Украинские заводы уходят на запад в виде металлолома — «новости дня»
СМИ Украины неожиданно встревожились по поводу того, что украинские фирмы в 2016 года сократили экспорт лома тёмных металлов на 77,5% если сравнивать с 2015 годом — с 1 млн. 212,558 тыс. тысячь киллограм сократился до 272,569 тыс. тысячь киллограм!
Потому, что Украина подписала соглашение о территории свободной торговли с европейским союзом, то Европа решила перекрыть украинцам возможность торговать недорогим металлоломом. Так как украинские меткомбинаты и без того все время демпинговали на рынке металла, ко всему прочему сырье для металлургии по низким стоимостям. Вот Европа и ввела квоты, как и на другую продукцию из Украины – мясо, пшеницу, молочные продукты…
В общем, вам очень рады в ЕС, скакуны майданные!
Черные дыры украинской тёмной металлургии
В самой Украине металлургия так же испытывает недостаток во вторичном сырье. И не просто нуждается – меткомбинаты, такие, как мариупольский ММК им. Ильича, без металлолома .
Не лучше обстановка и на таких фирмах, как «Арселормиттал Кривой Рог», «Алчевский меткомбинат», «Запорожсталь», «Интерпайп Сталь», «Электросталь».?
Казалось бы – сократили вывоз металлолома за границу, значит, отечественная металлургия будет им всецело обеспечена?
Ничего аналогичного – украинские металлургические фирмы все так же жалуются на его дефицит.
Наряду с этим Украина в 2015 году нарастила экспорт лома тёмных металлов – с 936,937 тыс. тысячь киллограм в 2014 году до 1 млн. 212,558 тыс. тысячь киллограм в 2015 году. А вот импорт металлолома если сравнивать с 2014 годом сократился – до 2,689 тыс. тысячь киллограм, не смотря на то, что за 2014 год было импортировано 28,367 тыс. тысячь киллограм.
Другими словами, объективно металлолома в стране не хватало.
Ясно, что при активном вывозе из страны металлолома – а данный бизнес всегда был весьма удачным – украинская металлургия оставалась в пролете. Но вот какой парадокс – в случае если в 2015 году экспорт лома вырос, а импорт сократился, то в 2016 году экспорт фактически закончился. В финансовом выражении экспорт металлолома сократился на 83,3% – до $48,623 млн.
Кроме того – в 2016 году неожиданно увеличился импорт металлолома практически в 8 раз если сравнивать с 2015 годом. Другими словами, в 2015 году было импортировано 2,689 тыс. тысячь киллограм, но в 2016 году в Украину ввезли до 21,911 тыс. тысячь киллограм. Другими словами – ура?
Металлолома украинским металлургам хватит?
Ничего аналогичного – украинские металлургические комбинаты так же, как и прежде чувствуют острую дефицит вторичного сырья. Куда провалился сквозь землю 21 миллион 911 тыс. тысячь киллограм металлолома, ввезенного в Украину в 2016 году? Куда девался тот миллион тысячь киллограм металлолома, что Украина экспортировала еще в 2015 году?
Что это в стране за «черная дыра», куда ухнули практически 23 миллиона тысячь киллограм металлолома?
Тёмный рынок тёмного металлолома
Еще в далеком 2002 году, не обращая внимания на введение Украинским парламентом экспортной пошлины на лом, экспорт данного сырья из страны благодаря рекордному росту стоимостей был достаточно привлекательным. А также по окончании глобального финансового кризиса в 2008 году уже к 2011 году в мире металлолома показались показатели стабилизации.
Действительно, в Западной Европе рыночная обстановка оставалась негативной благодаря очень низкого спроса на лом со стороны мини-фабрик, многие из которых по большому счету приостановили выплавку стали. Но и в том месте котировки на HMS № 1 при поставках в Италию и Испанию в середине ноября остановились на уровне 270-280 евро за т CFR.
Ясно, что для украинцев торговля металлоломом стала одним из самые выгодных бизнесов. Так как в стране цены на металлолом были практически бросовыми.
Рынок металлолома в Украине сложился в далеком прошлом. До сих пор он – один из самые закрытых в украинской экономике. Наряду с этим это один из самый денежно емких рынков, годовой оборот которого оценивается в $1 млрд, из которых около $700 млн находится в «тени».
Из-за чего в тени? Все весьма легко – процесс заготовки лома обстоит так, что нереально точно оценить его прибыльность и рентабельность. Как пишет «Укррудпром», первый этап заготовки – скупка лома у населения – происходит значительно чаще за наличные, без кассового аппарата и без уплаты налога на доходы физических лиц. Потом лом накапливается в нелегальных «гаражах».
Цена лома на этом этапе – 2300-2500 грн/т, среднемесячный оборот «гаража» – около 20 тысячь киллограм. Наряду с этим накладные затраты включают в себя лишь затраты на грузчиков и транспорт, но и откупные правоохранителям.
Накопленный до автомобильной нормы лом транспортируется на заготовительный пункт с оборотом 1-2 тысячи тысячь киллограм в месяц и закупочной ценой в 3100 гривен. Собранный в «гаражах» лом тут совсем легализуется. Данный процесс неосуществим без участия налоговых органов. При перепродаже накопленного лома перерабатывающему предприятию либо трейдеру вагонными либо машинными нормами уже по цене 3420 грн/т маржа каждой таковой площадки образовывает 100 грн/т, либо 100-200 тысяч гривен в месяц!
А уплаченные налоги – 50-100 тысяч гривен. А также в случае если учесть, что около 135 грн/т составляют постоянные и переменные затраты на топливно-энергетические ресурсы, аренду и амортизацию оборудования земельных участков, «навар» легко большой. А вдруг учесть отличие в цене за тонну металлолома в Европе и Украине – металлолом делается легко золотым!
Так что вывозить металлолом за границу через посредников удачнее, нежели реализовывать его отечественным меткомбинатам!
В Европе ввели квоты на экспорт металлолома из Украины, а в Украину увеличился импорт металлолома. А куда же целый данный металлолом девается, в случае если на отечественных металлургических фирмах он так и не показался?
Люди гибнут за металлолом?
Имеется еще один нюанс интереса к украинскому металлолому.
Во-первых, в стране идет гражданская война. И огромное количество металлолома появляется как раз благодаря военным действиям. Причем, сколько в том месте этого металлолома – никто не ведает, и государство его вывоз никак не осуществляет контроль.
Во-вторых, большая часть «тёмных трейдеров» деятельно действуют или в «серой территории», другими словами, в зоне военных действий, и на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР, где находятся, к примеру, украинские металлургические фабрики, находящиеся в собствености украинскому олигарху Ринату Ахметову.
Этих трейдеров также никто не осуществляет контроль.
Украинское издание Forbes упоминает восемь компаний, каковые играются ведущую роль на рынке металлолома. Это промышленно-денежная несколько «УкрМет» (хозяин Андрей Киселев), холдинг «КВВ-групп» (хозяин Евгений Казьмин), несколько компаний «Евро Металл Инвест» (хозяин Али Мохаммад Хани Омран), ПАО «Интерпайп Втормет» (хозяин – корпорация «Интерпайп»), ЧАО «Керамет» (хозяин – корпорация «Индустриальный Альянс Донбасса»), корпорация «Мастер Групп» (хозяин Юрий Пизик), несколько компаний «Промресурс-Сталь» (хозяин Валерий Мазур, кстати, занимаюший ранее пост министра промышленной политики Украины), «Украинская металлургическая компания» (хозяин Валентин Макаренко, партнер Али Мохаммада Хани Омрана).
Эти компании осуществляют контроль фактически целый украинский рынок вторичного металла – лишь украинский, другими словами, металлолом, собранный в стране. Но в случае если раньше данный ресурс обеспечивался за счет утилизации невостребованной промышленной инфраструктуры – простаивающих фабрик, оборудования и морских судов, то сейчас проблематично собрать громадные количества лома за счет порезки фабрик либо судов: все, что имели возможность разрешить войти на лом, уже давно порезали и вывезли.
Причем, как неизменно в Украине, в обход бюджета.
Бытовой и автомобильный металлолом на украинском рынке заготовки не превышает 10% всего собранного сырья. Значит, другой металлолом необходимо где-то брать.
Где?
Как похитить и реализовать завод?
22 ноября 2014 года на территорию ЗАО «АТЕК – бывшего Киевского экскаваторного завода, одного из наибольших фирм Киева – ворвалась несколько боевиков в масках и с автоматическим оружием числом около 150 бойцов. Охрана завода была в принудительном порядке разоружена.
Представители предприятия сказали входе брифинга, что занявшие объект отрекомендовались бойцами батальона «Азов» и ссылались на разрешение, выданное главой главка УВД Украины по Киевской области Вадимом Трояном, в недавнем прошлом также бойца «Азова». Сейчас Троян выполняет обязанность главы Нацполиции Киева.
Вторжение боевиков «Азова» на завод было финальной частью многоступенчатой мошеннической операции по банкротству предприятия. На момент перехода предприятия в стадию санации (15 сентября 2014 года), распорядитель имуществом Сергей Косякевич завил о балансе активов в 180 млн гривен, не смотря на то, что настоящая их цена составляла $50 млн.
По окончании начала процедуры банкротства прошлые собственники ЗАО «АТЕК» в лице семьи Щербаковых реализовали пакет акций в размере 90% акционеру общества Андрею Нагребельному. Тот со своей стороны внес предложение стать инвестиционным партнером в проекте обладателю компаний, входящих в структуру бизнес-группы «КВВ», Евгению Казьмину, которому Нагребельный дал обещание передать часть акций ЧАО. Казьмин дал обещание выплатить задолженность перед кредиторами, вынести производственные мощности завода за пределы Киева, а на месте освободившихся территорий создать некоторый современный технопарк и застроить ее жилыми, инфраструктурными и спортивными объектами.
На деле все свелось к тому, что обладатель «КВВ-Групп» начал деятельно пилить завод на металл и вывозить лом с территории «АТЕКа». На лом были порезаны более 20 цехов.
А для отвода глаз некая «инженерная несколько» «Азов» якобы ремонтирует на бывшем экскаваторном заводе бронетехнику для АТО и создала так называемый танк «Азовец», что в Украине уже прозвали «Навозец».
В действительности нескончаемая сага про украинских «хероев АТО», каковые клепают на киевском заводе АТЭК сказочный пепелац для армии, была сказочкой для идиотов. До тех пор пока АТЭК был под охраной «Азова», завод деятельно распиливали, а обладатели «КВВ групп» купили себе… металлургический завод в Латвии за $107 млн.
12 января 2015 года активы наибольшего в Прибалтике металлургического комбината Liepajas metalurgs были переданы компании KVV Liepajas metalurgs, другими словами, украинской компании «КВВ групп». Завод «Liepajas Metalurgs» поменял наименование на «RVV Liepajas Metalurgs», а украинская «КВВ групп» интегрировала собственные ломозаготовительные и сталелитейные мощности.
Другими словами, сейчас украинский лом нормально будет поступать в Европу, минуя законы и всякие квоты. Так как, по сути, компания KVV Liepajas metalurgs есть прибалтийской, другими словами, европейской.
Схема понятна?
Возможно высказать предположение, что подобные каналы созданы либо создаются и в других местах. А по этим каналам и уплывает из Украины металлолом. И не обращая внимания на то, что, казалось бы, в стране уже все распилили и реализовали, в действительности фабрик, аналогичных бывшему экскаваторному, в стране еще большое количество.
Что же в итоге?
Сейчас дефицит металлического лома украинские метпредприятия вынуждены компенсировать за счет повышения в технологическом ходе чугуна и горячебрикетированного железа. Последнее ввозилось в Украину из России. Наряду с этим оба эти компонента дороже металлолома в среднем на 35% и удорожают конечный продукт металлургического производства на 10%.
А вот электросталеплавильное производство, для которого лом – главное сырье – будет остановлено, потому, что заменить горячебрикетированным железом в нем возможно не более 20% металлошихты.
И в случае если отечественные металлургические гиганты не смогут своевременно платить за металлолом, а цены в самой Украине будут ниже, нежели в Европе, то украинская металлургия, которая до тех пор пока хоть как-то поддерживает бюджет, .
Что фактически, и происходит. Но о покойниках или прекрасно, или…