«Тройка», «семерка» — туз?

«Тройка», «семерка» — туз?

По окончании окончания военных действий и поражения Германии в «Великой войне» у победителей было большое количество жажд по ограничению предстоящих возможностей собственного вчерашнего, весьма сурового соперника развязать новую бойню. И в числе первых опасностей очевидно сквозил кошмар неограниченной подводной войны.

В случае если по Версальскому миру флот и армия в целом были поставлены в унизительное положение, но сохранили какие-то, пускай минимальные возможности, то подводные силы были сочтены через чур страшными, дабы разрешить немцам иметь хотя бы одну субмарину. Их , причем подводные силы не было возможности не только иметь, но и строить, а также проектировать. Так громадный подводный флот, «пропустивший через себя» более 850 единиц, прекратил существовать.

Как казалось, британцам, американцам, французам — окончательно.

Но немцы — причем задолго до прихода к власти Гитлера — и не думали выполнять эти запреты. Еще в первой половине 20-ых годов XX века самый преуспевшие в постройке субмарин в годы Первой мировой компании «Германия-Верфт», «Везер» и «Вулкан» создали «на паях» конструкторское бюро, которое занялось проектированием новых боевых единиц. Как бы ничего не нарушая: конструкторы делали заказы третьих государств, кстати, ничем «грандам» не угрожавшим: Испании, Турции. Финляндии…

А дабы союзники не имели кроме того предлога к запрету, это КБ разместилось в столице соседней, сугубо нейтральной Голландии, Гааге. Наименование также взяло соответствующее: «Голландское предприятие — проектное бюро по кораблестроению». Но за данной, снаружи безликой вывеской, прятался умный механизм.

Дабы обеспечить подставную компанию заказами, а себя — новыми проектами, управление ВМС Веймарской республики и германские военно-промышленные магнаты, в первую очередь, Крупп, тайно финансировали собственных конструкторов, что разрешало «голландскому КБ» назначать за наблюдение и свои проекты за их осуществление «в железе» демпинговые стоимости. А возглавил бюро доктор наук Ганс Техель — основной конструктор германских «У-ботов» периода Первой мировой.

И дело, при такой-то помощи, конечно, пошло. В качестве прототипа для начала забрали разработку времен Первой мировой, тип UBIII (как мы не забываем, чуть ли не самый удачный вариант средних субмарин того периода). «Контора» заявила о том, что берет на себя нетолько разработку проектов подводных лодок, но еще и наблюдение за их постройкой.

В сочетании с более низкой ценой на собственную продукцию, чем у кораблестроителей — Италии и конкурентов проектантов и Франции, это подкупило, пускай и не сходу (послевоенная экономика не содействовала активным вложениям в бронетехнику) правительства нескольких государств. Во второй половине 20-ых годов XX века «фальшивые голландцы» взяли заказ для ВМС Испании. Лодку под обозначением «Е-1» заложили на верфи в Кадисе в первой половине 30-ых годов двадцатого века в соответствии с доставленными из Голландии документацией и чертежами.

Но в следующемгоду в Испании случилась революция, дополненная к тому же разразившимся интернациональным финансовым кризисом. Проект повис в воздухе. В ликвидации изрядно щекотливой ситуации были заинтересованы обе стороны, и, дабы отыскать нового клиента, «Е-1» обширно разрекламировали по всей Европе. Для ознакомления со строившейся лодкой в Испанию пригласили экспертов из многих государств. В итоге, субмаринуприобрела Турция, где она стала называться «Пор».

Подлодка «U-26» (Тип 1А), Германия, 1937 г.

Строилась компанией «Дешимаг» в Бремене. Тип конструкции — полуторакорпусный.

Водоизмещение подводное/надводное — 860/965 т. Размеры: протяженность — 72.4 м. ширина — 6.2 м. осадка — 4,3 м. Глубина погружения — до 100 м. Двигатель: два дизеля мощностью 2800 л.с. и два электромотора мощностью 1000 л.с. Скорость надводная/подводная на опробованиях — 17.8/8,3 уз. Оружие: шесть 533-мм торпедных аппаратов (четыре в носу, два в корме, 14 торпед, одно 105-мм орудие и один 20-мм автомат. Экипаж — 43 чел. Всего в 1937 г. выстроено две единицы. «U-25» и «U-26». Обе погибли в 1940 г.

Фактически в один момент с заказом многострадальной «Е-1» одолжениями «Бюро» решила воспользоваться Финляндия. Взявшие в следствии крушения России независимость финны опасались собственного могучего соседа с востока, да и западный сосед, их более ранний «сюзерен», Швеция, не внушал полного доверия. Так что, их желание взять маленькую, но скоростную, маневренную подлодку ясно.

И псевдо-голландцы помогли: в 1930 — 1931 годах финский флот пополнился тремя субмаринами типа «Ветехинен». Создали «спецы из Гааги» и субмарину малого водоизмещения. В итоге Финляндия взяла еще и лодку прибрежного действия «Весикко», потом достаточно хорошо действовавшую в советско-финской войне.

Причем, вправду, компания снабжала клиентам пост-построечное обслуживание. Опробования как финских, так и турецкой лодок проводили германские офицеры-подводники, «замаскированные» под инженеров.

Продукцией нежданно всплывшего как бы из ничего нового поставщика подлодок заинтересовались не только «малые и неимущие». Как мы уже говорили, проект «Е-1» произвел чувство и на руководство советского ВМФ.

В 1932 -1933 годах в Испанию прибыли отечественные главные эксперты в области подводного кораблестроения. Будущий «Гюр» произвел на них хорошее чувство, и в первой половине 30-ых годов XX века «Союзверфь» и компания «Дешимаг» — совладелец «Голландского предприятия» (немцы к тому времени уже «высунули шнобель» из собственного «укрытия») заключили контракт о разработке подлодки для СССР. Германский проект был частично переработан советскими инженерами и реализован в серии успешных подводных лодок типа «С» — «средняя».

Не прогадали и сами немцы. В следствии деятельности «Бюро из Гааги» конструкторы взяли ХОРОШИЙ ОПЫТ создания отвечающих требованиям нового времени субмарин. Причем не только за границей.

Еще в 1920-х годах в Берлине показалась компания с ничего не значащим заглавием «Инженерное бюро по экономике». На первый взгляд, ничего запретного, противоречащего Версалю: мало ли, какими изучениями может заниматься такое учреждение. В действительности, под данной вывеской обосновалось конструкторское бюро подводного кораблестроения.

Возглавлял его инженер Фридрих Шеффер, потом один из ведущих германских конструкторов подлодок. А по окончании прихода Гитлера к власти, в первой половине 30-ых годов XX века Крупп создал на верфи «Дешимаг» в Бремене филиал «Голландского предприятия», куда возвратились из зарубежа бывшие «голландцы» -инженеры и немецкие конструкторы.

И в первой половине 30-х годов немцы приступили к созданию более большой субмарины, в этом случае уже для себя.

Проект серии I с надводным водоизмещением за 860 т фактически соответствовал «океанским» лодкам Первой мировой и имел хорошее оружие из 6 торпедных аппаратов, 105-мм пушки и 20-мм автомата.

Как раз лодкам «первой серии» изначально предстояло стать главными. Тип кроме того назвали «мобилизационным»: для внешнего мира как бы предусматривалось, что их начнут строить лишь , если на Германию нападут злые неприятели. На деле же еще в первой половине 30-ых годов двадцатого века было решено начать постройку -тайно!

Для чего в сопредельных государствах тогда же начали заказывать отдельные механизмы, предназначенные как бы для совсем мирных целей.

Подлодка «U-1» (Тип ІІА), Германия, 1936 г.

Строилась компанией «Дойче Веерке» в Киле.

Тип конструкции — однокорпусный. Водоизмещение подводное/надводное — 250/300 т. Размеры: протяженность — 40,9 м, ширина — 4,1 м, осадка — 3,8 м. Глубина погружения — до 80 м. Двигатель: один дизель мощностью 700 л.с. и один электромотор мощностью 360 л.с. Скорость надводная/подводная на опробованиях 13.0/6,9 уз.

Оружие: три 533-мм торпедных аппарата в носу, шесть торпед, один 20-мм автомат. Экипаж — 25 чел. Всего в 1936 г. выстроено шесть единиц, «U-1» — «U-6». «U-1», «U-2» и «U-5» погибли во время второй мировой, остальные сданы на слом по окончании ее окончания

Но все же, не смотря на то, что лодки 1-й серии хронологически были созданы и начаты постройкой первыми, их постройка затянулась, что неудивительно: они все-таки были достаточно сложным «продуктом» для оживающей «подводной индустрии» Германии. В итоге эти лодки взяли далеко не начальные порядковые номера: «U-25» и «U-26».

Сам проект встретил много возражений: при водоизмещения 860 т единицы 1-й серии были приблизительно на треть меньше подобных океанских лодок-ровесников, создаваемых сейчас в других государствах, от Италии до СССР.

В итоге управление подводной секции Кригсмарине (с приходом Гитлера к власти сменилось и наименование ВМС Германии) во главе с Деницом по большому счету сочло проект неудачным.

Вправду, лодки не владели высокой манёвренностью и мореходностью — качества, которым немцы уделяли особенное внимание. Их было нужно кроме того пара модернизировать, установив необычный «гребень» по бокам крыши рубки, предназначенный для отвода потоков воздуха, и второй гребень-щиток, в середине рубки, — для отражения брызг.

Еще до войны «U-25» и «U-26» были переведены в учебные.

Но с началом военных действий недостаток в субмаринах был такими большим, что во второй половине 30-ых годов двадцатого века обе подводные лодки серии I снова послали «на передовую». Любопытно, что наряду с этим «U-25» снабдили жутковатой картиной: на рубке изобразили сходу и акулью пасть, и череп с костями. Но такое показалось через чур кроме того фашистским подводникам, и потом эту шокирующую символику заменили на менее претенциозный мухомор.

Но и данный «ядовитый гриб» просуществовал недолго: уже в следующем году «U-25» отправилась на дно, как и ее напарница «U-26».

Потому, что 1-я серия очевидно не доходила для весьма стремительного наращивания подводных сил, которого столь настоятельно потребовало управление Фашисткой германии во главе с «вождем германской нации», в полной мере естественным выглядит обращение конструкторов к опыту Первой мировой. Отметим, что тогда экстренный количественный рост обеспечили малые субмарины серии UBII.

Да и послевоенный опыт уже имелся: именно на базе этих «жестяных огурцов» в первой половине 30-ых годов XX века для финского флота была выстроена лодка «Весикко», очень хорошо прошедшая опробования. Исходя из этого и 2-я серия послевоенных германских субмарин явилась прямой наследницей типа UBII. Как раз ее единицы стали первыми подводными судами, спущенными на воду в обход всех версальских соглашений.

Действительно, в первой половине 30-ых годов XX века кроме того Гитлер опасался публично афишировать такую наглость: многие узлы для первых подтипов, IIА и IIВ, все еще заказывалась за границей, в первую очередь, в Голландии, в обстановке повышенной секретности.

Инженеры попытались не просто скопировать успех собственных предшественников практически 20-летней давности. Серия II отличалась от UBII в первую очередь улучшенными повышенной дальностью и ходовыми характеристиками.

Но это потребовало размещения и увеличения длины балластных цистерн вне прочного корпуса. За счет фактически тотального применения электросварки (в чем Германия заметно опережала другие страны) вес прочного корпуса удалось снизить практически наполовину! Высвободившееся водоизмещение пошло на повышение запаса топлива и мощности двигателей.

Но, как выяснилось, кроме того в высокотехнологичной стране совершить «громадный скачок» сходу не удалось. В сварных швах обнаружились важные недостатки, что сказалось в первую очередь на глубине погружения. По проекту она должна была достигать 80 м, но на протяжении опробований некоторых единиц ее вынужденно было нужно сократить 50 метрами: лодки начинали течь.

Подлодка «U-18» (Тип IIВ). Германия, 1936 г.

Строилась компанией «Дойче Веерке» в Киле.

Тип конструкции — однокорпусный. Водоизмещение подводное/надводное — 275/325 т. Размеры: протяженность — 42.7 м, ширина — 4,1 м, осадка — 3,8 м. Глубина погружения до 90 м. Остальные эти как у типа IIА. Всего в 1936 г. выстроено 18 единиц. «U-7» — «U-24», и еще две единицы, «U-120» и «U-121», — в 1940 г. Десять единиц погибли в годы войны, «U-10» «U-11» сдались союзникам, остальные, а также «U-18», были затоплены экипажами. «U-18» и «U-24» подняты работой ЭПРОН советского флота, изучены и сданы на слом

За шестеркой единиц варианта IIА последовала намного большая серия, IIВ. самоё важным отличием от предшественниц стали увеличенные отверстия на протяжении ватерлинии, предназначенные для приема воды в балластные цистерны при погружении. В следствии удалось повысить скорость погружения, что для германских подводников кроме этого являлось крайне важным параметром.

Помимо этого, серия IIС стала первой, на которую штатно, еще на стадии проектирования, возвратилась «артиллерия». Пускай до тех пор пока весьма скромная: палубным орудием стал 20-мм автомат. Но субмарина прекратила быть всецело беспомощной как перед маленькими катерами-охотниками, так и под атаками с воздуха.

Ясно, что лодки серии II не доходили для сколь-нибудь дальних походов. Но, бессменный руководитель и создатель подводных сил Фашисткой германии Дениц сначала собирался использовать их только в учебных целях. Как раз в учебном походе «У-боты» и понесли первую утрату: «U-18» затонула в следствии столкновения еще в ноябре 1936 года.

Однако, и ее подняли и ввели в строй. Но, явная дефицит «подводных пиратов», сложившаяся в начале войны, "настойчиво попросила" применения и этих маленьких лодок для исполнения боевых задач в океане. Скоро выяснилось (что совсем неудивительно), что в борьбе за Атлантику единицы 2-й серии фактически ненужны, исходя из этого в первой половине 40-ых годов двадцатого века и в начале следующего их постарались применить в качестве минных заградителей.

Но скоро нашелся боевой театр и для «малышек», где именно их размер и явился главным преимуществом. На манер отечественных «малюток» с началом войны против СССР немцы переправили шесть единиц серии II по железной дороге в румынский порт Констанца, Тут перед ними поставили более чем амбициозную задачу: борьбу против советского черноморского флота и блокаду его основной военно-морской базы — Севастополя.

Удачи на данной ниве возможно оценить как очень относительные, а финиш «германского черноморского подводного флота» был и вовсе сокрушительным. Наступление отечественных армий, поддержанное морскими силами и авиацией, стало причиной смерти половины «двоек»: «U-9», «U-18» и «U-24» в следствии удара авиации ЧФ по Констанце в августе 1944 года. Да и второй половине деваться было некуда.

9 сентября, в связи с выходом Болгарии из войны, немцы лишились последнего пристанища на Черном море. И три оставшиеся лодки («11-19», «11-20» и «и-23») было нужно затопить в море уже у берегов Турции.

Примечательно, что. не обращая внимания на явную непригодность малых лодок для действий в океане, германское руководство не отказалось от попыток не только применять имеющиеся, но и возродить их постройку.

Серия IID из 16 единиц вступила в строй в начале 1941 года. Конструкторы постарались выжать все остатки сока из этого «металлического лимона», в частности, им удалось практически утроить радиус действия. В принципе, сейчас «малышки» имели возможность хоть как-то употребляться для боевого патрулирования, но все равно, несли на борту через чур мало торпед для долгого похода. Не смотря на то, что некоторым из них все же удалось добиться удач, пускай и достаточно скромных, овчинка не стоила выделки.

Тем более, что со доработками и всеми улучшениями никого из модификаций серии нельзя признать в полной мере успешной. Лодки этого типа взяли в германском флоте прозвище «долбленка», либо «каноэ», по обстоятельству простоты конструкции, малых размеров и более чем вызывающих большие сомнения удобств для экипажа, не смотря на то, что моряки отдавали должное их неприхотливости в эксплуатации.

Да и люди — тренированные экипажи -становились куда как более критическими для продолжения подводной войны, чем «железо».

И летом 1941 года все лодки серии II отозвали из Атлантики и перевели на Балтику, ставшую настоящим «детским садом» для обучения персонала Кригсмарине. В том месте они употреблялись для тренировочных целей и только эпизодически — против советского Балтфлота. В итоге, другим единицам II серии удалось дожить до 1945 года как раз благодаря собственному тренировочному статусу.

Но и для них наступил неспециализированный закономерный финиш: все были затоплены экипажами либо сдались совместно со всей Германией.

В первой и второй сериях немцам не удалось отыскать решения по созданию «оптимальной» субмарины. Одна из них была через чур большой и сложной в постройке, вторая — через чур маленькой.

Как говорится, «вилка». И вправду, третий «боеприпас» лег совершенно верно в цель. Действительно, данный самый хороший вариант соответствовал не третьей послевоенной серии, а формально -седьмой.

Эта серия переняла многие элементы от собственного прототипа, финской подлодки «Ветехинен», созданной в первой половине 30-ых годов двадцатого века по германскому проекту. Что до форм корпуса, то конструкторы поступили более чем легко, для начала забрав чертежи «малютки» II серии и «растянув» их до нужного размера несложными линейными преобразованиями.

И, как ни необычно, данный довольно-таки примитивный прием замечательно сработал.

Оказался проект лодки водоизмещением 625 тысячь киллограм с оружием из пяти торпедных аппаратов, четыре из которых размешались в носу, а пятый «одиночка» — в корме, выше ватерлинии. Имелось еще пять запасных торпед, и «артиллерия» — ветхая хорошая 88-миллиметровка.

Потом события разворачивались быстро.

В январе 1935 года «Германия-Верфт» взяла заказ на первую серию средних субмарин из шести штук, пока еще реализовывавшихся в металл «втемную». Под давлением союзников заказ сперва сократили до четырех, но пришедшие к власти фашисты мухлевали уже без всякого зазрения совести: еще шесть единиц должна была строить вторая компания, «Везер». А в марте Гитлер совсем отказался делать запретительные статьи Версальского мирного соглашения, и теневое строительство стало явным.

Уже в июне последовало роковое для «Владычицы морей» соглашение Британии и Германии, совсем узаконившее «запретный плод». Да, британцы как бы подстраховались: суммарное водоизмещение германского подводного флота не должно было быть больше 35% от подобного английского, но куда ответственнее был сам факт: Версальское соглашение пало. Путь для настоящих, в полной мере официальных подводных сил был открыт. Оставалось лишь выяснить стратегию предстоящего развития.

В.

КОФМАН

(Продолжение — в следующем номере издания)

Пророк Санбой — Тройка, семерка, туз

Статьи, которые будут Вам интересны: