Закат величия «владычицы морей»

Закат величия «владычицы морей»

Возможности английской экономики в межвоенный период никак не было возможности назвать радужными. Самая громадная в мире империя лишь снаружи смотрелась непоколебимой; в конечном итоге неприятности подступали со всех сторон. финансовый кризис привёл к серьёзному сокращению ассигнований на вооруженные силы, от которого пострадал и флот — святая святых «нации мореплавателей».

Проекты новых судов приходилось разрабатывать в первую очередь из условия твёрдой экономии.

Но неприятности не исчерпывались экономикой. За годы, прошедшие В первую очередь века, очень сильно изменилась расстановка сил в мире. Вчерашний приятель подчас становился потенциальным неприятелем — как раз таковым для британцев стала Япония.

С середины 30-х годов пути обеих империй разошлись; англо-японский альянс распался, и перед Британией все явственнее маячила возможность войны на Дальнем Востоке. Шансы «владычицы морей» выйти из нее победителем смотрелись очень вызывающими большие сомнения.

Стало ясно, что особенно не легко было нужно бы британским торпедным силам. Япония серия за серией строила красивые эсминцы, по боевым возможностям на большом растоянии превосходившие суда собственных давешних преподавателей.

В этих условиях обращение об экономии уже не шла. Требовался адекватный ответ — замечательный артиллерийско-торпедный корабль, не уступавший своим предполагаемым соперникам.

Действительно, британцы все еще вычисляли себя хозяевами в любой ситуации и так же, как и прежде разглядывали дестройер как вправду истребитель любых торпедных судов неприятеля.

Так, к 1935 году появился проект «фаворита V» (в память об успешных судах времен Первой Мировой). Смотрелся он более чем впечатляюще: десять 120-мм орудий в двухорудийных установках, причем три установки имели возможность вести пламя прямо по носу, а две — по корме. (Размещение артиллерии, позднее принятое на крейсерах ПВО типа «Дидо».) Скорость равнялась стандартным 36 узлам, а водоизмещение по заданию не должно было быть больше договорные 1850 т. Место для торпед проектировщикам приходилось добывать практически по сантиметрам.

Предлагались самые различные варианты, включая экзотический пятитрубный аппарат, три трубы которого имели возможность стрелять в одну сторону, а две оставшиеся — в другую! Более того, требовалось, дабы пушки имели возможность вести пламя по самолетам. В общем, на бумаге проект смотрелся через чур прекрасно чтобы быть воплощенным в металле.

Реально артиллерийские установки вышли в полтора раза тяжелее, чем в проекте, а их зенитные особенности были весьма ограниченными из-за малого угла возвышения. Но все же на британских эсминцах в первый раз удалось ввести хоть какие-то элементы механизации заряжания, и скорострельность увеличилась до 10—12 выстрелов в 60 секунд. Совершенная в теории схема размещения артиллерии приводила к чересчур высокому силуэту.

Исходя из этого одну из носовых установок сперва желали перенести в середину корпуса, между трубами, а в последний момент от нее по большому счету отказались в пользу классического четырехствольного 40-мм зенитного «пом-пома».

Однако, серия эсминцев, известная как тип «Трайбл» (суда назывались в честь представителей «диких» агрессивных племен, а по-английски слово «tribal» именно свидетельствует «племя»), была одной из самые удачных в английском флоте.

Их довольно часто именуют фаворитами — по большей части из-за предельного договорного водоизмещения, не смотря на то, что в конечном итоге лишь два из них были оборудованы как фавориты дивизионов. Суда сражались на всех театрах, от Арктики до Южной Атлантики, но со собственными «особыми» соперниками из Японии, против которых они, фактически, и строились, встретиться им так и не удалось.

В годы войны выяснилась явная непригодность главного калибра для борьбы с современными самолетами, исходя из этого на подавляющем большинстве единиц (14), сохранившихся по окончании 1940 года, кормовая установка заменилась на спаренную механизированную зенитную 102-миллиметровку, а число автоматов возросло за счет неприхотливых и легких 20-мм «эрликонов», поменявших практически ненужные крупнокалиберные пулеметы. Уже в годы войны по примеру первых «трайблов» выстроили собственные маленькие серии судов английские доминионы — Канада и Австралия.

В целом успешный корабль тут же критиковали приверженцы торпедного оружия, полагавшие его через чур громадным, дорогим и плохо вооруженным для атак больших боевых единиц соперника. И тут британские конструкторы продемонстрировали, что при необходимости они все еще смогут скоро создать новый хороший проект, а кораблестроители — практически столь же скоро воплотить его в металле.

Громадные дестройеры типа «Джервис» (серия «J») имели, пожалуй, самые сбалансированные характеристики среди всех эсминцев Британии довоенной и военной постройки. Имея всего на два орудия меньше «трайбла», они являлись наряду с этим настоящими торпедными судами, неся по десять торпедных труб.

Кроме хороших «цифровых» черт, «джервисы» владели классическими для английских боевых судов не весьма заметными на бумаге, но очень полезными преимуществами, например, красивой мореходностью. Они превосходно держали скорость на волне, а новая форма корпуса разрешала им функционировать в открытом океане практически в любую погоду.

Действительно, и недочёты «джервисы» имели также классические: 120-мм артиллерия оставалась фактически беззащитной перед самолетами соперника, так что на протяжении войны часть этих хороших эскадренных миноносцев (а всего их было выстроено три флотилии по восемь единиц — типы «J», «K» и «N») лишилась одного из торпедных аппаратов в пользу очень вызывающего большие сомнения приобретения — одиночной 102-мм зенитки с местным управлением огнем. Последняя разрешала лишь отпугивать германские и итальянские самолеты.

Нельзя сказать, что эксперты Адмиралтейства не осознавали слабости ПВО собственных соединений, которую, в принципе, должны были усиливать эсминцы. На деле же последние сами нуждались в защите от атак с воздуха. Исходя из этого на базе успешного «J» перед самой войной был создан очередной проект суперэсминца типа «Лафорей» (серия «L»).

Не обращая внимания на формально прошлый состав оружия, он владел как следует новой артиллерией, не уступавшей лучшим зарубежным примерам. Сейчас 120-миллиметровки стреляли 28-кг боеприпасами, более тяжелыми, чем у 127-мм американцев и пушек японцев. Спаренные установки представляли собой самые настоящие, всецело закрытые башни (не смотря на то, что и с весьма легкой противопульной броней); предусматривалась заряжания и механизация наводки, причем орудия имели возможность наводиться раздельно.

А венчал артиллерийскую часть в первый раз примененный универсальный командно-дальномерный пост (КДП), предназначавшийся для управления стрельбой как по надводным, так и по воздушным целям.

255. Эскадренный миноносец «Эскимо», Англия, 1938 г.

Принадлежал к типу «Трайбл», строился компанией «Виккерс-Армстронг». Водоизмещение стандартное 1860 т, полное 2550 т. Протяженность громаднейшая 114,9 м, ширина 11,12 м, осадка 2,8 м. Мощность двухвальной турбинной установки 44 000 л.с., скорость 36 узлов.

Оружие: восемь 120-мм и четыре 40-мм орудия, восемь 12,7-мм пулеметов, один четырехтрубный 533-мм торпедный аппарат. Всего в 1938—1939 годах выстроено 16 единиц: «Эфрайди», «Ашанти», «Бедуин», «Коссак», «Эскимо», «Гурка», «Маори», «Мэшона», «Мата-беле», «Мохаук», «Ньюбиен», «Панджаби», «Сикх», «Сомали», «Тартар» и «Зулу». Двенадцать из них погибли в годы войны, а сохранившиеся «Ашанти», «Эскимо», «Ньюбиен» и «Тартар» сданы на слом в 1948—1949 годах.

256. Эскадренный миноносец «Джервис», Англия, 1939 г.

Принадлежал к типу «J», строился компанией «Хауторн Лесли». Водоизмещение стандартное 1700 т, полное 2350 т. Протяженность громаднейшая 108,61 м, ширина 10,8 м, осадка 2,8 м. Мощность двухвальной турбинной установки 40 000 л.с., скорость 36 узлов. Оружие: шесть 120-мм и четыре 40-мм орудия, восемь 12,7-мм пулеметов, два пятитрубных торпедных аппарата.

Всего в 1939—1940 годах выстроено восемь единиц: «Джерси», «Джервис», «Джекел», «Ягуар», «Янус», «Джевелин», «Джюно» и «Джюлитер». Войну пережили лишь «Джервис» и «Джевелин», сданные на слом во второй половине 40-ых годов XX века.

257. Фаворит «Милн», Англия, 1942 г.

Строился компанией «Скотт». Водоизмещение стандартное 1950 т, полное 2690 т. Протяженность громаднейшая 110,5 м, ширина 11,21 м, осадка 3,05 м. Мощность двухвальной турбинной установки 48 000 л.с., скорость 36 узлов. Оружие: шесть 120-мм и четыре 40-мм орудия, восемь 12,7-мм пулеметов, два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

Всего в 1941—1943 годах выстроено восемь единиц серии «М» («Милн», «Марксмэн», «Мартин», «Матчлесс», «Метеор», «Маскетир», «Мирмидон» и «Марн»), и восемь родных по типу судов серии «L». «Марксмэн» и «Мартиин» погибли на протяжении военных действий, «Милн», «Матчлесс», «Метеор» и «Марн» переданы Турции во второй половине 50-ых годов XX века. «Мирмидон» в первой половине 40-ых годов XX века передан польским вооруженным силам в эмиграции. Сдан на слом в середине 50-х годов, как и «Маскетир».

258.

Эскадренный миноносец «Барфлер», Англия 1944 г.

Принадлежал к типу «Бэттл», строился компанией «Суон Хантер». Водоизмещение стандартное 2380 т, полное 3380 т. Протяженность громаднейшая 115,5 м, ширина 12,2 м, осадка 3,9 м. Мощность двухвальной турбинной установки 50 000 л.с., скорость 35,5 узла. Оружие: одно 102-мм и четыре 114-мм орудия, восемь 40-мм и шесть 20-мм автоматов, два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

Всего в 1944—1946 годах выстроено 16 единиц: «Армада», «Барфлер», «Кадикс», «Кэмпердаун», «Финистерр», «Габбард», «Грейвлин», «Хог», «Лагос», «Сент-Джемс», «Сент-Киттс», «Сэйнтс», «Слюйс» и «Виго».

Теоретически суда типа «L» должны были стать лучшими представителями собственного класса, но на практике, увы, все выяснилось значительно сложнее. Дебют в создании универсальной артиллерии для эсминцев не стал успехом — сказалось отсутствие у конструкторов опыта в данной области.

Скорость горизонтального и вертикального наведения пушек и КДП не разрешали «вести» скоростные самолеты, установка дистанционных трубок и подача снарядов кроме этого были не на высоте. В попытке исправить положение на части эсминцев серии «L» вместо 120-мм разместили три спаренные установки 102-мм зениток, перевоплотив предполагавшиеся фавориты в суда ПВО, но в заметной мере обесценив их для артиллерийского боя.

Заложив две серии по восемь единиц, британцы вынуждены были отказаться от предстоящего строительства этих громадных и дорогих судов. Причем предлагалось кроме того перестроить вторую серию («М») в обычный «Джервис», но кандидаты на перестройку пребывали уже в через чур высокой степени готовности, и от их переоборудования отказались.

Война, начавшаяся для Англии неудачно, смешала все предстоящие замыслы.

Тяжелые потери в судах вынудили Адмиралтейство импровизировать. Потому, что новые эсминцы требовались «тут и по сей день», было нужно пойти на компромиссы, как в большинстве случаев, не всегда успешные. В качестве базы для «чрезвычайных» серий забрали проект «J» с его мореходным корпусом и надежной механической установкой — ответ, в общем, в полной мере разумное.

Но с артиллерией новым судам не повезло: фабрики не справлялись с заказами, и пестрота вариантов оружия эсминцев следующих серий как в зеркале отразила все трудности индустрии армейского времени. Перспективное предложение — вооружить их четырьмя 102-мм зенитными спарками — не прошло из-за недостатка пушек и явной перегрузки судов.

Восемь единиц первой и второй «чрезвычайных» серий («О» и «Р») взяли кто четыре, кто пять 102-мм одиночных пушек (лишнюю — за счет одного из четырехтрубных торпедных аппаратов). Следующие эсминцы, от «Q» до «W» (всего семь «букв» по восемь судов), вооружались четырьмя 120-мм орудиями, единственными преимуществами которых были простота в эксплуатации и технологичность в производстве.

В то время, как в других флотах шли либо пробовали идти по пути создания все более идеальных артустановок, британским морякам приходилось, как и 30 лет назад, вручную подавать боеприпасы и целиться на глазок во линкоры и вражеские крейсера. Однако, по иронии судьбы, как раз столь несовременные суда серии «V» совершили одну из немногих хороших торпедных атак, потопив вольно маневрировавший японский тяжелый крейсер «Хагуро», имевший к тому же хоть и не через чур передовой по конструкции, но в полной мере работоспособный радиолокатор.

Лишь к 1942 году британцам удалось, наконец, создать достаточно современное орудие нового, 114-мм калибра, 25-килограммовый боеприпас которого не уступал известной американской 127-миллиметровке. Предусматривалась и механизация процесса заряжания. Но неприятность с установками для новой пушки оставалась столь же острой — не хватало ни времени, ни средств для разработки принципиально новых образцов.

Было нужно закончить ветхий «алфавит» (восемь единиц типа «Z») в варианте все тех же «чрезвычайных» серий (изменился лишь калибр орудий). Да и новый, начатый сходу с буквы «С» (четыре флотилии, 32 единицы) всецело повторял все тот же армейский проект с одиночными установками, фактически не пригодными для противодействия авиации .

Лишь в самом финише 1942 года на чертежных досках показался проект эсминца, полностью отвечавшего современному по тому времени уровню.

Речь заходит о типе «Бэттл» (от слова «battle» — «сражение»), все единицы которого взяли заглавия в честь баталий, побеждённых (либо хотя бы не проигранных) британским флотом либо армией. На новых судах предполагалось установить по три спаренных 114-мм артустановки — наконец-таки всецело закрытых и механизированных, с громадным универсальной системой и углом возвышения управления огнем с артиллерийским радаром. Основной калибр дополняли в полной мере идеальные 40-мм зенитные автоматы.

Но для этого требовалось отказаться как минимум от одного из двух четырехтрубных торпедных аппаратов. Последнее условие в то время уже представлялось в полной мере разумным всем, но лишь не боевым английским адмиралам. В следствии вместо третьей установки суда взяли 102-мм укороченную пушку, пригодную лишь для стрельбы осветительными боеприпасами либо расстрела целей в упор.

В итоге снова оказался корабль «промежуточного» примера, что никак не было возможности разглядывать как базу громадной серии.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века проект «Бэттл» переделали, заменив ненужную 102-мм пушку на пятую 114-миллиметровку — также половинчатое, но куда более логичное ответ. Сразу же последовал заказ на три флотилии эсминцев (24 единицы), будущее которого наглядно показала немощь некогда великой Британии.

Финиш войны застал большая часть судов на стапелях, причем многие из них находились в значительной мере готовности. Но в строй ввели лишь шесть единиц — не обращая внимания на то, что бессчётные «чрезвычайные» дестройеры уже нуждались в замене на современные эсминцы. Остальные простояли у достроечной стены кто два, а кто и шесть лет, но наконец-то все отправились на слом. Денежные трудности послевоенной Англии являлись еще более жёсткими, чем во времена «великой депрессии».

Закат величия бывшей «владычицы морей» как морской державы вступил в завершающую фазу.

В. КОФМАН

Закат владычицы морей

Статьи, которые будут Вам интересны: