«Всевидящее око» из таганрога — «новости дня»

«Всевидящее око» из таганрога - «новости дня»

Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления являются глазами военно-воздушным силам. Без них сейчас легко нереально защищать собственный небо и вести схватки в воздухе. Дабы оставаться среди фаворитов в данной области, ОАК проводит модернизацию ранее выпущенных комплексов и разрабатывает новые.

Помимо этого, предприятия корпорации оказывают помощь и вторым государствам взять подобные комплексы радиообнаружения.

Назначение современных русских самолетов радиолокационного дозора – обнаружение, определение и сопровождение национальной принадлежности (по принципу «собственный – чужой») воздушных, больших наземных и морских целей. Помимо этого, они снабжают выдачу информации на командные пункты видов армии. Они способны наводить истребители Воздушно-космических сил РФ (ВКС России) на самолёты и воздушные цели фронтовой авиации, на наземные и морские цели.

В 1970-е годы создание комплексов дальнего управления и радиолокационного обнаружения (ДРЛОиУ), позднее названных А-50, было поручено ОКБ Таганрогского авиационного завода им. Г. Димитрова, сейчас известному как Таганрогский летный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г. М. Бериева.

С того времени это предприятие есть мировым фаворитом в области создания стратегических авиационных комплексов радиообнаружения.

«Смертоносный» ответ в Сирии

«Самый смертоносный самолет в русском арсенале, о котором вы ни при каких обстоятельствах не слышали». Это не анонс компьютерной игры, не цитата из голливудского сценария. Это заголовок в номере американского политического издания The National Interest от 10 мая 2017 года. Обращение в материале обозревателя Тома Купера (Tom Cooper) идет не о стратегических бомбардировщиках и не о фронтовых истребителях. Его храбрец – самолет ДРЛОиУ А-50У, «засветившийся» в Сирии.

Согласно точки зрения автора публикации, один таковой борт способен поменять ситуацию в регионе.

В публикации сообщается, что в последних числах Апреля в соцсетях показалась фотография, изображающая российский самолет ДРЛОиУ на аэропорте базы Хмеймим к югу от Латтакии. «Самолет, развернутый в Сирии, есть последней принятой в эксплуатацию моделью для того чтобы назначения – А-50У. Российские ВКС, по всей видимости, взяли уже четыре таких самолета во время с 2011 по 2017 год, – пишет Купер. – Развертывание А-50У в Сирии имеет определенный суть в свете развития обстановки в этом государстве весной 2017 года».

Согласно точки зрения обозревателя, данный самолет «имел возможность стать частью реакции России на действия США, каковые ударили авиабазу Шайрат в Сирии 7 апреля 2017 года». «А-50У может обеспечить более раннее предупреждение о [возможных] будущих атаках», – пишет Купер. Он кроме этого отмечает, что самолет ДРЛОиУ улучшит сотрудничество компонентов авиационной группы ВКС России.

Два месяца до этого. 6 марта 2017 года. Заводской аэропорт ТАНТК им. Г. М. Бериева. С взлетно-посадочной полосы предприятия в полет отправляется очередной модернизированный А-50У. В его внешнем виде имеется одно серьёзное отличие от ранее прошедших такое же глубокое обновление самолетов.

Кроме бортового номера 41 на боку фюзеляжа нанесена надпись «Таганрог». Это собственное имя самолета стало данью уважения к городу, где уже полвека создаются спецборта, служащие «ушами» и «глазами» ВВС страны.

Собственный первый полет данный самолет выполнил 7 декабря. Сейчас, по окончании прохождения всех нужных опробований, машину передали экипажу ВКС России. А-50У удачно совершил перелет из Таганрога к месту собственного постоянного базирования в Ивановской области.

Дальнее радиолокационное обнаружение воздушных целей с борта летательного аппарата постоянно являлось актуальной задачей упрочнения обороноспособности страны. В первый раз А-50 поднялся в небо еще во второй половине 70-ых годов двадцатого века. Он пришел на смену первому отечественному самолету дальнего радиолокационного обнаружения Ту-126 с установленным на нем радиотехническим комплексом «Лиана».

Потребность в замене «тушки» появилась в конце прошлого столетия, в то время, когда в арсеналах зарубежных армии показалась новая тактика преодоления радиолокационных территорий ПВО самолетами, летящими на малой высоте. В подобном случае самолет соперника наблюдался на фоне почвы. Наряду с этим уровень сигнала, отраженного от него, был значительно ниже если сравнивать с отражениями от земной поверхности.

Дабы совладать с данной задачей, было нужно создавать новую радиолокационную станцию (РЛС), разбирать спектры отражений от почвы, выбирать способы селекции малоразмерных целей на их фоне.

Эти задачи были решены сотрудниками самолетостроителей – фирмами радиоэлектронной индустрии, входящими сейчас в концерн радиостроения «Вега». Итогом этих работ явилось создание нового самолета ДРЛОиУ А-50 с бортовым радиотехническим комплексом «Шмель», основной элемент которого – трехкоординатная РЛС кругового обзора. Он и расположен в особого обтекателя А-50, что армейские именуют «грибом», а таганрогские конструкторы – «домиком».

Диаметр обтекателя – более десяти метров, высота – около двух метров, в оборудование массой в пара тысячь киллограм. «Шмель» имел возможность сопровождать в один момент до 300 воздушных целей, засекая их на дальностях от 215 (крылатые ракеты) до 650 км (бомбардировщики).

Но пришли новые времена, показались новые цели. Совершённые научно-исследовательские работы в области авиационного дозора разрешили выяснить новые тактико-технические требования к самолетам радионаблюдения. Так, в 2000-х годах началась глубокая модернизация А-50 в вариант А-50У, работы по которой на данный момент ведутся ТАНТК им.

Г. М. Бериева совместно с концерном «Вега».

«Для отечественного самолета нет понятия стелс»

Апрель 2017 года. Программа «Военная приемка» на канале «Звезда» продемонстрировала особый репортаж об А-50У. В качестве цели для тренировки употребляется четверка тихоходных, летящих на супермалых высотах (около 50–100 м) Ан-2.

Эти «кукурузники» имеют в собственной конструкции относительно маленькое количество металла, а их крылья по большому счету обтянуты тканью перкаль, другими словами по нынешним понятиям Ан-2 – это самолет-невидимка.

В заданной точке маршрута А-50У включает собственный громадный радар. С высоты 9 150 м и расстояния 150 км «небесный радар» легко различает в небе всю четверку. На экранах видно все, что происходит в радиусе 500 км как на земле, так и в воздухе. «Этот самолет тяжелее простого Ил-76 приблизительно на 30 тысячь киллограм.

Отличие в весе плюс обтекатель и антенна кроме этого воздействуют на аэродинамику. Соответственно, воздействуют на технику пилотирования», – поведал начальник А-50У Роман Ляхов.

Для усложнения задачи для «всевидящего ока» Ан-2 сбиваются в плотный строй – сперва по двое, после этого сходится вся четверка. «Кукурузники» понижаются на предельно малую высоту. Наконец, три Ан-2 выстроились в виде этажерки, дабы их суммарное радиолокационное отражение стало еще меньше. В таких условиях наземные средства наблюдения их уже не видят.

Но А-50У четко определяет каждую отдельную цель.

Да что в том месте Ан-2! А-50У видит кроме того то, что, согласно точки зрения зарубежных конструкторов, он по большому счету видеть не должен – самолеты, в конструкции которых применены stealth-технологии. «А чем они резко отличаются? – с иронией удивляется глава расчета боевого управления А-50У Андрей Платонов. – Тем, что его как-то в том месте покрасили либо сделали особенную двойную обшивку? Но нам это не очень сильно мешает. Для отечественного самолета нет понятия stealth.

Он видит и их, а также неподвижные цели». Для большинства радаров заметить зависший на месте вертолет – задача невыполнимая. Но не для А-50У. Дабы проверить это утверждение, журналисты передачи «Военная приемка» попросили поднять в небо еще одну цель для А-50У – вертолет Ми-8, что иногда зависал в воздухе на месте.

И в случае если на экранах А-50У группа из Ан-2 время от времени сливалась в одну точку, то Ми-8 не исчезал ни при каких обстоятельствах. «Мы видим кроме того ветряные электрические генераторы, каковые стационарно стоят на земле», – говорит Андрей Платонов.

Засекать вертолет имел возможность еще прошлый А-50, не смотря на то, что для него такая черта не задавалась в тактико-техническом задании. Выяснилось это в первой половине 90-х годов двадцатого века. Тогда недалеко от Хасавюрта террористы захватили вертолет с заложниками, "настойчиво попросили" выкуп, взяли его и на вертолете пробовали скрыться в горах. На аэропорте «Приволжский» тогда дежурил А-50 с экипажем.

Он был поднят по тревоге со столь необыкновенным заданием. И он смог определить место посадки вертолета и дать координаты группе отряд специального назначения.

На сегодня таганрожцы поставили ВКС России четыре модернизированных А-50У. «Главный акцент в модернизации А-50 был сделан на переход на новый бортовой радиотехнический комплекс, – говорит председатель совета директоров – главный конструктор ТАНТК им. Г. М. Бериева Юрий Грудинин. – Кардинально модернизированы рабочие места участников тактического экипажа самолета.

Вместо ветхих аппаратных стоек на базе электронно-лучевых трубок А-50У оборудован универсальными средствами отображения информации на базе дисплеев с жидкокристаллическими индикаторами. На самолете установлен новый комплекс связи. Помимо этого, в отличие от базисного самолета, А-50У имеет помещения отдыха для экипажа, буфет с бытовым оборудованием и туалет».

Модификация «У» способна засекать кроме того низколетящие крылатые ракеты. Информация может передаваться на борт истребителя машинально, без участия человека.

«Самолет оснащен модернизированным радиотехническим комплексом “Шмель-М”, в котором употребляется современная элементная база, новые вычислительные средства повышенной производительности, более идеальные методы функционирования комплекса, – со своей стороны сказал председатель совета директоров – главный конструктор концерна радиостроения “Вега” Владимир Верба. – Кроме этого внедрена сквозная цифровая обработка сигналов». В модернизированном радиотехническом комплексе употребляются сборки и прогрессивные методы монтажа, и другие последние достижения науки и техники, что существенно снизило энергопотребление, габариты и массу аппаратуры, и повысило ее надежность.

В целом это разрешило значительно уменьшить неспециализированный вес комплекса «Шмель-М» и уменьшить самолет. Как следствие, стало возмможно брать на борт больше топлива при том же взлетном весе автомобили. Наряду с этим взлетно-посадочные характеристики А-50У – управляемость и устойчивость – остались без трансформаций.

Как говорят в концерне «Вега», в следствии совершённых в рамках модернизации работ увеличилось количество в один момент сопровождаемых целей и в один момент наводимых истребителей, повышена дальность обнаружения разных летательных аппаратов, среди них и принципиально новых типов. Помимо этого, увеличены время выполнения и дальность полёта боевой задачи на заданном пределе, обеспечены хорошая «считываемость» с рабочих мест полного количества воображаемой информации, удобство работы с оборудованием, эффективность и качество сигнализации.

Экспортный, индийский

Создание комплексов дальнего радиолокационного обнаружения стало серьёзным элементом и военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами. В 2011 году ТАНТК им. Г. М. Бериева выполнен интернациональный договор, заключенный в 2003 году между Россией, Израилем и Индией, по созданию для индийских ВВС трех самолетов дальнего управления и радиолокационного обнаружения А-50ЭИ (экспортный, индийский) с израильским радаром EL/M-2075 Phalcon.

Таковой летный комплекс создавался в следствии сложной и многоуровневой интернациональной кооперации между израильской компанией ELTA/IAI и русскими фирмами (подробнее см. «Горизонты» № 1(5), 2015, с. 36–39).

Базой для А-50ЭИ стал военно-транспортный самолет Ил-76ТД. Главным его отличием от серийного А-50 стала новая силовая установка: вместо прошлых четырех двигателей Д-30КП-2 (тяга каждого 12 т) самолет оснащен новыми ПС-90А-76 (тяга 14,5 т). Это разрешило повысить ресурсные показатели и надёжность, улучшить экономичность, достигнуть стабильности параметров в ходе эксплуатации. За счет замены двигателей кроме этого изменились летно-технические характеристики всего самолета.

Так, практический потолок вырос с 10 до 12 км, что разрешило расширить радиус обзора радиолокатора, а практическая дальность полета – с 5 100 до 7 500 км (тем самым выросла продолжительность патрулирования без дозаправки). Как написало в июле 2017 года индийское издание Mail Online India, три самолета А-50ЭИ с радарами Phalcon «стали самые ценными из всех приобретений индийских ВВС, они являются базой интегрированной ПВО страны».

В ноябре 2016 года Индия заявила о подписании договора на приобретение еще двух «летающих радаров». Заключение для того чтобы соглашения подтвердил в феврале 2017 года на выставке Aero India 2017 в Бангалоре и президент ОАК Юрий Слюсарь.

И снова это А-50ЭИ с радарами Phalcon. За прошлые с момента заключения первого соглашения 13 лет российско-израильская кооперация осталась в силе, несмотря ни на какие конкретно трансформации политической конъюнктуры в мире. Многие бывшие «приятели на век» отвернулись сейчас от России, израильтяне – нет.

Представитель индийских ВВС, цитируемый Mail Online India, сказал, что «пара самолетов ДЛРОиУ обошлась в $1 млрд, ожидается, что они готовься и поставлены в течение двух-трех лет». Находившийся на церемонии подписания договора Мохан Кумар (Mohan Kumar), занимавший в то время должность секретаря Минобороны Индии, заявил: «Закупка двух “аваксов” (традиционно за границей самолеты ДЛРОиУ именуют AWACS по принятой в Соединенных Штатах сокращении Airborne Warning and Control System. – Ред.) рассматривалась в течение последних пяти лет.

Эти самолеты очень умножили отечественные силы. У нас уже имеется хороший опыт его применения».

Закупка двух дополнительных А-50ЭИ была сделана в то время, пока Индия разрабатывает личный тактический радар AEW&C (Airborne Early Warning and Control), устанавливаемый на бразильском самолете ЕМВ-145, более легком, чем российские А-50ЭИ и Ил-76ТД. По словам бывшего председателя совета директоров Организации оборонных разработок и исследований DRDO Виджай Кумар Сарасват (Vijay Kumar Saraswat), А-50ЭИ дает охват в 360°, тогда как совокупность AEW&C имеет сектор обзора только 270°. «Помимо этого, А-50ЭИ летит на большей высоте, чем AEW&C, и именно поэтому он может пробраться посредством радара на территорию соперника, сам не залетая на нее, – уточнил господин Сарасват. – Российский самолет кроме этого имеет громадную дальность полета, лучшее разрешение и продолжительность патрулирования».

«Сотка» – «полтинник» вдвойне

26 октября 2016 года. Тот же заводской аэропорт ТАНТК им. Г. М. Бериева. В атмосферу в первый раз поднимается самолет. Помой-му простой А-50.

Но на нем до тех пор пока нет «тарелки» обтекателя для радара. Имеется и еще последовательность отличий от А-50. Это летающая лаборатория А-100ЛЛ для отработки нового радиотехнического комплекса.

Из заглавия уже ясно, что новый комплекс стал называться А-100, либо, как его именуют на предприятии, «сотка». Это замена А-50, «полтиннику».

Авиационные комплексы ДРЛОиУ являются сейчас наиболее значимым боевым средством. Результаты вооруженных конфликтов последних десятилетий говорят о том, что совокупности дальнего радиолокационного обнаружения воздушного базирования стали одними из главных элементов в достижении превосходства над соперником и, как следствие, в обеспечении успеха проводимых собственными армиями операций. Исходя из этого параллельно с модернизацией самолетов А-50 в вариант А-50У ТАНТК им.

Г. М. Бериева вместе с концерном «Вега» ведутся работы по новому авиационному комплексу ДРЛОиУ для ВКС России.

Сами таганрожцы не обожают публично высказываться о новом проекте. Другое дело – клиенты. Они платят деньги, исходя из этого им возможно. На протяжении селекторного заседания 2 мая 2017 года глава МинОбороны РФ генерал Сергей Шойгу заявил: «Этот комплекс будет способен оперативно наращивать радиолокационное поле на заданном операционном направлении.

Его разработка обусловлена возникновением новых классов целей, а также самолетов оперативно-тактической авиации нового поколения». По словам Шойгу, в рамках умело-конструкторской работы собираются создать два самолета – летающую опытный образец и лабораторию. В тот же сутки российские информагентства уточнили, что самолет дальнего управления и радиолокационного обнаружения А-100 «Премьер» будет выстроен на базе военно-транспортного лайнера Ил-76МД-90А с двигателем ПС-90А-76.

Комплекс будет включать антенну с активной фазированной решеткой. Помимо этого, СМИ сказали, что летающая лаборатория А-100ЛЛ создана на базе штатного самолета А-50, а для постройки первого опытного образца А-100 будет использован новый самолет Ил-76МД-90А, созданный на ульяновском «Авиастар-СП» и прибывший на ТАНТК им. Г. М. Бериева 21 ноября 2014 года.

В том же апрельском выпуске передачи «Военная приемка» на канале «Звезда» новой «сотке» было уделено особенное внимание. Телевизионщики продемонстрировали ту самую летающую лабораторию А-100ЛЛ с бортовым номером 52, на которой на данный момент отрабатывается новая совокупность.

«Я бы рискнул заявить, что это – прорывная работа, – заявил в передаче помощник военного министра РФ Юрий Борисов. – Ее изюминка – двухдиапазонный локатор, что имеет на сегодняшний момент предельные характеристики. А-100 – это революционная работа, которая будет определять вид авиационных комплексов дальнего обнаружения на многие годы. Для этого комплекса в небе по большому счету нет понятия “самолет-невидимка”.

Вопрос лишь, на каких дальностях и с какой возможностью будет обнаруживаться то либо иное летательное средство».

В первый раз продемонстрировали в передаче и антенну радара, которая будет находиться на «сотке». До тех пор пока она не в обтекателе-«домике». По словам ведущего «Военной приемки», А-100 сможет засекать кроме того десантирование грузов с военно-транспортных самолетов.

Такая задача А-50 и А-50У не по силам: они видят только сам транспортный самолет, но не скинутые с него грузовые платформы.

До тех пор пока отработка «сотки» идет на летающей лаборатории. Ее применяют с целью проведения наземных и летных опробований отдельных элементов перспективного авиакомплекса, проверки электромагнитной совместимости входящих в него совокупностей, режимов и отработки протоколов информационного обмена, и вторых конструкторских целей. «Созданная в рамках ОКР “Премьер-476” летающая лаборатория разрешает нам заблаговременно начать взаимодействия элементов и проверку работоспособности комплекса и тем самым как следует выполнить работу, и сэкономить средства и время при опробованиях.

А-100, – говорит Владимир Верба. – Это решение позволяет запараллелить отработку последовательности наиболее значимых функциональных элементов в воздухе и на земле. Тем самым будет максимально повышена готовность самолета А-100 на платформе Ил-76МД-90А к проведению национальных летных опробований». Он утвержает, что в разработке комплексов употребляются фундаментальные научные изучения концерна «Вега» по целому последовательности информационных технологий и направлений радиолокации.

«А-100 разрешит расширить возможности наблюдения если сравнивать с действующими самолетами фактически вдвое, – говорит командующий военно-транспортной авиацией генерал Владимир Бенедиктов. – Это относится и количества обнаруживаемых целей, и количества наводимых истребителей. И самая ответственная его возможность – трудиться по земле, обнаруживать наземные цели. Сейчас такие самолеты следят лишь за воздушными и надводными целями».

Власти Таганрога: изучение состояния коллектора может занять около семь дней

Статьи, которые будут Вам интересны: