Война на столе

В XIX-XX вв. чрезвычайное распространение в государствах Европы взяли детские настольные игры. Одними из самых востребованных сюжетов для игр стали армейские истории. Интерпретация этих сюжетов в играх имела, с одной стороны, образовательную составляющую, а с другой – служила целям идеологического воспитания подрастающего поколения.

В этом отношении игры первой половины ХХ столетия интересны, потому, что невиданный прежде накал в- и внешнеполитической борьбы в государствах Европы естественным образом отразился на играх.

Игры предвоенного периода

К началу ХХ века настольно-печатные игры военной тематики были уже весьма обширно распространены в Европе и пользовались все возрастающим спросом не только со юношеской аудитории и стороны детской, но и среди взрослых. Многие из таких игр были милитаризованными вариантами уже имеющихся (к примеру, «овцы и волки»/«гуси и лиса») или же представляли собой облегченные предположения т.н. «военных игр», показавшихся в Европе на рубеже XVIII-XIX вв.

Война на столе
Безобидная настольная игра могла быть действенным средством пропаганды. «Может ли Британия подвергнуться нападению?» Редкий пример предвоенной антинемецкой истерии (Imperial War Museum)

Сложные варианты настольных «армейских игр» были признаны армиями всей земли как один из лучших тренажеров для развития тактического мышления. Германский вариант игры, предложенный в конце XVIII века Иоахимом Людвигом Гельвигом и усовершенствованный по окончании наполеоновских войн прусским офицером Рейсвицем, был заимствован и модернизирован многими военно-учебными заведениями других стран и России. Историк Мария Костюхина подмечает, что «упрочнениями армейских специалистов военная игра стала подобием экзамена, со обязательным соблюдением и строгой отчётностью всех игровых этапов», и цитирует одно из русских управлений начала ХХ века к аналогичной игре: «игра не шутка и не забава, а одна из отраслей военной работы, не терпящая небрежного к себе отношения».

Но, подросткам и детям хотелось не обучаться, а развлекаться, потому дидактический эффект игр подразумевался, но все же не был решающим. В первую очередь, игроки потребовали занимательной игры, и производители не обманывали их ожиданий, применяя ветхие, проверенные временем игровые ответы наподобие уже упоминавшихся выше «волков и овец». На базе данной схемы американские и английские производители выпустили на рубеже столетий множество однотипных игр, различавшихся лишь оформлением игрового поля, к примеру «Удержи форт» (Hold the Fort), «Трансвааль» (Transvaal), «сипаи и Офицеры» (Officers and sepoys) и т.п.

Английская карточная игра эры Первой мировой. Любопытно противопоставление семей мистера Аткинса, находящегося на военной работе, и живописца мистера Тьюба, что от нее очевидно уклоняется (Imperial War Museum)

Действительно, игры делали не только развлекательную, но и агитационную и новостную функции. Мария Костюхина выделяет, что «издатели настольных игр оперативно реагировали на вооруженные конфликты, происходившие в различных уголках земного шара». В рекламе кроме того употреблялось наименование «игра-новость», как это было, к примеру, с русским игрой «Морская битва под Порт-Артуром».

Причем, по словам Костюхиной, приобретение таковой игры было скорее актом патриотизма, чем кощунства по отношению к памяти погибших.

Издатели хотели попасть в форме игрового процесса познакомить детей и подростков с некоторыми базами армейского дела (звания, оружие, награды), и дать представление о ответственных этапах работы воина входе боёв. Так, английская игра «Призванные в армию» (Called to Arms), выпущенная в 1900 году, повествовала о англо-бурской войне. Игроки, начиная игру рядовыми, должны были продвигаться вперед через другие неприятности и засады, неспешно приобретая звания все выше и выше.

Это было частично обманом, потому, что подобного рода продвижение по работе (от рядового до генерала) было в английской армии нереально.

Английская игра «Призванные в армию» (Called to Arms), повествующая об англо-бурской войне (https://boardgamegeek.com)

Сама по себе примитивная, игра должна была делать ответственную воспитательную функцию, воображая войну как место для карьеры, призов (одна из клеток игры содержала надпись о получении креста Виктории) и сложных, но в полной мере поправимых обстановок наподобие ранения. Была предусмотрена возможность пропуска хода в клетке «госпиталь», но наряду с этим, конечно, всецело отсутствовали какие-либо намеки на смерть храбреца. В настольных играх возможно было проиграть сопернику, но не умереть.

Изобретались и новые игры. Так, к примеру, во Франции мадемуазель Эрманс Эдан (Hermance Edan) взяла в 1909 году патент на «военную игру с подвижными фишками на поле» называющиеся «Атака» (L’Attaque). 36 офицеров и фигур солдат в униформах европейских держав двигались по полю 9?10 клеток, причем любая фигура имела номер, скрываемый от соперника, а при встрече фигур на одной клетке побеждала та, у которой был больший номер.

Фишки к игре «Атака» (L’Attaque), популярной в разных видах сейчас (http://www.ultrastratego.com)

Имеющиеся фигуры «мин» уничтожали всех не считая «саперов», каковые имели возможность их нейтрализовать. Варианты данной игры в различных переводах разлетелись по Европе, добравшись называющиеся «Европейская война» кроме того до русского наследника престола. Игра «Атака» стала предшественницей известной современной игры «Стратего».

Игры Великой войны

Первая мировая послужила замечательным импульсом для игровой индустрии. Уже в ее преддверии, в то время, когда многие угадывали будущие грандиозные потрясения, были выпущены игры, каковые демонстрировали новые виды оружия. Особенно были пользуются спросом игры, воображавшие воздушные битвы.

В рекламе игры «Аэробелло, либо сражение воздушных флотов» сообщалось, как цитирует Костюхина, что игра имела собственной целью «заинтересовать юношей и детей делом авиации по большому счету, а разные комбинации воздушной войны возможно помогут формированию их сообразительности, заставлять фантазию трудиться в совсем новой для них области». Вправду, через пара лет воодушевляющая фантазия стала настоящим кошмаром. Пока же бессчётные издания, из которых возможно было вырезать особые фигуры для игр, помогали поддерживать на нужном уровне милитаристский дух.

С началом войны игры стали посвящать конкретным событиям, и они совсем превратились в отдельный, и очень серьёзный, род пропаганды. Так, один из английских производителей игр забрал за базу что-то наподобие уже привычного нам «Призванного в армию» и перевоплотил его в игру называющиеся «Из рядовых в фельдмаршалы» (From the ranks to field-marshal)/

Слева английская настольная игра «Из рядовых в фельдмаршалы», 1914 год. Справа — германская настольная игра (Imperial War Museum)

Клеток, званий, призов и по большому счету информации стало больше. По окончании партии в эту игру возможно было обучиться разбираться по крайней мере в символах различия воинских званий, что стало вовсе не лишним в быстро милитаризовавшейся стране. Примечательно, что многие игрушки ввозились в Британию из Германии, и англичанам было нужно безотлагательно возмещать недостаток игр, как это было с импортировавшейся оттуда же краской «хаки» для формы.

Не только европейцы, но и доминионы и заморские колонии применяли игры для коммеморации собственного участия в войне. Так, Австралия не преминула сразу же по окончании войны выпустить игру, посвященную боевому пути АНЗАК.

Между полями «дом» и «старт» размещались клетки с руководствами для игрока: «забран в армию», «признан негодным (возвращайся на старт)», «прибыл в Галлиполи», «присвоено звание лейтенанта», «эвакуирован из Галлиполи», «ранен у Флербо», «награжден Армейским крестом», «Битва при Пашендале (награжден «Медалью за хорошую работу»)», «присвоено звание майора» и т.п. Наряду с этим игровое поле содержало типические картины войны (английский аэроплан, дирижабль, победа над цеппелином) и ее славные эпизоды (Ютландское сражение). Заканчивалось всё высадкой возвратившихся из Европы армий в одном из австралийских портов.

Игра об АНЗАК, выпущенная между 1919 и 1925 годами (https://www.awm.gov.au)

Германия не отставала в производстве идеологически нагруженных настольных игр. Историк Соня Мюллер обрисовывает такие игры, как «Военная игра Виктория» (Viktoria Kriegsspiel), в которой, по задумке ее создателя, «неверная тактика не только дает преимущества сопернику, но имеет важное значение для собственных армий игрока». «Сумрачный тевтонский гений» настаивал на том, что «метод игры был выработан так, дабы соответствовать военно-тактическому мышлению и быть как возможно ближе к действительности», однако игру «легко понять и возможно играться в нее, избегая сложностей».

Такие германские игры как «Артилла» (Artilla), «разгром и Окружение русских армий» (Umzingelung, Besiegung, Russischer Armeen), «Охота на «Эмден»» (Die Jagd nach der Emden) предлагали занимательный сюжет и в один момент соответствовали моменту. Действительно, игровой баланс был время от времени смещен не в пользу Антанты: «Эмден», к примеру, был маневреннее собственных преследователей, не смотря на то, что последние имели более замечательное оружие. Но, правильно игры германский крейсер не было возможности потопить, что в корне расходилось с действительностью.

Интербеллум

По окончании мирового конфликта 1914–1918 гг. милитаристские настольные игры никуда не провалились сквозь землю. Напротив, в СССР власть потребовала скорейшей разработки армейских игр, каковые отражали бы современное развитие военной науки и техники и были бы корректны с позиций идеологии. Так, Костюхина цитирует один из советских документов 1920-х гг.:

«Необходимы бумажные театры, раскрывающие в броских образах конкретные события истории гражданской войны (Чапаев, Щорс). Нужно дать разнообразные игры, знакомящие с задачами обороны СССР. На данный момент эти игры сводятся к трем формам: страницы для склеивания и разрезания, модели орудий обороны, наглядные таблицы тактические игры и викторин, где играющим предлагается передвигать изображения войсковых соединений по схематической карте».

Обложки советских настольных игр второй половины 1920-х годов. Очевидно, не все игры были такими агрессивными, но страна только сравнительно не так давно закончила сражаться и подготавливалась к новым опробованиям (http://babs71.livejournal.com)

Советские игры, вправду, соответствовали данной характеристике. Конечно, не обошлось без лозунгов, характерных для СССР 1920–1930-х гг. типа «Тактику и топографию в веса!» Кое-какие из игр, наподобие «Боя отрядов», были, по сути, аналогами современных варгеймов.

Игры, выпущенные в СССР, были достаточно конкретными, предлагая применять все виды нового оружия того времени – отравляющие газы, танки, авиацию. Кое-какие игры прямо были нацелены на развитие воображения подростков и личного умения ориентироваться на протяжении боя. Так, Мария Костюхина приводит пример досугового издания «Семь барьеров.

Занимательная военно-тактическая игра молодежи», которое воображало собой остроумную комбинацию остросюжетного игры и литературного повествования, на протяжении которой игрокам предстояло решить судьбу конного посыльного в тылу неприятеля. Не обошла стороной советские игры и популярная в те годы шпионская тематика.

Примечательно, что в отличие от советских, многие зарубежные игры строились на ответе стратегических, а не тактических задач. Так, Деннис Уитли, один из популярных тогда английских писателей, специализировавшихся на приключенческой, шпионской и мистической литературе, создал во второй половине 30-ых годов XX века концепцию игры «Вторжение» (Invasion).

Игра «Вторжение» (Invasion) с весьма стилизованной картой Европы и поменянными заглавиями государств (https://boardgamegeek.com)

Она любопытна тем, что на упрощенной карте Европы разворачивалась борьба между Англией, Францией, Германией и Россией, заглавия которых были поменяны соответственно на Англеланд, Франкен, Руславия и Данерейх (Angleland, Franken, Ruslavia, Danereich). Игроки посредством 40 древесных фигурок, воображавших армии, воздушные армады и флоты, разыгрывали обстановку новой европейской войны.

Межвоенный период завершился во второй половине 30-ых годов двадцатого века, и одним из последних отблесков надежды на стремительное завершение конфликта стала игра «Путь к победе: Военная игра» (The Road to Victory: A War Game). Созданная как линейная игра с прохождением определенного маршрута, эта игра предлагала победить немцев. Победитель должен был первым добраться до Берлина и «делать выводы нацистских фаворитов».

Игра, по-видимому, застала тот маленький временной отрезок, в то время, когда уже была оккупирована Польша (в игре имеется упоминание о польской подлодке «Орел», успевшей перебраться в Британию), но еще не были захвачены Бельгия, Дания и Нидерланды.

Настольная игра «Путь к победе: Военная игра» (The Road to Victory: A War Game). Игра начинается и заканчивается в Берлине, разрешая игроку проследить всю историю захвата власти фашистами, и приводит игрока к победе над Германией. Позиция №100 гласит «Падение Берлина.

Успех народовластия. Вердикт суда над фашистами выносит победитель игры». По клику дешева иллюстрация в большем разрешении (https://boardgamegeek.com)

Потом и советские, и западноевропейские игры ожидали реалии нового, в чем-то еще более жёсткого конфликта, что заново перекроил карту земного шара и дал примеры невиданной прежде ядерной бомбардировки. Вторая реалии нового и мировая война мирового порядка стали сюжетами уже игр второй половины ХХ века.

Литература:

  1. Muller Sonya. Toys, games and juvenile literature in Germany and Britain during the First World War. A comparison // Untold war: new perspectives in First World War studies / ed. by H. Jones, J. O’Brien, C. Schmidt-Supprian – Leiden; Boston: Brill, 2008, p.233–257
  2. Костюхина М. Детский оракул: По страницам настольно-печатных игр – М.: Новое литературное обозрение, 2013
  3. Материалы сайтов BoardGameGeek (http://boardgamegeek.com) и Australian War Memorial (https://www.awm.gov.au)

Война иконок на рабочем столе 2 — нашествие вируса.

Статьи, которые будут Вам интересны: