны: