Удивительные мускулолеты сиуэллского аэродрома

Удивительные мускулолеты сиуэллского аэродрома

    Дэвид Берфорд (в центре), его приятель Пол Уэйлс (слева) и Рэй, папа Пола, ремонтируют обтекатель Betterfly по окончании аварии, произошедшей при взлете. Берфорд выстроил собственный мускулолет частично в гараже, частично — в гостиной.
    Мускулолеты Кубка Икара — 2013. Из четырех представленных аппаратов лишь два продержались в воздухе более 60 секунд.
    Организаторы сохраняют надежду перевоплотить это маргинальное хобби в полноценный спорт.
    Летчик-планерист и инструктор Майк Трулав готовится к взлету на Airglow — аппарате, победившем Кубок Икара — 2012.
    Берфорд завоевывает победу в последний сутки состязаний 2013 года, совершив собственный Betterfly по сложному треугольному маршруту.

«Отец, ниже, ниже хвост!» — кричит Дэвид Берфорд собственному 73-летнему отцу Полу. Тот шаркающей походкой бредет по траве, придерживая узкую штангу, идущую от крыльев и кокпита к заднему стабилизатору. Они транспортируют Betterfly, хрупкий летательный аппарат, балансирующий на двух колесах, расположенных на одной линии. Шарлотта, дочь Дэвида, и его приятель Пол Уэйлс придерживают лонжерон правого крыла.

Крис, сын Дэвида, подстраховывает второе крыло.

А сам Дэвид, 44-летний пилот, со стороны носа командует перемещениями команды. Члены команды Betterfly начинают нервничать и нервничать: с запада небо затягивают грозовые тучи. При таких условиях в полной мере смогут запретить полеты — аэропортом Кубку Икара, чемпионату безмоторных летательных аппаратов, помогает провинциальный Сиуэлл, узкая взлетно-посадочная полоса, не рассчитанная на экстремальные погодные условия.

Полеты будут длиться семь дней, но Берфорд желал бы уже сейчас сделать первую зачетную попытку в состязаниях на скорость. Десятка два зрителей столь же озабоченно посматривают на небо, опасаясь, что изменившаяся погода не разрешит смельчакам встать в атмосферу.

Команда выставляет Betterfly на центральную линию в начале взлетно-посадочной полосы. Дабы уменьшить взлетный вес до минимума, Берфорд раздевается до велосипедных тапочек и белья, по окончании чего забирается на тряпичное, с рамкой из пары алюминиевых складных стульев сиденье пилота. Корпус мускулолета прозрачен: прекрасно видно, что из управления в том месте лишь руль и велосипедные педали.

Берфорд начинает обратный отсчет: «Три, два, один, отправились!» — и нажимает на педали. Тянущий пропеллер впивается в атмосферу, и Betterfly все стремительнее и стремительнее катится по взлетной полосе. Команда шагает, а после этого трусит рядом, придерживая аппарат за крылья.

А позже Betterfly всплывает над землей: полметра, метр. Берфорд крутит педали с отчаянной скоростью. «Давай-давай!» — кричит Уэйлз. Сейчас самолет клюет носом и чуть не чиркает об асфальт.

До земли остаются считаные сантиметры, но Betterfly опять медлительно поднимается до высоты метра в два. Полет мало стабилизируется, скорость — 30 км/ч. «Необычное чувство, — говорит потом пилот. — Сперва наподобие на велосипеде, но позже внезапно все стихает, по причине того, что ты уже больше не касаешься почвы».

В то время, когда Betterfly садится, команда со всех ног кидается, дабы поддержать крылья, а за ней торопятся и зрители. Берфорд пролетел по прямой практически 200 м, затратив на это 42 с.

Помимо этого, засчитывается и второй итог: он суммарно продержался в воздухе 62 с. Ему начислили 1438 очков, и он поднялся на второе место. До фаворита, мускулолета Airglow, остается всего 30 баллов.

От Кондора к Икару

Летать, пользуясь только мускульной силой, грезили еще в Греции, но вот реализация этого постоянно вызывала трудности. Человек — маломощный источник энергии, и элементарные инженерные расчеты говорят о том, что очень тяжело сделать планер, трудящийся на столь низкой тяге и талантливый поднять в атмосферу самого пилота.

Но во второй половине 70-ых годов XX века американский авиаинженер Пол Маккриди, эксперт в области высокопрочных материалов, выстроил Gossamer Condor, первый в истории трудящийся мускулолет. Самолет поднялся на три метра и сделал «восьмерку» около двух пилонов, расставленных в километре друг от друга — это разрешило Маккриди завоевать приз Кремера, приз в ?50 000, созданную во второй половине 50-ых годов двадцатого века английским промышленником Генри Кремером за первый стабильный полет аппарата на мускульной тяге. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века выстроенный Маккриди самолет Gossamer Albatross (в его каркасе вместо алюминия употреблялся углепластик) пролетел 35 км и пересек Ла-Манш, затратив на это 2 часа 49 мин..

Широкая публика скоро потеряла интерес к данной линии развития авиации, но остались и такие, как Дэвид Берфорд. Еще мальчишкой, живя в Нортгемптоне, в 30 км к юго-западу от Сиуэлла, он из соломинок и целлофана для коктейлей выстроил уменьшенную копию Gossamer Albatross. Кинув школу в 15 лет, Дэвид отправился учеником механика-моториста в компанию, создававшую двигатели для гоночных автомобилей, но интереса к мускулолетам так и не утратил.

Его поддержали другие энтузиасты, взялась помогать и семья, и в следствии Берфорд отважился выстроить личный самолет с педальным приводом. Алюминиевые подробности он вытачивал в гараже, а каркас собирал прямо в гостиной. В качестве материалов употреблялись бальса и пенопласт, а на обтяжку каркаса пошли майлар и дакрон.

подшипники и Цепь конструктор позаимствовал у простого велосипеда, а колеса — у детского велосипедика дочери. На постройку летательного аппарата ушло восемь лет и $12 500.

В следствии оказался 40-килограммовый аппарат Betterfly, талантливый летать от привода мощностью всего 300 Вт. К слову, это большое достижение, потому, что большинство подобных самолетов требует не меньше 400 Вт. Столь удачное соотношение мощность/вес в полной мере соответствует пилоту средних лет и среднего роста — как сообщил сам Берфорд, «я желал его выстроить, дабы иметь возможность летать».

Тогда как Берфорд трудился над собственным самолетом, второй энтузиаст, Билл Брукс, глава «мускулолетной группы», функционирующей при Королевском авиационном обществе Англии, взялся за организацию состязаний по полетам на людской тяге. Состязания стали называться Кубок Икара в честь известного храбреца греческих мифов. Разрабатывая правила, Брукс придумал целую череду воздушных упражнений, за каковые замысловатым образом начислялись очки, — тут были и полеты на скорость, и проверка на выносливость при долгих перелетах, и соревнования на маневренность при исполнении неудобного (треугольного) маршрута.

Брукс поставил цель доказать, что полеты на мускульной тяге смогут стать в полной мере зрелищным видом спорта в общенациональном масштабе. «Вряд ли педальный самолет станет транспортным средством для поездок на работу, — увидел Брукс, — но что нехорошего, в случае если из аналогичных развлечений вырастет увлекательный вид спорта? Кто знает, может, когда-нибудь нас включат и в олимпийскую программу».

Первые состязания на Кубок Икара состоялись в 2012 году на базе Планерного общества Лэшема в 88 км к юго-западу от Лондона. В них приняло участие пять автомобилей: Betterfly, два аппарата, выстроенных силами университетов, самолет, созданный опытным авиаконструктором Джоном Эйджли, и, наконец, упомянутый уже Airglow. На каждом самолете поднималось в атмосферу по нескольку пилотов.

Тот пилот, что набирал больше очков, приобретал приз в ?2000 и мелкий серебряный кубок, не смотря на то, что, само собой разумеется, такие соревнования проводятся не корысти для, а для славы и удовольствия.

В 2012-м Airglow смог покрыть расстояние в четыре раза большее, чем Betterfly, и по большому счету очень сильно оторвался от всех соперников, однако Берфорд доказал собственную свойство выступать в таких состязаниях. Он смог совершить перелеты на полкилометра, вдесятеро дальше, чем сам ожидал от себя и собственной автомобили. Кубок Икара — 2013 проводился уже под руководством Интернациональной авиационной федерации (а в 2015-м планируется организовать ни большое количество ни мало мировой чемпионат).

В случае если все окажется, значит, Бруксу удастся достигнуть собственной честолюбивой цели в рекордно маленькие сроки.

Но возвратимся в окрестности Сиуэлла. Тут, у себя на родине, Берфорд стал местной знаменитостью, не смотря на то, что шансов на победу у него не так уж большое количество. Планеристы-специалисты, каковые сорвали куш в Лэшеме на Airglow, и сейчас повторяют собственные прошлогодние успехи — это Робин Крейк, что совершил 1000 часов за рычагами сверхлегкого летательного аппарата, и Майк Трулав, в простой судьбе трудящийся авиаинструктором.

Обоим чуть за сорок, они крепки сложены, и любой намного выше, чем Берфорд. «Я вижу, что тут я круче всех, — говорит Крейк. — Мы приехали лишь за победой!» Днем раньше, в то время, когда Крейк и Трулав набирали очки, демонстрируя точность взлета, Берфорд подматывал скотчем места, где мыши погрызли его аппарат, в большинстве случаев хранящийся в безлюдном кемпере.

Человек не птица

С позиций физики человеку летать несвойственно. Чтобы встать с пилотом весом 70 кг, летательному аппарату с площадью крыла в 33 м? и размахом крыла 22,8 м (таковы параметры Betterfly) требуется мощность около 0,55 л.с. Для горизонтального полета по прямой достаточно меньшего — 0,45 л.с.

Но стоит иметь в виду, что кроме того прекрасно тренированный спортсмен может выдать в рывке от силы 0,5 л.с., а на стайерской расстоянии и вовсе 0,3 л.с.

У всех летательных аппаратов, выставленных на Кубок Икара, несуразно долгие крылья, но без этого запрещено — в противном случае не полетишь. На законцовке любого крыла образуются воздушные завихрения, мешающие обычному обтеканию крыла воздухом и повышающие его лобовое сопротивление. И чем дольше несущая поверхность крыла, тем меньше будет относительное влияние этих вихрей, тем менее твёрдые требования будут предъявляться к пилоту, отчаянно крутящему педали, дабы удержаться в воздухе.

Иначе, долгое крыло заметно утяжеляет летательный аппарат, и за это также приходится платить добавочной мощностью. Любой грамм, сэкономленный на массе конструкции, сулит дальность полёта и большее время. Вот из-за чего Берфорд раздевается до белья, перед тем как забраться на собственный бальсово-пластиковый аэроплан. И вдобавок для понижения летной веса жертвуют ремнями безопасности. Крыло Betterfly на финишах заметно сужается — как у истребителя Supermarine Spitfire времен Второй мировой войны.

Такая форма крыла сводит к минимуму вихреобразование на законцовках; помимо этого, понижается возможность срыва потока на крутых поворотах.

Для всех участвовавших в состязаниях автомобилей характерна нехорошая управляемость. На ничтожных скоростях никакая механизация не может толком оказать влияние на полет. Исходя из этого падать доводилось практически каждому из аппаратов, а удар о почву мгновенно повреждает хлипкие конструкции. Вот, к примеру, упомянутый Airglow сбивается с курса и разламывает оба крыла, врезавшись в соперника — King Air, что обошелся создателям в пара миллионов долларов.

А вот Betterfly при неудачном взлете разбивает обтекатель кокпита, либо сын Берфорда Крис нечаянно наступает ногой на крыло — в следствии всю ночь прямо на аэропорте команда подклеивает сломанные нервюры при свете автомобильных фар.

Кубок Икара преобразовывается в необычный ремонтный марафон. На первом месте в ремонтных комплектах оборудование для работы с алюминиевыми трубками, светло синий экструзионный пенополистирол, бальса и резина. Около палаток и кемперов в лагере участников стоят огромные рулоны майлара и дакрона.

Сегодняшний Betterfly — это не совсем тот аппарат, что учавствовал в прошлогодних состязаниях. Создатели приделали к крылу крепеж, разрешающий сдвигать его на несущей балке взад и вперед, меняя так центр тяжести и подъемную силу. «Это разрешит стабильно лететь на более низких скоростях, снизив лобовое сопротивление», — говорит Берфорд. Действительно, в первые дни состязаний на летном поле мало ветрено, так что команда не рискует сходу пробовать собственный усовершенствование.

На пятый сутки, в то время, когда ветер стихает, Берфорд наконец сдвигает крыло и сразу же получает успеха. Его полет продолжается целых 102 с. Действительно, данный рекорд тут же перекрывает Трулав на Airglow, пролетев расстояние в 200 м и обойдя соперника на 26 очков.

Прекрасно видно, как Берфорд устал. Его спортивный настрой, выражавшийся в позиции «мы тут легко чтобы славно совершить время», сменился мрачным и отчаянным рвением к победе. Под занавес дня он поднимается в атмосферу еще раз, но данный убогий полет продолжается всего семь секунд.

Команда закатывает аппарат в ангар, а Берфорд валится на траву.

Финишная прямая

Утром следующего дня Брукс объявляет, что из-за ветреной и дождливой погоды утренние полеты шестого дня состязаний станут завершающими для этого чемпионата. В 7 часов 30 мин. от почвы отрывается Трулав, скоро набирает высоту и хороших полторы 60 секунд плывет над полосой — это его персональный рекорд. Он с уверенностью выходит на первое место, подкрепляя его отрывом в 200 очков.

Сейчас все зависит от Берфорда. Его друзья и семья выкатывают Betterfly на линию старта и ждут, в то время, когда дадут сигнал на взлет. И вот отмашка, Берфорд кричит собственной команде: «Три, два, один!» Betterfly взлетает с безукоризненной элегантностью, но тут же появляется страшный крен вправо. Берфорд выправляет полет и летит над полосой на двухметровой высоте.

Еще ни при каких обстоятельствах его аппарат не двигался так ровно и гладко.

Не пролетев и половины пути до конца взлетной полосы, самолет быстро сворачивает в сторону: еще ни один пилот не отваживался по собственной воле на столь резкий маневр. Масса людей замирает, а позже взрывается приветственными криками — восторженные крики слышны кроме того из последовательностей команды Airglow.

Берфорд отрабатывает первую сторону треугольного маршрута и совершает поворот на 120 градусов; закладывать крутые виражи — это хорошее опробование для заостренных крыльев Betterfly. Самолет легко клюет носом, позже чуть приподнимается и наконец садится на траву — на 102-й секунде полета. Его шнобель лежит прямо на отмеченной мелом линии, обозначающей финиш второй стороны треугольника. «Засчитано!» — объявляет судья.

С ухмылкой на лице Берфорд выбирается из кокпита и растягивается на траве. Около самолета планирует масса людей из членов и зрителей команды. «Я выложился полностью!» — выдыхает храбрец. «Всего два раза в жизни я ощущал слезы у себя на глазах, — говорит папа Берфорда, обнимая сына. — Первый раз, в то время, когда ты появился, а второй раз, в то время, когда ты заложил данный крутой поворот».

Пройдет еще пара часов, пока судейская коллегия изучит последний полет и запишет на счет Берфорда дополнительные 500 очков, — но победу возможно праздновать уже на данный момент. У палатки триумфатора начинают планировать члены семьи, приятели и просто фанаты молодого и перспективного мускулолетного спорта.

Статья «Необычные мускулолеты Сиуэллского аэропорта» размещена в издании «Популярная механика» (№137, март 2014).

<

h4>

Немыслимые Автомобили, Трудящиеся ПРИ ПОМОЩИ МУСКУЛЬНОЙ ТЯГИ

Статьи, которые будут Вам интересны: