Возрождение xz439: авиашоу

Возрождение xz439: авиашоу

    Чудеса пилотажа Четыре поворотных сопла «Харриера» способны выдавать до 10 т тяги, разрешая взлет и посадку в вертикальном направлении либо под крутым углом к горизонту. Манипулируя углом и тягой поворота сопел, пилот может выписывать пируэты и?кроме того двигаться задним ходом. в один раз, в то время, когда авиашоу проводилось в Гэри, штат Индиана (это отчизна Майкла Джексона), Ноллс на своем самолете сымитировал характерную походку поп-звезды, показав в?небесах известную «прогулку по Луне».
    А как же без крыльев? Полуторатонное крыло привезли на отдельной платформе. Мы видим на фото, как Влахос копается, закрепляя крыло на фюзеляже. Для этого потребовалось всего шесть болтов, действительно, со сверхточной подгонкой, так что вся эта усердная работа заняла целых два дня.
    Тайная работа Кое-какие механики, обслуживающие «Харриер», и ?на данный момент находятся на настоящей работе.

    Заберём, например, сержанта-артиллериста Майка Пинту с авиабазы морской пехоты в Северной Каролине. Он появляется здесь по выходным, но уже в 12 часов дня воскресенья ему необходимо возвращаться на базу.
    Драгоценный груз Все детали самолета, включая его фюзеляж, были бережно упакованы и ?посланы в Соединенных Штатах в грузовых контейнерах.
    После этого их на платформах перевезли в ангар на?районном аэропорте графства Сент-Мэри в штате Мэриленд.
    Красивый мужчина с автосвалки В то время, когда Арт Ноллс собрался брать «Харриер» у?какого-либо британского частного обладателя, он обратился по телефону к механику Кристиану Влахосу с этими словами: «Мне самолетик понравился. Ты уверен, что мы вынудим его взлететь?» Влахос ответил легко: «Да, отправься и забирай».

Данный ветхий Harrier — зверюга с характером, и ?не редкость, что ему легко неохота летать. Сейчас, 9? октября 2010 года, у него отказал топливный насос, и вся компания народных умельцев мрачно сидит около него, ждя, в то время, когда привезут запчасти. Так как выбрал же момент для собственных капризов ?- тысячи людей съехались к районному аэропорту в ?виргинской глубинке, дабы взглянуть, как Sea Harrier XZ439, единственный летающий гражданский самолет для того чтобы типа, с ревом порвёт воздушное пространство на предельной скорости 1170 км/ч.

Это впечатляет, в особенности в случае если знаешь, что перед тобой списанный истребитель, которому уже ударил 31 год. Но для зрителей, окруживших маленькую взлетно-посадочную полосу, скоростные возможности самолета не так уж и занимательны. Они пришли взглянуть на его танец.

Обладатель этого самолета Арт Ноллс вошел в?историю 10 ноября 2007 года, в то время, когда в первый раз поднял в атмосферу отреставрированный Harrier. Это было в Мэриленде, над региональным аэропортом округа Сент-Мэри. Ноллс стал первым гражданским пилотом за штурвалом для того чтобы аппарата, что он обрисовал как «марионетку без ниточек».

Имея четыре поворотных сопла с суммарной тягой практически в 10 т, данный семитонный истребитель способен на приземление и вертикальный взлёт, из-за чего и взял среди специалистов кличку «джамп-джет» («истребитель-попрыгунчик»). Он может выполнять крутые повороты, как в фигурном катании, зависать на месте и срываться в любом направлении, как стрекоза. А как бьет по нервам гул его двигателя Pegasus Mk. 106, выстроенного на фабриках Rolls-Royce! Один из ведущих авиашоу заявил, что он «парит на облаке шума».

А 56-летний Ноллс, что влюбился в эту машину, еще в то время, когда был пилотом Корпуса морской пехоты США, говорит так: «Полет ‘Харриера’ — это настоящее чудесное шоу».

А на данный момент несостоявшаяся звезда калпеперского авиашоу понуро сидит на земле. Еще обиднее делается от того, что Джо Андерсон, 64-летний приятель Ноллса еще по морской авиации, пилот с 33-летним стажем активной летной работы, а сейчас член его команды энтузиастов, сейчас сам планировал на нем полетать и по этому поводу пригласил на аэропорт целую дюжину родственников.

Ноллс, здоровяк с обветренными щеками и седеющей шевелюрой, плюхается в складное кресло на выходе из ангара. Он бросает взор на пролетающую эскадрилью из шести бипланов, а позже поворачивается к собственному «Харриеру». «Таковой фокус никому не по душе», — говорит он.

Рядом с ним сидят пара механиков, любой из них уже четыре года жертвует выходными на то, дабы повозиться с самолетом. Они пробуют развеять эту мрачную воздух. Рич Гилл (в собственные пятьдесят с хвостиком он еще хоть куда и держит грудь колесом) подбрасывает шутку по поводу жены, которая именует данный самолет «его толстой серой любовницей».

Тему подхватывает 68-летний Пит Вайскопф: «А моя супруга говорит, что уж лучше настоящая любовница, чем эта железяка, — тогда она видела бы меня чаще».

Позже супруга Ноллса, Пэт Хэттфилд-Ноллс, подтвердит, что у всех участников команды вследствие этого самолета дома бывали неприятности. «Я от ребят все время слышу, что жены их ревнуют к самолету Арта, — говорит Пэт (она и сама ветеран ВМФ, в том месте и повстречалась с ?Ноллсом в первой половине 90-ых годов двадцатого века). — Дамы говорят, что это легко глупость — вкладывать все собственные деньги в один самолет. ?- (Она утвержает, что целый данный проект обошелся в ?миллион долларов.) ?- А я им отвечаю, что мы верим в отечественную мечту».

Один из ведущих механиков, 34-летний Кристиан Влахос, предъявляет более простодушную мотивацию. «Спонсоры различных авиашоу присылают за нами лимузины, селят в роскошных отелях, приглашают на праздничные ужины,?- говорит юный юноша с? руками, покрытыми татуировкой в виде языков пламени. — Ну а помимо этого, что возможно приятнее, чем наблюдать на восторженные лица зевак, в то время, когда над ними танцует отечественный ‘Харриер».

Влахос рассчитывает, что следующим утром никто не отнять у него для того чтобы зрелища. Имеется надежда ночью поменять топливный насос, под утро опробовать двигатель и позже посадить Андерсона за штурвал. Народу будет уже мельче, но полет от этого не станет менее прекрасным и захватывающим.

В? 2008 ?году, в то время, когда в первый раз перед публикой выступал XZ439, на летный праздник в ?Калпепер съехалось 4000 ?зрителей. В? нынешнем году предполагалось выступить «на бис», доказав всему свету, что, не смотря на то, что неповторимые летные возможности «Харриера» обеспечиваются только сложными механическими совокупностями, команда энтузиастов, раз выпустив XZ439 в небо, может делать это опять и опять, не жалея ночей и своих вечеров, и ничто ее не остановит.

Разработка истребителя-попрыгунчика была начата в Англии еще во второй половине 50-ых годов XX века. В базу легли удачи в конструировании поворотных сопел, что и обеспечило самолету его неповторимые качества. В ?финише 1950-х — начале 1960-х английская компания Hawker Siddeley выстроила прототип этого самолета, а серийный вариант показался в 1967-м, так что в? войска он поступил в июле 1969 года.

Позже последовало множество реконструкций, касавшихся как оружия, так и ?летных качеств. В ?целом Harrier нес боевую работу более сорока лет и ?в ?морской пехоте США, и на Королевском флоте, в Королевских ВВС, и во флоте Испании. Ровно через десять дней по окончании того, как XZ439 приземлился на аэропорте Калпепер, правительство Великобитании заявило о?списании 80 ?"Харриеров", каковые все еще несли работу в английских ВМС.

Данный ход, что направляться осознавать как часть неспециализированного 7%-ного сокращения армейских затрат, ознаменовал финиш эры самолетов Harrier.

В первой половине 70-ых годов двадцатого века Арт Ноллс поступил в ?американскую военно-морскую академию в Аннаполисе (штат Мэриленд). Его профессией были космические инженерные дисциплины, но пребывало время и для остроумных самоделок?N?так, он сконструировал самый низкий в мире велосипед (всего 12 ?см в высоту), на котором гордо рассекал собственной персоной. Завершив академию и пройдя летную практику в Кингсвилле, штат Техас, он стал подполковником морской пехоты.

В том месте в ?это время летали на американском варианте «Харриера» — AV-8B, что строили на фабриках McDonnell Douglas. Первая посадка Ноллса на «Харриере» в?морских условиях — это было приземление на палубу корабля ВМФ США Iwo Jima. «Это таковой замечательный самолет,?- говорит он, — что, летая на нем, ощущаешь себя бесстрашным и ?всемогущим».

Враждебный силуэт, острые углы, серые раздутые ноздри и плоскости фюзеляжа воздухозаборников — все это придает «Харриеру» бескомпромиссно агрессивный вид, подчеркиваемый некоторым винтажным обаянием. Но имеется еще кое-что, вправду выделяющее «Харриер» из последовательности аналогичных крылатых хищников: это сочетание неотёсанной силы с грацией. За штурвалом данной автомобили испытываешь ни с чем не сравнимый восхищение, как в случае если, к примеру, оседлаешь бегемота и внезапно найдёшь, что он так же легок в перемещениях, как, скажем, колибри.

Но, время от времени «Харриер» не редкость способен и на капризы. 29 апреля 1983? года на протяжении учебного полета рядом от Ричмонда, штат Виргиния, на высоте 5 км самолет Ноллса внезапно утратил тягу. «У меня была скорость 350 узлов (630?км/ч),?- говорит пилот. — Для того чтобы запаса достаточно, дабы дотянуть до почвы, но вот остановиться в необходимый момент? — это совсем второй вопрос».

Он сумел спланировать на взлетно-посадочную полосу гражданского аэропорта. «Полоса была длиной практически 3 ?км, и ?я ?остановился практически в 15 м от ее финиша»,?- говорит Ноллс. За первую в истории посадку с? неработающим двигателем на самолетах типа Harrier Ноллс был награжден респектабельной «Воздушной медалью» (Air Medal).

Ноллс прекратил летать на «Харриерах» в первой половине 90-ых годов XX века, в то время, когда у него нашли хроническое заболевание среднего уха. «Это выбило у него землю из-под ног»,?- говорит может быть-Ноллс. Но скоро у него появилась новая цель в ?жизни — стать первым штатским, что обладает таким самолетом и может на нем летать.

Кристиан Влахос еще не встречал для того чтобы самолета, которого не имел возможность починить. Раньше он был механиком в морской авиации, копался с ?истребителями F-14 и F/A-18, а позже возвратился к гражданской судьбе в ?мэрилендской глубинке рядом от аэропорта Сент-Мэри. В то время, когда Ноллс в 1998 ?году ушел с морской работы, он также осел в Мэриленде.

Он открыл компанию по торговле недвижимостью, которая и стала денежной базой предприятия Nalls Aviation, затеянного лишь чтобы удовлетворить страсть к восстановлению этого ветхого военного самолета. В начале 2000 годов он начал искать механиков, каковые имели возможность бы обслуживать такие самолеты. Альянс с Влахосом был легко неизбежен? — у? того была в Сент-Мэри собственная компания Chesapeake Aviation, занимавшаяся обслуживанием самолетов.

«Арт — душа-человек. Он тебе даст собственную последнюю рубаху, — говорит Влахос. — Необычно было бы такому не довериться».

В 2005 году Ноллс отыскал в Англии самолет с бортовым номером XZ439. Он позвонил Влахосу, дабы заявить, что отправляет самолет в Америку, а Влахос, со своей стороны, отзвонил Джиллу: «Арт приобрел Харриер».

«А на кой линия это ему сдалось?"?- отреагировал Джилл.

Его недоверие в полной мере можно понять — еще ни разу ни один гражданский не смог вернуть «Харриер» до летающего состояния. Но в то время, когда в? начале 2006 года из-за океана привезли наконец XZ439, слухи об данной выдумка стали расходиться во все стороны. Как говорит Влахос, «любой, прознав об этом, сходу просился в отечественную компанию».

Влахос и Джилл опоздали посмотреть назад, как были во главе целой команды фанатов — человек двенадцать лишь постоянных участников, не считая тех, кто заглядывал иногда. Два механика сразу же занялись механикой катапультного кресла. Это сложнейшее устройство может в необходимый момент спасти вам жизнь, выбросив вас из падающего аппарата, но может оказаться и убийцей.

Случалось, что катапульта срабатывала легко при достаточно твёрдой посадке и разбивала пилоту голову, ударив его о фонарь кокпита.

Как раз так в начале 1970-х погиб один из пилотов в звене Джо Андерсона. А 11 ноября 2007 года на протяжении второго полета XZ439, в то время, когда за штурвалом сидел Ноллс, его, как говорит Джо, чуть не постигла такая же участь. Через 11 мин. по окончании взлета у?самолета отказала гидравлика, и пилот не смог выпустить шасси.

Полчаса Ноллс нарезал в воздухе узкие круги, сохраняя надежду, что шасси вылезут сами собой под действием центробежной силы. Добившись этого, он запросил аварийную посадку в ?Патуксент-Ривер на авиабазе морской пехоты — минутах в 15 езды от Сент-Мэри.

Вся команда помощи ринулась в Патуксент. Ноллс бережно завис над взлетной полосой. «Сердце у?меня провалилось в пятки, — говорит Влахос. — Катапульта была наготове , а ведь отечественный Арт уже 16 лет как не совершал на ‘Харриере’ вертикальной посадки». Ноллс посадил самолет, постоял без движений пара секунд, в этот самый момент подломилась стойка шасси (как стало ясно, шасси удалось выпустить, но оно не зафиксировалось).

Самолет грохнулся оземь. «У меня так быстро дернулась голова, что я поразмыслил, словно бы сломана шея, — говорит Ноллс. — Но ничего, пошевелил пальцами рук, позже ног и осознал, что это фальшивая тревога».

Влахос, Джилл и Андерсон ринулись к самолету. Ноллс переместил фонарь и с ухмылкой наблюдал на собственную ошалевшую команду. «Моя милашка может сесть сама, практически без посторонней помощи», — сообщил он.

На Калпепер опускаются сумерки. Летный праздник неспешно стихает. Ноллс отправляется в Country Club of Culpeper — в том месте запланирован праздничный ужин с группой организаторов авиашоу.

Механики остаются рядом от ангара, готовые приступить к замене топливного насоса. Пришла ночь, «Харриер» закатывают в прекрасно освещенный ангар и снимают панель с его подбрюшья. Брайант Халфорд, механик из морской авиации, берет в руки гайковерт 3/8 и быстренько откручивает полсотни маленьких болтиков, каковые держат на месте топливный насос.

Позже вынимает поврежденную помпу и? ставит на ее место новую. В ?отсеке так тесно, что не повернуться, Халфорд действует в одиночку, удерживая рукой восьмикилограммовую чушку и наживляя второй рукой бесчисленные болты.

В 10 часов вечера вся работа уже закончена, и довольные механики направляются в загородный клуб, дабы составить компанию Ноллсу. Окруженные облаком керосиновых паров, парни входят в зал, обшитый дубовыми панелями. Публика поднимается и?приветствует их аплодисментами.

Следующим утром, где-то часов в?шесть, «Харриер» выкатывают из ангара. На сцене появляется топливная цистерна. Ни Ноллс, ни механики не говорят ни одного лишнего слова.

Напряжение увеличивается, по мере того как в небо поднимается солнце. И? вот в баки залито 100 л топлива, команда окружает самолет и пристально всматривается, не проступили ли где-нибудь коварные капельки керосина. «Утечек нет»,?- констатирует Халфорд.

Джо Андерсон обряжается в собственный летный костюм. Под взорами других членов и жены семьи, включая двух внучат-подростков, он забирается в кокпит и показывает всем громадный палец. С отдающимся под ложечкой ревом «Харриер» выруливает на взлетную полосу. Самолет окутывает прозрачное облако тёплого выброса.

Под крутым углом Андерсон взмывает в небо, делает петлю, а позже зависает на глазах у изумленной публики. Вот он кружится в воздухе, то быстро замирает на месте, то опять пускается в пляс. Вот он — подлинный темперамент «Харриера».

Его хлебом не корми — дай попижонить и повеселить публику.

Завершив еще один пируэт, Андерсон дает полный газ и взмывает в ?зенит. Публика одобрительно ревет, а? Андерсон, сделав круг, мягко садится на землю. Вот он вылезает из кабины, и начинаются бесчисленные объятья и ?выражения восхищений.

Парни все-таки спасли данный праздник, успели починить XZ439 для еще одного успешного полета, а ?Андерсону достался «необыкновенный презент». «До тех пор пока я ?был в?воздухе, отвлекаться было некогда, тут и ?связь с ?Артом, и? проверка координат, и отслеживание устройств,?- говорит Андерсон.?- А? вот в то время, когда я ?уже сел, тогда на меня все и ?нахлынуло. Все-таки в этом самолете кроется прекрасная сила».

На грани трагедии

11 ноября 2007?года случилась одна из аварийных посадок XZ439. Из-за отказа в совокупности гидравлики прекратил функционировать штатный механизм выпуска шасси. Ноллс совершил вертикальную посадку, но через пара секунд незаблокированная стойка шасси подломилась, и ?самолет упал на взлетно-посадочную полосу военно-морской авиабазы Патуксент-Ривер в? штате Мэриленд. «Подобная обстановка стоила судьбе нескольким пилотам, — говорит Ноллс. — Деформируется кокпит, заклинивает фонарь, срабатывает катапульта, и пилот врезается головой в колпак».

Ноллс вышел из данной переделки невредимым. У?него хватило самообладания, дабы, не вылезая из кабины, позвонить жене и?сообщить: «Не переживай, дорогая, все в?порядке!» «Что в?порядке?!"?- задала вопрос она в удивлении. Кстати, несмотря на данный эксцесс, именно она настаивала на том, дабы Ноллс отремонтировал самолет и возобновил полеты.

Упоминание в Popular Mechanics

В июне 1970 года в издании Popular Mechanics показалось первое упоминание об этом самолете. Popular Mechanics с восхищением отозвался о английском самолете-попрыгунчике и? высмеял американские попытки создать подобный самолет: «Предельная простота английского аппарата заставляет задуматься, чем в том месте все это время занимались американские космические работы, конструируя всякую чушь в ?духе Руба Голдберга?»

Командный дух

В течение четырех лет над этим самолетом трудилась многочисленная команда энтузиастов — костяк из 12?механиков, а вместе с приезжавшими от случая к случаю ассистентами всего набралось 32?человека. Они жертвовали собственными выходными и?вечерами на чисто добровольческой базе. В то время, когда мы задали вопрос 68-летнего отставного морского офицера Пита Вайскопфа, сколько же часов он в общем итоге израсходовал на данный проект, он ответил: «Всевышний его знает Но уж не меньше пяти тысяч».

27-летний Кори Даффилд говорит, что не смог уклониться от кинутого вызова. «Столько народу сказало, что это сделать легко нереально, так что мы поставили целью доказать их неправоту. Не смотря на то, что, само собой разумеется, главным было выполнение грезы Арта. Наиболее ценным для него была вся отечественная команда, так что и мы были счастливы для него попытаться».

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№101, март 2011).

<

h4>

Русские Витязи: Восстановление

Статьи, которые будут Вам интересны: