Ввинчиваясь вгрязь: шнекоход

Ввинчиваясь вгрязь: шнекоход

    MudMaster MudMaster от австралийской компании Residue Solutions — единственный на сегодня шнекоход, планирующий серийно. На его универсальную платформу компания-производитель может установить фактически любое оборудование.
    Шнекоход Казмера Необычная машина Казмера имела 4 свободных шнека, расположенных под углами 90 градусов, — под машиной получался крест либо квадрат из шнеков.
    Полз шнекоход медлительно, но не опасался жёсткой земли
    Снежный толкач Беккера Мысль Беккера пребывала в создании свободного модуля, оснащенного двумя параллельными роторами-шнеками, приводящимися от общего двигателя. Модуль возможно прицепить к саням либо кроме того к лыжнику.
    Шнекоход Tyco Terrain Twister Из десятков патентов, посвященных шнекороторным движителям, как минимум пятая часть посвящена игрушкам. Игрушку воплотить значительно несложнее, чем полноразмерный вездеход аналогичного замысла.

    Действительно, успеха такие игрушки не снискали
    Радиоуправляемый Tyco Terrain Twister провалился на рынке. Его обтекаемые формы не соответствовали черепашьей скорости, на ровной поверхности он умел ездить лишь боком, а на воде значительно занимательнее было пускать кораблики.
    Tesh-Drive Алексея Бурдина В конструкции питерского изобретателя между лопастями архимедова винта на ротор натянута долгая червеобразная камера, разрешающая скоро перевоплотить шнек в колесо, а шнекоход — в дорожную машину.

Принцип перемещения шнекороторного вездехода несложен. Машина снабжена двумя либо более соосными с направлением перемещения роторами — винтами Архимеда. При вращении они отталкиваются от кашеобразной либо жидкой субстанции, по которой движется вездеход, и продвигают его вперед.

Мысль так несложна, что любой ребенок может собственными руками сделать подобную игрушку: шнекоходы были популярным классом моделей в кружках юных техников.

Шнекоходу не страшно ничего. В том месте, где вязнет болотоход «Трэкол» с огромными бескамерными шинами, где из-за неровностей рельефа не имеет возможности пройти судно на воздушной подушке, шнекоход будет медлительно, но правильно продираться вперед. Для операций по спасению в условиях, к примеру, северных болот, он может стать незаменимым ассистентом. Помимо этого, полые роторы-шнеки могут служить поплавками, превращая вездеход в амфибию.

Где же недочёты?

Они налицо. И самый основной — это полная неспособность шнекохода передвигаться по хотя бы чуть-чуть жёсткой поверхности. Когда шнек «ощущает» почву, машину начинает сносить в сторону и трясти.

Помой-му этого нетрудно избежать, сделав поворотной кабину вездехода. Пускай на шнеках он идет по оси X, а по дороге катится по оси Y. Но, увы, так сделать запрещено, по причине того, что от качения шнеки будут попросту разрушаться, теряя свойственные им свойства архимедова винта. А вдруг сделать их сверхпрочными, шнекоход будет дробить асфальт либо второе покрытие.

Имеется и еще один недочёт: очень низкая скорость перемещения при высоких энергетических затратах. Как раз невозможность существования шнекохода в качестве независимой транспортной единицы и не разрешило подобным вездеходам взять должное распространение. В том очень узком сегменте, где без них не обойтись, делают : шнекоход в кузове второй автомобили и спускают его на воду либо грязь.

Узость сегмента делает нерентабельным производство шнекоходов. Как же на данный момент обстоят дела на этом рынке?

Сегодняшние реалии

Сейчас в мире существует лишь одна компания, занимающаяся серийным изготовлением шнекоходов, — это австралийская Residue Solutions, производитель шнекохода MudMaster («Эксперт по грязи»). Действительно, серия совсем маленькая- компания реализовывает чуть ли несколько десятков автомобилей в год (что, но, в полной мере прилично с учетом цены шнекохода).

MudMaster — замечательная опытная машина, предназначенная для сельхозугодий станций и обслуживания ирригации, требующих постоянного наличия воды (скажем, иловых полей), и для работы в условиях болот, мангровых лесов, береговых линий с низкой плотностью земли и т. д. Несложнее говоря, для работы в грязевой жиже. Восьмиметровый MudMaster весит 18,5 т и приводится в перемещение шестицилиндровым дизелем Cummins. Планирует любой экземпляр шнекохода по заказу; процесс сборки занимает 18 недель.

Оборудование на MudMaster возможно поставить самое различное — от мелиорационной совокупности до подъемного крана; по сути это легко платформа.

Теоретически шнекоход возможно заказать еще в голландской компании Eco Dredging ЛТД. Под торговой маркой VISона создаёт всевозможное оборудование для стремительного создания неестественных водоемов, котлованов и т. д. В модельном последовательности компании некое время был маленькой шнекоход VIS Amfirol. В отличие от универсального австралийца, Amfirol- легко мелкий грузовичок-амфибия на шнековом ходу. Нужно заявить, что эксперты Eco Dredging не самостоятельно создали шнекоход.

Изначальную машину называющиеся Amphirol (да, через «ph») спроектировал и выстроил в первой половине 60-ых годов двадцатого века голландский инженер Джей-Джей де Баккер. Шнеки приводились в перемещение двумя 750-кубовыми двигателями DAF, представленными производителем. ДеБаккер весьма болел за собственную идею, выстроил позднее вторую модель (первая некое время стояла в музее DAF), но наладить производство не сумел.

Шнеки в СССР

Благодаря необъятным просторам, широким болотам и разреженной дорожной сети СССР и, например, его северо-восточные территории казались совершенным плацдармом для применения шнекоходов. Рыхлый снег толщиной в несколько метров- прекрасная среда для аналогичной автомобили. Советские инженеры с определенной регулярностью обращались к теме шнекоходов, но раз за разом сдавались.

Кроме того в стране, где приказ партии частенько перевешивал фактор экономической пользы, шнекоходы были обречены.

Самый узнаваемый и эксплуатирующийся сейчас коммунистический шнекоход — ЗИЛ-2906 (либо усовершенствованный 29061). Более правильная его классификация — шнекороторный снегоболотоход. С 1980 по 1991 год на заводе имени Лихачева было выстроено 20 поисково-спасательных комплексов повышенной проходимости «светло синий птица». Клиентом выступило бюро им.

С.П.Королева: главным назначением комплекса должно было стать спасение астронавтов по окончании приземления. В комплекс входили пассажирский автомобиль ЗиЛ-49061, грузовой вездеход ЗиЛ-4906 и фактически снегоболотоход. Последний помещался в кузов грузовика и выгружался только при необходимости.

Нужно заявить, что необходимости фактически так и не появилось. Шнекоход по большей части демонстрировал чудеса проходимости в том месте, где на брюхо садились кроме того танки, и служил народному хозяйству. К примеру, в рыбхозе его применяли для уничтожения камыша — он был способен забраться в такие дебри, куда ни лодки, ни амфибии попасть не могли.

Но ЗИЛ-2906 хотя бы отыскал себе использование. А вот остальные советские разработки остались на стадии прототипа. К примеру, еще в первой половине 70-ых годов двадцатого века был выстроен шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-4904 — самый большой в мире, грузоподъемностью 2,5 т. Он приводился в перемещение двумя 180-сильными двигателями и был вправду могуч.

Лишь вот применения ему не нашлось. Для чего нужен громадный грузовик в местах, где больше ни одна машина не пройдет? Что возить-то? Лес?

В итоге пара выстроенных 4904-х отправились на слом, только один чудесным образом сохранился до наших дней. Сейчас на него возможно взглянуть в Национальном военно-техническом музее в Черноголовке.

Мало истории

В действительности шнекороторный движитель был в первый раз запатентован во второй половине 60-ых годов девятнадцатого века (!) американским изобретателем Джейкобом Морэтом, а первый российский патент на шнековые сани показался в 1900 году. По большому счету, за последние 150 лет авторских и патентов свидетельств на шнекороторные амфибии и вездеходы было много. Лишь вот в металле воплотились всего пара.

Первым стал паровой шнекоход Джеймса Пиви из Мэйна, выстроенный в 1907 году.

Наиболее известным (и, пожалуй, единственным серийным) был снегоболотоход «Снежный сатана» на базе трактора Fordson, что строила компания Armstead Snow Motor в 1920-х годах. Компания придумала хорошую схему: она просто клепала наборы для переоборудования шасси любого «Фордзона» в шнекоход. какое количество таких автомобилей было сделано, толком неизвестно.

До наших дней совершенно верно дошел один экземпляр, аккуратно хранящийся в автомобильном музее в Вудленде, Калифорния.

На протяжении Второй мировой войны публикаций в газетах и достаточно громкой славы удостоился шнекоход, сконструированный германским офицером Иоганном без сомнений в первой половине 40-ых годов XX века. Главной мыслью Раделя была трудность освоения снежных просторов России по окончании ее окончательной капитуляции. 28 апреля 1944 года Радель совершил первые опробования шнекохода, созданного на базе простого трактора; испытывал он машину в горах Тироля, причем удачно.

Но было поздно: обстановка на фронтах очевидно не обладала к применению автомобили Раделя.

Пути развития

Итак, главная неприятность шнекохода — бесполезность в любой «цивильной» среде и невозможность передвигаться по ровной дороге. Соответственно, предстоящее развитие этого вида вездеходов лежит в универсализации конструкции. Попытки были и раньше.

В частности, сумасшедшие парни из компании Ice Challenger спроектировали и выстроили универсальный вездеход Snowbird 6, талантливый двигаться как на шнеках, так и на гусеницах. За базу был забран маленький гусеничный грузовичок, к которому прикрепили два замечательных шнека. В то время, когда необходимо было перейти от гусеничного хода к шнековому, роторы опускались ниже гусениц — и машина преобразовывалась в шнекоход.

В 2002 году экспедиция в составе шести человек на Snowbird 6 удачно проехала по льду Берингова пролива из поселка Провидения на Чукотке впредь до города Ном на Аляске- 350 миль за 8 дней. Машина выполнила собственный назначение.

Но это эксклюзивное ответ. А вот идею, способную привести к распространению шнекоходов, выдвинул и запатентовал Петербургский изобретатель Алексей Бурдин. В конструкции Бурдина между лопастями архимедова винта на ротор натянута долгая червеобразная камера. В то время, когда вездеход находится в режиме шнека, она сдута. В то время, когда же в нее поступает воздушное пространство (либо вода), камера заполняет собой межлопастное пространство и превращает шнеки в простые колеса.

Дабы не быть бездоказательным, Бурдин выстроил и действующий пример вездехода с1,5-киловаттными электроприводами на передний и задний шнеки. У конструкции имеется пара неприятностей, каковые возможно решить, применяя новейшие технологии. Во-первых, сильный износ сдутых камер при работе в режиме шнека. «направляться применять высокопрочную армированную резину и уменьшаемый протектор, — говорит Алексей. — Но на макете до тех пор пока легко камера, этого достаточно».

Вторая неприятность — необходимость обеспечения поворотного корпуса, по причине того, что в режиме шнека вездеход движется по одной линии, а в режиме качения — по перпендикуляру к ней.

Но вопрос так же, как и прежде стоит ребром: кому в действительности нужен шнекоход, в случае если полтора десятка аналогичных автомобилей, создаваемых австралийской компанией Residue Solutions, в полной мере покрывают мировые потребности? Исходя из этого, в случае если Алексею не удастся совершить революцию в вездеходной индустрии, шнекоходы так и останутся необычным видом транспорта, предназначенным разве что для работы на иловых площадках станций аэрации

И шнек, и снег

Шнекоход может служить не только для промышленных целей, но и как личное средство транспорта. К примеру, целый модельный последовательность шнекороторных вездеходов создали в 1960-х годах в Горьковском политехническом университете (ГПИ).

В 1965 году показалась первая машина данной серии — шнекороторный снегоход ГПИ-16, а после этого и бессчётные ее модификации. Конструктивно все эти вездеходы представляли собой простые снегоходы, в которых вместо гусениц находились шнеки. Скорость передвижения была, само собой разумеется, мала, но шнекоход не вяз ни при каких обстоятельствах и нигде.

К 1972 году разработка была налажена и отточена — это разрешило создать вездеход РВБ-ГПИ-02, замечательную машину, использовавшуюся для обработки отстойных иловых площадок очистных сооружений на станциях аэрации, а после этого и ее наследницу РВБ-ГПИ-06.

Потом разработки Горьковского политеха взяли продолжение. К примеру, на ЗиЛе испытывали шнекоход ШН-1. В случае если же углубиться в давешнюю историю, еще во второй половине 20-ых годов XX века инженер Крживитский спроектировал и выстроил шнекосани для лесохозяйства (он, кстати, выпустил последовательность книг и монографий по разным типам снегоходов).

Но все это были только искры от несуществующего костра.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№103, май 2011).

<

h4>

[вГрязь] — Воздушное пространство

Статьи, которые будут Вам интересны: