Ударный труд: барабанные перепонки ипалочки
- Первыми, кто додумался объединить барабаны в ударную установку, были те, кто придумал блюз и джаз — чернокожие обитатели Америки
Хороший состав ударной установки
Схема размещения микрофонов, снимающих звук ударной установки
Стандартной ударной установкой считается набор из пяти барабанов, хай-хэта и двух тарелок.
- Не обращая внимания на громкий звук барабанов, кроме того в маленьких помещениях ударная установка обязана «подзвучиваться». Звук барабанов снимается микрофонами и доходит до слушателей через акустические системы и усилители
Состав ударной установки может расширяться до пределов, каковые любой барабанщик вычисляет для себя разумными.
- Особенно это относится «железа» — его большое количество, и на любой вкус
В военном оркестре один музыкант бьет колотушкой в громадный («турецкий») барабан, второй — палочками выбивает дробь на малом («пионерском»). У третьего в руках тарелки, и в патетических моментах маршей и вальсов он бьет одной о другую В рок-джазовых ансамблях и группах ударные инструменты, в большинстве случаев, находятся в подчинении у одного человека.
Ударник постоянно сидит на заднем замысле. Возможно исходя из этого люди данной музыкальной профессии значительно чаще лишены чрезмерных амбиций и не корчат из себя звезд. Кроме того ударники великих групп, каковые де-факто звездами являются. Кто был самым скромным из Beatles? Верно, Ринго Старр. А из Rolling Stones? Пожалуй, также барабанщик — Чарли Уоттс.
В это же время роль ударника в маленьком музыкальном рок-коллективе постоянно является определяющей, в особенности на живых концертах. Успех студийной записи зависит от многих факторов — от мастерства всех музыкантов, от оригинальности музыкального материала, содержательности текстов, манеры выполнения вокалиста, «хитовости» песен Успех рок-концерта определяется в первую очередь тем, как прекрасно «качает драйв» ритм-секция: бас и ударник-гитарист.
Причем в случае если человек за барабанами играется неровно либо коряво — группу не спасут ни виртуозные гитарные запилы, ни проникновенный вокал. Задача того скромного парня (а время от времени и девушки), что прячется за грудой ярко раскрашенных барабанов и завлекательно блестящих тарелок — не просто отбивать ритм, которому следуют остальные. Он также музыкант, он не стучит, а играется.
Его многоликий и многосоставный инструмент именуется ударной установкой.
И ноги, и руки
Стандартной ударной установкой считается набор из пяти барабанов и дополняющего их «железа» (тарелок). Самый громадный барабан — бас-бочка. В отличие от всех остальных он стоит на полу горизонтально и его фронтальный пластик обращен к зрителям.
Андрей Макаревич вспоминал, что, будучи школьником, он со знанием дела заявил другу: мол, громадный барабан оптимален для написания на переднем пластике заглавия группы, но попадать по нему палочкой точно весьма некомфортно. Будущий мэтр отечественной рок-сцены был поражен, в то время, когда выяснил, что на бочке играются посредством особой педали с колотушкой.
На бочке сверху на кронштейнах крепятся два вторых барабана — том-томы либо легко томы. Еще один том, самый большой, стоит рядом на полу на ножках. И наконец, на особой стойке под левой рукой ударника находится самый мелкий, но наряду с этим самый ответственный барабан — небольшой, он же рабочий либо ведущий.
Еще левее малого барабана находится конструкция из двух тарелочек, стойки и педали — хай-хэт (возможно сказать легко — хэт). Нажимая на педаль, барабанщик заставляет тарелки стучать приятель об приятеля. Действительно, данный прием используется не частенько — значительно чаще на хэте палочкой.
Причем посредством педали его возможно закрыть (тарелки прижаты друг к другу, звук сухой и отрывистый) либо открыть (тарелки звучат продолжительнее). Не считая хай-хэта в стандартном комплекте ударных имеется еще и пара одиночных тарелок на стойках. В большинстве случаев, слева находится тарелка меньшего диаметра (крэш) с отрывистым звуком, а справа — большего (райд) с более глубоким и продолжительным звуком.
Итак, представьте себе самый примитивный обычный роковый ритм. Правая нога барабанщика отбивает сильные доли педалью бочки, левая занята педалью хэта, левая рука выстукивает не сильный доли на малом барабане, а правая — стучит по хэту и на не сильный, и на сильные доли, и между ними! А ведь это легко ритм, без сбивок, сольных вставок и брейков! Воистину перед нами настоящий ударник музыкального труда
Состав ударной установки может расширяться до пределов, каковые любой барабанщик вычисляет для себя разумными. Особенно это относится «железа» — его большое количество и на любой вкус. Имеется промежуточные тарелки крэш-райд, имеется «акцентные» с резким и броским звуком — сплэш и чайна. В каталоге лишь самой популярной «тарелочной» компании Zildjian — более 650 моделей. А ведь у нее еще и масса соперников! В общем, имеется из чего выбрать — основное, дабы музыкант сам воображал, что же ему, фактически, необходимо.
Возможно добавить и дополнительные томы, и разные небольшие ударные инструменты (в случае если в группе нет особого перкуссиониста, играющего на них). Барабанщики, играющие в тяжелых стилях, смогут укомплектовать собственную установку двумя бочками.
Но, вероятны и иные отклонения от стандарта — в сторону минимализма. Барабанщик «Кино» Густав Гурьянов в пору наивысшего успеха группы играл на эрзац-установке, в которой было всего два барабана — малый и бочка. Виктор Цой вычислял стильным, в случае если ударник играется стоя, а это вероятно лишь в минимальной конфигурации установки.
Но, музыкальный материал группы не ставил перед ударными иных задач, не считая поддержания ритма, а многие собственные альбомы «киношники» по большому счету записывали при помощи ритм-компьютера.
А вот барабанщику ансамбля Def Leppard Рику Аллену приходилось играться достаточно сложную музыку. И однако, в то время, когда он утратил в трагедии правую руку, его товарищи решили не брать нового ударника. Аллен сам сконструировал приспособления, снабжавшие «ножной привод» к тем инструментам, на которых он игрался потерянной рукой.
Как выяснилось, мужественный музыкант в состоянии играться и с одной рукой — и играется до сих пор!
Даю установку!
Ясно, что история барабанов восходит к заре человечества. А вот кто додумался объединять их в ударную установку?
Те же, кто придумал блюз и джаз, — чернокожие обитатели Америки. Со своим комплектом экспериментировал любой музыкант, находки становились неспециализированным достоянием, а мастера-изготовители совершенствовали сами барабаны.
Ударная установка в ее нынешнем виде сложилась в послевоенное время в следствии трех изобретений — педали для бас-бочки, хай-хэта и синтетического материала для мембран. Известен правильный год разработки оптимальной конструкции педали, нажимая на которую, барабанщик заставляет колотушку стучать по бочке.
В 1909 году ее создал Уильям Людвиг — и с того времени ее устройство в принципе не изменялось впредь до появления «железной» музыки и предназначенной для нее педали-кардана (о которой мы еще поболтаем). К 30-м годам показался и хай-хэт, в целом подобный нынешнему (до этого ударники пользовались парой тарелок на одной стойке, каковые жестко закреплены относительно друг друга).
Так практически сложился сегодняшний состав установки — действительно, продолжительные десятилетия барабанщики ограничивались всего лишь одним томом. Последний «прорыв» на ударном фронте был связан с отказом от кожи в качестве материала для барабанных мембран. на данный момент она употребляется лишь на разнообразных этнических барабанах, а мембраны в обиходе музыканты именуют «пластиками», в полном соответствии с их материалом.
По окончании того как в 50-х годах мембраны обучились делать из пластика, за кожу еще некое время цеплялись «традиционалисты» из джазовых оркестров. А вот пионеры зарождавшейся рок-музыки сходу оценили новый материал, снабжавший недостижимую ранее стабильность музыкальных черт. Кожа очень сильно меняла звук при перемене степени влажности в помещении или других событий.
Эволюция музыки шла параллельно с уточнением состава установки. Уже много лет барабанщики пользуются тремя томами, дающими звук различной высоты. Совершенствуются и сами инструменты. Они становятся более прочными, (что важно, учитывая то, каким как раз образом на них играются), и более эргономичными и более музыкальными. Да-да, музыкальность — наиболее значимая черта железа и «барабанов».
Они не шум и не стук создают на свет, на них играются музыку! Исходя из этого уровень качества изготовления барабанов никак не менее важно, чем уровень качества гитар, усилителей либо микрофона. А в том, что нехорошие барабаны очень резко отличаются от хороших, создатель этих строчков смог убедиться на своем личном опыте.
Это также инструмент
В раннеперестроечные времена поток качественных инструментов еще не хлынул на российские просторы. И вот на репетиционную базу ансамбля, в котором я тогда игрался, мы привезли из магазина новенькую установку производства СССР, сделанную в городе Энгельсе. Причем мы тогда уже превосходно воображали себе, что гитара «Урал» для музыки негодна, а клавишные инструменты «Электроника» и «юность» издают совсем не те звуки, каковые от них хотелось бы услышать.
Но барабаны-то! Стучи и стучи. Да, смотрелись отечественные барабаны совсем как настоящие — и приятно поражали громадным числом необязательных «прибамбасов». Не считая простого комплекта ударных, была еще пара мелких барабанчиков-бонгов, и прочие погремушки и маракасы. Малых барабанов было аж два, на выбор — древесный и железный. Довершал картину милый оркестровый треугольник с железной палочкой для игры на нем.
Как выяснилось, лишь треугольник в этом наборе и был в состоянии издавать более-менее музыкальный звук.
Дальше начались мучения. С бочки сняли фронтальный пластик, обнажив барабанное нутро из суковатой фанеры, и положили вовнутрь пара снятых с окон штор. Лишь так обеспечивался более-менее глухой звук, характерный для бочки.
О том, что оба малых барабана для игры негодны, отечественный ударник знал заблаговременно, заменив их инструментом чехословацкого производства. А вот вынудить звучать томы он сохранял надежду еще долго, избавляя их от ужасных вибрирующих призвуков посредством поролона и скотча.
Но из «Жигулей» ни при каких обстоятельствах не сделаешь «Мерседеса». У «Энгельса» было лишь одно неоспоримое преимущество — установка скоро ломалась, вынуждая барабанщика искать что-то второе.
К счастью, сейчас в магазинах достаточно качественных инструментов, дающих хороший звук. Что звучит в барабане? В первую очередь дерево — следовательно, оно должно быть качественным.
Удар палочки (либо колотушки) по пластику, закрепленному железным ободом, передается на древесную часть, которая собственной вибрацией и формирует необходимый звук. на данный момент самым успешным деревом для барабанов считается клен, не смотря на то, что еще некое время назад были популярны березовые барабаны. Но, дерево используют самое различное — так, компания Ludwig применяет можжевельник красное и филиппинское дерево. Экспериментируют с барабанами из акрила — их кроме того применяли Led Zeppelin.
Чем уже согнутый кольцом лист дерева, тем лучше звук у барабанов — но тем менее надежной оказывается их конструкция. В это же время барабаны не должны иметь «срока годности» — изменяются лишь пластики, а сам инструмент обязан с годами звучать все лучше и лучше. Компания TAMA первой начала применять для барабанов пара слоев дерева.
Помимо этого, в ее установках сведены к минимуму разные технологические отверстия, нарушающие целостность дерева. К примеру, для крепления томов в бочке в большинстве случаев прорезают отверстия, но TAMA обучилась обходиться без этого. Небольшой барабан смогут делать как из дерева, так и из металла, причем из различного (используются латунь, сталь, алюминий).
Конструкция малого барабана более сложна, чем остальных — на протяжении нижнего пластика натянуты струны (так называемая «пружина»), каковые придают его звуку дополнительную звонкость. Регулируя натяжение пружины, ударник приобретает тот звук, что ему нужен.
На звучание барабанов воздействуют их глубина и диаметр. Для «тяжелых» стилей подойдут барабаны большего размера, дающие замечательный звук. Джазмены предпочитают более «небольшие» ударные, звучащие более сухо — на них видны нюансы их виртуозной игры. Пластики также бывают разнообразные — к примеру, для популярной в джазе игры щетками используются пластики со особым покрытием, дающие в сочетании с щетками «шелестящий» звук.
Ударник, ориентированный на применение палочек, выбирает между одинарным и двойным пластиком — последний делает звук более замечательным и глухим. Еще более глухой звук дает двойной пластик, между слоями которого залит глицерин.
Карданный привод
Совершенствование ударной установки длится и Сейчас. Принципиально новый элемент, показавшийся вместе с «тяжелой» музыкой, — кардан. Дело в том, что экстремальные направления хэви-стиля иногда требуют от бочки постоянной пульсации. В противном случае говоря, плотности игры и такого темпа, что одна нога обеспечить не в состоянии физически. Возможно, само собой разумеется, поставить две бочки и две педали под ноги.
Но имеется и более красивое ответ. Это кардан — педаль, которая в один момент руководит двумя колотушками! Действительно, работа барабанщика осложняется, игре посредством кардана нужно обучаться намерено. Метод работы двойной педали возможно различным. К примеру, одна колотушка ударяет при нажатии на педаль, вторая — при ее отпускании. Второй вариант — одну колотушку ударник приводит в воздействие носком ноги, вторую — пяткой.
А лучший вариант еще не отыскан — вернее, любой из барабанщиков находит его для себя.
Статья размещена в издании «Популярная механика» (№27, январь 2005).
<
h4>