Торпеда 53-38 — «военные действия»

Первая торпеда советской разработки 53-27 была неудачной. Она разрешила развернуть производство собственного торпедного оружия, но имела не хватает высокие характеристики и в этом отношении заметно уступала современным зарубежным примерам. Помимо этого, имелись неприятности производственного характера, дополнительно ухудшавшие уровень качества создаваемой продукции.

Как следствие, флот нуждался в новой торпеде с приемлемыми чертями. Модернизация изделия 53-27 в ходе проекта 53-36 не дала ожидаемых результатов, что стало причиной продолжению работ. Итогом очередного проекта стало появление торпеды 53-38, которая на пара следующих лет стала одним из главных оружий собственного класса.

Напомним, торпеда 53-27 являлась предстоящим развитием изделия 45-12 (450-мм торпеда обр. 1912 г.) с увеличенными габаритами, усиленным боевым отделением и доработанной парогазовой машиной. Отсутствие опыта конструирования аналогичного оружия, и ограничения технологического характера не разрешили полностью реализовать все замыслы.

В середине тридцатых торпеду 53-27 модернизировали с применением некоторых агрегатов, заимствованных у торпеды 53-Ф итальянской разработки. Оказавшееся изделие 53-36 практически не отличалось по своим чертям от базисного 53-27, что не разрешило совершить полноценное перевооружение флота.

Во второй половине тридцатых годов управление оборонной индустрии сделало определенные выводы, результатом которых стала программа строительства фирм торпедостроения. К концу десятилетия в производстве аналогичного оружия были заняты четыре предприятия: ленинградские фабрики им. Ворошилова и «Двигатель», «Красный Прогресс» (г.

Громадный Токмак) и дагестанский завод №182 (сейчас «Дагдизель»). Под Ленинградом, на Каспийском море и в Крыму были выстроены пристрелочные станции, нёсшие ответственность за диагностику нового оружия. Головной организацией торпедостроительной индустрии стал Научно-испытательный минно-торпедный университет (НИМТИ).

Торпеда 53-38 - «военные действия»
Неспециализированный вид торпеды 53-38. Фото Wunderwafe.ru

Производство торпед 53-27 длилось до 1935 года. Модернизированные 53-36 производились с 1936 по 1938 годы. Практически сразу после этого началось серийное строительство новых торпед, взявших обозначение 53-38 (калибр 53 см, принята на вооружение во второй половине 30-ых годов XX века). С целью ускорения разработки нового проекта было предложено применять новый подход.

Сейчас торпеду следовало разрабатывать не с нуля, но с широким применением существующих агрегатов, практически копируя имеющиеся образцы.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века в рамках военно-технического сотрудничества СССР купил у Италии некое количество торпед, произведенных заводом Уайтхеда в г. Фиуме. Итальянские изделия имели калибр 45 и 53 см, и отличались высокими чертями. Это оружие заинтересовало советских армейских, что сказалось на предстоящем развитии торпед для ВМФ СССР.

Из-за отсутствия собственных проектов торпед с высокими чертями, а также в связи с прекращением производства изделий 53-27 и 53-36 руководству флота было нужно без промедлений решать вопрос производства нового оружия. Исходя из имеющейся обстановки, было решено скопировать приобретённые торпеды итальянской разработки и мало переработать их конструкцию в соответствии с возможностями отечественной индустрии.

Приказ о начале программы производства новых торпед показался во второй половине 30-ых годов XX века. Организовывать производство нового оружия должны были эксперты НИМТИ. Сборку оружия поручили нескольким фирмам.

Так, уже во второй половине 30-ых годов XX века торпеды калибра 533 мм начали выпускаться ленинградским заводом «Двигатель». В следующем году такую продукцию начал производить завод №182. Производство 450-мм торпед поручили заводу «Красный Прогресс».

На протяжении нового проекта, взявшего обозначение 53-38, базисная торпеда 53-Ф итальянской разработки претерпела кое-какие трансформации. По сведеньям, которыми мы сейчас рассполагаем,, не все элементы конструкции удалось всецело скопировать, почему базисное его копия и изделие имели кое-какие заметные отличия. В частности, изменилось число режимов работы парогазовой автомобили.

Помимо этого, имелись отличия технологического характера, которые связаны с возможностями советских фирм.

Схема торпеды:А — боевая головная часть; Б — учебная головная часть; 1 — взрывчатое вещество боевого зарядного отделения; 2 — инерционные взрыватели с запальными чашками; 3 — воздушный резервуар; 4 — водяной отсек; 5 — масляный баллон; 6 — керосиновый баллон; 7 — гидростатический аппарат; 8 — подогревательный аппарат; 9 — цилиндр основной автомобили; 10 — рулевая машина; 11 — шатунно-кривошипный и распределительные механизмы основной автомобили, заключенные в картер; 12 — прибор Обри; 13 — хвостовая часть с рулями направления и глубины, двумя винтами. Рисунок Wiki.wargaming.net

Торпеда 53-38 имела классическую для для того чтобы оружия конструкцию. Главным элементом изделия был цилиндрический корпус с полусферическим головным и коническим хвостовым обтекателем. Помимо этого, в хвостовой части корпуса предусматривались Х-образные рули и два соосных винта. Головная часть корпуса отдавалась под боевое отделение с зарядом взрывчатого вещества и взрывателями. Сзади него размешались воздушный резервуар, водяной бак и отсек для керосина.

Кормовая часть корпуса вмещала системы управления и парогазовую машину торпедой.

Новая торпеда сохранила парогазовую машину изделия-прототипа. Употреблялась двухцилиндровая основная машина, для работы которой использовались сжатый воздушное пространство, керосин и вода. Цилиндры, и кривошипно-шатунный и распределительный механизмы автомобили были смонтированы в едином картере. Крутящий момент автомобили передавался на два соосных винта в кормовой части торпеды. Для работы автомобили использовался сжатый воздушное пространство, под давлением 190 атм., закачивавшийся в соответствующий резервуар.

С целью повышения большой мощности в состав силовой установки был включен подогревательный аппарат, подобный примененному на итальянском прототипе.

Использованная парогазовая машина имела возможность развивать мощность до 318 л.с. Наряду с этим предусматривались три режима работы с различной мощностью: 318, 160 либо 112 л.с. Методом трансформации мощности двигателя возможно было поменять дальность и скорость хода торпеды в достаточно широких пределах.

направляться подчернуть, что советская торпеда 53-38 имела трехрежимную машину, в то время как итальянская 53-Ф оснащалась двигателем с четырьмя режимами работы.

Управление торпедой на ходу осуществлялось классическим для аналогичного оружия прибором Обри на базе гироскопа. Это устройство определяло отклонение торпеды от заданного курса и разрешало производить команды для рулевых автомобилей, удерживавших оружие на нужной траектории. Прибор Обри и гидростат снабжали верное перемещение торпеды на глубинах от 0,5 до 14 м.

Основная машина торпеды 53-38. Рисунок Wunderwafe.ru

В головной части торпеды 53-38 размешалось боевое отделение, вмещавшее 300 кг взрывчатого вещества. В особые окна в верхней части корпуса помещались два контактных взрывателя инерционного действия. Они снабжали подрыв боевой части при ударе торпеды о корпус цели.

Для подводников и подготовки моряков предлагалось применять торпеды с учебным боевым отделением. От полноценного боевого оно отличалось отсутствием взрывчатки, вместо которой в корпусе монтировался груз соответствующей массы.

Новая торпеда имела калибр 533 мм и длину 7,2 м. Неспециализированный вес готового к применению изделия составлял 1615 кг. вес и Габариты торпеды соответствовали требованиям, предъявляемым конструкцией имеющихся 53-см торпедных аппаратов. Так, торпеды 53-38 имели возможность использоваться любыми подводными лодками и отечественными кораблями с соответствующими торпедными аппаратами.

системы управления и Силовая установка торпеды 53-38 разрешали торпедистам перед стрельбой настраивать глубину хода оружия, и поменять дальность и скорость хода. Глубина имела возможность колебаться в пределах от 0,5 до 14 м. дальность и Скорость следовало выбирать в соответствии с тактической обстановкой. При установке режима парогазовой автомобили с большой мощностью (318 л.с.) торпеда имела возможность разгоняться до 44,5 узла, но при таких условиях ее дальность составляла только 4 км.

При мощности 160 л.с. скорость понижалась до 34,5 узла, но дальность вырастала до восьми километров. Третий режим подразумевал работу автомобили на мощности 112 л.с., скорость 30,5 узла и дальность 10 км.

Первые торпеды модели 53-38 были выпущены ленинградским заводом «Двигатель» во второй половине 30-ых годов XX века. Тогда же стартовали опробования нового оружия. На протяжении испытаний стало известно, что копирование зарубежного примера удалось не полностью. Отечественная торпеда отличалась от итальянской не только режимами основной автомобили, но и некоторыми недочётами конструкции.

Было распознано заметное количество недочётов, каковые в будущем были устранены, но доводку оружия было нужно проводить уже на протяжении серийного производства. Большинство неприятностей было устранено в 1939-41 годах, но некоторыми доработками было нужно заниматься уже на протяжении ВОВ.

Нужно подчернуть, что параллельно с постановкой и разработкой в серию новых торпед промышленность и флот занимались преобразованием существующих военно-промышленных структур. Так, во второй половине 30-ых годов двадцатого века были организованы конструкторские бюро ЦКБ-36 и ЦКБ-39. Этим организациям передали все имеющиеся проекты торпедного оружия, ранее разрабатывавшиеся несколькими вторыми бюро и университетами.

Такие преобразования в некоей мере упростили предстоящие работы по формированию минно-торпедного оружия.

Транспортировка торпед. Фото Submarine-at-war.ru

Первые плоды преобразований были взяты уже во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Одной из первых задач ЦКБ-39 стало увеличение могущества торпед. Несколько инженеров под управлением А.П. Белякова создала новые варианты боевого отделения для 45-см и 53-см торпед примера 1938 года. Без значительных доработок конструкции вес взрывчатого вещества был увеличен на 80-100 кг.

При установке усиленного боевого отделения протяженность торпеды калибра 533 мм возрастала до 7,45 м, а масса – до 1725 кг. Неспециализированный вес взрывчатого вещества достигал 400 кг.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века ЦКБ-39 совместно со смежными фирмами выстроили и испытали пара торпед с новыми боевыми отделениями. Опыты продемонстрировали, что массы оружия и рост габаритов никак не отражается на ходовых качествах. дальность и Скорость хода обеих торпед не изменялась .

В конце 1939 года торпеды с усиленными боевыми частями были приняты на вооружение под обозначениями 53-38У и 45-36У. Серийное производство для того чтобы оружия было развернуто на фабриках №182, «Красный» и «Двигатель Прогресс».

В будущем развитие проекта 53-38У стало причиной созданию новой техники. Еще в конце двадцатых годов эксперты Остехбюро начали работу над неконтактным взрывателем для торпед, разрешавшим поражать цель кроме того при маленьком промахе. Первый вариант для того чтобы устройства был принят на вооружение в первой половине 30-ых годов двадцатого века под обозначением НВО.

Он решал поставленную задачу, но был очень сложен в эксплуатации, почему его скоро сняли с производства. К работам по перспективной тематике привлекли пара научных организаций, что разрешило создать полноценный работоспособный пример.

Неконтактный взрыватель стабилизированный НВС был создан в начале сороковых годов и испытывался в 41-м в составе боевого отделения торпеды 53-38У. На протяжении опробований торпеды с устройствами НВС выпускались по транспорту водоизмещением 2500 т. Взрыватель удачно определял искажения магнитного поля и давал команду на подрыв заряда при прохождении на расстоянии до 2,5 от киля судна-цели.

Расчеты показывали, что при повышении водоизмещения цели растет и расстояние уверенного срабатывания взрывателя. По итогам опробований взрыватель приняли на вооружение. Поставки серийных НВС стартовали в первой половине 40-ых годов XX века.

По некоторым данным, для установки устройства НВС требовались кое-какие переделки боевого отделения торпеды, почему вес взрывчатки уменьшался приблизительно на 30 кг.

Погрузка торпеды 53-38 на корабль. Фото Navweaps.com

Первые серийные торпеды типа 53-38 имели кое-какие неприятности, каковые было нужно ликвидировать уже на протяжении серийного производства. Следствием этого стали кое-какие отличия в надёжности и характеристиках изделий различных серий. Однако, уже в первой половине 40-ых годов двадцатого века большинство недочётов была удачно устранена, не смотря на то, что часть неприятностей сохранялась и потребовала решения.

Наличие недостатков и затруднений, однако, не помешало советской индустрии освоить полномасштабное серийное производство нового оружия. До конца 1939 года с конвейера сходили лишь изделия 53-38 в базисной конфигурации. В будущем было освоено производство торпед 53-38У с новым боевым отделением.

Сборка для того чтобы оружия длилась до конца ВОВ.

Показавшись во второй половине тридцатых годов, стали 53-38 и 45-36 торпеды главным оружием собственного класса в военно-морском флоте СССР. Практически во всех случаях боевого применения торпед употреблялись как раз изделия этих их модификаций и моделей. Новые торпеды поставлялись всем советским флотам, но употреблялись, по-видимому, лишь на Европейском ТВД.

Сведения о применении торпед 53-38 судами либо подлодками Тихоокеанского флота отсутствуют.

По сведеньям, которыми мы сейчас рассполагаем,, за предвоенный период и в годы Великой Отечественной промышленность успела выстроить и передать ВМФ пара тысяч изделий 53-38 в нескольких модификациях. Большинство этого оружия была применена по прямому назначению. Так, подводные лодки Северного, Балтийского и Черноморского флотов за войну применяли 1471 торпеды 53-38 и 53-38У. Как минимум, 124 пуска торпеды завершились попаданием в цель, но в нескольких случаях случились отказы взрывателей.

В общем итоге, по техническим обстоятельствам до цели не добрались 43 торпеды. Имеются сведения о 243 случаях боевого применения торпед 53-38У с неконтактным взрывателем НВС. Сведения о надежности этих устройств разнятся.

Одни источники утверждают, что отказов не было, другие говорят о некоем количестве неправильного срабатывания взрывателей.

К началу ВОВ торпеды 53-38 практически не имели альтернативы. В армиях все еще оставалось большое количество устаревших изделий 53-27, но их использование носило очень ограниченный темперамент: за все годы войны применяли только пара десятков таких торпед. По данной причине, главным оружием подлодок, катеров и кораблей с торпедными аппаратами калибра 533 мм были торпеды 53-38 различных модификаций с разными взрывателями.

Начав разработку собственных торпед, советские конструкторы столкнулись с значительными проблемами. Первая торпеда собственной разработки имела низкие характеристики и не отличалась надежностью. По данной причине новое оружие этого класса было решено строить на базе зарубежных разработок.

Результатом для того чтобы подхода стало дальнейшее развитие и появление проекта 53-38. Эта торпеда, в отличие от предшественницы, имела высокие характеристики и имела возможность полноценно решать задачи. Как следствие, устаревшее оружие отправилось на склады, откуда ушло на утилизацию, а главную боевую работу взяли на себя торпеды 53-38.

С учетом выполненной роли в войне на морях эти торпеды по праву можно считать настоящим Оружием Победы.
По данным:
http://submarine-at-war.ru/
http://wunderwafe.ru/
http://flot.sevastopol.info/
http://sovnavy-ww2.ho.ua/
http://navweaps.com/

Современные торпеды России.

Статьи, которые будут Вам интересны: