Вторая попытка

Вторая попытка

Продолжение. Начало в № 5-2016. На другой стороне фронта дело также не стояло на месте. Тактика наведения «своры» на конвой по окончании его обнаружения столкнулась с высокочастотными пеленгаторами, которыми союзники оборудовали большая часть собственных эскортных судов. Сейчас борьба с лодками все больше напоминала шахматную партию, разыгрываемую дистанционно из береговых штабов.

Взяв координаты «дозорного волка», один из эскортных судов направлялся в нужную точку и загонял субмарину под воду, разрывая всю сеть охоты.

не меньше ответственным стало появление коротковолновых РЛС, каковые имели возможность сейчас обнаруживать субмарину не только в надводном положении крейсерском положении, но и в позиционном, в то время, когда над водой оставалась лишь рубка. А также под перископом «У-боты» уже не могли сохранять надежду оставаться невидимыми: с дистанции более мили новый локатор с сантиметровым диапазоном излучения засекал кроме того столь маленькую цель.

И, что еще хуже, германские приемники радиолокационного излучения «Метокс», столь безотказно сигнализировавшие ранее о наличии соперника в режиме поиска, сейчас не могли обнаруживать работу РЛС.

Кроме средств обнаружения, совершенствовалось и само противолодочное оружие. Англичане создали новую совокупность поражения лодок, залповый реактивный бомбомет, с маленькими трансформациями доживший до наших дней.

Первым стал многоствольный «ёжик» («Хеджхог»), стрелявший по курсу корабля ПЛО залпом из 24 маленьких глубинных бомб с контактными взрывателями, накрывая громадную площадь. Исчезала необходимость для установки глубины взрыва: в случае если бомба попадала в лодку, она в обязательном порядке взрывалась. Наряду с этим для субмарины атака выяснялась неожиданной: о ней не давала предупреждение серия взрывов от промахов.

Да и при неудачи всего залпа, гидроакустический контакт с лодкой не прерывался — так как в этом случае не срабатывала ни одна бомба. По статистике каждая четвертая атака с применением «Хеджехога» завершалась успехом, в то время как простые глубинные бомбы не снабжали и в три раза меньшей эффективности.

Подлодка Тип «ІХА» (Германия, 1939 г.)

Строилась компанией «Дешимаг в Бремене Тип конструкции — полуторакорпусный.

Водоизмещение надводное/подводное 1015/1135 т. Размеры: протяженность 76,5 м. ширина 6,5 м. осадка 4.7 м. Глубина погружения -до 180 м. Двигатель: два дизеля мощностью 2200 л.с. + два электромотора мощностью 500 л.с., скорость надводная/подводная 18,2/7,75 уз. Оружие: шесть 533-мм торпедных аппаратов (четыре в носу, два в корме, 22 торпеды), одно 105-мм орудие, один 37-мм и один 20-мм автомат. Экипаж: 48 чел.

Всего в 1939 г. выстроено восемь единиц, «U-37» — «U-44». Все, не считая «U-37» и «U-38», затопленных экипажами в мае 1945-го, погибли в годы войны

Подлодка Тип «ІХВ» (Германия, 1940 г.)

Строилась компанией «Дешимаг» в Бремене Тип конструкции — полуторакорпусный. Водоизмещение надводное/подводное 1035/1160 т. Размеры: протяженность 76,5 м, ширина 6,8 м. осадка 4,7 м. Глубина погружения-до 180 м. Двигатель: два дизеля мощностью 2200 л.с. — два электромотора мощностью 500 л.с., скорость надводная/поднодная 18,2/7,35 уз.

Оружие: шесть 533-мм торпедных аппаратов (четыре в носу, два в корме, 22 торпеды), одно 105-мм орудие, один 37-мм и один 20-мм автомат. Экипаж: 48 чел. Всего в 1939 — 1940 гг. выстроено 14 единиц, «U-64», «U-65», «U-103» — «U-111» и «U-122» — «U-124».

В 1944 г. с сохранившихся снято 105-мм орудие, одиночный 20-мм автомат заменен на спаренный. Все, не считая «U-123», сдавшейся союзникам (позднее служила во французском флоте иод именем «Блэзон», в 1951 г. сдана на слом), погибли в годы войны

Спуск лодки типа IXB на воду

Лодка U-123 Тип IХВ

не меньше изощренные средства ожидали появления лодки и с воздуха. Кроме тех же коротковолновых РЛС, британцы стали устанавливать на собственные бомбардировщики сверхмощные прожекторы, разрешавшие самолету незаметно подкрасться к подводной лодке согласно данным локатора, неожиданно осветить и нападать ее.

Германским субмаринам было нужно пересекать территории прикрытия авиацией, например, Бискайский залив, в подводном положении, теряя ресурсы и время аккумуляторная батарей.

Ставка на единственную карту, «семерку», создала немцам серьёзные трудности. Не обращая внимания на неуклонное развитие типа, выжимать из него новые качества становилось все тяжелее.

Действительно, инженеры обнаружили очень занимательные и непростые ответы. Кроме, так сообщить, простых, «линейных» «семерок», конструкторы создали две дополнительные модификации данной воистину «резиновой» субмарины. Одна из них, VIID, представляла собой минный заградитель, предназначенный для постановки больших неконтактных мин типа SМА, снабженных тяжелым якорным устройством.

Их не было возможности ставить через торпедные аппараты, что стало для других мин простой практикой Кригсмарине фактически сначала войны. (Как раз исходя из этого особые подводные минные заградители немцами фактически не строились.)

Однако здесь был совсем второй случай: громадные мины с зарядом практически в тонну взрывчатки просто не влезали в торпедные аппараты. Исходя из этого стандартную лодку варианта «С» удлинили практически на десять метров за счет особой вставки.

Дополнительный отсек являлся сугубо минным: в нем размешались пять вертикальных шахт, в каждую из которых возможно было поместить три мины. Любопытно, что, в случае если скорость пара упала — за счет большего сопротивления, то топливные цистерны, размешавшиеся на протяжении корпуса, напротив, сделали более протяженными, и дальность как следует возросла если сравнивать с простыми VIIC.

Шесть единиц («U-213» -«U-218») вступили в строй к началу 1942 года, но им было нужно ждать собственного смертоносного груза еще боле года: сами мины SМА были обладательницами бессчётных недостатков, для ликвидации которых требовалось время. Но руководство ожидать не желало и не разрешило лодкам отстаиваться в базах, отправляя их в простые походы. И к моменту начала постановок из шести единиц осталась ровно добрая половина.

А оставшаяся «в живых» тройка не смотря на то, что и совершила более десятка «минных» походов, особенных результатов не достигла.

Подводным заградителем в середине 1940-х никого поразить уже было нельзя, а вот еще одни вариант «семёрок» стал по-настоящему экзотическим. Разгоревшаяся на просторах Атлантики битва «волчьих свор» Дёница с конвоями союзников распознала такую проблему, как дефицит не фактически лодок, а боезапаса и топлива, в первую очередь торпед, на них.

И в августе 1941 года руководство поставило перед фаворитом подводного кораблестроения, компанией «Германия-Верфт», задачу: создать и скоро выстроить маленькую серию субмарин, талантливых подпитывать «волков» торпедами. самый естественным выяснилось применять разработки, принятые для минных заградителей, другими словами, засунуть дополнительный отсек в середину корпуса.

На данной модификации, VIIF, он был еще дольше — 10,5 метров, но в него вмещалось 24 торпеды по четыре в вертикально размешавшихся последовательностях. В том месте же был особый механизмы и погрузочный люк, разрешавшие извлечь и переместить на другую лодку — громадную «сигару». Потому, что эти «семерки» сохраняли все другое оружие, мысль казалась очень успешной.

Но снова, критическим моментом являлось время ее осуществления. До вступления в строй четверок с номерами от 1059 до 1062 прошло практически два года. Сражение с конвойными силами союзников выяснилось фактически проигранным, по крайней мере, недочёт торпед на лодках сменился скорее недостаточным числом самих субмарин.

В итоге занимательный вариант использовался или как простой «охотник», или в еще более тривиальной роли подводного транспорта, перевозившего торпеды в передовые базы.

Подлодка Тип «ІХС» (Германия, 1940 г.)

Строилась компанией «Дешимаг» в Бремене Тип конструкции — полуторакорпусный.

Водоизмещение надводное/подводиое 1100/1215 т. Размеры: протяженность 76,8 м, ширина 6,8 м, осадка 4,7 м. Глубина погружения — до 200 м. Двигатель: два дизеля мощностью 2200 л.с. + два электромотора мощностью 500 л.с.. скорость надводная/подводная 18.2/7,35 уз. Оружие: шесть 533-мм торпедных аппаратов (четыре в носу, два в корме, 22 торпеды), одно 105-мм орудие, один 37-мм и один 20-мм автомат. Экипаж: 48 чел.

Всего в 1940- 1942 гг. выстроено 53 единицы. В 1944 г. модернизированы со снятием 105-мм орудия и усилением зенитного оружия. «U-155», «U-510» и «U-516» сдались союзникам в мае 1945 г. «U-505» захвачена американцами в поврежденном состоянии по окончании атаки глубинными бомбами в 1944 г., отремонтирована и введена в состав флота США. «U-511» в 1943 г. передана Японии, взяла обозначение «Ro-500», сдалась американцам, затоплена в 1946 г. Остальные погибли в годы войны.

По весьма близкому проекту в 1942 1944 гг. выстроено еще 90 единиц типа ІХС/40. отличавшихся на 100 мм водоизмещением и большей шириной (надводное/подводиое 1100/1215 т)

Главному «юристу» «семерок», главе подводных сил Рейха Дёницу, В первую очередь войны было нужно отбивать атаки не только противолодочных сил британцев, но и бороться против собственного руководства. Командующий Кригсмарине адмирал Рёдер достаточно разумно полагал, что действия в открытом океане требует более больших субмарин.

Таковой проект, серии «IX», в принципе уже имелся. Он был создан на базе не очень успешной «единички», которая, со своей стороны, стала развитием «U-81» из времен Первой мировой. В большинстве случаев эту лодку именуют крейсерской по аналогии с «британками» типа «Т», о которых мы уже говорили, либо американскими «флотскими» субмаринами. В германском же флоте ее относили к классу средних (Mittel).

Вопрос классификации тут достаточно спорный, потому, что надводное водоизмещение серии «IX» превысило 1000 тысячь киллограм.

Если сравнивать с «семерками» эта серия имела не только большее водоизмещение и длину, но и более замечательную энергетическую установку. Такое сочетание снабжало увеличенную скорость и дальность хода, что содействовало их применению в дальних водах.

Но у данной медали имелась и оборотная сторона. Громадные размеры делали «девятки» менее маневренными и медлительными в подводном положении, что послужило обстоятельством для прозвища Seekuh («Морская корова»). Пострадало, конечно, и время погружения, которое выяснилось заметно больше, чем у серии «VII». Ну, и в довершение, стоила такая субмарина практически в два раза больше «фавориток Дёница».

И это при сохранении достаточно скромного оружия: «девятка» имела те же самые шесть торпедных аппаратов, четыре в носу и два в корме. Если сравнивать с оппонентами из вторых флотов, мало для ее размеров.

Но на более больших лодках имелось заметно больше запасных торпед.

Помимо этого, возросли и надежды экипажа (либо хотя бы его части) выжить при аварии либо кроме того потопления в сражении. Дело в том, что вдобавок к простому «убежищу безопасности» в центральном посту показались дополнительная пара прочных «спасательных» отсеков, в самом носу и в корме. В простой обстановке они употреблялись как жилые; в том месте же пребывала торпедные аппараты и около десятка торпед. Вторая особенность корабельной архитектуры была, как говорится, налицо.

Внушительный корпус «морской коровы» покрывала широкая палуба, всецело скрывавшая внешние цистерны: главное и первое внешнее отличие от известных «семерок». Строились «девятки» в нескольких модификациях. Первой из них стала немногочисленная серия «IХА», восемь единиц которой вошли в строй в начале войны.

За ней последовала чуть более солидная «IХВ» (14 единиц), ставшая самая известной потому, что именно на лодках этого типа действовало большая часть начальников — «передовиков» по части потопленного тоннажа. С технической точки зрения эта разновидность отличалась более емкими топливными цистернами, снабжающими еще более большую дальность действия. «IХВ» без особенных неприятностей топили суда в столь удаленных районах, как Индийский океан и южная Атлантика.

Подлодка Тип «ІХП-2» (Германия, 1942 г.)

Строилась компанией «Дешимаг» в Бремене Тип конструкции — полуторакорпусный. Водоизмещение надводное/подводиое 1585/1770 т. Размеры: протяженность 87,6 м. ширина 7,5 м, осадка 5.4 м. Глубина погружения до 200 м. Двигатель: два дизеля мощностью 2200 л.с. + два дизель-генератора мощностью 580 л.с. + два электромотора мощностью 500 л.с., скорость надводная/подводная 20.5/7 уз.

Оружие: первоначально шесть 533-мм торпедных аппаратов (четыре в носу, два в корме. 22 торпеды), одно 105-мм орудие, один 37-мм и один 20-мм автомат. Экипаж: 57 чел.

Перестроены в транспортные: 105-мм торпедные аппараты и орудие сняты, зенитная артиллерия усилена до одного 37-мм и четырех 30-мм автоматов. Имели возможность принимать до 250 т груза. Всего в 1941 — 1942 гг. выстроено две единицы, «U-180» и «U-195». Первая погибла на минах в 1944 г., вторая передана Японии в 1945 г.. взяла обозначение «I-506», сдалась американцам в августе того же года

По тому же пути конструкторы следовали и потом. Серия «IХС», ставшая, наконец, реально массовой (всего было выстроено более 140 единиц), дала замеnный скачок в чертях за счет увеличенных в полтора раза внешних топливных цистерн. В нее имелось пара модификаций, появление которых связано в первую очередь с опытом в эксплуатации более ранних образцов.

Так, на варианте «IХС/40» палуба уже не была столь широкой; выяснилось, что именно она есть обстоятельством довольно медленного погружения. В итоге, инженерам было нужно «урезать осетра».

Следующая и последняя серия «девяток», «IХD», представляла собой увеличенный вариант IХС, переделанный для исполнения транспортных и снабженческих операций. Эти лодки не несли торпедных аппаратов, но владели аккумуляторными батареями увеличенной емкости.

Первоначально на них устанавливался более легкий и быстроходный дизель, но скоро стало известно, что данный силовой агрегат имеет массу технических недоработок, и дизель был заменен на обычный, но меньшей, чем на «С» мощности. В итоге, лодки оказались медленными и неуклюжими. Но, непременно, весьма дальними.

Не страно, что в среде подводников они взяли прозвище Uberseekuh (что-то типа «Заморская корова»).

В финальной модификации «IХD-2» конструкторы снова возвратились к боевому варианту. Эта лодка являлась прекрасно вооруженной вариацией «IХD-1».

Если сравнивать с и без того достаточно «дальней» серией «IХС» радиус действия удалось удвоить. «Окончательный вариант» имел возможность нести целый арсенал торпед и мин, но вместе с тем субмарина оказалась громоздкой и очень медлительно погружающейся, что не давало ей шансов сохраниться во враждебной Северной Атлантике. Эти лодки, как последние единицы серии «IХС/40», имели «усеченную» палубу для ускорения погружения «на ходу».

Непременно, внушительный «продукт», вот очевидно опоздавший: в серии «IXD» удалось ввести в строй лишь несколько транспортных «единичек» и тройку боевых «двоек». Капля в море «семерок», на каковые пришлась главная тяжесть войны.

Подлодка Тип «IXD-2» (Германия, 1943 г.)

Строилась компанией «Дешимаг» в Бремене Тип конструкции -полуторакорпусный.

Водоизмещение надводное/подводное 1590/1775 т. Размеры: протяженность 87.6 м, ширина 7,5 м, осадка 5.4 м. Глубина погружения до 200 м. Двигатель: два дизеля мощностью 1500 л.с. + два электромотора мощностью 500 л.с., скорость надводная/подводная 19,25/7 уз. Оружие: шесть 533-мм торпедных аппаратов (четыре в носу, два в корме, 22 торпеды), одно 105-мм орудие, один 37-мм и один 20-мм автомат. Экипаж: 57 чел.

Всего в 1942 — 1944 гг. строилось 52 единицы, из которых до конца войны в строй вошло около половины. «U-181» и «U-862 переданы Японии в 1945 г.. взяли обозначение «I-501» и «I-502», сдались американцам в августе того же года

Лодка U-875 (IXD-2) в доке на момент капитуляции Германии

В следствии этих качественных и (в основном) количественных упрочнений подводного флота Кригсмарине утраты союзников за первое полугодие 1942 года заметно возросли, достигнув 567 судов неспециализированным водоизмещением практически в три миллиона тысячь киллограм. И, что самое серьёзное и неприятное для «жертв», ценой всего 21 потопленной лодки, другими словами на одного стёртого с лица земли «волка» приходилось по 27 «задранных ягнят» неспециализированной вместимостью более чем 140 млн кг.

Отчаянные упрочнения «овчаров» в попытках отразить атаки компенсировалось всебольшим применением тактики «волчьих свор». И в последние три месяца того же года на дно пошло еще 1,8 миллиона тысячь киллограм судов. Действительно, возросла и цена: за это время в том месте к ним присоединилось40 «У-ботов».

Что означало понижение потопленного тоннажа до приблизительно 45 млн кг на стёртую с лица земли лодку -более чем втрое. Но, все равно, в текущем году смертельная игра до тех пор пока оставалась нерентабельной для судостроителей и перевозчиков грузов. Но, как говорится, процесс уже отправился…

Следующий год начался так же не очень оптимистично. Но с лета 1943 года, в то время, когда англо-американцы радикально поменяли совокупность шифрования радиограмм, употреблявшуюся на море, германский флот в целом и лодки Дёница, как самая активная его часть, начали «погружаться во тьму» намерений противника и незнания планов. Вторая за четверть века попытка поставить на колени союзников, в первую очередь Британию, при помощи подводной войны, зависла в метастабильном состоянии.

Для решительной победы требовались принципиально новые средства. И обе стороны еще не выложили все козырные карты на стол.

В.

КОФМАН

????ВТОРАЯ ПОПЫТКА???? ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ СЮЖЕТ??ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ТРИЛЛЕР. триллеры,боевики,драмы,детектив,

Статьи, которые будут Вам интересны: