Внимание! цель в воздухе

Внимание! цель в воздухе

«…В снегу две широкие ямы. Посредине их древесные срубы для установки орудий дулами вверх. Срубы легко вращаются и разрешают бить по летящему аэроплану», — вспоминает в «Записках с войны» автор Валентин Катаев.

1914 год поставил перед армейскими экспертами задачу защиты от воздушного соперника.

С целью этого стали создавать так именуемые «противоаэропланные позиции». Что же имела возможность противопоставить воздушному сопернику артиллерия? Обратимся снова к запискам очевидца.

«Аэроплан приближается. Четко чеканится команда:

— К бою! Уровень тридцать один — пятьдесят! Трубка сто двадцать пять!

Наводчики, не отрываясь от панорамы, ведут дуло за аэропланом, что приближается с методичным журчаньем. Приблизился, стал отчетливым.

— Пламя!

Первое, второе…

Два облака снега взрываются перед орудиями и сверкают на солнце всеми цветами радуги. Все напряженно наблюдают. Аэроплан нормально движется вперед по прямой линии над лесом.

— Очередь! Раз, два, три…

Снова два выстрела. Аэроплан уходит. Разрыв… второй.

Сейчас мало в первых рядах. Облачка тают и рассеиваются. Аэроплан удаляется. Сейчас до него уже пять верст ..»

Принятые на вооружение в годы Первой Мировой, самолёты и дирижабли весьма не так долго осталось ждать стали суровым боевым средством. Наземным армиям требовалось оружие для уничтожения летательных аппаратов либо, по крайней мере, оружие, которое бы затрудняло ведение наблюдений, разведку, бомбометание и штурмовку.

Защита от неприятельских самолетов возлагалась на собственную авиацию, но она не имела возможности непрерывно пребывать в воздухе. Помимо этого, из-за отсутствия надежной связи авиация не всегда оперативно реагировала на запросы пехоты, тыловых частей и кавалерии. Было очевидным, что артиллерия самоё надёжное средство защиты от воздушного соперника.

К этому времени и относится создание обрисованных выше позиций, где использовалась «универсальная», как тогда вычисляли, полевая русская «трехдюймовка» — 76-мм орудие (рис. 1).

Рис.

1. Трехдюймовая полевая пушка на «противоаэропланной позиции».

Рис. 2. Зенитная установка Лендера на шасси автомобиля.

Рис. 3. 76-мм зенитное орудие на автомобиле ЯГ-10

Но столь ли «универсальной» была пушка?

Как мы знаем, условия стрельбы по воздушным целям совсем иные, чем по наземным. Для этого нужно орудие с высокой начальной скоростью боеприпаса, громадным углом вертикального обстрела и хорошей скорострельностью. Пушки для наземной стрельбы, в частности и известная «трехдюймовка», такими качествами не владели. Был и еще один недочёт: расположенные на заблаговременно оборудованных позициях, эти орудия имели возможность защищать лишь стационарный район обороны.

Войска, пребывавшие на марше, лишались прикрытия. Подготовка срубов, изготовление вертлюгов, установка орудий потребовали большое количество времени, и исходя из этого скоро открыть огонь по неожиданно показавшемуся самолету либо дирижаблю было нельзя.

Было признано, что самый удачно с задачами сопровождения армий на марше справится артиллерия на подвижном самоходном шасси.

В пользу этого вывода сказал и тот факт, что зенитных пушек не хватало, и быстротой маневра планировали компенсировать их численный недочёт.

В 1914 году в Российской Федерации была принята на вооружение 76-мм зенитная пушка конструкции Ф. Ф. Лендера (рис. 2) с полуавтоматическим затвором на шасси грузовика Русско-Балтийского завода.

Эта самоходная установка, либо, как их тогда именовали, «автопушка», намного превосходила кроме того более поздние зарубежные образцы. Русскому орудию уступали и американская самоходная зенитная, и французская 75-мм пушки примера 1917 года. Всего за 1,5—2 мин орудие приводилось в боевое положение. Начальная скорость боеприпаса составляла 588 м/с. Вся установка весила 6,8 т. Скорострельность достигала 20—25 выстрелов в 60 секунд.

Рис. 4. ЗСУ-23-4:

1 — шток, 2 — осветлитель, 3 — командирская башня, 4 антенна РЛС, 5 — антенна радиостанции, 6 — бревно

«Автопушками» был вооружен в 1918 году Металлической Путиловский противосамолетный дивизион. В его подвижную батарею входили четыре орудия Лендера, установленные на грузовиках с частично бронированными кабинами, четыре грузовика с запасом снарядов, три грузовика для команды и четыре мотоцикла для связи.

Дополнительное оружие складывалось из четырех пулеметов «максим».

Первое донесение с Северного фронта, куда дивизион прибыл для охраны участка железной дороги, поступило 19 августа 1918 года. В нем говорилось, что «по окончании двух успешных очередей летательный аппарат лег на крыло и быстро снизился в собственном размещении».

На протяжении боев росло мастерство зенитчиков, и скоро «автопушки» стали грозой для вражеской авиации.

Совершенствовались и сами установки, конструкторы повысили проходимость автомобиля, сделав его трехосным. Так были приняты на вооружение 76-мм зенитные установки на базе автомобиля ЯГ-10 (рис.

3) отечественного производства. На вооружении сухопутных армий в годы ВОВ пребывали 25-мм автоматическая пушка примера 1940 года, 37-мм автоматическая, 76-мм и 85-мм зенитные пушки (все образцы 1939 года). Последняя поражала самолеты на высоте до 10 500 м и имела возможность буксироваться за автомобилем со скоростью до 50 км/ч.

В первой половине 40-ых годов XX века попытались создать зенитное орудие на гусеничном ходу. По распоряжению Артиллерийского комитета промышленность изготовила умелую зенитную самоходную артиллерийскую установку на базе легких танков Т-60 и Т-70 с 37-мм автоматической пушкой (рис. 5).

Установка имела хорошую маневренность, но была признана несовершенной из-за неудачного размещения прицела, неудобной компоновки боевого отделения и некоторых вторых недочётов. В будущем под орудия применяли четырехколесные платформы.

Итоги второй мировой разрешили сделать вывод, что зенитные орудия достаточно действенны в борьбе С самолетами на больших высотах и средних, но негодны для стрельбы Го низколетящим целям, владеющим громадной скоростью, поскольку в этом Случае самолет мгновенно выходит за пределы сферы обстрела. Помимо этого, разрывы снарядов 76 и 85-мм орудий на малой высоте над собственными же армиями очень страшны.

С возрастанием живучести самолетов снизилась и эффективность автоматических зенитных пушек калибром 25 и 37 мм. Расход снарядов малокалиберной зенитной артиллерии на один сбитый самолет из-за повышения скоростей воздушных целей повысился в 1,5—2 раза.

Напрашивалось ответ: создать для низколетящих целей автоматическую пушку высокой скорострельности, разрешающую вести пламя сильными шквалами в течение тех весьма маленьких промежутков времени, в то время, когда самолет находится в зоне поражения. Установка обязана скоро изменять наводку, дабы смотреть за целью, которая движется с громадными угловыми скоростями. Больше всего для этого доходила многоствольная установка, владеющая большей, чем одноствольное орудие, скорострельностью.

Современные малокалиберные зенитные пушки отличаются от образцов зенитной артиллерии второй мировой повышенной скорострельностью, точностью стрельбы и увеличенными скоростями наведения. В случае если к концу войны скорострельность 20 и 40-мм пушек достигала 80—250 и лишь время от времени 480 выстрелов в 60 секунд, то на данный момент показатели тех же калибров существенно повысились. Создаются совокупности многоствольных установок: спаренных, строенных, счетверенных и сшестеренных.

Они устанавливаются на самоходных шасси высокой проходимости и, в большинстве случаев, бронируются.

Рис. 5. Умелая зенитная самоходная установка ЗСУ-37.

Рис. 6. Самоходная зенитная установка ЗСУ-57-2

В послевоенные годы в Советской Армии была принята на вооружение спаренная 57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 (рис. 6), предназначенная для защиты танков от воздушного соперника. Базой для нее послужили механизмы и узлы среднего танка Т-54.

Эта машина имела всецело бронированный корпус, подвижную рубку и такую же высокую проходимость, как и танки. Все операции перезаряжения и производства выстрела (открывание затвора, подача очередного патрона на линию досылки, выбрасывание гильзы из экстракторов поршня затвора, досылка патрона в камеру, спуск ударника и закрывание затвора) совершаются машинально за счет энергии отката и пороховых газов.

Следующим шагом в создании малокалиберных самоходных зенитных орудий стала счетверенная зенитная установка ЗСУ-23-4 (рис. 4). Она способна вести действенный пламя по воздушным целям, двигаясь в боевых порядках армий.

В ее задачи входит защита объектов, боевых порядков и колонн на марше от вертолётов и самолётов соперника, летящих на высотах до 1500 м.

Базу установки образовывает 23-ммавтоматическая зенитная пушка. Ее четыре ствола во вращающейся башне снабжают большой темп стрельбы.

Все совокупности ЗСУ смонтированы на гусеничной бронированной машине, снабжающей проходимость и высокую подвижность по местности Самоходная установка оснащена аппаратурой, разрешающей механику и командиру-водителю ориентироваться на местности и прокладывать курс по карте.

В качестве силовой установки попользован четырехтактный дизельный двигатель. генераторы и Агрегаты электропитания — постоянного и переменного тока.

Установку ЗСУ-23-4 отличает высокая точность стрельбы при любой погоде и в любое время. Это разрешает действенно бороться с воздушным соперником и надежно закрывать войска во всех видах военных действий.

Советы К ПОСТРОЙКЕ МОДЕЛИ

Корпус — защитного цвета. Траки гусениц — тёмные либо «под металл». Катки имеют резиновые бандажи, каковые возможно имитировать тёмной краской. лопаты и Ручки пилы — под цвет дерева.

Сами инструменты — тёмного цвета. Фары и осветители — тёмные. На башне белой краской наносится трехзначный опознавательный знак и номер.

Дабы избежать исполнения небольших подробностей оружия, стволы в нижней части возможно закрыть щитом чёрного цвета.

А. БЕСКУРНИКОВ

Спорим, вы не сможете найти все предметы на этих фото? Развитие внимания.

Статьи, которые будут Вам интересны: