Всплыть в заданном квадрате!
Модели субморины класса ЕЛ всегда были одними из самых занимательных, в особенности для юниоров. Такие «свободноплавающие» модели требуют от судомоделиста информированности о судах-прототипах, умения трудиться с самыми аппаратурой и современными материалами, знания баз гидродинамики, электроники и электротехники.
В качестве прототипа модели была выбрана американская подлодка типа «Джордж Вашингтон». Эта субмарина с ядерной энергетической установкой была вооружена шестнадцатью баллистическими ракетами «Поларис», и имела шесть носовых торпедных аппаратов и восемнадцать противолодочных торпед Мк-37.
Лодки типа «Джордж Вашингтон» были построены в 1959—1961 годах.
Их стандартное водоизмещение составляло 5400 т, подводное — 6700 т, надводное — 5600 т. Протяженность лодки — 115,8 м, ширина — 10 м, осадка — 8,9 м. Надводная скорость хода составляла 15 узлов, подводная — около 25-ти. Ядерная энергетическая установка имела мощность 15 тыс. л.с. Время постоянного нахождения под водой — до 60 дней. Экипаж корабля — 100 человек.
Подводные ракетоносцы этого типа предназначались для нанесения ядерных ударов по промышленным центрам и крупным военным, военно-морским базам и вторым стратегическим и своевременным целям.
Строительство субмарин с ядерными энергетическими установками началось в Соединенных Штатах в пятидесятых годах прошлого века.
Примечательно, что эти субмарины создавались на базе отработанного проекта торпедной лодки «Скемп» методом вставки в нее отсеков управления и ракетного оружия стрельбой неспециализированной длиной 39 метров.
Ядерный подводный ракетоносец типа «Джордж Вашингтон»:
1 —носовой торпедный отсек; II — аккумуляторный и жилой отсек, центральный пост; III — отсек постов управления ракетной стрельбой; IV — ракетный отсек; V — реакторный отсек; VI — отсек запасных механизмов; VII — машинный отсек; 1 — запасные торпеды; 2 — цистерна; 3 — столовая команды; 4 — каюта офицеров и другие жилые помещения; 5 — аккумуляторные батареи; 6 — посты управления ракетной стрельбой; 7 — центральный пост; 8,9 — кладовые; 10 — гироскопический успокоитель качки; 11 — шахты; 12 — ракета «Поларис»; 13 — баллоны со сжатым воздухом; 14 — ядерный реактор; 15 — парогенератор; 16 — циркуляционный насос; 17 — паровая турбина; 18 — редуктор; 19 — заваливающиеся кнехты в убранном положении; 20 — ограждение рубки; 21 — рубочные горизонтальные рули: 22 — ходовой мостик; 23 — стартующая ракета; 24 — прочные крышки ракетных шахт; 25 — люк над съемным страницей прочного корпуса; 26 — входные люки; 27 — кормовое оперение; 28 — гребной винт; 29 — обтекатель гидроакустической станции; 30 — вспомогательные механизмы
Выбор в качестве прототипа модели подводного ракетоносца «Джордж Вашингтон» был обусловлен относительно несложными обводами корпуса данной субмарины.
Так как громаднейшая протяженность моделей класса ЕЛ для соревнований на дистанции 25 м не должна быть больше 1,25 м, то целесообразным был масштаб 1:100, так что протяженность модели образовывает 1158 мм.
Корпус модели субмарины складывается из трех частей: кормовой, средней и переднего обтекателя. В задней части находится винтомоторный комплекс модели, в средней — блок ходовых батарей, электронное реле времени с источником питания и гидростатический механизм.
Клеить корпус несложнее всего из эпоксидной смолы и стеклоткани на болванке. Клеить корпус нужно в три этапа: сперва отформовать переднюю, после этого заднюю и напоследок — среднюю часть. У готовых оболочек взаимно подгоняются стыковочные торцы, по окончании чего вовнутрь их вклеиваются стеклопластиковые кольцевые элементы разъемов. Герметизация разъемов обеспечивается резиновыми кольцами.
Дейдвуд модели:
1 — дейдвудная труба (латунь либо латунь); 2 — дейдвудный вал (сталь); 3 — штифт шарнирной муфты (сталь)
База винтомоторного комплекса модели — электродвигатель МУ-30 мощностью 40 Вт, что при номинальном напряжении 27 В потребляет ток около 5 А и имеет частоту вращения 5580 об/мин. Двигатель монтируется в задней части корпуса на дюралюминиевой установочной шайбе, прикрепленной к оболочке четырьмя винтами М4 и приформованной эпоксидной шпаклевкой.
Дейдвудная труба вытачивается из латуни, дейдвудный вал — металлической. Уплотнение этих элементов винтомоторного комплекса — многокамерное: при введении вала в дейдвудную трубу в каждую камеру последовательно вводится посредством шприца консистентная смазка.
дейдвудный вал и Двигатель соединяются шарнирной муфтой — полым цилиндром с диаметральной прорезью на валу двигателя и диаметральным же штифтом, установленным на дейдвудном валу.
В корпус дейдвудная труба вклеивается на протяжении предварительной установки двигателя в сборе с дейдвудом дюралюминиевую шайбу.
Гребной винт мини-субмарины — шестилопастный диаметром 60 мм и шагом 40 мм. Винт складывается из латунных подробностей — центральной лопастей и втулки, соединенных пайкой.
Крепление винта на валу — фигурной гайкой-обтекателем.
Электродвигатель питается от блока из 16 сухих элементов. Отечественные батареи нужного размера носят название 1,6 ФМЦ-У-3 либо «373», перечислять же типы имеющихся в продаже импортных элементов не имеет смысла — нужно выбирать батареи Alkaline.
Батареи находятся в пластиковом пенале и соединяются последовательно, так что напряжение источника тока образовывает 25,6 В.
Модель подлодки класса ЕЛ для расстояния 25 м:
1 — передний обтекатель; 2 — передние рули глубины; 3 — решетка гидростата; 4 — реле времени; 5 — источник питания реле времени (батареи типа «Крона», 3 шт.); 6 — рубка; 7 — надстройка; 8 — ходовые батареи (элементы типа «373», 16 шт.); 9 — основание реле времени и источников питания (текстолит); 10 — средняя часть корпуса; 11 —кормовая часть корпуса; 12 —ходовой электродвигатель типа МУ-30; 13 —кормовые рули глубины; 14 — рули направления; 15 — гребной винт O60, h = 40; 16 — гайка крепления гребного винта; 17 — дейдвубная труба; 18 —дейдвудный вал: 19 — установочная шайба (дюралюминий); 20 — винт М4 крепления шайбы; 21 — винт М5 крепления двигателя; 22 — ват передних рулей глубины; 23 — цилиндрический штифт O1; 24 — гайка М10 крепления подшипника; 25 — подшипник вала рулей глубины; 26 — кабанчик рулей глубины: 27 — тяга (проволока ОВС O1,5); 28 — мембрана гидростата; 29 — корпус гидростата; 30 — возвратная пружина; 31 — шайба толкателя: 32 — шток толкателя; 33 — балласт (свинец)
В передней части корпуса модели, как уже упоминалось, распологается гидростатический механизм, разрешающий мини-субмарине двигаться на определенной глубине, не всплывая на поверхность и не погружаясь до дна водоема.
Гидростат представляет собой цилиндрическую дюралюминиевую коробку, в которой установлен подпружиненный толкатель, соединенный тягой с кабанчикам на валу передних рулей глубины; внешняя сторона коробки затянута узкой резиновой мембраной. В то время, когда мини-субмарина находится на поверхности воды, передние рули глубины отклонены от горизонтали примерно на 5 градусов, что разрешает модели при ее перемещении начать погружение.
С ростом забортного давления мембрана начинает давить на толкатель, а тот, со своей стороны, сокращает отрицательный угол рулей глубины. Регулировка гидростатического механизма должна быть таковой, дабы модель на 25-метровой расстоянии двигалась на оптимальной глубине — около 0,3 м. Сделать это эргономичнее всего в ванне, добившись, дабы при погружении на 0,3 м рули размешались горизонтально.
На модели употребляется самодельное электронное реле времени, снабжающее выдержку времени от 2 до 80 с, которое питается от трех параллельно соединенных батарей «Крона» с номинальным напряжением 9 В. Включается реле кнопкой S1 «Пуск», а время выдержки регулируется трансформацией сопротивления переменного резистора R5. Реле времени собирается на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита. В случае если неточностей при монтаже реле не было, то наладка прибора не нужно.
Для установки реле в модель подлодки рекомендуется изготовить для него герметичный пластиковый пенал.
В нижней части корпуса, под пеналом и батарейным блоком реле времени устанавливается свинцовый балласт.
И. ХОРОШЕВСКИЙ