Заокеанские тяжеловесы

Заокеанские тяжеловесы

Одним из самый любопытных фактов из истории кораблестроения США есть тот, что их первый броненосный крейсер по сути собственной не являлся ни отечественной разработкой, ни крейсером Чувствительный рост основных латиноамериканских флотов, в первую очередь бразильского, в конце 80-х годов XIX века стал причиной достаточно необычной ситуации Самая сильная в экономическом отношении держава мира уступала (не смотря на то, что и формально) по военно-морской мощи очень отсталым и пустынным соседям (пускай и отдаленным) Положение представлялось американским политикам совсем нетерпимым, и августовский 1886 года акт Конгресса утвердил постройку двух прекрасно бронированных и очень сильно вооруженных боевых судов Одним из них стал обычный броненосец «Техас», а вторым — классифицированный в качестве броненосного крейсера «Мэн», взявший обозначение ACR1 (Armoured cruiser 1 — броненосный крейсер № 1) В действительности, он воображал собой пара поменянный бразильский «Риахуэло», выстроенный в Англиии и считавшийся хорошим вариантом «броненосца для бедных» (Подходящий выбор для одной из двух самых богатых государств) Толстенный 12-дюймовый броневой пояс из гарвеевской стали и 17-узловая скорость этого 6680-тонного корабля очевидно свидетельствовали о его «линейном» предопределении Четыре десятидюймовки в двух расположенных по диагонали прилично бронированных 203-мм плитами башнях кроме этого напоминали «старших братьев» Но вспомогательный калибр был очень скромным — шесть 152/30-мм орудий да полтора десятка малокалиберных скорострелок.

В следствии «Мэн» вправду был достаточно обычным «проходным» броненосцем второго класса без сомнений, через пара лет его как раз так и принимали бы, но ему была уготована вторая будущее Всего через два с половиной года по окончании вступления в строй, 15 февраля 1898 года, первый в истории Соединенных Штатов броненосный крейсер взлетел на воздушное пространство в порту Гаваны, столицы Кубы, являвшейся тогда испанской колонией Его смерть сослужила влияниям США хорошую работу Лозунг «не забывай о «Мэне» возбудил всплеск патриотизма и активности населения, не через чур хотевшего до этого начала войны с Испанией В действительности подлинную обстоятельство взрыва так и не удалось до конца узнать вплоть до наших дней, что не помешало американцам обвинять в его смерти испанцев, и напротив Самые злые языки говорили о том, что руководство США намерено «подставило» собственный самый нехороший корабль, что вряд ли возможно признать за истину Не смотря на то, что к тому времени под звездно-полосатым флагом уже плавали пара заметно более сильных броненосцев, новый и, что ни скажи, достаточно сильный корабль никак не был бы лишним.

В это же время, к тому времени в составе американского флота уже имелись настоящие броненосные крейсера, сконструированные на совсем вторых правилах, нежели несчастливый «Мэн» Первый из них, «Нью-Йорк», заложили спустя 2 года по окончании «Мэна», а вот вступил в строй он на 2 года раньше Одной из обстоятельств стало то, что строился он на личной филадельфийской компании «Чарльз Крамп и сыновья», ставшей в маленькое время одним из самые видных поставщиков боевых судов для флотов всех государств (в частности, для России в Филадельфии выстроили броненосец «Ретвизан» и крейсер «Варяг») «Частники» трудились скоро, сдав большой и передовой для собственного времени корабль менее чем за три года.

А «Нью-Йорк» был вправду очень уникальным крейсером По окончании «экономного» первенца американцы размахнулись на крейсер водоизмещением более чем 8000 т Наряду с этим на первый взгляд его «броненосность» смотрелась изрядно фиктивной пояс из никелевой стали был не только узким, всего 4 дюйма, но еще и маленьким, закрывая лишь автомобили и котлы Но за ним таилась весьма солидная броневая палуба, скосы которой достигали толщины 152 мм По сути дела, «двойка» (корабль взял порядковый номер ACR2) являлась замечательным бронепалубным крейсером с дополнительным «бонусом» в виде «броневого передничка» Нетривиально смотрелось и оружие Основная артиллерия складывалась из шести 8-дюймовок, четыре из которых размещались в прекрасно бронированных башнях в корме и носу, а оставшаяся пара — в выступах-спонсонах по бортам в середине корпуса В следствии на борт имело возможность стрелять пять орудий, на корму и нос — номинально четыре Действительно, так же, как и прежде «не смотрелась» скорострельная артиллерия Тогда как в других ведущих морских державах боевые единицы вовсю вооружались шестидюймовками, у американцев дела со столь большим (для гильзового заряжания) калибром никак не налаживались И «Нью-Йорк» взял дюжину 102-миллиметровок, через чур не сильный чтобы нанести решающее повреждение равному сопернику.

Скорость первого настоящего броненосного крейсера США пребывала в полной мере на уровне начала 1990-х годов на опробованиях он развил 21 узел (Это стоило правительству 200 тыс тогдашних полновесных американских долларов, каковые было нужно уплатить Крампу в качестве премии за превышение хода над проектным значением) Сама механическая установка кроме этого отличалась оригинальностью Четыре паровые машины вращали два вала попарно Такая комбинация разрешала нормально нести работу с применением лишь задней пары автомобилей, сохраняя переднюю в стабильно хорошем состоянии Но при необходимости скоро дать громадный движение крейсер попадал в «увлекательное положение» Требовалось сперва отсоединить от передаточных муфт уже трудящиеся автомобили, после этого подключить предварительно «подогретые» резервные и опять подсоединить крейсерские Такая процедура занимала до получаса, в течении которого корабль двигался лишь по инерции либо малый ходом, что никак не содействовало бы успеху в сражении И вправду, в бою при Сант-Яго де Куба во второй половине 80-ых годов XX века флагманский корабль адмирала Сэмпсона вышел из игры, не успев произвести эту сложную операцию Он показался на сцене лишь к самому шапошному разбору, так и не открыв огня по испанцам Однако, «Нью-Йорк» на флоте обожали, и он служил продолжительно и счастливо, много раз меняя механику и артиллерию По окончании 1905 года крейсер приобрел новые восьмидюймовки, а его не сильный четырехдюймовки заменили на более замечательные 127-миллиметровки Тогда же архаичные огнетрубные котлы уступили место современным водотрубным (снаружи это сопровождалось возникновением внушительных долгих труб для лучшей тяги) Носивший столь респектабельное имя корабль не мог иметь его продолжительно В 1911 году в связи с постройкой линейного корабля «Нью-Йорк» его переименовали в «Саратогу», но спустя 6 лет и это наименование пригодилось для огромного линейного крейсера (позже перестроенного в известный авианосец) Ставший «Рочестером», уникальный корабль медлено начал терять и орудия, и механизмы Во второй половине 20-ых годов XX века на нем осталась лишь треть трубы и 2 котлов, а спустя 5 лет его послали в бессрочный резерв Старика перетащили через Тихий океан на Филиппины, где он стал у стены на военно-морской базе в Олонгапо Во второй половине 30-ых годов XX века его совсем исключили из перечней флота, но на слом отдавать не торопились Полувековая жизнь «оригинала» завершилась в декабре 1941 года, в то время, когда его взорвали по окончании высадки японцев.

Но мысль бронепалубного крейсера с дополнительным «пояском» не погибла Более того, хорошо прижилась в американском флоте ACR3, либо «Бруклин», во многом напоминал «Нью-Йорк» и гладкопалубным корпусом, и сильным оружием из 8-дюймовок, и «спаренной» механической установкой, и тремя трубами И, конечно, бронированием Действительно, толщина пояса возросла на дюйм, но он так же, как и прежде остался коротеньким. самоё существенным стала замена бортовых одиночных 203-мм орудий в щитах на полноценные двухорудийные башни Действительно, чтобы обеспечить стрельбу по корме и носу, спонсоны уже не годились Было нужно очень сильно «завалить» верхнюю часть борта вовнутрь, как на французских судах Мало исправили и слабость второго калибра, что стал 127-миллиметровым.

Но в целом «Бруклин» сохранил большое количество линия собственного «троюродного брата» и, как и «Нью-Йорк», игрался почетную роль флагманского корабля.

115. Броненосный крейсер «Бруклин» (США, 1896 г.)

Строился компанией «Крамп» в Филадельфии. Водоизмещение 9215 т; большая протяженность 122,70 м; ширина 19,71 м; осадка 7,32 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 16 000 л с., скорость 20 узлов. Оружие, восемь 203/35-мм, двенадцать 127/40-мм орудий, двенадцать 57-мм и четыре 37-мм малокалиберных скорострельных, пять 381-мм торпедных аппаратов.

Бронирование: пояс 76 мм, палуба 76 мм (на скосах до 152 мм), башни 140 мм, барбеты 203 — 76 мм, казематы 102 мм, рубка 216 мм. К 1919 г. сняты четыре 127-мм и установлены две 76-мм зенитки. Исключен из перечней флота в 1921 г.

116. Броненосный крейсер «Нью-Йорк» (США, 1893 г.)

Строился компанией «Крамп» в Филадельфии.

Водоизмещение 8200 т; большая протяженность 117,04 м; ширина 19,76 м, осадка 7,26 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 16 000 л.с., скорость 20 узлов. Оружие: шесть 203/35-мм, двенадцать 102/40-мм орудий, восемь 57-мм и четыре 37-мм малокалиберных скорострельных, три 356-мм торпедных аппарата. Бронирование, пояс 102 мм, палуба 76 мм (на скосах до 152 мм), башни 140 мм, барбеты 254 — 127 мм, казематы 102 мм, рубка 190 мм.

При модернизации в 1905—1909 гг установлены четыре 203/45-мм, десять 127/50-мм и восемь 76/50-мм орудий; сняты торпедные аппараты В 1911 г. переименован в «Саратогу», в 1917 г. — в «Рочестер». К 1919 г демонтированы два 127-мм и все 76-мм орудия, установлены две 76-мм зенитки. Исключен из перечней флота в 1938 г. Затоплен командой в декабре 1941 г.

117.

Броненосный крейсер «Сент-Луис» (США, 1906 г.)

Строился компанией «Нифи энд Леви». Водоизмещение 9700 т, большая протяженность 129,91 м; ширина 20,12 м; осадка 6,86 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 21 000 л.с , скорость 22 узла. Оружие: четырнадцать 152/50-мм и восемнадцать 76/50-мм орудий, двенадцать 47-мм и восемь 37-мм малокалиберных скорострельных пушек.

Бронирование: пояс 102 мм, палуба 51 мм (на скосах 76 мм), казематы 102 мм, рубка 127 мм Всего в 1905—1906 гг выстроено три единицы: «Сент-Луис», «Чарльстон» и «Милуоки». Последний погиб в следствии навигационной аварии в 1917 г., два вторых сданы на слом в 1930 — 1931 гг.

На протяжении сражения у Сант-Яго на нем был коммодор Шлей, в сущности, и одержавший в том месте победу Не смотря на то, что и он развил движение не сходу, пострелять по сопернику ему удалось, и не без успеха Единственный крейсер в американской эскадре, лишь он и мог, в принципе, догнать испанских собратьев по классу К счастью для этого необычно бронированного корабля, проверки его защиты не произошло испанцы легко в него не попадали из собственных достаточно замечательных 280-мм пушек Через десятилетие по окончании испано-американской войны уже основательно устаревший «Бруклин» послали в бессрочный резерв, в котором он пробыл до начала Первой Мировой За это время корабль приобрел новые устройства подачи снаряда и совокупность управления огнем Но, повоевать ему, как и всему флоту США, фактически не удалось, а Вашингтонское соглашение об ограничении морских оружий совсем решило его судьбу в первой половине 20-ых годов двадцатого века крейсер разобрали на металл.

На «Бруклине» кончилось «детство» американских броненосных крейсеров и началась несомненная зрелость Заокеанский флот в начале XX века рос как на дрожжах, и в 1899 и 1900 годах последовал заказ на большую серию — две тройки новых судов этого класса К тому времени конструкторы совсем забыли об экономии По водоизмещению новички были больше предшественника практически в 1,5 раза и превышали современные им отечественные броненосцы Исходя из этого, не смотря на то, что новые единицы взяли все те же обозначения ACR (Armoured Cruiser — броненосный крейсер) с номерами от 4 до 9, заглавия их соответствовали «линкорному стандарту» — именам штатов Но, в отличие от «Мэна», оружие «пенсильваний» свидетельствовало об обратном: практически 14-тысячетонные монстры несли ту же артиллерию, что и японские «асамы» — четыре восьмидюймовки в башнях и четырнадцать шестидюймовок в казематах Приблизительно подобной являлась и защита, не смотря на то, что распределение брони смотрелось по-второму и соответствовало «национальным привычкам» Пояс был чуть уже, 152 мм вместо японских 178, но скосы палубы за ним — 102 мм против 51 и 76 у «Асамы» и «Иватэ» В итоге у «американцев» было некое преимущество над «японцами» в прикрытии жизненных частей, в особенности на малых расстояниях Тихоокеанские соперники с обеих сторон океана имели приблизительно равную большую скорость И тем, и вторым было нужно испытать замену котлов Но в случае если у японских «армстронговцев» обстоятельством стала архаичность «огнетрубов», то у «Пенсильвании» и «Колорадо» — ненадежность «супер-патентованных» котлов совокупности Никлоса, усиленно продвигавшихся Крампом.

С «капризулями» мучились во всех флотах (в частности, в Российской Федерации от них пострадали ходовые качества рекордсмена скорости собственного времени — «Варяга») Было нужно помучиться и самим хозяевам Лишь на пороге Первой Мировой их заменили на более неприхотливые и замечательные котлы Бэбкока-Уилкокса, ставшие стандартными для ВМС Соединенных Штатов.

«Избыток» в четыре тысячи тысячь киллограм (по сравнению все с теми же британскими «японцами») ушел на более большой, прочный и мореходный корпус, и на дополнительный уголь Но «Пенсильвании» стали по-настоящему океанскими судами, не смотря на то, что изрядно необычного «жанра» — то ли быстроходное крыло флота, то ли охотники за неприятельскими крейсерами В последнем качестве они, пожалуй, были бы хороши, разве что для полного успеха пара не хватало скорости Помогали они довольно продолжительное время; перед Первой мировой войной восьмидюймовки заменили на новую длинноствольную модель, а на протяжении самой войны сняли часть мало нужных 76-миллиметровок, заменив их парой зенитных пушек того же калибра. Американцы рано осознали потенциальные возможности нового неприятеля судов Так как именно на «Пенсильвании» состоялась первая в истории авиации посадка самолета на корабль 18 января 1918 года лейтенант флота Ю. Эли ухитрился «примостить» собственный «Кертисс» на шаткую древесную платформу, воздвигнутую плотниками над квартердеком крейсера — воистину цирковой номер По окончании смерти храброго летчика в одном из полетов помост разобрали, но большие (и уже основательно устаревшие) собратья «Пенсильвании» привлекали внимание вторых летунов На переименованной в «Хантингтон» «Вест Вирджинии» в 1917 оборудовали не только мини-площадку на целых четыре «аппарата», но и катапульту для их выпуска Дополнял необычную авиагруппу солидных размеров привязной аэростат Один из шестерки «штатов», бывшая «Калифорния», ставший «Сан-Диего», удостоился вызывающей большие сомнения чести стать единственным громадным кораблем США, погибшим в Первую мировую 19 июля 1918 года недалеко от машинного отделения по левому борту прогремел сильный подводный взрыв Вода скоро распространялась по кораблю, он начал садиться в море и наконец потоки хлынули через негерметичные орудийные порты Всего через 20 мин. «Сан-Диего» отправился ко дну специалисты и Историки до сих пор спорят, что стало тому обстоятельством — германская подлодка либо же мина Разумеется одно: защиту от подводных взрывов этих больших судов можно считать очень плохой Громадные, дорогие, бессчётные и непонятного назначения «Пенсильвании» вызвали обильную критику приверженцев классических (просматривай — не огромных) крейсеров.

Что же, конструкторы готовься чертить, судостроительные компании — строить, а конгрессмены — давать деньги. Так в 1902 году, параллельно со второй тройкой гигантов, заложили три меньших по размеру корабля Меньших, но отнюдь не мелких «Сент-Луис», «Милуоки» и «Чарльстон» по водоизмещению кроме того чуть превышали известную «Аса-му» Но по защите и вооружению они соперниками броненосным японцам никак не являлись Отсутствие восьмидюймовок (при том же числе 152-мм скорострелок) лишало их возможности пробить броню для того чтобы соперника, а личный 102-мм пояс, к тому же по все тем же традициям маленький, являлся нехорошим прикрытием от бронебойных снарядов Но, от проникновения их к механизмам и в погреба боезапаса выручали столь же традиционно солидные скосы броневой палубы.

Большое количество веса забирал излишний для наступивших времен «частокол» из восемнадцати трехдюймовых орудий — явный перебор в числе при непонятном назначении Не столь заметным, как недочёты, но очень значительным преимуществом «мелких громадных американцев» являлась их приличная мореходность, обусловленная высоким бортом В общем, эта троица во многом напоминала английские «каунти», не смотря на то, что и уступала им по столь серьёзной для «охотников» чёрте, как скорость 22 узлов для антикрейсерских задач по окончании Русско-японской войны уже очевидно не хватало.

Так в начале XX века Соединенные Штаты стали обладателями очень внушительной численно коллекции броненосных крейсеров Более того, их самые замечательные представители принадлежали к большой серии из шести единиц — большая редкость для любой страны, не считая Англии Но к этому изрядному по размерам «техническому кулаку» прилагалось не через чур много «мозгов» Как и в других государствах (за редким исключением), отсутствовали идеи о том, как с большой пользой применить эти практически 130 млн кг стали при войны.

Лучшее, что возможно было придумать, это охота на более не сильный представителей того же класса из имевшихся у соперника Но и сам вероятный неприятель по окончании сокрушения Испании во второй половине 90-ых годов XIX века всецело прятался в густом политическом тумане Вероятно — Япония, вероятно — Германия А что если сама «владычица морей»? Американцы строили крейсерский флот как бы «на всякий случай», без концепций и чётких задач Что точно не вызывает сомнений, так это неспешно накапливаемый кораблестроительной индустрией опыт — сокровище, которая редко исчезает бесследно.

В. КОФМАН

«Мста-С» против Paladin – виртуальная дуэль русском и американской самоходок

Статьи, которые будут Вам интересны: