«Ветры», «мореплаватели» и «солдаты»
Стремительный рост числа быстроходных торпедных судов в итальянском флоте, начавшийся в 1920-е годы, был отнюдь не случайным, не смотря на то, что на фоне застоя в мировом кораблестроении смотрелся исключением. Б.Муссолини, придя к власти, действительно взялся за осуществление давнишней грезы — перевоплотить Средиземное море в Mare Nostrum — «отечественное море». В зону заинтересованностей Италии попадали Балканы, Греция, Турция, Северная Африка. Соответственно, определился и основной возможный противник — Франция.
Так между этими двумя государствами началась гонка морских оружий, в которой особенная роль отводилась эсминцам и лидерам.
В годы Первой Мировой итальянские фавориты (по официальной классификации — «эсплоратори», другими словами «разведчики») и фактически эсминцы «каччаторпединьери») показали себя самые универсальными судами, талантливыми решать широкий спектр боевых задач. Потребность в них всегда росла, но промышленность Италии оказалась не в силах удовлетворить запросы флота.
К примеру, восемь эсминцев типа «Палестро» были заказаны еще в декабре 1915 года, но первые четыре из них удалось заложить лишь весной 1917-го, а к постройке остальных из-за отсутствия судостроительной стали притупили по большому счету только в 1920—1921 годах. Действительно, к тому времени проект заметно усовершенствовали, почему эта четверка эсминцев превратилась в независимый тип «Куртатоне».
Если сравнивать с «Палестро» (см. «Моделист-конструктор» № 7 за 2000 г.) «Куртатоне» был пара больше, а его механизмы замечательнее, но самое основное отличие — размещение оружия. В первый раз в истории итальянского флота на нем установили трехтрубные торпедные аппараты строго в диаметральной плоскости, а 102-мм орудия — в спаренных установках (последние на эсминцах нигде в мире, не считая США, еще не использовались, да и американцы смонтировали их на двух собственных дестройерах только в экспериментальных целях).
Так, «Куртатоне» как бы задал главный курс, по которому пошло развитие эскадренных миноносцев в Италии.
Фактически в один момент с «Куртатоне» вошли в строй три «эсплоратори» типа «Леоне». Они были созданы на базе проекта собственных предшественников типа «Карло Мирабелло», но опять-таки отличались принципиально новым — очень замечательным кроме того для фаворита—оружием.
В первый раз на корабле данного класса установили четыре спаренные 120-мм пушки с длиной ствола в 45 калибров и углом возвышения 32 градуса. Причем все восемь орудий размешались в диаметральной плоскости, что снабжало бортовой залп неспециализированной массой в 185,2 кг. Действительно, за столь сильную артиллерию было нужно заплатить ухудшением ходовых качеств: 34-узловая проектная скорость так и не была достигнута.
Головной «Леоне» продемонстрировал на опробованиях движение в 33,7 узла, но в очень сильно облегченном состоянии (без оружия) и превышении проектной мощности на 3660 л.с.
247. Эсминец «Фречча», Италия, 1931 r.
Водоизмещение стандартное 1225 т. полное 2150 т. Протяженность громаднейшая 96,15 м, ширина 9,75 м, осадка 3.15 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 44 000 л.с.. проектная скорость 38 уч.
Оружие: четыре 120-мм орудия, два 40-мм автомата, четыре 13,2-мм пулемета, два 533-мм трехтрубных торпедных аппарата. Всего в 1931—1932 годах выстроено восемь единиц: «Фречча», «Дардо», «Страде», «С’аетта», и пара отличающиеся от первой четверки «Фольгоре», «Валено», «Фульмине» и «Лампо». Все погибли на протяжении Второй мировой.
248. Эсминец «Маэстрале», Италия, 1934 г.
Водоизменение стандартное 1440 т, полное 2255 т. Протяженность громаднейшая 106,7 м, ширина 10,15 м. осадка 3,31 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 44 000 л.с., скорость 38 уз. Оружие: четыре 120-мм орудия, два 40-мм автомата, два 13,2-мм пулемета, два 533-мм трехтрубных торпедных аппарата. Всего в первой половине 30-ых годов XX века выстроено четыре единицы: «Маэстрале», «Чирокко», «Трекале» и «Либеччо». «Грекале» служил в итальянском флоте до 1964 тола; остальные погибли в холе Второй мировой.
249. Эсминец «Камича Нера», Италия, 1938 г.
Относится к типу «Воина». Водоизмещение стандартное 1645. полное 2590 т. Протяженность громаднейшая 106,7 м, ширина 10,15 м. осадка 3,5 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 18 000 л.с., скорость 38 уз Оружие: четыре 120-мм орудия, двенадцать 13.2-мм пулеметов, дна 533-мм трехтрубных торпедных аппарата.
Всего в 1938 1942 годах выстроено 17 единиц; еще два корабля остались недостроенными, причем один из них, «Скуадриста», в первой половине 40-ых годов двадцатого века был захвачен немцами, переименован в ТА-33, но потоплен авиацией до фактического вступления в сірой На протяжении Второй мировой погибли II эсминцев; «Легионарио». «Митральере» и «Велинте» во второй половине 40-х годов были переданы Франции, а «Камича Мера» (к тому времени переименован в «Аргильере-II») и «Фучильере» СССР, где переименованы соответственно в «Ловкий» и «Легкий». В составе послевоенного итальянского флота служил лишь «Гранатьере»; он был списан во второй половине 50-ых годов двадцатого века.
Эта троица «громадных кошек» — «Леоне», «Пантера» и «Тигре» — практически предназначалась для работы в роли легких крейсеров и из-за собственной дороговизны в качестве объекта для массовой постройки не годилась. Исходя из этого был выбран разумный компромисс: эсминцы, строившиеся по первой послевоенной программе 1922/23 года, представляли собой увеличенный и более скоростной «Куртатоне» с заменой 102-мм артиллерии на 120-мм, подобную установленной на «Леоне».
На этих эсминцах внедрили еще одну серьёзную новинку — 533-мм торпеды, намного более замечательные, чем использовавшиеся ранее 450-мм. Первые четыре корабля типа «Квинтино Селла» несли по два двухтрубных торпедных аппарата, остальные, начиная с «Назарио Сауро»,— по два трехтрубных. Носовая артустановка на «Квинтино Селла» и трех его систершипах сначала была одноорудийной, но во второй половине 20-ых годов XX века ее заменили на спаренную; все последующие суда сходу вооружили двумя спаренными.
Последние восемь единиц семейства (тип «Венти», другими словами «Ветры» —они взяли имена по заглавиям ветров) отличались пара увеличенными размерениями и повышенной до 40 000 л.с. мощностью механизмов. На опробованиях головной «Турбине» («Вихрь») развил скорость 39,5 узла — на 3,5 узла больше, чем предусматривалось проектом.
Поступившая информация о постройке во Франции больших серий фаворитов типа «Гепард» и «ягуар» вынудила итальянцев возвратиться к постройке «эсплоратори».
В 1927—1928 годах на пяти различных верфях заложили сходу двенадцать судов типа «Лука Тариго», известных кроме этого как «Навигатори» («Мореплаватели»), потому, что все они были названы в честь известных мореходов парусной эры. По размерениям и водоизмещению они приблизительно соответствовали «Леоне», но были быстроходнее и несли увеличенный запас нефти (460 т против 400 т у предшественников).
Артиллерийское оружие облегчили до трех спаренных установок, но сами орудия стали более замечательными, 50-калиберными, с углом возвышения 45 градусов. Торпедные аппараты калибра 533-мм сперва были трехтрубными, но из-за нехватки новых торпед среднюю трубу скоро оснастили рельсами для применения 450-мм торпед. В будущем, с целью улучшения остойчивости, среднюю трубу по большому счету демонтировали, покинув только две крайних.
Зенитное оружие «Навигатори», как и у многих их зарубежных собратьев того времени, смотрелось очень скромным и весьма скоро прекратило удовлетворять потребностям ПВО.
На опробованиях все суда серии достигли проектной 38-узловой скорости, причем «Николосо да Рекко» развил 41,5 узла, а рекордсмен «Алвизе да Мосто» — аж 43,5! Но чувство от красивых ходовых качеств очень сильно портила обстановка с остойчивостью — та оценивалась как очевидно недостаточная.
Только что вступившие в строй фавориты было нужно безотлагательно переоборудовать, избавляясь от «верхнего» веса. Так, носовую надстройку уменьшили на один ярус, треногую мачту заменили более легкой, мало укоротили дымовые трубы. Но все равно это были полумеры.
Найти радикальное решение проблемы остойчивости удалось только в 1939—1940 годах, в то время, когда десять судов (не считая «Николосо да Рекко» и «Антонио Усодимаре») прошли капитальную модернизацию, на протяжении которой ширина корпуса была увеличена на 0,5 м; в один момент для улучшения мореходности мало немного подняли палубу полубака, а форштевень сделали наклонным. Помимо этого, на судах заменили все изношенные механизмы, усилили зенитное оружие, увеличили запас горючего до 680 т. Стандартное водоизмещение наряду с этим выросло до 2125 т, а скорость хода упала до 28 узлов.
К тому времени «мореплаватели» уже числились простыми эсминцами; в сентябре 1938 года из класса «эсплоратори» их исключили.
Похожие неприятности появились и у эсминцев следующей серии типа «Фречча». Их проект был создан в начале прошлого века на базе «Турбине».
За счет маленького повышения размерений и водоизмещения конструкторам удалось повысить мощность силовой установки на 10 процентов, а запас горючего — практически в 2,5 раза (640 т вместо 274 т на прототипе). Состав оружия не изменился, но 120-мм пушки заменили более новой моделью, подобной примененной на «Навигатори». Снаружи «Фречча» выделялся одной дымовой трубой.
Данный корабль стал первым в истории однотрубным эсминцем и в значительной мере оказал влияние на вид будущих представителей данного класса боевых единиц флота.
250. Эсминец «Команданте Тоскано», Италии, проект 1942 г.
Водоизмещение стандартное 2100 т, полное 2950 т. Протяженность громаднейшая 120.7 м. ширина 12.3 м. осадка 3,6 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 60 000 л.с., скорость 35 уз.
Оружие: четыре 135-мм орудия, двенадцать 37-мм автоматов, два 533-мм трехтрубных торпедных аппарата. Всею в 1942—1943 годах заложено II единиц, но пи один из них так и не был достроен.
К тому же, внедрение последовательности новшеств не во всем пошло на пользу. Механизмы эсминцев были ненадежными, а проектная скорость (38 узлов) — недостижимой. Приводила к и неважная мореходность.
Дополнительное горючее в междудонном пространстве потребовало замещения расходуемой нефти забортной водой, что было очень некомфортно. Но самой громадной проблемой стала очевидно заниженная остойчивость, причем особенно это относилось ко второй четверке судов типа «Фольгоре». у ко торых для успехи проектной скорости ширину корпуса уменьшили на 0,5 м. В экстренном порядке эсминцы было нужно утяжелять — додавать приблизительно по 100 т жёсткого балласта, а для уменьшения амплитуды качки устанавливать скуловые кили.
По окончании для того чтобы переоборудования скорость уже не превышала 30 узлов.
Недочёты эсминцев типа «Фречча» удалось по большей части исправить на следующих четырех судах типа «Маэстрале». При сохранении тех же турбин и котлов а также некоем сокращении емкости топливных цистерн размерения корпуса были значительно увеличены, а 120-мм пушки заменены новыми, более легкими примера 1931 года.
В целом «Маэстрале» был в полной мере успешным кораблем, ставшим прототипом всех последующих серий итальянских эсминцев. Но, не только итальянских— он сильно поразил делегацию советских кораблестроителей, и как раз с него началась история эсминцев проекта 7 отечественного флота.
Предстоящая эволюция итальянских «каччаторпединьери» отправилась по пути некоего повышения размеров, усиления вооружения и мощности механизмов, и в первую очередь зенитного.
Четыре эсминца типа «Альфредо Ориани» отличались от «Маэстрале» только возросшей до 48 000 л.с. мощностью энергетической установки и заменой 40-мм зенитных автоматов «Виккерс» на спаренные 37-мм «Бреда». Двенадцать судов типа «Артильере» (известны как тип «Солдати», потому, что все они были названы в честь представителей различных родов армий, а один из них носил имя «Камича Нера» — «Чернорубашечник») имели чуть большее водоизмещение и вооружались 120-мм пушками новой модели.
Помимо этого, на некоторых из них, и на пяти из следующих шести эсминцев типа «Легионарио» (2-я серия «Солдати») между торпедными аппаратами установили третью — одноствольную — 120-миллиметровку. Подверглась усовершенствованию совокупность управления огнем и усилено зенитное оружие, в основном, за счет установки дополнительных 13,2-мм пулеметов.
243. Фаворит «Лука Тариго», Италия, 1929 г.
Относится к типу «Навигатори». Водоизмещение стандартное 1900 т, полное 2650 т. Протяженность громаднейшая 107,3 м, ширина 10,2 м, осадка 3,5 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 50 000 л.с., скорость 38 уз. Оружие: шесть 120-мм орудий, два 40-мм зенитных автомата, восемь 13,2-мм пулеметов, два 533-мм трехтрубных торпедных аппарата. Всего в 1929—1931 годах выстроено 12 единиц. Все, не считая «Николосо да Рекко», погибли на протяжении Второй мировой; последний списан в первой половине 50-ых годов XX века.
244. Эсминец «Куртатоне», Италия, 1923 г.
Водоизмещение стандартное 890 т, полное 1229 т. Протяженность громаднейшая 84,7 м, ширина 8 м, осадка 2,46м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 22 000 л.с., скорость 32 уз.
Оружие: четыре 102-мм и два 76-мм орудия, два 450-мм трехтрубных торпедных аппарата. Всего в 1923—1924 годах выстроено четыре единицы: «Куртатоне», «Кастепьфидардо», «Калатафими» и «Монцамбано». Первые три погибли на протяжении Второй мировой; последний списан в первой половине 50-ых годов XX века.
245.
Фаворит «Леоне», Италия, 1924 г.
Водоизмещение стандартное 1771 т, полное 2690 т. Протяженность громаднейшая 113,4 м, ширина 10,36 м, осадка 3,1 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 42 000 л.с., скорость 33 уз. Оружие: восемь 120-мм и два 76-мм орудия, два пулемета, два 450-мм трехтрубных торпедных аппарата. Всего в первой половине 20-ых годов XX века выстроено три единицы: «Леоне», «Пантера» и «Тигре».
Все погибли в первой половине 40-ых годов двадцатого века.
246. Эсминец «Квинтино Селла», Италия, 1926 г.
Водоизмещение стандартное 985 т, полное 1503 т. Протяженность громаднейшая 84,9 м, ширина 8,6 м, осадка 2,7 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 36 000 п.с., скорость 35 уз. Оружие: три 120-мм орудия, два 40-мм автомата, два 13,2-мм пулемета, два 533-мм двухтрубных торпедных аппарата, всего в 1926—1927 годах выстроено четыре единицы: «Квинтино Селла», «Беттино Рикасоли», «Джованни Никотера» и «Франческо Крисли». «Б.Рикасоли» и «Дж.Никотера» в первой половине 40-ых годов двадцатого века были реализованы Швеции, где под заглавиями «Пуке» и «Псиляндер» помогали до 1947 года; остальные два погибли на протяжении Второй мировой.
Помимо этого, в 1926—1928 годах выстроено еще 12 родных по типу судов (типа «Назарио Сауро» и «Турбине»).
Последней серией эсминцев фашистской Италии стали суда типа «Команданте Тоскано», названные в честь отличившихся морских начальников и потому в большинстве случаев именуемые как «Команданти Медалье д’Оро» («Начальники — кавалеры золотой медали»).
По проекту они представляли собой очень сильно увеличенный «Солдати» с оружием из четырех (а начиная с 9-го корпуса — пяти) 135-мм пушек с длиной ствола в 45 калибров в одиночных палубных установках. Значительно усилилось зенитное оружие (до двенадцати 37-мм автоматов), в первый раз изначально предусматривалась установка радара. Из-за тяжелого артиллерийского оружия скорость было нужно сократить 35 узлами — не обращая внимания на возросшую до 60 000 л.с. мощность.
В конце 1942 — начале 1943 годов на стапелях четырех верфей успели заложить одиннадцать «Команданти», планировалось заказать еще девять. Но к моменту выхода Италии из войны степень готовности этих очень перспективных судов не превышала 20 процентов, и в итоге ни один из них так и не был достроен.
Всего за период с 1921 по 1942 год итальянский флот пополнился 79 эсминцами и лидерами национальной постройки, не считая миноносцев (о них обращение в первых рядах), легких крейсеров типа «Капитани Романи», первоначально вспоминавших как фавориты, и трофейных судов. Из столь внушительной армады большинство — 66 единиц—погибло на протяжении Второй мировой. Наряду с этим нанести сколь-нибудь заметного ущерба неприятелю им фактически не удалось.
Но столь печальная для итальянцев статистика вовсе не свидетельствует, что созданные на Апеннинах торпедные суда были нехорошими. Да, они несли не сильный зенитное оружие, у некоторых из них имелись значительные неприятности с остойчивостью, мореходностью, дальностью хода, но эти недочёты были характерны чуть ли не половине тогдашних эсминцев любого флота мира.
Итальянские «каччаторпединьери» по совокупности боевых качеств не уступали (либо практически не уступали) своим зарубежным «одноклассникам», особенно, если не забывать, что они проектировались для действий не на океанских просторах, а на довольно маленьком средиземноморском театре. Что же касается корабельной систем и архитектуры управления огнем, то тут итальянцы по большому счету являлись признанными «законодателями мод».
Ну, а в том, что они не показали себя в годы войны, виновата не техника, а люди: политики, морское руководство, да и конкретно персональный состав флота, по уровню подготовки без сомнений уступавший и своим соперникам— британцам, и союзникам — немцам.
С. БАЛАКИН