Заокеанское понятие «лёгкости»
Адмиралы США продолжительно сопротивлялись появлению в собственном флоте лёгких крейсеров, отдавая предпочтение любимому «вашингтонскому» классу. Финиш сопротивлению положил Английский морской контракт, лимитировавший не только предельный размер судов различных классов, но и неспециализированное водоизмещение, отпущенное на любой класс. Не смотря на то, что американцы стали обладателями самой громадной квоты по тяжёлым крейсерам — 18 единиц, но практически вся она была уже «выбранной».
Не оставалось ничего делать, не считая как переходить к постройке менее амбициозных единиц, оружие которых не имело возможности быть больше по калибру 155 мм.
Нелюбимое дитя редко бывает ухоженным, по крайней мере, пока не покажет каких-то необыкновенных качеств. Так сначала происходило и с американскими лёгкими крейсерами. Ни адмиралы, ни военно-морские теоретики, ни конструкторы не осознавали, что же им вправду хочется создать.
Первый комплект проектов из шести штук воображал собой пёструю смесь, начинаясь от нелепого на вид монстра с 15 шестидюймовыми стволами, из которых 12 размешались в четырёхорудийных башнях, а оставшиеся три — в трёхорудийной, до весьма скромного 6000-тонного кораблика со всего шестью такими орудиями. Роднила их разве что скорость — 32,5 узла, сочтённая оптимальной для работы с флотом.
За первым удивлением — «А что же мы всё-таки такое планируем породить?» — последовала продолжительная и кропотливая работа по их воплощению и подгонке требований в металле. Достаточно скоро удалось договориться о том, что лёгкий крейсер будет кораблём солидным, талантливым сражаться со собственными тяжёлыми собратьями, и иметь громадную дальность плавания.
Всё это предполагало, конечно, верхний предел водоизмещения — пресловутые «вашингтонские» 10 тыс. т. В итоге конструкторы, имевшие продолжительный запас, практически три года, на доводку и размышления, создали очень разумный и уравновешенный проект, снаружи пара напоминавший английские «города»: корпус с парой и полубаком дымовых труб, 12 орудий в четырёх 3-орудийных башнях, приличный броневой пояс. Так бы американцы и обзавелись весьма родным к бывшей метрополии типом, если бы не японские «Могами».
Их пятнадцать 155-мм орудий произвели сильнейшее впечатление на адмиралов, и на уже практически готовом «Бруклине» начали подыскивать место для пятой башни ГК.
Любопытно, как у американских конструкторов боролись две противоположные идеи: как сделать собственный крейсер максимально сильным и вместе с тем максимально «лёгким». Было нужно пойти на последовательность ухищрений. Кое-какие из них осуществлялись извечно привычным методом: солидными деньгами.
Так, гладкопалубный корпус «бруклинов» выполнялся из особой стали, весьма прочной и лёгкой, но очень дорогой. Ясно, что такое было доступно только богатому «дядюшке Сэму». Но другие особенности экономии не было возможности приобрести кроме того таким методом без риска утопить корабль сразу после спуска.
В частности, для облегчения высоко расположенных башен их было нужно сделать маленькими, а орудия установить весьма близко друг к другу. В следствии установки страдали громадным разбросом в залпе, но их характеристики смотрелись превосходно, за что и взяли прозвище «шестидюймовые пулемёты».
Вправду, заокеанские инженеры добились высокой степени механизации, и теоретически «новички» имели возможность бы выпустить до 140 снарядов в 60 секунд неспециализированным весом около 7 тысячь киллограм, что делало «Бруклин» весьма страшным соперником для любого корабля на малой и средней расстояниях, впредь до тяжёлого крейсера. Среди них и для японских «Могами», пушки которых не могли похвастаться столь «пулёметной» скорострельностью.
Защита смотрелась менее внушительно, потому, что на неё уже просто не оставалось резервов. Однако удалось прикрыть механизмы 127-мм поясом (пускай узким и утоньшающимся книзу по обстоятельству всё той же экономии веса), а погреба боезапаса — совсем узеньким и узким (51 мм) прикрытием борта в броневой и носу «коробкой» в корме.
В целом же крейсер был весьма рациональным: на нём нашлось место фактически всему, кроме того корабельной авиации солидной численности — четыре гидросамолёта и две катапульты. (Стоит подметить, что «скрывались» самолёты в ангаре в корме, под верхней палубой — красиво на вид и комфортно при рутинной работе, но проблематично с позиций их применения в сражении.)
В целом американцам удалось решить собственную тяжёлую задачу.
Сильно вооружённый, прилично защищённый и достаточно быстроходный (на опробованиях крейсера превысили 33 узла), новый корабль имел стандартное водоизмещение кроме того меньше предельного — около 9800 т. Но оборудование и тяжёлое вооружение, расположенное высоко над ватерлинией, сказалось на остойчивости, и столь дорогой ценой сбережённые тонны было нужно заполнить самым примитивным методом — загрузив в трюмы балласт.
Морское министерство США не поскупилось и в стремительной последовательности заказало сходу 7 новых единиц, ликвидируя огромную брешь в, по сути дела, отсутствующем классе.
Но тем самым единым махом израсходованным был целый резерв, отпущенный Английским соглашением сейчас и в классе лёгких крейсеров. Оставался какой-то межеумочный тоннаж в 17 600 тысячь киллограм, в который никак не вмещалась ещё одна пара судов. Конструкторы снова пошли по привычному кругу: сперва создали кучу проектов самого различного размера, впредь до 5000 т, но наконец-то одну башню.
Оказался красивый корабль, практически полный аналог английских «городов», но тут до американцев совсем дошло, что их японские соперники в далеком прошлом и старательно надувают их с настоящими размерами собственных судов. Исходя из этого в итоге решили проигнорировать «выход за рамки» и последние 2 единицы, «Сент-Хелена» и «Луис» стали практически полным повторением прошлых, кроме того с очередными улучшениями.
Так, механизмы вместо 6 отсеков занимали сейчас 8, причём турбины и котлы снова выстроились в «эшелоны», уменьшив уязвимость в сражении. Заметно усилилось и зенитное оружие: вместо 25-калиберных 127-мм «коротышек» в одиночных установках показались спаренные универсальные орудия с более долгим стволом в 38 калибров — одни из самые знаменитых морских пушек 2-й всемирный войны.
В итоге вместо экономии водоизмещение лишь подросло и в первый раз у американцев превысило на полтысячи вашингтонский предел. Но, вступали в строй они уже во второй половине 30-ых годов двадцатого века, в то время, когда нарушения фактически уже полностью рассыпавшегося соглашения никого не интересовали.
Успешные новые крейсера были очень востребованными во скоро начавшейся всемирный войне.
В начале её они были распределёнными практически поровну между двумя океанами — 4 базировались в Атлантике, а 5 — на Тихом океане. Неудивительно, что атлантические «Бруклин», «Саванна» и «Филадельфия» пережили боевые действия довольно благополучно. Самый пострадала «Саванна», поражённая германской планирующей бомбой FХ-1400 при высадке десанта у Салерно.
В следствии попадания этого тяжеленного «боеприпаса», набитого взрывчаткой, в полной мере талантливого потопить и линейный корабль, на крейсере погибло практически 200 человек, но сам крейсер удалось спасти. Остальные «атлантики» обошлись небольшими повреждениями либо по большому счету избежали их, не смотря на то, что достаточно деятельно принимали участие в артиллерийских дуэлях с германскими батареями береговой обороны.
А вот из «тихоокеанцев» сколь-нибудь больших повреждений избежал лишь «Феникс», участвовавший во многих операциях.
Остальные «бруклины» взяли собственную долю неприятельских снарядов, включая в их число «Нэшвилл», переведённый на данный куда более страшный театр практически сразу после начала боевых действий. Он взял пара «шрамов»: самый важный — от попадания самолёта-камикадзе на протяжении высадки на Филиппинах, из-за которого на борту пострадало более чем 400 человек.
Его систершип «Бойз» на протяжении боя у мыса Эсперанс схлопотал редчайшее попадание: японский 8-дюймовый боеприпас поднырнул под его узкий пояс и взорвался в носовом погребе главного калибра. Кроме того довольно устойчивый американский порох не имел возможности наряду с этим не воспламениться. Огромные языки пламени охватили подачу и вырвались из башни. Но драгоценные секунды наряду с этим удалось победить: пожар опоздал превратиться в всецело неконтролируемый и неизбежный взрыв.
Не было счастья, но несчастье помогло: вода под большим давлением хлынула через пробоину и погасила пламя большое количество стремительнее, чем это сделала бы каждая совокупность аварийного орошения. На крейсере погибло более сотни человек, все пребывавшие в башне и погребе, но сам он сохранился. Как сохранился «Гонулулу», поражённый 610-мм японским «долгим копьём» с громадным зарядом сильной взрывчатки, либо «Сент-Луис», взявший и бомбовые попадания, и «принявший» самолёт с пилотом-смертником.
Меньше всех повезло «Хелене», начавшей боевую карьеру с повреждений с самого начала войны при атаке Пёрл Харбора и торпедированной в сражении в заливе Кула сходу тремя смертоносными 610-мм «рыбками». Данный крейсер стал единственным из серии, погибшим в войну. А вот остальные изрядно покалеченные «калеки» не только починили и ввели в строй. Их ожидала продолжительная карьера, причём не только в собственном флоте.
Подписанный во второй половине 30-ых годов двадцатого века Второй Английский морской соглашение «об ограничении морских оружий» стал, пускай нечайно, обстоятельством появления самой большой в мире серии крейсеров, не смотря на то, что, на первый взгляд, вправду очень сильно уменьшал возможности класса.
Сейчас водоизмещение лёгкого крейсера не имело возможности быть больше 8 тыс.т; ограничение калибра артиллерии 152 мм уже не являлось сколь-нибудь значительным, потому, что втиснуть что-то более грозное в столь маленький корпус всё равняется не представлялось вероятным.
Спустя два года по окончании подписания контракта, во второй половине 30-ых годов XX века, Государственный секретарь по делам флота (морской министр) подписал бюджет на 1940 год, в который включили два крейсера «нового лимита» в 8000 т, представлявшие собой урезанный «Бруклин», у которых трёхорудийные башни уступили место двухорудийным. Было нужно отказаться и от 127-миллиметровок, ограничившись только пятью четырёхствольными 28-мм автоматами.
Витавшая в воздухе война побудила американских конгрессменов всецело потакать своим адмиралам, хотевшим взять как минимум два десятка новых крейсеров. До утверждения окончательного проекта оставалось очень мало времени, в то время, когда война с Гитлером вправду разразилась. Все договорные ограничения мирного времени в одночасье утратили собственный суть.
190. Лёгкий крейсер «Бруклин» (США, 1939 г.)
Строился на верфи ВМС в Филадельфии. Водоизмещение стандартное 9700 т, полное 12 700 т, большая протяженность 185,42 м, ширина 18,82 м, осадка 7,24 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 100 000 л.с., скорость 33 узла.
Бронирование: борт 127 — 51 мм, палуба 51 мм, башни 165 — 32 мм, барбеты 152 мм, боевая рубка 127 мм. Оружие: пятнадцать 152/47-мм орудий, восемь 127/25-мм зенитных пушек (на последних двух — 127/38-мм), восемь 12,7-мм пулемётов, 4 гидросамолёта. Всего в 1936—1938 годах выстроено 9 единиц: «Бруклин», «Филадельфия», «Саванна», «Нэшвилл», «Феникс», «Бойз», «Гонолулу», «Сент-Хелена» и «Луис».
На протяжении войны установлено двадцать четыре 40-мм зенитных автомата «бофорс» и восемнадцать 20-мм «эриликонов». «Хелена» потоплена в июле 1943 г. В 1951 г. «Бруклин» и «Нэшвилл» реализованы Чили, «Филадельфия» и «Сент-Луис» — Бразилии, «Феникс» и «Бойз» — Аргентине. «Саванна» и «Гонулулу» сданы на слом в 1959 г.
191.Лёгкий крейсер «Кливленд» (США, 1942 г.)
Строился на верфи ВМС в Нью-Йорке.
Водоизмещение стандартное 11 150 т, полное 13 900 т, большая протяженность—185,95 м, ширина 20,22 м, осадка 7,42 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 100 000 л.с., скорость 32 узла. Бронирование: борт 127 — 51 мм, палуба 51 мм, башни 165 — 32 мм, барбеты 152 мм, боевая рубка 127 мм. Оружие: пятнадцать 152/47-мм орудий, двенадцать 127/38-мм универсальных пушек, двадцать четыре 40-мм и десять 20-мм автоматов, 4 гидросамолёта. Всего в 1942—1946 годах выстроено 29 единиц.
На слом сданы: в 1959—1961 годах 12 единиц, во второй половине 60-ых годов двадцатого века—1, в 1970—1971 годах 5, в 1973 — 1, остальные в 1977—1978 годах, не считая «Литл-Рок», покинутого в качестве корабля-музея.
192. Лёгкий крейсер «Фарго» (США, 1945 г.)
Строился компанией «Нью-Йорк Шипбилдинг» в Кэмдене.
Водоизмещение стандартное 11 150 т, полное 13 900 т, большая протяженность—185,95 м, ширина 20,22 м, осадка 7,42 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 100 000 л.с., скорость 32 узла. Бронирование: борт 127 — 51 мм, палуба 51 мм, башни 165 — 32 мм, барбеты 152 мм, боевая рубка 127 мм. Оружие: пятнадцать 152/47-мм орудий, двенадцать 127/38-мм универсальных пушек, двадцать четыре 40-мм и десять 20-мм автоматов, 4 гидросамолёта.
Всего в 1945—1946 годах выстроено 2 единицы, «Фарго» и «Хантингтон», из 9 заказанных, остальные сломаны на стапелях. «Хантингтон» исключён из перечней в 1961 г., «Фарго» — в 1970 г.
Тут морское министерство не сплоховало: очевидно не через чур сильный и успешный проект быстро притормозили. Требовалось создать что-то более замечательное, но весьма скоро.
Ответ пришло в виде проверенного к тому сроку последнего из «бруклинов», «Сент-Луиса», продемонстрировавшего себя с лучшей стороны. Проект претерпел очень мало трансформаций. В первую очередь, отказались от «лишней спицы в колеснице» — пресловутой пятой башни.
Её заменили на несколько 127-мм спаренных установок, разместившихся в диаметральной плоскости. В следствии мощь огня по надводным целям пострадала совсем незначительно, в случае если пострадала по большому счету, а по воздушным — заметно возросла. Сейчас на любом курсовом угле самолёты встречали как минимум 6 стволов, но в основном их число возрастало до 8. Хорошие позиции заняли и совокупности управления огнём универсалок Мк-37.
А ведь к тому времени уже прекрасно было как мы знаем, что ПВО судов действенно так, как хороша совокупность управления им. Тут у американцев всё появилось в порядке сначала. Но вот с автоматами появились кое-какие неприятности.
Первоначально ограничились крупнокалиберными пулемётами, но итоги первых битв в Европе продемонстрировали, что они практически ненужны против торпедоносцев и пикировщиков. Тогда на сцену выступили всё те же 28-мм четырёхстволки — «чикагские пианино». Установка смотрелась перспективной, но весила достаточно большое количество чтобы дурно оказать влияние на остойчивость.
Было нужно запланировать укладку в трюмы дополнительного балласта, не смотря на то, что ширину корпуса «кливлендов» и без того увеличили практически на полтора метра если сравнивать с «бруклинами». Но подкачали сами автоматы: они были ненадёжными и страдали от бессчётных «детских заболеваний». Весьма удачно подвернулась замена в лице лицензионных 40-мм «бо-форсов», более дальнобойных, столь же скорострельных, и к тому же в полной мере надёжных.
Их дополнили также «импортные» 20-мм «эрликоны», основное преимущество которых пребывало в том, что лёгкие установки не потребовали силовых приводов, да и «приткнуть» их возможно было практически в любом эргономичном месте.
«Кливленды» ещё до вступления в строй успели взять по 4 четырёхствольных и двухствольных «бофорса», а более поздние единицы обзавелись шестью двухстволками. Количество «эрликонов» колебалось от 13 до двух десятков.
Непременно, такие меры делали новые крейсера весьма замечательными соперниками для авиации, но они никак не укладывались в достаточно строгую развесовку проекта. Помимо этого, требование как возможно скорее вводить их в строй сыграло злую шутку с инженерами. Первоначально планировалось выполнить большая часть верхних надстроек, лёгких переборок и мостиков из алюминиевого сплава.
Но «крылатый» металл требовался в первую очередь для авиации и стал недостатком кроме того для безудержно развивающейся американской индустрии. Дюраль заменили на кораблестроительную сталь, увеличив и без того возросший за счёт лёгких зениток «верхний вес» до страшного для остойчивости предела.
Полностью избежало трансформаций бронирование.
Пояс чуть укоротился, маленькую «рокировку» осуществили в защите башен главного калибра, чуть утолстив бока и крышу за счёт лобовой плиты. Действительно, изначально предполагалось ввести на новых крейсерах последнее актуальное новшество в виде наклонного пояса, расположенного в корпуса, как на американских линкорах типов «Саут Дакота» и «Айова», но недочёт времени на «имплантацию» вынудил отказаться от своеобразного ответа. Быть может, к лучшему.
Так как неизвестно, на какое количество задержался бы ввод в строй судов, на каковые уже была сделана важная ставка.
Начальный заказ казался весьма скромным, он складывался из всё тех же двух единиц. Но в течение шести месяцев к «паровозу» прицепили долгий состав — ещё 26 корпусов. Совсем плотину прорвало со вступлением США в войну По окончании нападения на Пёрл-Харбор стало ясно, что предстоит продолжительная и совсем непростая дорога к победе, на которой пригодятся суда всех классов.
И лучше — как возможно больше. В итоге заказы выдали на 52 (!) единицы типа «Кливленд» — такое обозначение взяли «последоговорные» крейсера по имени головного.
Но, кроме того самым солидным фантазёрам из адмиралов скоро стало ясно, что налицо явный перебор.
По окончании начала боевых действий Япония фактически прекратила новое кораблестроение в классе крейсеров, а германский флот достаточно удачно урезался британцами. Пять десятков судов против от силы полутора десятков устаревших либо не сильный соперников того же класса становились неоправданным излишеством, потому, что тормозили бы постройку более нужных авианосцев и эскортных сил. Но вот их корпуса были крайне полезными.
Уже в начале 1942 года стало ясно, что авианосцы стали самый важным компонентом в войне на Тихом океане, как да и то, что кроме того первые из заказанных поступят ещё очень не скоро. В качестве экспромта последовало ответ переоборудовать 9 «кливлендов» в лёгкие авианосцы, что разрешало усилить авианосный флот в максимально маленькое время.
Данный «ломоть» был не единственным, отрезанным от столь солидной буханки.
Всего в строй вошло 29 крейсеров; заказы на остальные отменили по различным обстоятельствам, основной из которых стало приближение финиша войны. Тут американцы поступили в полной мере разумно, процент успевших к делу лёгких крейсеров заметно превысил такой для их тяжёлых собратьев. 22 единицы успели учавствовать в военных действиях, не смотря на то, что, конечно же, в весьма различной степени.
Первые единицы успели поучаствовать во многих сражениях на обоих основных театрах войны. Так головной «Кливленд» закрывал высадку союзных сил в Северной Африке, а позже, уже на Тихом океане, бился с японцами в проливе «Металлическое дно» у Гуадалканала. В сражении у острова Коломбангара он вместе с систершипами «Монпелье» и «Денвер» практически в считанные 60 секунд разнесли огнём собственных «пулемётных» 6- и 5-дюймовок японские эсминцы «Минегумо» и «Мурасамэ», не взяв ни единой царапины.
А вот в следующей стычке в заливе Императрицы Августы «Денвер» поразили три 203-мм боеприпаса с японских тяжёлых крейсеров. К счастью для американцев, ни один из них не взорвался, покинув только маленькие повреждения. По большому счету ноябрь 1943 года стал для «Денвера» невезучим: десятью днями позднее он взял торпеду от базисного «Бетти».
Ремонтировать «дырки» было нужно в течение шести месяцев. Вторым неудачником среди «кливлендов» стал «Бирмингем». В том же ноябре в районе Соломоновых островов японская авиация поразила его торпедой и двумя бомбами. Отремонтированный в рекордный срок, менее чем за 3 месяца, он попал в сражение в заливе Лейте.
Крейсер помогал лёгкому авианосцу «Принстон» совладать с пожаром, в то время, когда сильнейший взрыв бензина осыпал спасателя множеством осколков, ранивших практически всех, пребывавших на верхней палубе и повредивших надстройки и автоматы. По окончании очередного ремонта неудачник успел именно к операции против Окинавы. 4 мая 1945 года в «Бирмингем» врезался камикадзе, убив и ранив сотню человек.
Отремонтировали его уже к самому окончанию военных действий, и в следствии «страдалец» взял лишь 9 боевых отличий — «звездочек», в то время как более удачливые его коллеги, такие, как «Кливленд», «Монпелье» и «Санта-Фе», удостоились целых 13.
По большому счету американцам удалось создать очень устойчивый к повреждениям корабль.
Примером тому помогает «Хьюстон» (названный в честь потопленного в Яванском море японцами тяжёлого «коллеги»), спасение которого вылилось в широкомасштабное сражение закрывавшей американской и атакующей японской авиации. Сначала крейсер взял торпеду с «Бетти» — от пробоины затопленными были все отсеки энергетической установки. Корабль всецело утратил движение и принял 6,5 тыс. т воды. Его двое дней вели на буксире под сопровождение постоянных атак японской авиации.
Одна из них завершилась успехом: вторая торпеда попала в корму. Загорелся летный бензин, крейсер лишился рулевого управления, а его водоизмещение увеличилось до 21 тысячи тысячь киллограм! Однако он благополучно достиг спасительного дока и был отремонтирован.
Как и при с тяжёлыми «балтиморами», за начальным проектом последовал улучшенный. Для «кливлендов» таковым стал тип «Фарго», кроме того напоминавший армейский вариант «Балтимора» — «Орегон Сити».
В этот самый момент две дымовые трубы уступили место одной широкой, число паровых котлов уменьшилось до четырёх, а внутренние помещения перекомпоновали, улучшив живучесть. Главные же трансформации сложно подметить на первый взгляд. Все они касались улучшения остойчивости: башни главного калибра «спустились» вниз на 30 см, а бортовые 127-миллиметровые перекочевали с надстройки на верхнюю палубу.
Ещё менее заметным стало сокращение ангара, что вмещал сейчас два самолёта вместо четырёх Такое изменение ясно: к тому времени разведывательная и корректировочная авиация на артиллерийских судах доживала последние дни, уступив собственную роль авианосным самолётам и радиолокаторам.
По большому счету же как раз злополучная «верхняя» перегрузка была основной обстоятельством относительно недолгой судьбы всех «кливлендов», как в начальном варианте, так и в усовершенствованном.
В конце войны с первых кроме того сняли одну из катапульт и дальномеры из нижних башен, но эти меры были каплей в море. Крейсера, конечно же, не опрокидывались на работе, но вот резерва для модернизаций совсем не оставалось. В собственном исходном виде артиллерийские крейсера стали не через чур нужными уже в 60-е годы, а вывод из состава ВМФ СССР большинства куда более новых единиц поставил на них окончательную точку. Исключали из перечней их в два приёма.
В 1959-м на вечный покой отправилось сходу 7 единиц, за следующие два года — ещё 5. После этого последовал паузу до конца 60-х, в то время, когда во второй половине 60-ых годов двадцатого века настала очередь «Астории». 5 крейсеров пошли на слом в 1970 — 1971 годах, «Галвестон» — в первой половине 70-ых годов XX века, а вот остальные дожили до конца 70-х, не смотря на то, что к тому времени в далеком прошлом пребывали на консервации. Однако сейчас дожил один из «кливлендов» — «Литл-Рок». В конце 50-х его, как и ещё пара единиц, перестроили в крейсер УРО.
А также не напрасно: летом 1968 года его ракеты сбили у берегов Вьетнама два реактивных истребителя. По окончании исключения из перечней флота во второй половине 70-ых годов двадцатого века ветеран стал музеем двух войн; его поставили на вечный прикол в Буффало.
Усовершенствованный вариант последних армейских лёгких крейсеров ожидала такая же будущее, как и усовершенствованных тяжёлых.
Они не поспели кроме того к капитуляции Японии, прослужили в составе флота всего по 3 — 4 года и отправились в резерв, появлявшийся бессрочным. Для «Хантингтона» история закончилась в первой половине 60-ых годов XX века, «Фарго» простоял в законсервированном виде практически на 10 лет больше, но обоим так и не было нужно больше плавать, не то что сражаться.