U-boot превыше всего

U-boot превыше всего

Итак, Германия вступила в Первую мировую, прославившую «субмарины кайзера» в качестве самого сурового оружия в войне на море. Вступила, имея … всего 28 подводных лодок, добрая половина из которых, как тогда считалось, вряд ли были способны функционировать вне видимости берега, а остальные чуть имели возможность оперировать вблизи кроме того ближайшего, восточной части прибрежной полосы Англии. И никаких идей относительно того, как всё это «достаток» применять.

Более того, особенного улучшения в скором времени и не предвиделось: по громадной программе развития подводного флота, принятой в 1912 году, было решено выстроить 70 единиц. На первый взгляд, много, но 36 из них предназначались для обороны Гельголандской бухты, ещё 12 — для прикрытия ярких подходов к базам, в первую очередь, к Килю, 10 должны были составить «материальный резерв».

И лишь 12 лодок, согласно точки зрения Адмирал-штаба, руководившего морскими операциями германского флота, изначально выделялись для активных операций. Причём не потом, чем в Северном море. Удивляла и неспешность сроков: эти 70 единиц предполагалось иметь в строю аж… к 1919 году!

Германия фактически всё поставила на развитие собственного надводного Флота Открытого Моря, что должен был сокрушить английский Гранд-Флит в решительном сражении за счёт более подготовки и качественных кораблей личного состава.

Из этого понятна та нерешительность, если не сообщить — робость, с которой немцы приступили к подводной войне. Начало её выяснилось очень необычным. На следующий день войны, утром 2 августа 1914 года руководство выпустило пара лодок из гавани острова Гельголанд с приказом стать на рейд в близи и вести наблюдение за морем.

Вечером вся компания возвратилась в собственный порт. Столь убогий «креатив» возможно растолковать, разве что, опасениями немедленного рейда всего английского флота с целью установить ближнюю блокаду.

Но британцы не пошли на такую глупость, и немцы медлено начали применять субмарины куда как болееактивно.

Не смотря на то, что изначально так же, как и прежде неудачно. В первоначальный поход к берегам Британии отправились сходу 10 лодок. «U-15» помой-му сразу же повезло: 8 августа вблизи от Шетландских островов с лодки увидели английские дредноуты, проводившие учебные стрельбы. Она кроме того произвела торпедную атаку, но промахнулась. Подводники решили продолжить охоту, но нежданно сами превратились в дичь.

На следующее утро «U-15», бывшую в неподвижном состоянии на поверхности воды, увидели с крейсера «Бирмингем». Согласно точки зрения британцев, на лодке кроме того не велось наблюдение за обстановкой, и в том месте просто не увидели громадной корабль! А вот начальник крейсера не мешкал и приказал срочно идти на таран. «Бирмингем» сперва ударил субмарину в корму, после этого быстро развернулся и опять протаранил собственную жертву, в этом случае легко разрубив её пополам.

Британцы имели возможность праздновать победу, не смотря на то, что сокровище данной лодки для современной войны являлась более чем вызывающей большие сомнения: на «U-15», вероятнее, были какие-то неприятности технического характера, а применённый «Бирмингемом» приём доходил скорее судам, как минимум, прошлого века. Из этого первого десятка не возвратилась ещё и «U-13», будущее которой так и неизвестены. (Вероятнее, она погибла на минах.)

Ясно, что такие «удачи» имели возможность лишь озадачить германское руководство.

Кроме того сам адмирал Тирпиц высказал предположение, что атаки судов соперника в открытом море неосуществимы легко технически. Оставалось караулить англичан в каких-то главных точках, к примеру, поблизости от их пунктов базирования. Именно это решение очень нежданно принесло успех. Пара субмарин отправилась к входу в залив Фёрт-оф-Форт, одной из английских баз.

Именно там 5 сентября «U-21» наткнулась на флотилию английских эсминцев во главе с маленьким крейсером «Патфайндер». Они скорее были похожим охотников, чем на жертву, да и беспокойство было достаточно сильным и изрядно раскачивало лодку. Но всё это не помешало начальнику субмарины Отто Херзингу совершенно верно прицелиться и единственным попаданием послать крейсер на дно вместе с 259 участниками экипажа.

И это стало только прелюдией к последовавшей скоро трагедии для Британии.

Трагедии, которую, возможно сообщить, и организовали-то сами британцы. Управление Адмиралтейства выделило для патрулирования района между побережьями Бельгии и южной Англии и Голландии, носившее кроме того особенное наименование «Широкие четырнадцатые» (по глубине вод, равной приблизительно 14 морским саженям), целую эскадру громадных броненосных крейсеров плюс две флотилии эсминцев и одну флотилию подводных лодок.

Только на том основании, что «Британия во всех войнах держала в том месте эскадру»; реально же тихоходные броненосные «Кресси» имели возможность стать разве что лишь лёгкой жертвой для германских линейных крейсеров.

Подлодка «UB-1» (Тип UB I), Германия, 1907 г.

Строилась компанией «Германияверфт» в Киле.

Тип конструкции — однокорпусный. Водоизмещение подводное/надводное — 127/166 т. Размеры: протяженность 28,10 м, диаметр корпуса 3,15 м, осадка 3,03 м. Материал корпуса — сталь. Глубина погружения — до 50 м. Двигатель: 1 дизель мощностью 60 л.с. и 1 электромотор мощностью 120 л.с.

Скорость надводная/подводная -6,5/5,5 уз. Оружие: два 450-мм торпедных аппарата в носу (2 торпеды), один 8-мм пулемёт. Экипаж — 14 чел. В 1914 — 1915 годах выстроено 17 единиц в двух подсериях. Употреблялась по большей части в качестве учебной. В 1919 г. выведена из состава флота, выкуплена компанией «Германияверфт» и передана Германскому музею в Мюнхене

Подлодка «UB-18» (Тип UB II), Германия, 1915 г.

Строилась компанией «Блом унд Фосс» в Гамбурге. Тип конструкции — двухкорпусный. Водоизмещение подводное/надводное — 127/166 т. Размеры: протяженность 36,10 м, диаметр корпуса 4,41 м, осадка 3,7 м. Материал корпуса — сталь. Глубина погружения — до 50 м. Двигатель: 2 дизеля мощностью 280 л.с. и 2 электромотора мощностью 280 л.с.

Скорость надводная/подводная — 9/5,75 уз. Оружие: два 500-мм торпедных аппарата в носу (4 торпеды), одно 50-мм орудие. Экипаж — 22 чел. В 1915 — 1917 годах выстроено 30 единиц в двух подсериях. 18 из них погибли на протяжении военных действий, остальные поделены между союзниками и пошли на слом по окончании войны

Но их палачом совсем нежданно была германская подлодка. Причём одна из самых первых. «U-9» под руководством капитан-лейтенанта Отто Веддигена вышла из Киля 20 сентября с приказом атаковать транспорты у побережья Фландрии. Но «старуха» не смогла совладать с сильной волной, которая гнала её к побережью Голландии. В течении 48 часов лодка держалась на поверхности, борясь с волнами, каковые и вынесли её прямо к неожиданной и лакомой цели.

Утром 22 сентября Веддинген увидел подходящие с юга английские броненосные крейсера. Это были охраняющие «Абукир», «Хог» и «Кресси», шедшие малым ходом. Ещё два корабля 7-й эскадры, включая адмиральский, по различным обстоятельствам отправились в базы -скорее всего, на собственное счастье.

Эсминцы отсутствовали: им мешало то же самое беспокойство.

«U-9» успела погрузиться незамеченной (отыщем в памяти отнюдь не богатырские в этом отношении чёрта первых германских лодок) и выйти на совершенную позицию в 500 м от малоподвижной цели — головного крейсера. Единственная выпущенная торпеда попала практически в середину «Абукира». Крейсер очень сильно накренился, и его начальник, заменявший по совместительству отсутствующего командующего эскадрой, совершил роковую неточность.

Совсем не учитывая возможность торпедной атаки, он сделал вывод, что корабль подорвался на мине и приказал «Хогу» и «Кресси» подойти, дабы снять команду. Первым поспел «Хог», застопоривший автомобили и начавший спускать шлюпки. Всё это -в 300 метрах от лодки Веддингена! Тому легко ничего не оставалось, как выпустить ещё две торпеды.

Обе попали, и «спасатель» последовал за выручаемым весьма скоро, скрывшись под водой через десять мин..

Чудеса в это же время длились. Через перископ Веддинген со всё возраставшим удивлением видел, что и третий крейсер стоит на месте! И это в течение 20 с лишним мин.. Германский начальник вошёл во вкус и решил нападать, несмотря на то, что батареи субтильной лодки были полностью разряженными. А ведь лодку было нужно развернуть, дабы ввести в дело кормовые торпедные аппараты.

Не имеет значение: британцы также никуда не торопились. Перископ они, в итоге, увидели, но было уже поздно. Из двух торпед одна поразила цель в самую середину. «Кресси» накренился и уже не имел возможности оказать никакого сопротивления. На «и-9» осталась единственная торпеда. Ею перезарядили носовой аппарат и выпустили в беззащитный крейсер.

Он перевернулся, и 15 мин. спустя на поверхности не осталось ничего, не считая нескольких сотен и шлюпок борющихся за собственную жизнь в волнах английских моряков. А «U-9» нормально всплыла и отправилась к себе: её аккумуляторная батареи вправду разрядились всецело.

Утраты от довольно-таки примитивной и устаревшей субмарины были ужасными. Погибло практически полторы тысячи человек, не говоря уже о самих крейсерах неспециализированным водоизмещением более 35 тыс. тысячь киллограм.

Веддигена же, как и его команду, ожидали самые высокие призы. Начальник взял Железный Крест первого и второго класса сходу, а целый экипаж — Металлические Кресты второго класса. Не смотря на то, что вражеские призы в полной мере возможно было бы вручить английским адмиралам из Адмиралтейства, пославшим собственные суда на заклание.

Как и начальникам самих крейсеров, вина которых, но, частично компенсируется полным незнанием качеств и возможностей нового вида боевых сил на море — подводных лодок.

Само собой разумеется, британцы сделали нужные выводы. В страшных с позиций возможности подводных атак водах громадным судам предписывалось двигаться лишь зигзагом и на высокой скорости.

И ни за что не останавливаться для спасения экипажа кроме того тогда, в то время, когда один из них стал жертвой подводного взрыва! Для данной цели разрешалось применять лишь «расходный материал» — малые суда эскорта.

Но что оставалось делать в тех случаях, в то время, когда таких спасателей не было под рукой?

Жёсткий ответ на вопрос дал всё тот же Веддинген, как и ранее, с участием английского Адмиралтейства, продолжившего порочную практику патрулирования устаревшими крейсерами тех вод, где они имели возможность разве что сыграть роль цели для соперника. В этом случае обращение шла о 10-й эскадре, складывавшейся из больших бронепалубных крейсеров типа «Эдгар», пребывавшей 15 октября на линии патрулирования в том же Северном море. И снова адмирал отсутствовал на месте: его корабль ушёл принимать уголь.

Остальные крейсера растянулись в линию на дистанции 10 миль друг от друга. Около часа дня на флагманском «Эдгаре» приняли радиограмму от другого крейсера, «Тезеуса», с сообщением о том, что тот был атакован подлодкой, но уклонился от торпеды. Отряду было приказано срочно покинуть район патрулирования, но один из судов, «Хок», не отозвался.

Приказ поступил ему через чур поздно: «Хок» к тому времени уже был на дне. Ещё в 9:30 он застопорил автомобили, дабы спустить шлюпку для приёма почты, которую доставил «сотрудник», «Эндимион». «Хок» успел дать движение, но к тому времени неподвижную цель уже отследил Веддинген, успевший занять удачную позицию. И в 10:30 последовало попадание, по обыкновению кавалера Железного Креста, направленное фактически в середину корпуса.

С крейсера успели спустить только две шлюпки; лишь пребывавшие на них 68 моряков и спаслись. Остальные пять сотен погибли — и это при том, что остальные крейсера должны были бы пребывать в пределах прямой видимости! Снова несоблюдение несложных мер предосторожности вызвало гибель людей, каковые кроме того не видели собственного неприятеля.

А четырьмя днями раньше на Балтике подобная будущее приблизительно в тех же событиях — патрулирование крейсеров малым ходом и прямым курсом — постигла русский крейсер «Паллада». Торпеда с «U-26», нападавшей, не обращая внимания на присутствие «на сцене» эсминца «Новик», попала в погреб боезапаса, и последовавший взрыв практически порвал корабль и всю его команду в клочья.

Неудивительно, что нервозность моряков во всех чинах, отнюдь не хотевших погибать от «подлого неприятеля», очень сильно возросла.

Всем и везде сейчас мерещились перископы. Обычно это приводило к очень важным последствиям. Так, пара эскадр известного Гранд-Флита 1 сентября 1914 года экстренно вышли в море из собственной основной базы в Скапа-Флоу по окончании того, как моряки с дежурного крейсера «Фалмут» увидели «подлодку».

Адмирал Джеллико продержал целый флот в море в течение 5 дней, израсходовав много дорогостоящего и дефицитного горючего и основательно «нагрузив» людей и механизмы, так и не найдя лодку; вероятнее, панику позвал не своевременно всплывший… тюлень. Данный эпизод кроме того взял у склонных к самоиронии британцев наименование «Первая битва при Скапа». Спустя полтора месяца состоялась «Вторая битва при Скапа».

Снова были увидены то ли следы торпед, то ли перископы сходу нескольких субмарин. Суда кроме того открыли хаотичный пламя по волнам. Боеприпасы рикошетировали от воды, и только чудом не было жертв. В следствии адмирал Джеллико опять увёл собственный линейный флот подальше от германских лодок, сейчас уже на другую сторону английских островов, в Лох Силли, в северной части прибрежной полосы Ирландии.

В следствии Гранд-Флит был «вне игры» более чем на 21 день, покинув Северное море в руках немцев. (К счастью для британцев, соперник об этом и не подозревал). Лишь в самом финише 1914 года были предприняты важные меры по защите основной базы английского флота.

В проливах, ведущих на громадный рейд, поставили минные заграждения, а на берегах разместились прожектора и многочисленные батареи, перекрыв потом часть проливов всецело боновыми заграждениями а также затопленными торговыми судами. И не напрасно: для всех этих мер показались уже и настоящие основания.

В ноябре «U-18» постаралась на деле осуществить то, что чудилось британским морякам. «Лиса» пробралась на рейд Скапа Флоу через пролив Хокса Саунд, но, на счастье англичанам, «курятник» был безлюдным — суда Гранд Флита сейчас пребывали в море. Разочарованный начальник уже отправился в обратный путь, но перископ «U-18» увидели с борта маленького дежурного траулера, что храбро смял «глаза» неприятеля.

Немцы постарались уйти по извилистому проливу, но наткнулись на гора и всплыли на поверхность, где храбрый траулер нанёс второй таранный удар. К нему присоединился эсминец, открывший огонь, и команде было нужно затопить лодку и сдаться в плен.

Необходимо подчеркнуть, что именно утраты в людях, да ещё заметный урон для статуса «Владычицы морей» стали самые неприятными последствиями действия на боевой флот Англии.

Не смотря на то, что число потопленных в годы Первой Мировой германскими субмаринами боевых единиц есть заметным (а кроме Веддингена нашлось много вторых начальников, включая таких мастеров, как уже упомянутый нами Отто Херзинг, потопивший два английских броненосца и два крейсера, либо Гуго фон Хеймбург, пославший на дно четыре подводные лодки), с материальной точки зрения эти утраты не имели столь уж ответственного значения. Большая часть потопленных громадных судов, крейсеров и броненосцев были ветхими и не большое количество означали в общем балансе сил.

Жертвами германских субмарин за всю войну стали только два современных корабля, имевших настоящую боевую сокровище — лёгкие крейсера «Ноттингем» и «Фалмут», потопленные в 1916 году.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");
Но многократно более сильную угрозу германские лодки составили не армейским судам, а мирным «торговцам». Первоначально применение субмарин для торговой войны во всех государствах рассматривалось как второстепенная задача.

Вправду, правила ведения войны предусматривали достаточно сложную процедуру: досмотр странного судна призовой партией и, при наличия на нём контрабанды, конвоирование его в порт, где справедливость задержания должен был решить суд, что имел возможность и отпустить «подозреваемого кроме того» вместе с его грузом. Ясно, что подводные лодки с их слабым вооружением и небольшой скоростью далеко не всегда могли бы выполнить все эти нужные шаги.

Нарушения были неизбежными.

И они последовали достаточно скоро. 20 октября 1914 года «U-17» остановила маленькой английский пароход «Глитра», шедший из Норвегии. Груз никак не тянул на военную контрабанду: швейные машинки и виски кроме того при большой фантазии сложно притянуть к такой. Однако, начальник лодки лейтенант Фелькирхнер приказал английской команде сесть в шлюпки, по окончании чего высадившиеся на пароход немцы открыли кингстоны.

Начальник «U-17» отнюдь не был радостен собственной «победой» над любителями и портными спиртного. Он очевидно не выполнил требования правил ведения войны на море и всерьёз опасался, что по окончании возвращения в порт его дадут под суд. Но, наоборот, его действия привели к полнейшему одобрению. Более того, их забрали за пример.

Адмирал-штаб запросил у кайзера и правительства разрешения использовать и значительно более ожесточённые способы. Мысль смотрелась легко: в случае если топить торговые суда без предупреждения и всякого досмотра, вместе с командами, то морская торговля, от которой сильно зависела Англия, закончится. Никто не захочет рисковать собственными товарами, тем более, судьбами.

Начало было положено. Ключевые принципы неограниченной подводной войны сформулированы. Но выполнение до тех пор пока оставалось в подвешенном состоянии: правительство Германии всё ещё колебалось. И до конца 1914 года германские подводные лодки потопили всего три торговых судна союзников. Но в феврале следующего года решающий ход был сделан.

Любое судно в английских водах заведомо объявлялось целью, подлежащей уничтожению без оповещения его команды. Началась война германских субмарин против всего остального мира. Но, практически началась она раньше. Ещё в октябре1914 года «U-24» капитан-лейтенанта Шнейдера без предупреждения торпедировала в Ла-Манше французский пароход «Амираль Гантом», на борту которого пребывали около 2000 бельгийских беженцев, а также дамы и дети.

Тогда ни в чём не повинным людям повезло: торпеда лишь повредила судно и его удалось отбуксировать в порт, не смотря на то, что 40 человек все-таки погибли. Но это правонарушение стало лишь первым «цветочком» от германских подводников. Налитые кровью «ягодки» были в первых рядах.

Уже в следующем месяце число потопленных английских судов скачком возросло до практически трёх десятков. Но решающим стал апрель, в то время, когда субмарина достигла самого большого в данной войне «успеха», разрешив войти ко дну лайнер «Лузитания» водоизмещением 44 тысячи тысячь киллограм. «Отличился» капитан-лейтенант Вальтер Швигер, начальник «U-20». Он подкараулил трансатлантик, на борту которого пребывало практически 2000 человек, и, не всплывая и не предотвратив, всадил в него торпеду.

Огромное судно затонуло скоро, в течение всего 20 мин., наряду с этим погибло 1200 членов и пассажиров команды.

Последовавший интернациональный скандал с участием США привёл к тому, что германское правительство отменило собственный приказ о ведении тотальной подводной войны. Но не сходу (прошло практически четыре месяца) и не полностью, а с бессчётными оговорками.

Было ясно, что столь удачный метод нанесения сопернику большой вред совсем угнездился в головах германских адмиралов и министров. Возобновление «чрезвычайных мер» было лишь вопросом времени.

И Германия решила не терять времени напрасно. Дабы тотальные действия стали по-настоящему действенными, требовалось иметь большое количество субмарин, в то время как их число на середину 1915 года всё ещё оставалось малым.

Но меры к тому времени уже были приняты и оставалось ожидать результатов.

Что касается типов субмарин, то тут неприятностей не было. Дополнительного времени на разработку чего-то принципиально нового не требовалось. Созданный к началу войны вариант, в большинстве случаев обозначаемый как «тип III», в полной мере удовлетворял германское руководство.

Исходя из этого практически в первые же семь дней последовал «мобилизационный» заказ на шесть единиц: «U-51» — «U-56», фактически ничем не отличающихся от предусмотренных ещё до войны подтипов «U-31» и «U-43». За ними скоро последовала следующая шестёрка, «U-57» — «U-62», так же доставшаяся компании «Везер». Следующие три единицы, «U-63» — «U-65», достались «Германияверфт».

На стапелях этого же фирмы строились ещё пять подобных субмарин для союзной Австро-Венгерской империи, что не помешало конфисковать их в собственную пользу. Они взяли номера: «U-66» — «U-71».

Подлодка «UB-48» (Тип UB III), Германия, 1917 г.

Строилась компанией «Блом унд Фосс» в Гамбурге. Тип конструкции — двухкорпусный. Водоизмещение подводное/надводное — 516/651 т. Размеры: протяженность 55,30 м, ширина 5,8 м, осадка 3,75 м. Материал корпуса — сталь.

Глубина погружения — до 50 м. Двигатель: 2 дизеля мощностью 1100 л.с. и 2 электромотора мощностью 790 л.с. Скорость надводная/подводная — 13,5/7,5 уз. Оружие: пять 500-мм торпедных аппаратов (4 в носу, 1 в корме), 10 торпед, одно 88-мм орудие (в 1918 г. заменено на 105-мм.) Экипаж — 34 чел.

В 1917 — 1918 годах заказано 200 единиц, но завершено постройкой лишь 98

Подлодка «U-51» (Тип «U-19» — «военная серия»), Германия, 1915 г.

Строилась компанией «Германияверфт» в Киле. Тип конструкции — двухкорпусный. Водоизмещение подводное/надводное — 715/900 т. Размеры: протяженность 65,2 м, ширина 6,4 м, осадка 3,6 м. Материал корпуса — сталь. Глубина погружения — до 50 м. Двигатель: 2 дизеля мощностью 2400 л.с. и 2 электромотора мощностью 1200 л.с.

Скорость надводная/подводная — 17/9 уз. Оружие: четыре 500-мм торпедных аппарата (2 в носу и 2 в корме), 8 торпед, два 88-мм орудия. Экипаж — 35 чел. В 1915 — 1916 гг. выстроено 6 единиц: «U-51» — «U-56». «U-51» и «U-56» погибли в 1916 г., «U-55» по окончании войны передана Японии, сдана на слом в 1922 г. Остальные кроме этого сданы на слом в этом же году

Подлодка «U-66» («Тип UD»), Германия, 1916 г.

Строилась на госверфи в Данциге. Тип конструкции — двухкорпусный.

Водоизмещение подводное/ надводное — 790/935 т. Размеры: протяженность 69,5 м, ширина 6,3 м, осадка 3,8 м. Материал корпуса -сталь. Глубина погружения — до 50 м. Двигатель: 2 дизеля мощностью 2300 л.с. и 2 электромотора мощностью 1260 л.с. Скорость надводная/подводная — 16,75/10,25 уз. Оружие: пять 500-мм торпедных аппаратов (4 в носу и 1 в корме), 12 торпед, одно 88-мм орудие.

Экипаж — 36 чел. Заказаны Австро-Венгрией, конфискованы с началом войны, достроены по поменянному проекту. В 1915 г. выстроено 5 единиц, «U-66» — «U-70». Все, не считая «U-70», погибли в 1916 — 1917 гг., «U-70» сдана на слом по окончании войны

Подлодка «U-87» («Армейский тип»), Германия, 1916 г.

Строилась на госверфи в Данциге. Тип конструкции — двухкорпусный. Водоизмещение подводное/надводное — 755/998 т. Размеры: протяженность 65,8 м, ширина 6,2 м, осадка 3,9 м. Материал корпуса — сталь. Глубина погружения — до 50 м. Двигатель: 2 дизеля мощностью 2400 л.с. и 2 электромотора мощностью 1200 л.с.

Скорость надводная/подводная — 16,75/9 уз. Оружие: шесть 500-мм торпедных аппаратов (4 в носу и 2 в корме, 12 торпед), одно 105-мм орудие. Экипаж — 36 чел. В 1916 г. выстроено 6 единиц: «U-87» — «U-92». Все, не считая «U-91», погибли в 1916 — 1918 гг., «U-91» сдана на слом в 1921 г.

Подлодка «U-166» («Проект 43»), Германия, 1917 г.

Строилась компанией «Вулкан» в Бремене. Тип конструкции — двухкорпусный. Водоизмещение подвод-ное/надводное — 800/1000 т. Размеры: протяженность 71,6 м, ширина 6,3 м, осадка 3,9 м. Материал корпуса — сталь. Глубина погружения — до 50 м. Двигатель: 2 дизеля мощностью 2400 л.с. и 2 электромотора мощностью 1200 л.с. Скорость надводная/подводная — 16,75/8,5 уз. Оружие: шесть 500-мм торпедных аппаратов (4 в носу и 2 в корме, 12 торпед), одно 105-мм орудие. Экипаж -36 чел.

В 1917-1918 годах выстроено 8 единиц, «U-160» — «U-167». Последняя лодка той же серии «U-168» не была закончена постройкой, как и ещё 13 заказанных единиц. Ещё 3 единицы того же типа не были заложены.

Все сданы на слом по окончании войны

По окончании первых удач собственных субмарин у побережья Британии немцы осознали, что самый востребованными техническими параметрами лодок сейчас становятся скорость погружения и дальность плавания. Исходя из этого запас горючего увеличили до 130 т, а скрыться с поверхности воды новые «мобилизационные» субмарины имели возможность менее чем за 60 секунд, для чего помогали особые цистерны экстренного погружения.

Наряду с этим дальность подводного хода оставалась очень незначительной, всего 50 миль. Но для поражения торговых судов она и не требовалась, в отличие от «артиллерии», которая удвоилась уже в проекте до двух 88-миллиметровок. А на протяжении войны на некоторых субмаринах вместо одной из этих пушек показалось длинноствольное 105-мм орудие — очень важный «довод» в сражении с пароходами и вооружёнными траулерами.

Серии мало модифицированных «троек» следовали друг за другом. В качестве самоё серьёзного трансформации необходимо отметить появление в носу второй пары торпедных аппаратов. В первый раз такое усиление было принято на несостоявшихся конфискованных «австриячках», распространившись после этого и на отечественные субмарины.

Заодно увеличился и запас торпед -с 6 до 12 штук (по паре на любой аппарат). В остальном развитие подводных судов шло всё по той же начальной линии: на десяток-второй тысячь киллограм больше запас горючего, на пара секунд более стремительное погружение. Уже на самых последних в данной войне сериях субмарин число торпед ещё раз увеличили — до 16-ти. Обстоятельство лежала в изменившихся условиях атак, о чём мы ещё поведаем.

А так, по сути дела, Германия завершала войну с той же главной лодкой, с которой её и начинала. Последние заказанные «трёшки», «U-229» — «U-262», не смотря на то, что и имели водоизмещение, достигшее 900 тысячь киллограм, но фактически целый его рост ушёл на повышение запаса горючего (до 160 т — в полтора раза больше, чем на первых «мобилизационных»).

Да, тип субмарины его командование и флот в полной мере устраивал, но никак не скорость постройки.

В роковом августе 1914-го фактически все предполагали, что война не продлится продолжительнее года, максимум — полутора лет. Немцы замечательно осознавали, что единицы типа «U-51» никак не поспеют в данный срок.

Исходя из этого уже через 20 дней по окончании начала военных действий Морское министерство потребовало создать проект таковой субмарины, которую возможно ввести в строй не позднее, чем в осеннюю пору 1915 года. Ясно, что продукт таковой разработки будет и мелким, и достаточно примитивным.

Однако, ответ поставленной задачи имело возможность найтись лишь в виде возврата к миниатюрным лодкам.

Но возврат данный осуществлялся уже на новом уровне, в первую очередь, базирования. Немцы захватили кусок побережья, находящийся в собствености Бельгии, тем самым подвинув вероятные пункты выхода в поход большое количество ближе к портам южного и восточной части прибрежной полосы Британии.

И, само собой разумеется, подводное дело шагнуло вперёд со времён «U-1». Однако, первый вариант, «проект 32», смотрелся совсем уж скромным. Водоизмещение всего 80 тысячь киллограм, единый двигатель, единственный торпедный аппарат… Но инженеры обеспечивали, что такие кораблики возможно «клепать» за четыре месяца!

Благоразумия клиентов (другими словами специалистов и адмиралов по подводным судам) хватило на то, дабы пойти на повышение размеров лодки, пускай и за счёт маленького роста времени постройки. Так был выбран пара увеличенный и более здоровый 125-тонный «проект 34», ставший при воплощении типом «UB-1». И всё жеконструкция, вынужденно однокорпусная, оставалась очень примитивной.

Места хватило лишь для совсем маленького 60-сильного дизеля, главным преимуществом которого оставалось то, что его не требуется было разрабатывать. Он и кроме этого единственный электромотор в два раза большей мощности трудились на один вал. Сам прочный корпус воображал собой цилиндр, к которому с обеих сторон приклёпывались усечённые конусы, со своей стороны, заканчивающиеся чуть более округлыми лёгкими конструкциями.

По верху прочного корпуса размешалась надстройка с маленькой рубкой посередине. Примечательно, что при неспециализированном проекте компании-строители имели большую свободу в его воплощении, так что единицы, выстроенные на различных верфях, имели большое количество небольших различий, начиная от рубки и формы корпуса и заканчивая размерами и количеством шпигатов. Необходимо также подчеркнуть, что, как и при с громадными лодками, немцы уделили максимум внимания оружию и только минимум — обитаемости.

Главным оружием являлись два 450-мм торпедных аппарата в носовой части. Имелась и необычная «артиллерия», роль которой игрался 8-мм пулемёт на треноге, устанавливаемый на рубке либо прямо на палубе. В общем, вправду, реинкарнация первых субмарин XX века на новом технологическом уровне. Это не просто образ речи: срок погружения малых лодок удалось сократить практически до трети 60 секунд.

Да и под водой без до-зарядки аккумуляторная батарей они имели возможность преодолеть почти столько же, сколько их старшие «сёстры» — около 40 миль. Впечатляла и глубина погружения, которая и в рабочем варианте составляла 50 м. На опробованиях головная «UB-1» пробыла в том месте в течение двух часов без какой-либо течи.

Что касается работы и условий жизни, экипажу из 14 человек приходилось совсем несладко.

Первоначально это оправдывалось хотя бы тем, что лодки предназначались для походов длительностью не более трёх дней; на них не было ни полноценного камбуза, ни коек для всей команды. В один момент отдыхать имела возможность лишь треть экипажа. На деле же дальность надводного хода малютки составляла около 1600 миль, так что она имела возможность держаться в море более 10 дней.

Но уже по окончании недельного похода силы людей фактически исчерпывались, исходя из этого более продолжительные «круизы» совершались очень редко. Кроме того сами атаки были делом очень непростым. По окончании выпуска торпеды шнобель лодки срочно шёл вверх, и команде приходилось сломя голову кидаться в торпедный отсек, дабы уравновесить собственное судёнышко, которое, в другом случае, тут же обнаруживало собственное присутствие.

Но инженерно-строительные ответы смотрелись блестяще.

Одну из UB «Германияверфт» ухитрилась поставить за срок чуть более трёх месяцев, итог легко замечательный. Да и ввод в строй смотрелся очень технологично. Большая часть лодок доставляли к месту работы в разобранном виде. Субмарину предварительно испытывали, разбирали на части, грузили на ЖД платформы и отправляли на место действия, время от времени за много а также тысячи километров. Сборка в базах либо портах с приличным оборудованием занимала не более 14 дней.

По окончании её окончания лодки испытывали на водонепроницаемость; затем они были полностью готовы к «работе». Большая часть из них проходили все эти процедуры в бывшем бельгийском Антверпене, откуда их сплавляли на понтонах по реке Шельда и каналам к месту базирования в Брюгге, что занимало менее семь дней. Некоторым UВ предстоял значительно более дальний путь в австрийскую базу в Поле.

По окончании вступления Оттоманской империи в войну обсуждалась кроме того сборки и возможность перевозки в Константинополе, но в то время Германия не имела сухопутного сообщения с Турцией, и от данной идеи отказались.

По «проекту 34» выстроили первые 17 единиц UВ, по окончании чего вошедшие во вкус немцы решили усилить собственные прибрежные субмарины. И достаточно существенно.

Водоизмещение типа UB II превышало таковое у предшественниц более чем в два раза. Прирост отправился на переход к двухвальной силовой установке, что существенно повысило операционные возможности. Так как при любой аварии единственного дизеля на первых лодках типа UВ они преобразовывались из грозных пиратов в беззащитные неподвижные жертвы. Помимо этого, на малютках показались орудия, пускай до тех пор пока маленькие 50-мм, но это уже не пулемёты.

Да и торпедные аппараты вместо «маломощных» 450-мм стали стандартными 500-мм. Показались и запасные торпеды (в начальном варианте ограничивались лишь двумя в аппаратах), сперва две, позже и четыре. В итоге боевые возможности «малюток» существенно увеличились.

По новому проекту UB II было выстроено три десятка субмарин: с «UB-18» по «UB-47». Лодки ещё строились, в то время, когда подводники затребовали очередного улучшения черт.

В итоге появился третий вариант UB, что не имел со собственными предшественницами уже фактически ничего общего. Не мудрствуя лукаво, конструкторы забрали за прототип всё ту же главную, и, как появилось в итоге, самая удачную «тройку» в её «мобилизационном» варианте, изъяв с неё всё, что было вероятно. Так появился промежуточный вариант: помой-му формально прибрежная субмарина, но в универсальном обличии.

При водоизмещении в 500 с маленьким тысячь киллограм лодка снова имела двойной корпус, прочный плюс лёгкий, пять десяток торпед и торпедных аппаратов (включая запасные). Возвратилась на собственное место на палубе и грозная 88-миллиметровка. В общем, оказалась вооружённая до зубов маленькая акула.

Да язык и не поворачивается назвать её маленькой либо «прибрежной»: дальность UB III достигала 8500 — 9000 миль, в зависимости от компании. Снова, как и при с UB I, строители взяли большую степень вольности в принятии частных конструктивных ответов, так что тип разбился на большое количество подтипов, отличавшихся механизмами, местами их размещения а также размерами.

Однако, решив строить лодки много, немцы подошли к делу с присущей им обстоятельностью.

По окончании составления проекта очередной серии для скорости разработки чертежей переносили на огромные куски ватмана в масштабе 1 к 10. Это разрешало шепетильно подогнать части «бумажного корпуса» без особенных затрат на расчёты и перечерчивание. После этого уже из металла изготавливали отдельные отсеки в два раза более большого размера (1:5) и испытывали их под давлением в особых резервуарах на прочность.

Таким же «экзекуциям» подвергались модели либо натурные подробности, вычислить каковые для тогдашней «вычислительной техники», представленной, в основном, арифмометрами, было бы через чур сложно либо продолжительно. В итоге экономилось и время, и средства, с целью достижения результата.

Столь же шепетильно и разумно разрабатывался и процесс постройки.

Компании-подрядчики приобретали заказы намеханизмы и оборудование в один момент с запуском новой серии. Установку электромоторов и дизелей осуществляли в уже спущенной на воду лодке. Этопозволяло шепетильно выверить линии валов, снижая тем самым уровень и трение шума «механики». Завершали процесс постройки широкие приёмные опробования, включавшие не только всплытие и погружение, но и маневрирование в самых различных условиях.

После этого проводились учебные стрельбы торпедами и артиллерией. Стоит подметить, что программа опробований выдерживалась кроме того в самых тяжёлых военных условиях 1917 — 1918 годов полностью. Очередной «U-боот» имел возможность принимать во внимание принятым в состав флота лишь в том случае, если под актом подписывались все члены рабочей группы: наличие «частных точек зрения» означало, что корабль недостаточно оптимален для военных действий.

Всё это разрешило развернуть по-истине массовую постройку лодок в условиях отнюдь не благоприятных. Ответная торговая блокада Германии, введённая Британией сначала войны, всё более заметно сказывалась на экономике, а также военной.

Для тех же лодок обычно не хватало дефицитных материалов, приходилось исхитряться и искать им заменители. «Эрзацы» заняли главное место и в меню и подводников, и рабочих, строивших субмарины, тем более, у участников их семей, каковые к концу войны уже открыто недоедали. Однако, на уникальность успешный выбор главного варианта подводного корабля ещё до начала военных действий плюс изобретательность и организованность разрешили создать весьма грозное оружие, в итоге, чуть не поставившее на колени главного соперника — Британию.

В. КОФМАН

U-Boot Wilhelm ниссан блюберд

Статьи, которые будут Вам интересны: