Улучшая «бессмертного пони»

Сравнительно не так давно Warspot публиковал статью «Вынужденные импровизации», которая говорила о полевых модификациях американских танков на западном фронте Второй мировой. Но полевые доработки затрагивали не только военную технику, но и значительно более бессчётный автотранспорт. Такие усовершенствования использовались на большинстве употреблявшихся на западном фронте машин.

Читатель Warspot Александр Сметанин предлагает разглядеть данный феномен на примере бессчётного и известного «Виллиса» модификаций Willys MA и Willys MB.

«Бастл-рэк» – автомобильная «мечта оккупанта»

Британское наименование этого улучшения, – Bustle Rack, – пожалуй, возможно перевести как «багажник для суматохи», в который не глядя возможно кинуть вещи и дать газу. По сути, это дополнительная корзина сзади автомобиля для повышения его вместимости. Подобные конструкции больше всего были характерны как раз «Виллису», так как в его кузове было не так много места кроме того для пассажиров, которых, по задумке конструкторов, кроме водителя предполагалось всего трое.

Улучшая «бессмертного пони»
Слева оборудованный дополнительным багажником «Виллис» пробирается по запруженной армиями улице города в Нормандии, лето 1944 года. Справа «ЖД-рэк» на сохранившемся автомобиле на фестивале реконструкторов, отечественные дни.

В случае если у каждого из четверых был вещевой мешок, то места в кузове уже не оставалось – как раз исходя из этого на фотографиях армейского времени довольно часто возможно заметить мешки, привязанные по бортам автомобиля. К разработчикам «Виллиса» в этом случае претензий быть не должно – они создавали машину для разведки, по весьма строгим параметрам (в каковые не вписались, но это отдельная история).

Корзины изготавливали из железной полосы и монтировали на «Виллисы» сзади кузова в ремонтных мастерских уже во Франции. Эта модификация характерна как раз западному фронту, в советских армиях такие доработки не производилось. Возможно высказать предположение, что это связано с различным применением джипов в Красной Армии и у союзников.

В то время, как у американцев это были рабочие лошадки пехоты, в СССР, по большей части, «Виллисы» употреблялись как машины комсостава либо артиллерийские тягачи.

Берегите голову!

Американские заглавия этого устройства звучат как Anti-decapitation Bar либо Wire-Cutter – другими словами, дословно, «брус против обезглавливания» и «резак для проволоки». В принципе, из названий сходу виден и функционал доработки. Конструктивно это был кусок металлической трубы, уголка либо другого профиля, укреплённого сваркой либо на болтах в передней части кузова «Виллиса».

Верхний финиш профиля был поднят выше уровня лобового стекла и голов пассажиров, легко отогнут вперёд и снабжён особым зубом.

Слева «Виллис», оборудованный резаком для проволоки, на снимке армейских лет. Справа подобный автомобиль на фестивале реконструкторов Сейчас.

Назначение устройства – рвать натянутую между деревьями поперёк лесных дорог проволоку либо рояльные струны. Если судить по тому, что модификация эта довольно часто видится на архивных фотографиях, количество таких ловушек было громадным. Но, быть может, подобные истории относились к области фронтового фольклора, распространявшегося с громадной скоростью.

Нужно обратить внимание на ещё один момент. У большинства военных машин того времени лобовое стекло возможно было откинуть вперёд и положить на капот. Делалось это чтобы уменьшить профиль автомобили и убрать демаскирующие автомобиль блики, исходя из этого езда без лобового стекла практиковалась довольно часто.

Кроме этого в наборе с американскими машинами для таких случаев шёл и особый чехол на лобовое стекло, употреблявшийся в положении «на капоте». Если судить по фотографиям, у чехла было и второе, непредусмотренное производителем, назначение – в качестве ещё одного места для хранения личных вещей экипажа.

Крепление носилок

Частенько джипы с их проходимостью и манёвренностью применяли для эвакуации раненых с передовой. Конструкция «Виллиса» идеально доходила для данной задачи, и при маленьких переделках автомобиля на него возможно было установить сходу двое, в противном случае и трое носилок – в последнем случае их имели возможность монтировать спереди, на капоте двигателя.

Слева армейский «Виллис» перевозит трех раненых на протяжении боев за Окинаву, апрель 1945 года. Один из сопровождающих санитаров держит в руках капельницу. Справа – «Виллис», переоборудованный в Австралии компанией «Холден».

На протяжении левого борта автомобиля размещался шофер и два санитара, на протяжении правого – ящик с имуществом вместо правого переднего сиденья и двое носилок. Предусматривалась кроме этого установка тента, делающая автомобиль всецело крытым.

В Австралии на заводе компании «Холден» (Holden) эту идею развили и переоборудовали партию из 200 санитарных машин, каковые употреблялись Корпусом морской пехоты США на тихоокеанском театре боевых действий. В них двое носилок размешались в два яруса, одни над вторыми.

В то время, когда запас карман не трёт

Если судить по громадному количеству фото «Виллисов» с канистрами, закреплёнными в различных местах машин, это хватало распространённой полевой модификацией. При среднем запасе хода в 400–500 км по хорошей дороге, на распутье машины тратили топлива в разы больше.

Один из самых известных снимков времен Второй мировой – создатель SAS господин Арчибальд Дэвид Стирлинг (справа) встречает возвратившихся из трехмесячного патрулирования бойцов одной из собственных мобильных групп, январь 1943 года. «Виллисы» вооружены авиационными спаренными пулеметами «Виккерс К» и крупнокалиберными «Браунингами», обвешаны канистрами с бензином. Для лучшего охлаждения установлены дополнительные расширительные бачки на решетке радиатора ,тогда как часть ребер решетки удалена для улучшения притока воздуха.

Особенно внушительно смотрелись в этом замысле «другие» внедорожники и Виллисы SAS, родоначальников английских спецподразделений (Special Air Service – «Особенная воздушная работа»), действовавших в североафриканской пустыне. Вынужденные в условиях долгих рейдов функционировать по принципу «всё собственное вожу с собой», они обвешивали собственные машины не только канистрами с горючим, но и с водой, коробками с снарядами, мешками с провизией и т.п.

Бронирование

Не были исключением и попытки добавить защиту для джипов. Опытов в этом направлении проводилось довольно много, но большей частью в серию они не пошли.

Бронированный «Виллис» MA (слева) на опробованиях на Абердинском полигоне, США, 1941 год. Забронированы радиатор, двигатель, установлен откидной бронещит вместо лобового стекла. Справа для сравнения исходная конструкция.

Бронелисты пробовали устанавливать как на фабриках, так и в поле, но это серьёзно утяжеляло конструкцию, да и задачи лёгкого разведывательного автомобиля существенно отличаются от таковых у военной техники.

Заводские модификации

Пара слов о заводских наборах для модификаций машин, каковые выпускались для установки в поле. К ним относятся дополнительные обогреватели в салон, разъёмы для подключения внешних генераторов и наборы брезентовых боковин и дверей для холодного времени года. Для действий в пустынной местности изготавливался набор с дополнительным расширительным бачком для установки на решётке радиатора.

Выпускались наборы лебёдок для установки на штатные места в передней части автомобиля, наборы для преодоления водных рубежей.

В статье намеренно не затронуто очень много вариантов установки на машины дополнительного оружия, либо подвески и серьёзные модификации кузовов, каковые проводились как в годы Второй мировой войны, так и по окончании, на протяжении корейского конфликта. Это тема для отдельного широкого изучения.

Бессмертный пони!

Статьи, которые будут Вам интересны: