Вершигора п. п. люди с чистой совестью

Вершигора п. п. люди с чистой совестью
Вершигора П. П. Люди с чистой совестью.

— М.: Действительно, 1989. — 752 с. http://www.ozon.ru/context/detail/id/4648246/

То, что армейский человек благодаря войне может очень скоро, по меркам армейского времени, пройти от звания к званию — естественный движение событий. Так случалось довольно часто — офицер начинает войну лейтенантом, а заканчивает генералом. Война для армейского — двигатель карьеры, а революции и гражданские войны — весьма стремительный двигатель.

Буденный начал Гражданскую войну бывшим вахмистром, а закончил командармом, бывший подпоручик Тухачевский — командующим фронтом, а прапорщик армейского времени Крыленко по большому счету недолго побыл Главковерхом.

Значительно менее военную карьеру делает гражданский человек, к примеру анархист Нестор Иванович Махно, что армейским не был, но на протяжении войны показал себя как гениальный тактик, начав с руководства партизанским отрядом, действующим против оккупантов-австрийцев, а по окончании доставив множество хлопот как красным, так и белым. Уместно отыскать в памяти о плеяде «храбрецов Гражданской войны» — таких, как Фрунзе, что до Революции никакого отношения к армии не имел, трудясь опытным революционером, но позже показал недюжинные армейские таланты, руководя фронтами и армиями и добравшись по окончании войны до поста наркомвоенмора.

Либо Котовский. Достаточно большое количество примеров, в то время, когда Гражданская война породила неожиданных гражданских храбрецов (по большей части на стороне красных, по причине того, что у белых руководили, в большинстве случаев, опытные армейские).

Кроме гражданских войн появление гениальных начальников из гражданских происходит, само собой разумеется, на протяжении вражеского нашествия, в то время, когда часть родной почвы оккупирована неприятелем. В 1812 году народ породил много стихийных партизанских начальников, и не смотря на то, что большинство из них была армейскими — бежавшими из французского плена воинами, отставными офицерами, были и неожиданные простые люди из крестьян. Им не присваивали воинских званий, но какое-то время они руководили партизанскими отрядами, помогая регулярной армии во вражеском тылу.

Чем больше народа вовлечено в войну, тем больше шансов у гражданского человека показать армейские таланты. На протяжении Отечественной войны 1812 года оккупация продолжалась недолго, на протяжении Первой мировой до 1918 года была оккупирована через чур малый часть территории России, дабы в том месте имело возможность появиться массовое партизанское перемещение, а вот на протяжении ВОВ, в то время, когда под оккупацией были чуть ли не две трети европейской части СССР, произошло самое массовое в истории вовлечение народа в войну.

В первой половине 60-ых годов XX века в «Воениздате» вышел солидный труд называющиеся «Военное творчество народа», посвященный формам партизанской и повстанческой борьбы, — действительно, в том направлении были всунуты не только фактически войсковые партизанские действия, но и всякие восстания рабов (а обзор начинается аж с VI века до н. э., в то время, когда свободолюбивые скифы боролись против армий Дария I и Александра Македонского), бунты крепостных и крестьянства «и прочая борьба пролетариата против самодержавия». Написал данный труд (к сожалению, охватывающий период только до 1917 года) один из самых известных партизанских начальников, Петр Вершигора. И вот его-то мемуары дают читателю хорошее представление и о народном творчестве весов, и о том, как гражданский человек, ничего не помышлявший о военной карьере, через три военных года делается комдивом, генералом и Героем СССР.

Само собой разумеется, это не путь, как время от времени пишут, «от рядового до генерала», и нельзя сказать, что Вершигора был сугубо гражданским: в 20 лет он отправился добровольцем в РККА, отслужил два года в музкоманде, позже занялся театральной режиссурой, в 1938 г. закончил столичную Киноакадемию и, как любой обладатель высшего образования, числился в запасном комначсоставе. Войну встретил в качестве режиссёра и актёра Киевской киностудии, а уже в июле был зачислен в полковую продслужбу 264-й стрелковой дивизии в звании интенданта 2 ранга, равном майору (не смотря на то, что сам он об этом пишет так: «Я был тогда в необычном звании интенданта второго ранга, которое в те времена огулом присваивали писателям, корреспондентам и режиссёрам»).

Вершигора с самого начала войны, пока его дивизия отступала, показал себя хорошим начальником: «В течение нескольких суток я успел пройти практический стаж руководства взводом, после этого ротой, поработал в штабе батальона, позже снова руководил ротой, а на десятый сутки боев руководил батальоном, состоявшим почти из 100 человек». «Я обучался вести войну. Обучался у солдат и кадровых офицеров».

Благодаря гражданской профессии и образованию Вершигоре была прямая дорога в политработники либо обозреватели, что вначале и произошло: с конца сентября 1941 г. он был назначен главой бригады фронтовых обозревателей политического отдела 40-й армии Юго-Западного фронта (нужно подчернуть, что Вершигора довольно много фотографировал всю войну, и делал это прекрасно, покинув множество полезных фотосвидетельств партизанской жизни). Но что-то Вершигору не устраивало в таковой работе.

Он не пишет в подробностях, как он из политического отдела перешел в марте 1942 г. в разведку (разведотдел штаба Брянского фронта), а в июне уже был в германском тылу, возглавив резидентуру штаба Брянского фронта недалеко от Брянска, растолковывая эту видоизменение коротко: «И вот наступил момент, в то время, когда необходимо было выбрать и себе место на войне». В воспоминаниях пара раз у него проскальзывает: «Вот к партизанам бы…».

И в октябре 1942 г. эта его мечта сбывается: несколько Вершигоры была включёна в состав партизан-ковпаковцев. Как он в том месте себя показал, известно: через два года стал и генералом, и командиром дивизии, и Храбрецом СССР.

Воспоминания П. П. Вершигоры написаны фактически сразу после войны, как говорится, по горячим следам. Потому, что Вершигора и до войны не чужд был литературному творчеству (написал пьесу, повесть, пара рассказов), то ему не нужен был литобработчик, это одно из преимуществ мемуаров Вершигоры — хороший «живой» язык, и вдобавок здоровая самоирония, ясность. Написано так прекрасно, что эти воспоминания иногда именуют «документальной повестью», не смотря на то, что уместнее назвать их «художественными мемуарами».

Кроме литературных преимуществ книга Вершигоры полезна как источник. Во-первых, она издана в краткий период «послевоенной оттепели», в то время, когда оказались реалистичные, неприукрашенные произведения недавних фронтовиков (из художественных, к примеру, «Звезда» Э. Казакевича, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, большое количество воспоминаний). В этих произведениях находилась так называемая «окопная правда», непредвзятые оценки. В мемуарах Вершигоры также все это имеется.

Главные недочёты партизанского перемещения Вершигорой упоминаются — и бесплановость действий на начальной стадии партизанской войны, и отсутствие компетенции отдельных начальников, и другое. Само собой разумеется, это не изучения последнего времени, в которых все именуется собственными именами, включая сами имена, но по тем временам произведение было очень откровенным. Да и по сей день не появляется ощущения фальши.

Как раз такая, через некое время ставшая избыточной, с официальной точки зрения, откровенность сделала эти воспоминания весьма популярными у читателей. И из-за нее Вершигора был должен переработать текст для издания 1951 года.

«Люди с чистой совестью» — первая часть одноименной эпопеи. Кроме этого в нее вошли книги «Карпатский рейд» (1950) и «Рейд на Вислу и Сан».

http://www.ozon.ru/context/detail/id/4648246/

Вершигора Пётр. Люди с чистой совестью (Часть 1). Аудиокнига

Статьи, которые будут Вам интересны: