В порт приписки не вернулись…

В порт приписки не вернулись...

В марте 1518 года в испанском городе Вальядолиде, где за двенадцать лет до этого погиб Христофор Колумб, Королевский совет разглядывал проект португальца Фернана Магеллана о плавании юго-западным методом к Островам Пряностей, к этим «прекрасным Молуккским островам, обладание которыми обогатит Испанию!»

Пройдет еще пара лет, и Кортес завоюет Мексику. Еще полтора десятилетия, и второй рыцарь наживы — Писарро покорит богатейшее государство инков.

Но пока о достатках Мексики и Перу ничего не знают, и жадная, «златолюбивая вольница» ищет проход в Южное море, дабы, следуя им, вытеснить с Островов Пряностей португальцев.

В сентябре 1519 года от Санлу-караде-Баррамеда отплыла флотилия из пяти судов. Флагманским кораблем шел «Тринидад» водоизмещением 110 тысячь киллограм. Мелкий человек с твёрдой бородой холодными колючими глазами смотрел на удаляющийся берег и иногда отдавал маленькие команды.

Сорокалетний аристократ из португальского захолустья, сейчас основной капитан флота Фернан ди Магальяниш достиг цели, которой получал вот уже столько лет. За его плечами -участие в пиратских набегах на африканские города Килоа и Момбаса, плавания ии на Малайский архипелаг, остров Банда, где в изобилии произрастает мускатный орех, и остров Тернат — отчизну лучшей в мире гвоздики. Но золото шло в другие руки. Сейчас же вот она, флотилия, которая принесет ему достаток!

Его проект отверг португальский король Мануэль, но заключен контракт с королем Испании Карлом V по которому двадцатая часть доходов с новооткрытых земель будет поступать ему, Магеллану. Действительно, суда дряхлы р усеяны заплатами. И «Сан-Антоньо», и «Консепсьон», и «Виктория», и «Сант-Яго» — все они много поплавали на своек» веку.

Да и команда по большей части — отребье портовых кабаков Но свежий ветер наполнил паруса. Так вперед! К сказочным Островам Пряностей!

…Пожалуй, вряд ли в истории мореплаваний найдутся более мрачные и ужасные страницы, нежели те, каковые написал Магеллан. Это хроника порабощения туземных на родов, убийств и предательства, моряков и гибели кораблей Прочтем ее в той последовательности, которой следовал е собственном ежедневнике участник экспедиции итальянец из Виченць Антонио Пигафетта.

Довольно успешное плавание Магеллана продолжалось всего пара дней, до Канарских островов. Основной капитан флота отказался от совет португальских лоций, и дойдя до широты Гвинейского залива, его каравеллы развернули на юго-запад.

Ответ флагмана позвало недовольстве Хуана де Картахены, родственника короля, капитана «Сан-Антоньо», назначенного Карлом V инспектором экспедиции Чуть флотилия пересекла экватор, Хуан де Картахена заявил что Магеллан нарушает королевские руководства. Тёплый спор закончился приказом об аресте инспектора. Но воспротивились капитаны вторых судов, и Картахена не был закован в колодки.

Родственник короля, смещённый с поста, затаил обиду, которая стала обстоятельством многих бед.

В последних числах Ноября каравеллы достигли Бразилии, а 10 января вошли в устье Ла-Платы. На карту местности в первый раз наносится наименование «Монтевиди» (сейчас тут расположена столица Уругвая Монтевидео). Магеллан лихорадочно ищет пролив в Южное море.

Но ни Ла-Плата, ни залив Сан-Матиас не оправдали надежд экспедиции. 31 марта на 49°30′ южной широты флотилия вступила в бухту, которую Магеллан нарек гаванью Сан-Хулиан. Ирония судьбы: мореплаватели пребывали практически рядом с проливом, что искали, в то время, когда капитан-генерал решил укрыться на зимовку, появлявшуюся чуть ли не роковой!

2 апреля разразился мятеж.

Вот как рисует его картину испанский историк Мартин Фернандес де Наваррете: «… Находились холода, и страна была практически пустынная, люди из экипаже начали убеждать Магеллана или расширить рационы, или возвратиться к себе, тем более что не оставалось никакой надежды на отыскание края данной страны либо какого-нибудь пролива. Но Магеллан отвечал на это, что или он погибнет, или выполнит собственный обет…

В вербное воскресенье Магеллан пригласил всех капитанов, ассистентов их и пилотов* отслужить на берегу мессу по окончании чего пообедать у него на корабле. Альваро де Мескита Антоньо де Кока и все остальные съехали на берег. Но не сошли на берег Луис де Мендоса.

Гаспар де Кесада и Хуан де Картахена (последний был под наблюдением и арестом Кесады).

В эту ночь Гаспар де Кесада и Хуан де Картахена явились вместе с тридцатью вооруженными моряками на корабль «Сан-Антоньо», и Кесада "настойчиво попросил", дабы капитан Альваро де Мескита покорился ему. Он приказал матросам схватить его, как они уже это сделали на «Виктории» и «Консепсьоне».

Три корабля из пяти пребывали в руках мятежников. Но силой и хитростью Магеллану удалось вернуть порядок. 4 апреля стало кровавым. Тело убитого капитана «Виктории» Мендосы перенесли на берег и четвертовали. После этого был казнен капитан «Консепсьона» Кесада.

В роли палача выступил его приверженец Луис де Молино, что этим спас себя, потому что над ним был сказан такой же решение суда. Хуан де священник и Картахена Педро Санчес де ла Рейн были высажены на пустынный берег. Матросов Магеллан забыл обиду: они необходимы были для судовых работ.

Но не добрый рок преследовал Магеллана. В середине мая он послал на разведку самую мелкую каравеллу «Сант-Яго». Через пара дней она была разбита бурей о прибрежные скалы.

Потерпевшие еле добрались до бухты Сан-Хулиан, и их капитан Серран стал начальником «Консепсьона».

Нужно было владеть волевыми качествами Магеллана, дабы продолжать плавание с людьми, готовыми для собственных польз на каждые предательства. Как раз настойчивость капитана флотилии стала причиной открытию прохода из Атлантики в Южное море.

На 52° южной широты открылась широкая углубление, и через пара дней разведка «Сан-Антоньо» и «Консепсьона» подтвердила предположение Магеллана: это не река, везде встречена соленая вода.

По окончании двадцатидневного плавания по проливу, потом названному именем первооткрывателя, суда Магеллана заметили перед собой второе море — Южное. Путь по нему продолжали только три каравеллы.

Свершилось еще одно предательство. Кормчий Иштебан Гомиш захватил корабль «Сан-Антоньо» и возвратился в Испанию, где возвел самые тяжёлые обвинения на Магеллана, семья которого была арестована.

Но все это меркло перед великой эйфорией мореплавателя. Достигнута желанная цель: проложен новый морской путь!

В необъятном океане Магеллан ни разу не встретился со штормом. Океан был страно негромок и спокоен, и потому его назвали «Пасифико» — «Негромкий», «Мирный». В семнадцатом веке это имя совсем утвердилось вместо заглавия «Южное море».

Ожесточённый голод (была съедена кроме того воловья кожа, покрывавшая грот-рей), цинга (заболевание унесла 19 человек) преследовали путешественников, пересекавших величайший из океанов.

На пути, которым плыл Магеллан, расстилалась безграничная водная пустыня, и только иногда виделись необитаемые и бесплодные острова. Три месяца потребовалось, дабы пересечь ее и достигнуть цветущих и многолюдных Марианских островов.

Начался новый Этап экспедиции: под грохот ружей и корабельных пушек к испанской короне присоединялись новые почвы.

Вот маленький перечень «деяний» рыцарей наживы.

Март 1521 года. Смуглокожие жители Марианских островов «знакомятся» с европейским законом, защищающим личную собственность. В то время, когда островитяне без спросу взяли на корабле пара вещей, Магеллан предпринял карательную экспедицию.

После этого Магеллан преподает азы туземной политики обитателям Масавы. В то время, когда на корабль явился местный властитель с маленькой свитой, он демонстрирует ему пушки и мушкеты. «После этого капитан-генерал, — повествует Пигафетта, — приказал одному из отечественных надеть полное оружие, а трем вторым, вооруженным кинжалами и мечами, наносить ему удары по всему телу. Властитель был донельзя поражен этим зрелищем.

Наряду с этим капитан-генерал сообщил ему через посредство раба, что один вооруженный так человек может сражаться против ста его же людей. Властитель ответил, что он в этом убедился воочию.

Капитан-генерал объявил, что на каждом из его судов находится по двести человек, вооруженных таким же образом».

Апрель 1521 года.

Флотилия прибыла на остров Себу. Посол Магеллана видится с местным раджой. Присутствующий при беседе мавританский торговец даёт предупреждение властителя: «Наблюдай в оба, правитель! Эти люди — те же самые, что завоевали Каликут, Малакку и всю громадную Индию…» И раджа должен дать испанцам необыкновенное право свободной торговли на острове.

27 апреля. Магеллан решает показать силу испанского оружия на обитателях острова Мактан, каковые не признавали власть раджи Себу и не платили ему дань.

Высадившийся десант арбалетчиков и мушкетёров встретило полуторатысячное войско островитян. Битва была маленькой. Отступление испанцев превратилось в хаотичное бегство. Раненный в ногу Магеллан яростно отбивался.

Ранение в руку — и капитан-генерал падает в воду. Туземцы приканчивают его…

Ужасный финал человека, мужество и чей талант помогали единой страсти — страсти наживы. Великий мореплаватель пересек два океана, дабы отыскать собственный финиш в разбойничьей стычке!

Дорога в Вест-Индию была открыта. Она пролегла в зоне устойчивых пассатов, но ветхая, испытанная каравелла была непригодной для плавании с попутными ветрами.

На океанских нулях ее теснила каррака — более большое судно с надежными прямыми парусами. Сохраняя на корме привычные для Средиземноморья косые латинские, она несла на передних мачтах развитые прямые паруса.

Увеличились марсели, стройнее и эргономичнее становились такелаж и рангоут -закладывались начала хорошего корабля с прямым оружием. Чертежи судов Магеллана не сохранились. Да вряд ли они и существовали в отечественном понимании. Исходя из этого мы предлагаем реконструкцию судна начала XIV века, выполненную капитаном 2-го рані а В. Науменковым по архивным материалам.

Парусное оружие карраки подобно колумбовой «Санта-Марии», чертежи которой мы разместили в № 5 издания за текущий год. Но корпус изменился -выше стали надстройки, увеличилось число фальконетов н пушек, а среднюю часть судна прикрыли «стропила» противоабордажной сетки.

На Себу утрачены еще двадцать участников экспедиции, вместе с последним капитаном экспедиции Жуаном Серраном, завлеченные в ловушку властителем острова. Несчастья посыпались как из рога изобилия.

Из 265 человек, отправившихся в плавание, осталось 113. Не в силах руководить тремя судами, моряки уничтожают самое ветхое судно — «Консепсьон».

«Тринидад» — под командой кормчего Жуана Карвалью и «Виктория» во главе с Гонсалоса де Эспиноса. «Викторией» сейчас руководит умный и ожесточённый баск Себастьян эль Кано, участник мятежа в бухте Сан-Хулиан. В ноябре суда достигли, наконец, Молуккского архипелага.

То. о чем грезил Магеллан, свершилось — вот они, Острова Пряностей!

Нагруженные пряностями, суда отправились в далекий путь: «Тринидад» идет к берегам Панамы через Тихий океан, «Виктория» — через Индийский и Атлантический — в Испанию. Экспедиции оставалось дописать последние драматические страницы собственного плавания.

Шесть месяцев скитался «Тринидад» в водах Тихого океана и должен был возвратиться к Молуккским островам. Оставшихся матросов захватили португальцы. Они остались умирать в колониях и на плантациях. Только Эспиноса с двумя священником и моряками чудесным образом сохранились и добрались до Испании.

«Виктория» же, выдержав ожесточённую бурю у мыса Хорошей Надежды, вошла в Атлантический океан, что похоронил еще двадцать моряков.

Лишь остановка у острова Сантьяго помогла избежать данной участи остальным.

6 сентября 1522 года в аванпорту Севильи. Санлукар-де-Баррамеда, заметили одинокую каравеллу. Она медлительно причалила. На берег сошли 18 изможденных человек в изодранной одежде. Это были остатки экспедиции Магеллана. Из пяти судов в порт приписки возвратилась только «Виктория». В далеких водах смерть настигла и организатора первого кругосветного плавания Фернана Магеллана.

Он был честолюбив. Он жаждал богатства и славы. Он искал их в Индии и Африке, в походах и пиратских набегах, в то время, когда ему было двадцать пять лет.

Увы. не его герб украсил земной шар с надписью: «Primus circumdedestime» — «Ты первый объехал около меня». Карл V пожаловал данный герб Себастьяну де Элькано.

И лишь потомки оценили талант Магеллана.

Талант морепроходца, первооткрывателя.

Ю. ВЯТИЧ

Суда Дальневосточного морского пароходства, погибшие в годы 2-й Всемирный войны,

Статьи, которые будут Вам интересны: