Восточные «единоборства»

Восточные «единоборства»

Сокрушительное поражение Японии в 1945 году радикально поменяло геополитическую обстановку на Дальнем Востоке, но отнюдь не сделало эту часть земного шара спокойной. Череда кровопролитных войн в Китае, Корея и Индокитай стала причиной возникновению новых и расколу наций очагов напряженности. Все это происходило на фоне противоборства двух сверхдержав — США и СССР, пробовавших вовлечь враждующие режимы в собственную орбиту.

Так в лагере союзников Вашингтона были и его бывший соперник — Япония, и давешние недруги последней — Тайвань и южная Корея.

Воссозданный по окончании Второй мировой ВМФ Японии официально начал именоваться «Морские силы самообороны» (МССО). Само собой разумеется, от прежней мощи сурового императорского флота сейчас не осталось и следа. В середине 1950-х годов в состав МССО входили две флотилии эскортных судов и одна — тральщиков, причем фактически все суда были американскими, поставленными по программе военной помощи.

Любопытно, что самыми массовыми из довольно больших судов нового японского флота стали фрегаты типа «Такома», ранее переданные СССР по ленд-лизу, после этого возвращенные США и снова «сплавленные» за ненадобностью, но сейчас уже новым союзникам.

Приблизительно тогда же, в середине 1950-х, в Японии началась постройка собственных кораблей ВМФ — эсминцев и фрегатов.

Главным их соперником в то время считались советские подводные лодки, исходя из этого они имели сильно выраженную противолодочную специализацию. Причем из-за расположения Страны восходящего солнца большее внимание уделялось эсминцам — как более мореходным и пригодным для плавания в океане. Фрегатов было меньше, и они несли вспомогательную роль.

Но, тут японцы очевидно брали пример со собственных американских сотрудников.

Первые послевоенные фрегаты типа «Акебоно» (3 единицы), вступившие в строй во второй половине 50-ых годов двадцатого века, смотрелись очень старомодно и во многом напоминали американские эскортные миноносцы периода Второй мировой. Последовавшие за ними четыре корабля типа «Исудзу» были пара больше, несли четырехтрубный торпедный аппарат и один противолодочный реактивный бомбомет (американский «Уэпон Эйбл» либо шведский «Бофорс»).

Но, по сути, фрегаты обоих типов можно считать экспериментальными судами — на них японцы отрабатывали различные типы энергетических установок, испытывали новую радиоэлектронику и новомодные гидроакустические станции с буксируемой антенной. С кораблестроительной точки зрения они особенного интереса не воображают.

По-настоящему незаурядными стали фрегаты следующей серии — типа «Тикуго».

Не обращая внимания на внешнюю неприметность и скромные размеры, они во многом опередили собственный время. Так, вопреки тогдашней моде, японские инженеры отказались от широкого применения алюминиево-магниевых сплавов — их вес составил всего 5% от веса корпусных конструкций.

А дабы обеспечить достаточно высокобортному кораблю нужную остойчивость, ширину корпуса значительно увеличили (в других государствах по этому пути пошли значительно позднее, уже по окончании Фолклендского конфликта). «Тикуго» стал самым компактным в мире кораблем, оснащенным гидроакустической станцией в носовом бульбовом обтекателе и вооруженным ракетоторпедной совокупностью АСРОК (последняя выпускалась по американской лицензии компанией «Мицубиси»). Возможности ПЛО повышали и наличие второй гидроакустической станции SQS-35J с буксируемой антенной, и низкий уровень собственных шумов, достигнутый благодаря установки двигателей на особых амортизаторах.

Всего в 1970 — 1977 годах вошли в строй 11 фрегатов типа «Тикуго». Эксперты оценивали их как очень успешные, не смотря на то, что и узко специальные суда. Но, к моменту их появления у МССО так же, как и прежде был единственный возможный противник — советские и китайские подводные лодки, исходя из этого вопрос об универсальности тогда не ставился.

Ну, а отсутствие на борту вертолета компенсировалось постройкой громадных эсминцев-вертолетоносцев, снабжавших дальний поиск субмарин около корабельного соединения.

Однако яркого развития успешный проект сначала не взял. Дело в том, что японцы, как уже говорилось, главным классом надводных судов вычисляли эсминцы, а фрегаты разглядывали как более недорогие боевые единицы флота для действий в прибрежных районах.

Исходя из этого следующий фрегат «Исикари» мало напоминал предшественников: он был весьма компактным (стандартное водоизмещение 1200 т) многоцелевым кораблем, оснащенным комбинированной дизель-газотурбинной силовой установкой. Из-за малых размеров противолодочный комплекс АСРОК разместить на борту не удалось, исходя из этого было нужно отыскать в памяти о ветхом добром РБУ «Бофорс».

Другое оружие фрегата — полностью обычный комплект для любой страны Запада: противокорабельные ракеты «Гарпун», пара трехтрубных 324-мм торпедных аппаратов ПЛО и 76-мм автоматическая артустановка «ОТО-Мелара»… Под стать оружию изменилась и архитектура корабля — сейчас в ней не осталось ничего национального, и по силуэту фрегат стал фактически не отличим от своих собратьев европейской постройки.

111. Фрегат «Юбари», Япония, 1983 г.

Выстроен на верфи «Сумитомо» в г. Урага. Водоизмещение стандартное 1470 т, полное 1690 т. Протяженность громаднейшая 91 м, ширина 10,8 м, осадка 3,6 м. Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 29 400 л.с., скорость 25 узлов. Оружие: 8 ПУ ПКР «Гарпун», одна 76-мм артустановка, один 375-мм реактивный бомбомет «Бофорс», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата. Всего в 1983—1984 гг. выстроено 2 единицы.

112. Фрегат «Исудзу», Япония, 1961 г.

Выстроен на верфи «Мицуи» в г. Тамано. Водоизмещение стандартное 1490 т, полное 1788 т. Протяженность громаднейшая 97 м, ширина 10,4 м, осадка 3,5 м. Мощность двухвальной дизельной установки 16 000 л.с., скорость 26 узлов. Оружие: две спаренные 76-мм артустановки, один четырехствольный 375-мм РБУ «Бофорс», четыре 533-мм и два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО,один бомбосбрасыватель. Всего в 1961 — 1964 гг. выстроено 4 единицы.

113.

Фрегат «Тикуго», Япония, 1970 г.

Выстроен на верфи «Мицуи» в г. Тамано. Водоизмещение стандартное 1470 т, полное 1700 т. Протяженность громаднейшая 93 м, ширина 10,8 м,осадка 3,5 м. Мощность двухвальной дизельной установки 16 000 л.с., скорость 28 узлов. Оружие: одна восьмиствольная ПУ ракетоторпед АСРОК, одна спаренная 76-мм артустановка, один спаренный 40-мм автомат, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата. Всего в 1970 — 1977 гг. выстроено 11 единиц.

114.

Фрегат «Абукума», Япония, 1989 г.

Выстроен на верфи «Мицуи» в г. Тамано. Водоизмещение стандартное 2050 т, полное 2550 т. Протяженность громаднейшая 109 м, ширина 13,4 м, осадка 3,8 м. Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 32 650 л.с., скорость 27 узлов.

Оружие: 8 ПУ ПКР «Гарпун», одна восьмиствольная ПУ ракетоторпед АСРОК, одна 76-мм артустановка, один шестиствольный 20-мм зенитно-артиллерийский комплекс «Вулкан-Фаланкс», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата. Всего в 1989 — 1993 гг. выстроено 6 единиц.

По примеру «Исикари» планировалось выстроить большую серию (20 единиц!), но опробования продемонстрировали, что проект владеет рядом недочётов.

Основной из них — неудовлетворительная мореходность, ставшая следствием чрезмерной компактности корпуса. Исходя из этого последующие два корабля типа «Юбари» заметно «подросли» в размерах, на них увеличили запас горючего и зарезервировали место под установку шестиствольного 20-мм зенитно-артиллерийского комплекса «Вулкан-Фаланкс». Но мореходность для океанского театра все равно осталась неважной. Приводила к и низкая скорость хода.

В целом по критерию «цена — эффективность» и «Исикари», и «Юбари» смотрелись не весьма успешными, и от массовой постройки их систершипов было нужно отказаться.

В итоге следующая серия фрегатов типа «Абукума» по концепции представляла собой развитие «Тикуго» — так, прерванная ветвь их развития была восстановлена.

Действительно, новые суда стали заметно больше, взяли современную дизель-газотурбинную энергетическую установку, а в архитектуре показались элементы разработки «стэлс». Противолодочное оружие, включая совокупность АСРОК, осталось прошлым, но артиллерия была полностью заменена. Помимо этого, показались ПКР «Гарпун».

Любопытно, что по составу и водоизмещению оружия «Абукума» практически аналогична эсминцам типа «Ямагумо», исходя из этого совершить линии между этими классами надводных судов из года в год делается все сложнее.

В случае если военная теория послевоенной Японии, не обращая внимания на ее проамериканскую направленность, носит все же пара «расплывчатый» темперамент (потому, что реально данной стране сейчас никто не угрожает), то у так называемой «Китайской республики», обосновавшейся на острове Тайвань, обстановка совсем другая.

У данной непризнанной мировым сообществом страны имеется конкретный соперник — КНР, вычисляющая остров незаконно отторгнутой частью собственной территории. Исходя из этого Тайвань держит в постоянной боеготовности замечательные вооруженные силы, среди них и бессчётный флот, которому предписано не позволить десанту высадиться с континентального Китая.

До начала 1990-х годов базу надводного флота Тайваня составляли ветхие, но основательно модернизированные американские эсминцы.

В то время, когда срок их эксплуатации совсем истек, на замену им пришли фрегаты — переданные из америки суда типа «Нокс» и новейшие французские типа «Лафайет». В один момент началось строительство фрегатов и на собственных верфях — благо, судостроительная база на Тайване была в полной мере современной. Действительно, разрабатывать личные проекты последователи генералиссимуса Чан Кайши не стали, а приобрели чертежи американского «Оливера X.Перри» (см. «Моделист-конструктор» № 9 за 2004 г.).

Само собой разумеется, данный фрегат к тому времени уже изрядно устарел, но комплекс событий экономического и политического характера вынудил остановить выбор именно на нем. Семь фрегатов типа «Чэн Кун», вошедшие в строй в 1993 — 1998 годах, отличались от своих американских собратьев только наличием дополнительной пары 40-мм «бофорсов» да собственных противокорабельных ракет «Сюнфэн-2», заменивших стандартные «гарпуны».

Тайваньцы собирались построить еще семь увеличенных судов по усовершенствованному проекту (с установками вертикального пуска зенитных ракет и многофункциональной совокупностью управления оружием «Иджис»), но по денежным обстоятельствам от данной программы было нужно отказаться. До недавнего времени, пока флот КНР в техническом замысле очень сильно отставал от Запада, тайваньские надводные силы и без того превосходили собственных потенциальных соперников.

Не смотря на то, что с возникновением у фрегатов новых типа и Китая эсминцев «Мааньшань» обстановка может радикальным образом измениться.

115. Фрегат «Ульсан», Республика Корея, 1981 г.

Выстроен на верфи «Хёндэ» в Ульсане Водоизмещение полное 2180 т. Протяженность громаднейшая 102 м, ширина 11,5 м, осадка 3,5 м. Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 59 500 л.с., скорость 34 узла. Оружие: 8 ПУ ПКР «Гарпун», две 76-мм автоматические артустановки, четыре спаренных 30-мм автомата, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата, два бомбосбрасывателя. Всего в 1981 — 1993 гг. выстроено 9 единиц (на последних пяти вместо 30-мм автоматов установлены три спаренные 40-мм артустановки «Бреда»).

116. Фрегат (СКР) типа «Наджин», КНДР, 1973 г.

Выстроен на верфи в Наджине. Водоизмещение полное около 1500 т. Протяженность громаднейшая 102 м, ширина 10 м, осадка 2,7 м. Мощность дизельной установки 18 000 л.с., скорость 24 узла. Оружие: 2 ПКР П-15, две 100-мм артустановки Б-34, по два спаренных 57-мм и 30-мм, и шесть спаренных 25-мм автоматов, два бомбосбрасывателя. Всего в 1973 — 1975 гг выстроено 2 единицы.

Внешний вид корабля и его ТТХ приведены по состоянию на 1990-е гг., по окончании перевооружения и модернизации.

Еще одна дальневосточная «тёплая точка», где две страны десятилетиями противостоят друг другу, — Корейский полуостров. Само собой разумеется, расположение Северной и Южной Кореи предопределяет, что при происхождения вооруженного конфликта флот вряд ли будет играться в нем решающую роль.

И однако оба страны уделяют формированию собственных ВМС достаточное внимание — по всей видимости, тут не забывают об Инчхонской десантной операции 1950 года, спасшей южнокорейского правителя Ли Сын Мана от неминуемого армейского провала. Любопытно, что первыми довольно большими кораблями ВМФ, выстроенными в Южной Корее, стали фрегаты.

Девять единиц типа «Ульсан», вступившие в строй в 1981 — 1993 годах, оснащались стандартной западной «начинкой» — итальянской артиллерией, голландскими РЛС, американскими газовыми турбинами, ракетами, средствами и торпедами радиоэлектронной борьбы… В неспециализированном-то, по меркам НАТО фрегаты смотрелись очень заурядно, но сам факт их постройки вывел Республику Корея на новый уровень: в то время в Азии, если не считать СССР, не меньше современные суда имела возможность создавать лишь Япония.

Тем более что старт был забран лихо: параллельно с «ульсанами» корейские верфи к 1993 году выстроили 28 достаточно больших (водоизмещением более 1000 т) корветов, а после этого взялись и за эсминцы. В 1991 — 1992 годах два фрегата типа «Ульсан» — «Чеджу» и «Чун-нам» — с целью показа флага совершили дальний поход в Европу и, например, в первый раз побывали на Черном море.

В Северную Корею к постройке больших надводных судов приступили раньше собственного потенциального соперника.

Первые два фрегата (СКР) тут были созданы еще в первой половине 1970-х. В их виде наглядно отразилась проповедуемая Пхеньяном идеология «опоры на личные силы». Суда, узнаваемые на Западе как тип «Наджин», отставали от своих зарубежных «одноклассников» как минимум на четверть века. По составу оружия они были близки к советским СКР проекта 50, но имели более несложную дизельную силовую установку, а по силуэту напоминали уменьшенный эсминец периода Второй мировой.

В 1980-х годах их модернизировали: вместо трехтрубного торпедного аппарата в средней части корпуса установили два контейнера с противокорабельными ракетами П-15 производства СССР, а к существующей зенитной артиллерии добавили два 30-мм автомата АК-230. Но, боевая сокровище фрегатов от этого особенно не возросла — хотя бы вследствие того что вся их электроника осталась на уровне 1950-х годов.

В первой половине 80-ых годов XX века со стапеля завода в Наджине сошел на воду новый корабль — катамаран полным водоизмещением около 1600 т, за границей взявший условное обозначение «Сохо». По сообщениям последовательности военно-морских изданий, он вооружен четырьмя ПКР П-15 и имеет вертолетную площадку. Действительно, его артиллерия, реактивные бомбометы и РЛС, только советского примера, смотрелись совсем устаревшими.

Не обращая внимания на необыкновенную архитектуру (а сейчас в мире это единственный фрегат — хороший катамаран), «Сохо» уже в момент собственного появления не имел возможности действенно решать предъявляемые к современным боевым судам задачи.

С. БАЛАКИН

Восточные единоборства в действиии

Статьи, которые будут Вам интересны: