Вполне самостоятельные «карапузы»
Говоря о бурном развитии крейсерских сил таких морских гигантов, как Британия, Германия, Франция, Российская Федерация, было бы несправедливым забыть о куда как более скромных державах Европы, имевших, однако, личные кораблестроительные традиции. Эти страны пробовали воплотить их в металл, сообразуясь со возможностями и своими потребностями.
Особенно характерной стала опора на личные силы у северных государств Европы.
голландцы и Скандинавы предпочитали сами проектировать суда и строить их на отечественных верфях.И при выборе артиллерийского оружия первенство обычно отдавалось продукции шведской компании «Бофорс», разрабатывавшей в полной мере конкурентоспособные орудия. Чуть ли не главным требованием к новым судам являлось такое «небоевое» уровень качества, как рациональность. У малых держав ни при каких обстоятельствах не бывает лишних денег, а северяне традиционно отличались бережливостью.
Но, иначе, находилось в полной мере понятное желание иметь современный флот, пускай и небольшой. В следствии иногда конструкторам получалось создавать маленькие боевые суда, владевшие качествами, каковые в полной мере имели возможность бы привести к зависти у военно-морских «столпов» мира. К таким судам относятся, например, малые крейсера, очень интересные образцы которых показались в странах севера Европы к концу XIX века.
Нужно заявить, что путь к их созданию не был ни стремительным, ни несложным. Крейсера вообще-то игрались во флотах Севера, за исключением имевшей широкие колониальные владения Голландии, сугубо запасного роль. Потомки викингов предпочитали вкладывать средства в броненосцы береговой обороны, оставляя для «братьев меньших» разведки обучения и задачи моряков.
Кроме того самая преуспевающая страна Скандинавии, Швеция, продолжительно отказывала себе в крейсерских силах.
За 50-летний период с середины XIX века в составе флота показались всего два древесных корабля, каковые возможно отнести к этому классу: фрегат «Ванадис» водоизмещением 2140 т, вооружённый восемью 167-мм нарезными пушками и таким же числом 190-мм бомбических орудий, и 1850-тонный «Бальдер» с артиллерией из двух 167-мм орудий и пары 30-фунтовок. Выстроенные в 1860 — 1870 годах, эти творения уходящей эры имели возможность развить максимум 11 — 12 узлов и уже в следующем десятилетии не имели совсем никакого боевого значения.
В таком незавидном состоянии крейсерские силы (вернее, их отсутствие) пробыли 30 с лишним лет — громадный срок для финиша XIX века. Лишь незадолго до русско-японской войны шведы решили выстроить собственный первый настоящий крейсер, предназначавшийся в качестве разведчика, следующего в первых рядах основных сил маленького флота, состоявшего к тому времени из десятка броненосцев береговой обороны.
Исходя из этого от аналогичного «скаута» не требовалось чрезмерно высокой скорости: основное, дабы он имел возможность при чего уйти от более сильных судов соперника. Но необходимыми были сочтены такие качества, как хорошая защита, приличное оружие, и, основное — маленькая цена.
Правительство сходу сделала вывод, что разрабатываться и строиться флотский разведчик обязан только собственными силами.
И выбор данный был на уникальность успешным. Скандинавским инженерам удалось создать очень интересный корабль. При водоизмещении всего в 4300 т «Фульгия» имела 51-мм броневую палубу на всей протяженности, усиленную в средней части 100-мм бортовым поясом, пускай и не весьма широким и долгим.
Особенного внимания заслуживает артиллерия, складывавшаяся из восьми шестидюймовок, размещённых в двухорудийных башнях. Сами башни образовывали «ромб» французского примера: по одной в корме и носу и две в середине корпуса по бортам. В итоге маленькая «Фульгия» имела возможность противопоставить сопернику шесть весьма хороших пушек отечественной компании «Бофорс» и при погоне, и при отходе, и в бортовом залпе.
Любопытно сравнить «шведа» с отечественными бронепалубными «шеститысячниками» либо с однообразным по схеме размещения артиллерии французским «Клебером». Высокобортные «Варяг» либо «Аскольд» с фактически незащищёнными орудиями имели не через чур много шансов в дуэли с балтийским «малышом».
А 7600-тонный «Клебер» при приблизительно том же минутном бортовом залпе был практически в два раза больше и дороже, развивая наряду с этим кроме того меньшую скорость. («Фульгия» на опробованиях развила 22,8 узла, превысив на узел с лишним проектное задание). Само собой разумеется, таковой успех не имел никакого отношения к чуду: кроме компоновки, шведский крейсер имел дальность плавания и меньшую мореходность.
Меньшую, но в полной мере достаточную для Балтийского моря.
«Фульгия» стала самым мелким броненосным крейсером в Европе (время от времени её вычисляют и самой малой единицей этого класса в мире, полагая, что японский «Тиёда» не в полной мере заслуживает участия в сравнении «броненосников» из-за собственной незащищенной артиллерии). Но наряду с этим шведский «ангел» в сражении один на один превосходил любой лёгкий крейсер любой балтийской державы, включая таких морских гигантов, как Россия и Германия, а талантливые скоро догнать его броненосцы исчислялись единицами. (Фактически, реально таким являлся лишь германский «Блюхер».) Так что в качестве флагмана маленьких разведывательных сил шведского флота «броненосный скаут» смотрелся в полной мере представительно.
По окончании окончания Первой Мировой, в то время, когда в начале прошлого века на сцену стали выходить крейсера нового поколения, превосходившие мини-броненосника в скорости на 10 узлов, «Фульгию» переклассифицировали в учебный корабль. В данной роли «Белый лебедь Швеции», как любовно именовали собственный корабль за парадную белую окраску скандинавы, пробыл более четверти века, посетив за эти годы множество государств в обеих Америках, Азии и Африке.
Не забывалась и Европа: в частности, «путешественник» «забредал» кроме того на принципиально далёкое от Скандинавии Тёмное море, став первым шведским кораблём, посетившим в 1925 году коммунистический порт — Севастополь.
Но экономные шведы думали не только о подготовке кадров, но и о возможности при необходимости повести учебный корабль в бой.
Тем более, что облака в Европе сгущались, а в будущей войне маленькая, но очень привлекательная и как эргономичный плацдарм, и как источник нужного сырья северная страна легко имела возможность стать жертвой агрессии, в первую очередь со стороны Германии. Исходя из этого во второй половине 30-ых годов двадцатого века «старуху» поставили на широкую модернизацию. Угольные котлы заменили четырьмя нефтяными.
Наряду с этим «Фульгия» лишилась передней трубы, ставшей сейчас ненужной. Освободившуюся кочегарку переоборудовали под учебные классы и кубрики для будущих офицеров. По большому счету наружность уже отслужившего более чем 30 лет крейсера существенно изменилась.
Ветхие надстройки всецело снесли, и их место заняла современная закруглённая «башня». «Помолодел» внешний вид и за счёт нового наклонного форштевня, заменившего старомодный таран. Никому не необходимые «противоминные» 57-миллиметровки сдали на берег, а вместо них установили по четыре 57-мм и 40-мм зенитных орудия, что для начала 1939 года смотрелось совсем хорошо. Через год, в то время, когда в Европе набирала силу война, обновлённый ветеран готовься к предстоящей работе.
А работа неповторимого крейсера была на уникальность продолжительной и плодотворной, закончившись лишь почти через пять десятилетий по окончании вступления в строй, в первой половине 50-ых годов XX века. Но с выходом в отставку жизнь корабля не завершилась. Ещё два года его применяли для разных опытов с новыми видами оружия, включая входившие в моду противокорабельные ракеты.
После этого разоружённую «Фульгию» поставили у стены, и, наконец, во второй половине 50-ых годов XX века послали на слом.
С маловразумительных древесных пароходов началась история крейсеров и у южной соседки Швеции — Дании.
1550-тонный корвет «Сент-Томас», выстроенный в первой половине 70-ых годов XIX века, мало напоминал рейдеры конфедерации южных штатов Америки, неся одну восьмидюймовку и четыре шестидюймовки (все нарезные) и развивая при спокойной погоде 13 узлов.
Через продолжительные 10 лет в строй вошёл ещё один парусник с паровой машиной, в этом случае уже с металлическим корпусом, «Фийен». Его водоизмещение достигло уже 2670 т, а оружие являлось, пожалуй, рекордным для для того чтобы крохи: целых восемнадцать 120-мм орудий, четыре из которых были для того времени длинноствольными, 35-калиберными. Помимо этого, крейсер имел все актуальные «примочки»: револьверные 37-мм скорострелки и два 350-мм торпедных аппарата, и замечательный таран.
Главным недочётом этого не лишённого амбиций «экономного» корабля оставалась через чур маленькая скорость, чуть превышавшая 12 узлов.
Нужно заявить, что датчане решили перейти к постройке современных судов намного раньше собственных старших (в отношении кораблестроения) соседей-шведов.
Во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века на воду сошёл самый большой из датских крейсеров, «Валькириен», чьё водоизмещение достигло 3000 т. Он имел металлической корпус и 63-мм броневую палубу, рангоут остался чисто символическим, а 5200-сильная машина разрешала развить в полной мере приличную для 80-х годов скорость — 17 узлов. По сути дела, «датская валькирия» являлась отечественным вариантом известной армстронговской «Эсмеральды», причём с более разумным оружием, складывавшимся из пары 210-мм орудий в корме и носу и шести 150-мм по бортам, не считая двенадцати 57-мм и 37-мм скорострелок и пяти 390-мм торпедных аппаратов.
Копенгагенская верфь достойно справилась с весьма сложной задачей, доказав, что и мелкие, но развитые государства смогут создавать и строить успешные суда.
Но, кроме того данный очень и очень скромный по размерам крейсер был через чур дорогим чтобы быть повторённым в серии. Вместо того через несколько лет он взял «младшего братика» в лице 1300-тонной «Геклы».
Данный «мини-эльсвик» стал одним из самых маленьких крейсеров мира, фактически сохранив внешний вид и компоновку собственного предшественника.
Сейчас уровень миниатюризации удовлетворял маленькому армейскому бюджету, и проект решили повторить, причём два раза.
На освободившейся военной верфи заложили 1320-тонный «Хеймдаль», а второй, «Гейзер», достался личной компании «Бурмейстер ог Вайн», ставшей много лет спустя одним из самые крупных и успешных судостроительных фирм в Европе. «Гейзер» вышел кроме того пара более лёгким (1265 т), не смотря на то, что имел чуть более толстую броневую палубу (до 48 мм). Действительно, оружие на данной паре стало менее внушительным: шестидюймовки уступили собственное место более удобным для столь маленьких судов 120-миллиметровкам, но 57-мм пушки заменили на 85-мм.
Ещё одним нужным дополнением стал 457-мм торпедный аппарат в носу, в следствии чего неспециализированное число торпедных труб достигло пяти.
Само собой разумеется, «датские мини» чуть ли возможно назвать полноценными крейсерами, не смотря на то, что по компоновочной идеологии они вправду представляли собой уменьшенные копии известного «малого армстронговского решения» — «Эсмеральды».
Но и они не стали «самыми-самыми».
Северный сосед Дании, Норвегия, последовала тем же путём, в тот же год введя в строй собственный «Викинг», имевший водоизмещение 1180 т и на 9 м более маленький корпус. Наряду с этим он также имел 37-мм броневую палубу и подобную «Гекле» артиллерию, складывавшуюся из пары 150-мм орудий и восьми малокалиберных скорострелок (по четыре 57-мм и 37-мм). Менее внушительно смотрелось лишь торпедное оружие, причём и по числу — три аппарата, по калибру (350 мм) и скорости, не превышавшей 15 узлов.
Учитывая последний фактор, возможно заявить, что «Викинг» был уже на самой грани между канонерскими лодками и крейсерами. Любопытно, что норвежцы также решили повторить его через пара лет, выстроив «Фритьоф», причём с трансформациями, подобными тем, каковые приняли датчане. Калибры артиллерии, как и у датчан, также сблизились, с заменой 150-мм орудий на 120-мм, 57-мм — на 76-мм, а водоизмещение увеличилось до 1360 т.
Броненосный крейсер «Фульгия» (Швеция, 1907 г.)
Строился на верфи в Бергзунде. Водоизмещение 4735 т, протяженность по ватерлинии 115,1 м, ширина 14,78 м, осадка 6,3 м. Мощность двухвальной паровой установки 12 000 л.с., скорость 22 узла. Оружие: восемь 152/50 и четырнадцать 57-мм орудий, два 457-мм торпедных аппарата. Бронирование: пояс 102 мм, палуба 25 — 51 мм, башни 127 мм. Сдан на слом в 1957 г.
Бронепалубный крейсер «Гельдерланд» (Голландия, 1898 г.)
Строился компанией «Фейенорд». Водоизмещение 3970 т, большая протяженность 94,7 м, ширина 14,8 м, осадка 5,41 м. Мощность двухвальной паровой установки 10 000 л.с., скорость 20 узлов. Оружие: два 152/40 и шесть 120/40-мм орудий, четыре 75-мм, четыре 47-мм малокалиберных, два 457-мм торпедных аппарата. Бронирование: палуба 51-мм, гласис над цилиндрами автомобилей 127 мм.
Всего в 1897 —1900 гг. выстроено шесть единиц: «Холланд», «Фрисланд», «Зееланд», «Гельдерланд», «Утрехт» и «Норд Брабант». «Фрисланд» и «Утрехт» исключены из перечней флота в 1913 г., «Холланд» — в 1920-м, «Зееланд» — в 1924-м, «Норд Брабант» погиб в мае 1940 г., «Гельдерланд» захвачен немцами, перестроен в крейсер ПВО под именем «Ниобе» и погиб в июле 1944 г.
Небольшой крейсер «Гекла» (Дания, 1891 г.)
Строился на верфи ВМС в Копенгагене.
Водоизмещение 1300 т, большая протяженность 72,65 м, ширина 10,36 м, осадка 3,45 м. Мощность паровой машины 3000 л.с., скорость 17 узлов. Оружие: два 150/35-мм орудия, четыре 57-мм и шесть 37-мм револьверных малокалиберных, четыре 380-мм торпедных аппарата. Бронирование: палуба 25 — 43 мм. Выстроена одна единица.
В случае если скандинавам не приходилось заботиться о далёких заокеанских колониальных владениях ввиду фактически полного их отсутствия, Голландия владела очень внушительными для малой страны территориями, потребовавшими затрат и постоянных военных забот, среди них и со стороны флота. Исходя из этого в 70-е годы XIX века голландцы решили обновить собственные древние и только парусные крейсерские силы, заложив на амстердамской военной верфи последовательно шесть единиц. «Атжей», «Тромп», «Кёниген Эмма», «Де Рейтер», «Ван Спейк» и «Йохан Виллем Фризо» являли собой полный контраст с датскими и норвежскими «мини».
В случае если «скандинавы» представляли собой попытку создать «совершенную военную машину» в минимально вероятных размерах, то голландские крейсера предназначались в основном для колониальной работы. Исходя из этого их размеры были куда более солидным — водоизмещение достигало 3420 — 3670 т, протяженность — около 92 м, осадка — практически 7 м. Для экономии горючего в дальних походах сохранялся полный рангоут, а скорость под парами оставалась очень умеренной, в случае если правильнее — совсем малой (13,5 — 14,5 уз).
Они имели возможность принимать на борт до 600 т угля для дальних походов. Оружие также соответствовало «заморским» задачам и складывалось из достаточно бессчётных короткоствольных 170-мм (шесть стволов) и 120-мм пушек (восемь стволов) при полном отсутствии торпедных аппаратов и скорострелок.
В случае если учесть тот факт, что какая-либо защита на них отсутствовала в принципе, непросто предугадать, как мог бы закончиться бой между таким «колониальным» крейсером и в два раза меньшей, но бронепалубной датской либо норвежской «мини-эсмеральдой». Но, таковой бой и не имел возможности состояться, не только вследствие того что скандинавские страны и Голландия в современной истории постоянно оставались в хороших отношениях, но ещё и вследствие того что «Тромп» со товарищи пребывали по большей части на большом растоянии от Европы, в Голландской Ост-Индии.
Для меньшего обрастания металлические корпуса в подводной части обшивались древесными планками, а поверх — бронзовыми страницами. В принципе, в момент начала постройки серии таковой тип колониального крейсера в полной мере был в праве на существование, но по окончании истечения десятилетия, за который строилась серия, к моменту закладки последнего — «Фризо» — проект стал устаревшим окончательно и бесповоротно.
Конструкторы постарались хоть как-то исправить положение, но, осознав безнадёжность для того чтобы мероприятия в рамках принципиально устаревшего корабля, ограничились установкой нескольких малокалиберных скорострелок, кроме этого по большей части для применения в колониях.
Попытались голландцы создать и собственный вариант малого бронепалубного крейсера, спустив на воду в первой половине 90-ых годов XIX века 1700-тонную «Суматру». Данный 17-узловой крейсер нёс минимум парусов и имел страно пёстрое оружие.
В носу стояло в полной мере современное 210-мм орудие, в корме — 150-мм, в бортовых спонсонах — пара 120-мм. Помимо этого, на надстройках разместились четыре 37-мм скорострелки и ещё пара револьверных пушек того же калибра. Дополняла данный «винегрет» пара 350-мм торпедных аппаратов.
Защита, но, являлась достаточно адекватной длястоль малых размеров: она складывалась из 37-мм броневой палубы.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "ниссан&микра ниссан микро;);
Данный необычный корабль, что кроме того запрещено конкретно отнести к классу крейсеров, нежданно оказался по душе голландским адмиралам и взял развитие. Через два года со стапелей национальной верфи в Амстердаме сошёл на воду ещё более экзотический и пёстрый пример. «Кёнигин Вильгельмина дер Нидерланден» имела куда более солидное водоизмещение в 4530 т и неповторимую артиллерию.
В носовой части широкого (практически 15 м) и весьма низкобортного корпуса на надстройке размещалось 280-мм орудие в барбетной установке, прикрытой бронёй такой же толщины. (Надстройка давала возможность применять крупнокалиберную пушку на маленьком беспокойстве, не смотря на то, что попытка поместить таковой тяжёлый груз повыше означала угрозу остойчивости.) В корме стояла более скромная, но однако более чем важная 210-миллиметровка, защищённая только щитом. В середине корпуса по бортам размешалась пара 170-мм орудий; помимо этого, на «Вильгельмине» имелось четыре трехдюймовки и 37-мм скорострелки — шесть одноствольных и четыре револьверных.
Число торпедных аппаратов если сравнивать с «Суматрой» удвоилось. Так, «голландская королева» несла шесть видов артиллерии пяти разных калибров — не правда ли, некое излишество для маленького корабля. Столь же уникально смотрелось и бронирование: кроме 280-мм барбетной брони гласис такой же толщины закрывал верхнюю часть котлов, а подобное сооружение толщиной 127-мм — цилиндры паровой машины.
Обстоятельство заключалась в том, что механическая установка не помещалась под низко расположенной 50-мм броневой палубой, имевшей 75-мм скосы. Сочетание 11-дюймовой артиллерии и такой же брони при скорости хода всего в 15,5 узла заставляло сомневаться в принадлежности этого экстравагантного корабля к классу крейсеров в еще большей степени, чем при «Суматры», но голландцы с уверенностью вычисляли его таковым.
Более того, «Вильгельмина» стала самым громадным современным крейсером Голландии впредь до постройки в 20-х годах XX века новых современных судов. К тому времени, но, в строю её уже давно не было: «королеву» послали на покой в 1910 году, через три года по окончании «Суматры».
Нужно заявить, что любовь адмиралов к чрезмерной оригинальности на том закончилась.
Следующие суда типа «Холланд» представляли собой в полной мере классические крейсера, во многом похожие на английские «астреи». Крепкие высокобортные маленькие суда с умеренной скоростью прекрасно доходили для колониальной работы и являли пример традиций, умеренности и надёжности. Исходя из этого неудивительно, что управление страны дало согласие выстроить их сходу шесть — самая громадная крейсерская серия в истории современного голландского флота.
Для осуществления поставленной задачи к делу было нужно привлечь все наибольшие верфи: Амстердама, Фейенорда и Де-Шельде. Каждому из фабрик досталось по паре судов, и в следствии вхождение в строй последнего последовало всего через три года если сравнивать с головным — хорошее достижение для страны, военное судостроение которой замирало иногда на десятилетия.
Не смотря на то, что крейсера вышли в полной мере успешными, активную судьбу их нельзя назвать продолжительной.
Дело в том, что появление турбин, дальнобойных бортовой среднего брони и орудий калибра на «скаутах» главных флотов мира скоро обесценило неспешных бронепалубников финиша XIX века. По окончании русско-японской войны «холланды» уже не считались судами первой линии, а в начале Первой мировой их медлено начали исключать из перечней флота.
Однако пара дожила и до следующей, Второй мировой. «Норд Брабант» погиб при вторжении германской армии в Голландию, а «Гельдерланд» достался немцам в качестве трофея. Представители Кригсмарине сочли механизмы и корпус «старичка» в полной мере пригодными для предстоящей работы и послали корабль на важную модернизацию. Показавшийся в следствии корабль ПВО «Ниобе» нёс внушительное зенитное оружие из восьми 105-мм, четырёх 40-мм и шестнадцати 20-мм стволов.
Его финиш связан с одной из самые известных побед советской морской авиации. Находившийся в финском порту Котка «Ниобе» представлялся отечественному руководству страшным и неприятным соперником (воздушная разведка приняла его за броненосец береговой обороны «Вайнемяйнен»), и для борьбы с ним собрали целую армаду из более 130 самолётов, включавшую торпедоносцы, пикировщики и новомодные топмачтовики, нёсшие бомбы весом в одну тонну, под неспециализированным управлением Храбреца СССР В. И. Ракова.
16 июля 1944 года в следствии этого массированного налёта бывший «голландец» отправился ко дну, став самым большим боевым судном государств «оси», потопленным советскими авиаторами.
В случае если маленькие северные государства Европы имели хорошо развитую судостроительную индустрию и предпочитали строить собственные суда сами, то малые «южане» не могли «потянуть» кроме того маленькие крейсера и были вынужденными заказывать их за рубежом. Причём далеко не всегда они наряду с этим проигрывали.
Ведущие компании больших морских держав с наслаждением реализовывали различные запросы, среди них и на «малоразмерные» суда.
Так, Румыния заказала собственный единственный крейсер известному Армстронгу.
Построенная во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века «Элизабета» очевидно относилась к категории «мини»: она имела водоизмещение 1300 т и отличалась хорошей для собственного времени скоростью (более чем 17 узлов) и формально очень замечательным оружием из четырёх 170-мм орудий, плюс по столько же 57-мм пушек и 356-мм торпедных аппаратов. Формально — вследствие того что 170-миллиметровки являлись устаревшими и их вместе с малокалиберной артиллерией заменили более уместные и современные скорострельные 120-мм и 76-мм (по четыре каждого из калибров).
По большому счету же по традиции узнаваемая английская «крейсерская» компания постаралась вместить в мелкий кораблик максимум боевых элементов, снабдив его хорошей броневой палубой, толщина которой достигала 51 мм в плоской части и 88 мм на скосах. В довершение ко всему, «Элизабета» имела возможность брать в перегруз до 300 т угля, что разрешало ей несколько раз обойти Тёмное море «по кругу».
Данный «небольшой армстронговец» продержался в строю практически три десятка лет, и лишь ближе к концу Первой Мировой был разоружён, не смотря на то, что и нёс работу в Сулине, блокируя выход из Дуная в море. На разделку его послали лишь через несколько лет по окончании полного завершения военных действий.
Импортным «малышом» (не смотря на то, что и заметно более солидным) обзавелась Греция. В 1910 году в Соединенных Штатах «завис» китайский заказ на крейсер в 2600 т, что американцы внесли предложение грекам.
Его переименовали в «Хелле», вооружили армстронговской артиллерией, складывающейся из двух 152-мм, четырёх 102-мм и двух 76-мм скорострелок, не считая малокалиберных. В соответствии с велениями времени энергетическая установка стала уже в полной мере современной, турбинной, не смотря на то, что скорость и мощность оставались весьма скромными.
По проекту предусматривался движение в 18 узлов, но при форсировании турбин на опробованиях удалось превышать его на целых три узла. «Хелле» выпала продолжительная судьба, с полной модернизацией в 1926 — 192