Тракторная и самоходная — «военные действия»

Краткий обзор тракторной и самоходной артиллерии держав Антанты в годы Первой Мировой.

Главным тягловым средством в годы Первой Мировой являлась лошадь. Лошадь перемещала вьюки, повозки, орудия. Пара лошадей вольно несла груз весом в тонну, четверка – две тонны, а восьмерка – до 3,2 тысячь киллограм. Последний вес был весовым пределом для конной тяги.

Во многом как раз исходя из этого маневренность полевой тяжелой артиллерии на конной тяге была не на высоте. Вес тяжелых орудий был впечатляющим – что было особенно актуально для Французского фронта, в особенности очень сильно насыщенного техникой.

Уже сначала позиционной войны на Французском фронте, потребовавшей применения замечательной артиллерии, встал вопрос о придании ей особенной маневренности. Маневренность была пользуется спросом как при войсковых перебросках, так и на поле боя.
При осуществлении важнейших своевременных перебросок, в то время, когда пехота скоро перевозилась на машинах, артиллерия, предоставленная своим средствам передвижения, не обращая внимания на обширно развитую сеть хороших дорог Французского фронта, часто отставала на десятки часов, а время от времени — и на пара дней. Все это потребовало ввести для орудий механическую (тракторную) тягу, дававшую артиллерии возможность при проведении войсковых перебросок не отставать от пехоты.

Обычный трактор (к примеру Клейтон) имел возможность перемещать вес на порядок превышающий предел лошадиной восьмерки – 32 тонны. Это, со своей стороны, разрешило нарастить и мощь калибров тяжелой артиллерии.

И к январю 1918 г. из 782-х французских тяжелых батарей на северо-западном фронте 516 батарей были на конной тяге и 266 батарей — на тракторной (не считая автомобильной малокалиберной артиллерии).
К орудиям на механической тяге относились: а) американская 76-мм пушка совокупности L. F. А.; б) британская 202-мм гаубица примера 1916 г.; в) французская 155-мм пушка совокупности О. P. F. (Филлю).

С 1916 года на Русском фронте кроме этого появляются тяжелые тракторные (совокупности Виккерса) 203 и 228-мм гаубицы.
Тракторная и самоходная - «военные действия»

1. 203-мм буксируемая гаубица Виккерса. Pataj S. Artyleria ladowa 1881-1970. W-wa, 1975.

Преимуществами частей тракторной артиллерии были: более высокая средняя скорость перемещения (от 5 до 15 км в час), громадная компактность походных колонн (к примеру, протяженность конной запряжки 11-дюймовой гаубицы Шнейдера – 210 шагов, тогда как тракторной совокупности для того чтобы же калибра – до 120 шагов), мобильность (а также при передвижении по пересеченной местности) и более большой размер среднего перехода (вместо 60-70 км для батарей на конной тяге – 120-150 км для тракторных батарей).

Особенное значение имело создание самоходной артиллерии.
Суть введения гусеничной схемы перемещения заключался в рвении разложить тяжесть (давление) объекта при его передвижении на громадную площадь (в сравнении с рабочей поверхностью колес). Соответствующий механизм выглядел следующим образом. Основание корпуса (рама) имело на поперечных осях пара роликов-колес.

На переднее и заднее колеса рамы, немного поднятые над почвой, была надета цепь. Она складывалась из отдельных связанных шарнирно (при помощи болтов) железных пластин-башмаков с особенными ребрами (для сцепки с поверхностью). Заднее (зубчатое) колесо рамы, охватывавшееся цепью, приводилось во вращение мотором.

Наряду с этим зубцы вращавшегося колеса, сцепляясь с поперечными болтами башмаков цепи, придавали ей круговое перемещение по охватываемым цепью колесам. Благодаря этого, соприкасавшиеся с ней ролики рамы начинали катиться по цепи — и этим приводили к поступательному движению всей рамы, а, следовательно, и всей автомобили.
Эта схема разрешила показавшимся на фронте в осеннюю пору 1916 г. английским танкам преодолевать снарядные воронки и окопы. Подъем на вертикальные откосы был тем легче, чем дольше был танк. Во многом первые танки являлись как раз штурмовыми орудиями.

Причем французские танки кроме того стали называться штурмовой артиллерии.
За войну толщина брони танков возрастает с 12 до 16 мм (лобовая броня) и с 8 до 11 мм (бортовая броня). Германские автомобили имели броню 30 и 20 мм соответственно.

Французы создали танки (штурмовые орудия) совокупностей Шнейдера (вес 13,5 тысячь киллограм, оружие — одна пушка и два пулемета, скорость 4 км в час) и Сен-Шамона (вес 24 тонны, оружие — 1 пушка и 4 пулемета, скорость до восьми километров в час). Французские автомобили в первый раз были применены весной 1917 г. на боевом участке Краон — Бери-о-Бак – в этом большом наступлении учавствовали 850 тыс. человек, 5 тыс. орудий и 200 танков.

2. Шнейдер СА-1.

3. Сен-Шамон.

16-го апреля 1917 г. в сражении принимали участие 132 автомобили совокупности Шнейдера. Первый отряд численностью в 82 автомобили начал атаку в 7 часов утра — в момент приближения французской пехоты ко второй линии германской обороны. Но скоро отряд попал под таковой губительный пламя германской артиллерии, что, по выражению очевидца, почва около танков и под ними переживала как море от циклона.

Глава отряда погиб в собственном танке. Отряд утратил от огня соперника 39 автомобилей, а пехота отхлынула, покинув занятые германские позиции.

Второй отряд численностью в 50 автомобилей начал атаку кроме этого в 7-м часу, но был обнаружен воздушной разведкой соперника по окончании выхода из укрытий — и соответственно попал под заградительный пламя германской артиллерии. В следствии, атака окончилась неудачей — из боя возвратилось лишь 10 танков.
В будущем, учтя эти уроки, союзники стремились применять военные машины лишь перед восходом солнца – в другом случае перемещение этих тихоходов к передовой днем неминуемо приводило к огромным утратам. К весне 1918 г. французы конструируют новый танк – Рено, весом только 6,5 тысячь киллограм, имевший на вооружении пулемёт и одно орудие. Эти автомобили числом 30-ти штук в первый раз используются французами в июне 1918 г. на протяжении наступления у леса Ретц.

Этот танк первенствовал машиной, имевшей привычную для нас хорошую – «танковую» компоновку. Другими словами был вправду танком, а не штурмовым орудием, как его более ранние и более тяжелые «собратья».
В будущем, в битвах на Марне весной 1918 г., в наступлении американцев в сентябре у Тианкура, в англо-французском наступлении в Пикардии и в финальном преследовании германцев с 26-го сентября по 2-е ноября 1918 г. танки, действуя с переменным успехом, практически всегда несли большие утраты. Так, кроме того во время отхода германцев, на протяжении боев с 26 по 29 октября, французский танковый отряд утратил от огня артиллерии 51 машину.

Не считая танков, де-факто выполнявших задачи самоходной артиллерии, союзниками использовались орудия, самоходные в прямом смысле этого слова.

К ним, например, относилась французская 75-мм пушка примера 1916 г. В передней части трактора размещался мотор, а в задней части установки — орудие (причем на протяжении стрельбы, чтобы не было опрокидывания, откидывались особые подставки-сошники). Эта самоходная установка развивала скорость до 25 км в час.
Помимо этого, существовали самоходные гаубицы Шнейдера 220 — 280-мм калибра.

4. 220-мм гаубица Шнейдера.

5. 280-мм гаубица Шнейдера на шасси Сен-Шамон.

Для уменьшения длины отката, ствол 240-мм гаубицы Шнейдера по окончании выстрела двигался по раме, которая вместе с верхней частью лафета кроме этого двигалась назад и вверх. Откат тормозился двумя компрессорами. Мощность двигателя данной самоходки — 225 лошадиных сил.

Появляются и колесно-гусеничные орудийные установки.
Так, 155-мм пушка на лафете совокупности Кристи имела возможность передвигаться на гусеничном либо колесном ходу. Скорость перемещения достигала: на колесном ходу — 27, а на гусеничном — 15 км в час.

6. 155-мм орудие на шасси Кристи.

Главными преимуществами первых самоходных установок являлись: быстрота занятия боевых позиций, постоянная готовность к бою, легкость маневрирования, возможность преодоления подъемов, малая протяженность формируемых самоходками походных колонн, свойство прохождения по песчаному, вязкому и изрытому воронками грунту.
Наиболее значимыми недочётами данных установок были: их вес, трудность подбора соответствующего укрытия, громадный расход горючего (причем кроме того при перемещении по хорошим дорогам), и неэкономичность и затруднительность (в отличие от простой артиллерии) походного перемещения самоходок в одной колонне с пехотой.

Tractor Hacking: The Farmers Breaking Big Tech’s Repair Monopoly

Статьи, которые будут Вам интересны: