Великая ошибка лео фендера: откуда берется электрозвук

Великая ошибка лео фендера: откуда берется электрозвук

    Один из бессчётных ценителей Телекастера — Брюс Спрингстин
    Фендер Телекастер

Как самому изготовить электрогитару, знал тогда любой школьник. Сперва необходимо было бережно поделить простую звуковую гитару на две составляющие: ненужный корпус и нужный гриф. Корпуса, кстати, также не пропадали — в большинстве случаев в них вставлялись магнитофонные динамики для резкого увеличения качества звучания бытовой аппаратуры. А вот к грифу прикреплялся цельнодеревянный либо, на худой конец, фанерный корпус, очертания которого определялись только фантазией гитаростроителя.

Возможность подключения к усилителю инструмент получал по окончании установки звукоснимателя, приобретённого в музыкальном магазине за девять рублей. Эффектного звучания это не обеспечивало

Гитара яхт-клубовца Ильи Лагутенко в удачную сторону отличалась от тысяч аналогичных ей изделий. Для изготовления ее корпуса было использовано перо руля швертбота «Оптимист»! Белая пластиковая гитара поражала немыслимой красотой — действительно, играть на ней было все равно запрещено.

Лагутенко в будущем организовал ансамбль «Мумий Тролль», стал знаменитым музыкантом — и играется, конечно, не на самодельных инструментах. А для многих школьников тех лет первый опыт борьбы против собственных неумелых рук стал финальным аккордом несложившейся музыкальной карьеры.

Первая попытка

Возможно, несостоявшихся музыкантов мало утешит то, что человека, которого многие вычисляют изобретателем электрогитары, также не сходу осознали. А ведь его инструмент был в полной мере работоспособным! Да и сам Лестер Полфус уже был известным гитаристом, выступавшим под «облагороженным» именем-псевдонимом Лес Пол.

Но в то время, когда он принес на компанию Gibson собственный изобретение, неакустическую электрогитару, над ним .

Для того чтобы выяснить, чем она отличалась от других, необходимо иметь представление о том, какие конкретно гитары тогда, в 40-х годах, были в ходу. Распространены были гитары двух типов: испанские и гавайские. Испанские — это те, каковые мы, фактически, сейчас без дополнительных пояснений и именуем гитарами. Гавайские — те, каковые на протяжении игры нужно держать в горизонтальном положении.

Тогда они были значительно более популярны, чем на данный момент. Что самое увлекательное, и гавайские, и испанские гитары уже были удачно электрифицированы. Действительно, конструкторы, совершенствующие гавайские гитары, еще до Второй мировой сообразили, что гитара со звукоснимателями может обходиться без звукового корпуса.

Что же касается испанских гитар, в особенности популярных в Соединенных Штатах среди блюзовых музыкантов, то они были более консервативны. По сути дела, это были звуковые инструменты с установленными на них звукоснимателями. Само собой разумеется, их звук пара отличался от классической «акустики». Но наличие звукоснимателей не считалось какой-то принципиальной изюминкой, талантливой в корне преобразить звучание.

Нет, с их помощью громкость гитары. Во-первых, это было нужно на выступлениях в клубах, где публика имела возможность вести себя достаточно шумно. Во-вторых, блюзовое и джазовое музицирование предусматривало выступление гитаристов в составе ансамблей и оркестров.

Негромкие голоса струнных, контрабаса и гитары, терялись в замечательном хоре духовых и ударных, исходя из этого их необходимо было «подзвучивать».

Неприятность пребывала в несовершенстве тогдашней электроники, почему гитары со звукоснимателями фонили и «заводили» усилители, вызывая в них микрофонный эффект. Лес Пол сделал вывод, что избавиться от «заводок» окажет помощь установка звукоснимателей на цельнодеревянном основании, как это уже пробовали делать на гавайских гитарах. В принципе, он был не совсем прав.

До сих пор и цельнокорпусные электрогитары владеют этими неприятными изюминками, а кое-какие гитаристы из других групп кроме того намерено используют «заводки» усилителей, сделав их частью саунда собственных коллективов. Но однако заблуждение Леса Пола стало причиной появлению инструмента, что можно считать прототипом современной электрогитары.

Инструмент непочтительно прозвали «бревном», потому, что его главным конструктивным элементом являлся грубоватый брус квадратного сечения с двумя установленными на нем струнодержателем и звукоснимателями. К торцу бруса был присоединен гриф от простой разобранной на части блюзовой гитары. Гитарист-изобретатель осознавал, что его «бревно» уже не нуждалось в звуковом корпусе.

Но инерция мышления сыграла с Лесом Полом злую шутку — корпус звуковой гитары по окончании операции удаления грифа он не выкинул, а применял в деле. Распилив его пополам, изобретатель прикрепил половинки снизу и сверху бруса. Они употреблялись только для подсобных функций — в частности, для размещения «электроначинки» с переключателем звукоснимателей и регулятором громкости.

И все-таки наличие этих рудиментов вынуждает нас классифицировать его «бревно» как полуакустический инструмент.

А историческая справедливость заставляет дать титул изобретателя электрогитары совсем второму человеку. Тем более, что он не только изготовил рабочий пример цельнокорпусной электрогитары, но и организовал ее серийный выпуск. Человека кликали Лео Фендер, а гитару — Fender Telecaster.

Гитарный конвейер

В случае если Лес Пол желал избавиться от «заводок», то у Лео Фендера задача была еще более прозаической. Лео был хозяином фабрики музыкальных инструментов и, как и каждый капиталист, желал производить изделия, каковые обходились бы ему недороже, а продавались подороже.

Фендер всего лишь желал упростить гитару, избавившись от таких сложных и трудоемких операций, как изготовление профилированных дек (верхней и нижней поверхности корпуса), и прецизионная окончательная сборка с подгонкой элементов. Хорошие звуковые инструменты изготавливали высокооплачиваемые гитарные мастера, а Фендер решил придумать надежную и недорогую конструкцию, которая будет легко планировать из несложных элементов.

Лео хотел делать не дорогие скрипки Страдивари, любая из которых владела бы неповторимым голосом, а необычные музыкальные гамбургеры. Одним из преимуществ новых гитар считалась одинаковость, их уровень качества не должно было зависеть от настроения мастера. Фактически, и мастера никакого не предусматривалось — Фендер грезил о поточном производстве вместо ручной работы.

Рассуждения Фендера были в корне ошибочны. Он считал, что для звука цельнокорпусной гитары (без звукового корпуса-резонатора) принципиально важно только уровень качества звукоснимателей и других составляющих электрической схемы. В действительности кроме того для электрогитары крайне важно, из какого именно дерева и как как следует сделаны ее гриф и корпус. Так как звукосниматели улавливают колебания струны и преобразовывают их в электрический сигнал.

И как раз особенности конструкции электрогитары определяют, как как раз струна будет вибрировать по окончании того, как гитарист дернет ее пальцами либо медиатором. Исходя из этого материал грифа и корпуса электрогитары никак не меньше ответствен, чем материал, из которого сделаны виолончель либо скрипка. И в том и в другом случае дерево определяет темперамент вибраций струн, лишь вместо корпуса-резонатора звук электрогитары усиливает второе устройство.

Для звука принципиально важно все — начиная от качества железных подробностей наподобие колков и заканчивая лаком, которым покрывают гриф и корпус. Ну а прежде всего — дерево.

К примеру, в случае если на кленовом грифе присутствует накладка из палисандра, то атака (нарастание звука в первые мгновения) будет более яркой. Но в случае если таковой накладки не будет, то у гитары окажется больше сустейн (продолжительность вибрации струны, соответственно, и продолжительность ее звучания). Гитара с корпусом из легкого дерева (к примеру, липы) звучит более прозрачно, из тяжелого (к примеру, из красного дерева) — более мощно.

В любом случае все эти определения подходят лишь к инструменту из качественной, прекрасно просушенной древесины. К счастью, Фендеру не пришла в голову мысль сделать инструмент из каких-нибудь суррогатов, и на дереве он не экономил (через пара лет по окончании дебюта гитары Лео кое-какие его соперники начали производить электро-гитары с корпусами из пластмассы!).

Но Фендер здорово экономил на отделке. Ценителям джазовых гитар того времени его детище казалось некрасивым. Никакой резьбы, инкрустации, пропорций и изящных линий Полностью плоский корпус с пластиковой накладкой был похож на силуэт звуковой гитары, что ученик столяра неумело вырезал из толстого бруска.

Корпус был несимметричен: ниже грифа сделали вырез чтобы гитаристы имели возможность играться соло на самых высоких нотах, впредь до 21-го лада. Но сверху подобного выреза не было, так что на практике оказалось, что уже ладу на 18-м зажимать струны некомфортно. Да и многие другие особенности гитары, названной Fender Esquire и запущенной в производство в первой половине 50-ых годов двадцатого века, привели к снисходительным усмешкам музыкантов того времени.

В погоне за технологичностью Фендер отказался от вклеивания грифа в корпус, гриф прикручивался четырьмя болтами. Но скоро стало известно, что древесные грифы «Эсквайров» были через чур податливыми: по окончании натяжки струн они «ехали», и гитара всегда расстраивалась. Было нужно для жесткости вставлять вовнутрь грифа железный анкерный стержень. Подкручивая регулировочный винт, сейчас возможно было корректировать вероятный прогиб грифа.

Помимо этого, на гитару был поставлен второй звукосниматель, по окончании чего модернизированный Esquire был переименован в Broadcaster, а скоро, в этом случае уже совсем, в Telecaster. Для данной первой настоящей электрогитары были свойственны многие принципиальные изюминки, каковые возможно встретить и у многих современных инструментов. В первую очередь это цельнодеревянный корпус с электромагнитными звукоснимателями.

Помимо этого, в корпусе находилась пассивная электрическая схема, дающая возможность снятия сигнала с любого из звукоснимателей раздельно либо со всех совместно, и снабжающая регулировку тембра и громкости выходного сигнала.

У «Телекастера» не было и характерного для гитар того времени струнодержателя. Вместо этого в корпусе было просверлено шесть отверстий, через каковые пропускались струны, — так, один финиш струны фиксировался в середине корпуса. Позже струны протягивались не через нижний порожек, а через электрогитарный бридж — особую конструкцию, разрешавшую регулировать их высоту над грифом и длину мензуры (несложнее говоря, звучащей части струны).

Действительно, у первых «Телекастеров» струны регулировались не лично, как на данный момент, а попарно. После этого струны шли над звукоснимателями, над грифом с ладами, переходили верхний порожек и наматывались на колки, расположенные на голове грифа. Как и у звуковой гитары, колки служили для настройки, но вот их размещение на «Телекастере» было совсем необыкновенным.

Все шесть колков пребывали с верхней стороны головы грифа! Сам Лео Фендер растолковывал это тем, что при таком размещении колков струны сохраняли параллельность и за верхним порожком. Но вероятнее дело было в том, дабы сделать голову грифа принципиально новой, «электрогитарной», запоминающейся и завлекающей взгляд собственной необычностью.

Как бы то ни было, но новинка прижилась, и сей-час большинство современных электрогитар имеет такую же «одностороннюю» голову грифа.

Гитара на все времена

Электрогитара не стала популярной в одночасье, в особенности в случае если учесть не через чур успешный дебют нуждавшейся в доработке Fender Esquire. Но нескольких лет хватило, дабы музыканты оценили принципиально новый звук, что выдавал Telecaster, и стали деятельно брать его. Но стремительнее, чем музыканты, сориентировались обладатели гитарных компаний, и скоро в модельном последовательности каждой из них начали появляться подобные «Телекастеру» «доски».

Триумфальное шествие электрогитары по планете началось. Не имела возможности проигнорировать новую моду и компания Gibson, всего лишь пара лет назад отвергнувшая Леса Пола с его «бревном». Изобретателю был предложен рекламный договор, компанию больше интересовали не разработки Леса Пола, а его популярное имя. Через некое время в продажу поступила цельнокорпусная гитара Gibson Les Paul, положившая начало долгим спорам поклонников компаний Gibson и Fender.

Споры не смолкают и сейчас, в каждом лагере полно великих гитаристов, а самыми умными выглядят те, кто применяет в собственных концертной практике и записях изделия обеих компаний.

Добился ли собственной цели Лео Фендер? Взял ли он недорогой «конвейерный инструмент», что возможно было бы штамповать в массовом порядке? Нет, не взял — и с данной точки зрения Telecaster был его неточностью.

В первую очередь, Telecaster все-таки не был недорогим. В то время, когда музыканты никому еще толком не известной группы Beatles брали собственные первые электроинструменты, Fender они позволить себе, само собой разумеется, не могли. Исходя из этого выбрали более недорогие инструменты — Rickenbaсker и Hofner.

Помимо этого, не подтвердилась мысль Фендера о том, что простые гитары, собираемые из стандартных частей, и звучать будут одинаково. Если сравнивать с множеством вторых цельнокорпусных гитар, показавшихся потом, Telecaster имел собственный характерный звук, но все-таки различные экземпляры данной гитары звучали по-различному, потому, что не существует в природе двух однообразных кусков дерева. Какие-то — лучше, какие-то — хуже Да, Telecaster был неточностью Фендера, но неточностью великой.

Лео желал сделать стандартную гитару, а сделал, сам того не хотя, глобальный хит. Он желал поручить сборку гитар людям низкой квалификации, которым не требуется большое количество платить. А оказалось, что культура производства на фабрике Fender была столь высока, что и из рук не имевших музыкального слуха сборщиков выходили великолепно звучащие гитары!

За пять с лишним десятилетий развития электрогитары у нее появились только две принципиально новые вещи: звукосниматель типа хамбакер и рычаг вибрато («качалка», разрешающая гитаристу поменять высоту звука в ходе игры). Все другое в «Телекастере» уже было.

Ушла в прошлое популярность «битловских» гитар, десятки гитарных компаний разорились, много моделей сняты с производства А Telecaster выпускается и продаваться — фактически в неизменном виде! Это так же страно, как если бы наровне с современными моделями телевизоров на полках находились черно-белые реликты 50-х годов и обнаружили бы собственных клиентов.

Более того, Telecaster заслужил выcшую честь — его имя стало нарицательным. Пожалуй, только Gibson Les Paul и Stratocaster, вторая гитара компании Fender, добились такой же популярности. Их заглавия сейчас обозначают определенные типы электрогитары, они являются образцом для подражаний и многочисленных копий. Собственные «Телекастеры» производят кто хочешь!

Полуподпольные фабрики в Юго-Восточной Азии творчески переработали идеи Фендера и умудряются делать корпуса собственных поделок из фанеры либо кроме того прессованного картона.

Telecaster вошел в сегодняшний сутки. На нем выполняют самую различную музыку — от классического блюза до альтернативы, от рокабилли до панка. Его берут и великие музыканты, и начинающие любители.

А также создатель данной статьи, выбирая собственную пятую по счету электрогитару, в итоге приобрел Fender Telecaster.

Как снимается звук?

Одна из наиболее значимых составляющих звучания гитары — черта установленных на ней звукоснимателей. То, как как раз будет звучать струна, зависит от общей конструкции инструмента, качества его сборки, грифа и материала корпуса, наконец, от самой струны. Но данный звук в любом случае нужно усиливать. Исходя из этого нужным элементом электрогитары есть электромагнитный звукосниматель (либо «датчик», как его именуют гитаристы).

Он преобразует механическую энергию колебания струны в электрический сигнал, что в будущем обрабатывается (включая встроенную регулировку тембра в самой гитаре), улучшается усилителем и воспроизводится через динамики.

Воздействие звукоснимателя основано на явлении электромагнитной индукции, с которым любой гитарист имел возможность бы познакомиться еще на уроках физики, если бы не сбегал с них на репетиции школьного ансамбля. Так, открывшего это явление Майкла Фарадея возможно назвать «прадедушкой электрогитары». Принципиальная схема звукоснимателя несложна.

Под струной находится магнит с катушкой. В его магнитном поле колеблется железная струна, что приводит к индукционному току в цепи катушки — это и имеется будущий звук. Потому, что у гитары шесть струн, то хорошие звукосниматели (каковые ставились, к примеру, на первые «Телекастеры») складываются из шести цилиндрических магнитов, находящихся любой под собственной струной. Время от времени используют широкий рельсовый магнит под всеми шестью струнами сходу.

Конечно, темперамент колебаний струны в различных точках различный. Исходя из этого кроме того в случае если два однообразных звукоснимателя поставить под струнами в различных местах корпуса, то звучать они будут по-различному. На практике еще и звукосниматели отличаются друг от друга, а на одной гитаре их в большинстве случаев устанавливается два-три (не смотря на то, что в принципе достаточно и одного, как на Fender Esquire). Включая их по отдельности либо совместно, гитарист может поменять темперамент звучания инструмента.

Темперамент звучания датчика зависит от материала, из которого изготовлены магниты. Значительно чаще это сплавы алюминия, кобальта и никеля в разных соотношениях. Используются кроме этого металлокерамические магниты, дающие более резкий и враждебный звук. Играет свою роль и катушка — на элитных звукоснимателях ее наматывают вручную.

Чем больше витков в катушке, тем посильнее будет уровень выходного сигнала. Но у таких датчиков имеется один врожденный недочёт

Обрисованные выше звукосниматели на данный момент именуются синглами (single), что подчеркивает наличие в них лишь одной катушки. Синглы весьма чувствительны к разным посторонним «наводкам», которых предостаточно и на сцене и в студии. А кому приятно слушать «фонящую» электрогитару? Первое время лишь такие датчики и существовали, но позже был изобретен хамбакер (humbucker — «фоноподавитель»), звукосниматель с двумя катушками, включенными в противофазе, сигнал с которых суммируется.

Наводки, действующие на катушки хамбакера, взаимоуничтожаются, так что фона от для того чтобы датчика теоретически быть не должно (на практике — имеется, но небольшой). Одновременно с этим сигнал, появляющийся от находящейся в магнитном поле звукоснимателя струны, получается вдвое более замечательным. Действительно, две катушки снимают колебания струны в двух родных точках, что делает звук грязноватым, менее прозрачным, чем у сингла.

Исходя из этого гитары с синглами (в частности, тот же Telecaster) так же, как и прежде популярны среди музыкантов, не обращая внимания на проблему наводок. Хамбакер завоевал популярность у гитаристов, играющих в тяжелых стилях, на искаженном посредством гитарных эффектов («примочек») звуке. Они ценят замечательный сигнал, снимаемый с этих датчиков, благодаря которому легче создать рычащее, перегруженное звучание в духе heavy metal.

Помимо этого, имеется еще более замечательные активные хамбакеры с маленьким встроенным предусилителем, трудящимся от батарейки.

на данный момент нет музыкальных стилей, в которых конкретно употребляется чистый звук, снятый с выхода электрогитары. Он обрабатывается посредством внешних эффектов и улучшается в комбоусилителе («комбике»). Комбик — это колонка с динамиками и интегрированным транзисторным либо ламповым усилителем, характеристики которых оптимизированы между собой и также снабжают особенный оттенок звучания.

В современных комбиках встроены и разные эффекты, дополняющие либо заменяющие педали-«примочки». Исходя из этого, электрогитара как таковая не имеет возможности принимать во внимание полноценным музыкальным инструментом. Так как темперамент создаваемого звука в итоге зависит не только от нее, но и от всей цепочки гитара — эффекты — комбик.

Лео Фендер первенствовал , кто до конца понял это, исходя из этого его компания начала производить (и производит до сих пор) не только электрогитары, но и идеально подходящие к ним комбоусилители.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№16, февраль 2004).

<

h4>

Как сделать \

Статьи, которые будут Вам интересны: